Адаптация к ДОУ.
консультация по теме

Наумова Марина Евгеньевна

Что нужно знать про адаптацию ребенка к детскому саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya.docx22.79 КБ

Предварительный просмотр:

«Адаптация к условиям пребывания в детском саду у разных детей протекает неодинаково, что зависит в основном от особенностей нервной системы. Внешними проявлениями трудностей адаптации могут быть нарушения сна, аппетита, необоснованные капризы. Чтобы облегчить течение адаптационного процесса, подготовку к этому ответственному в жизни ребенка событию следует начинать заблаговременно»

Т. В. Костяк «Психологическая адаптация ребенка в детском саду»

Адаптация в детском саду – стресс или эпизод жизни?

Адаптация ребенка в детском саду – процесс порой довольно непредсказуемый и тяжелый. Одни мамы с завистью слушают других, у которых адаптация ребенка к детскому саду прошла быстро, безболезненно и почти незаметно. Ребенок с радостью убегал в группу, хорошо кушал и спал. У других мам утренний поход в детский сад вспоминается с легкой истерикой, потому что ребенок плакал навзрыд, цеплялся и не отпускал, в саду ел плохо и плакал на прогулке.

Если первые шаги адаптации к детскому саду только предстоят Вашей семье, то этот материал для Вас. Если же в детский сад Вы ходите уже давно, то вопросы адаптации к детскому саду беспокоят Вас меньше, обычно только в первые дни после каникул.

Адаптация ребенка к детскому саду представляет собой процесс приспособления малыша к новым для него условиям жизни, общения и воспитания. Другие взрослые, другие дети, другой режим дня, другое отношение к ребенку. Все это создает немного стрессовую обстановку для ребенка. Такое состояние даже называют адаптационный стресс.

Адаптация к детскому саду происходит у всех детей по-разному. Некоторые дети почти не испытывают трудностей адаптации, уже через пару дней кажется, что они всю жизнь свою ходили в детский сад и чувствуют там себя как рыба в воде. Другим детям нужны недели, месяцы, а у отдельных детей и годы, чтобы привыкнуть к новым условиям. В среднем, по данным педагогов и психологов, адаптация ребенка к детскому саду в 3 года длится 2-3 недели, в старшем дошкольном возрасте – 1 месяц. Если в процессе адаптационного периода ребенок заболел, то привыкать к саду часто приходится по новой.

Наиболее критические моменты, которые вызывают трудности адаптации к детскому саду, можно выделить следующие:

  •  Ранний утренний подъем
  •  Обед без мамы
  •  Дневной сон
  •  Пребывание в саду целый день
  •  Привыкание к режиму
  •  Общение с незнакомыми детьми
  •  Общение с воспитателем

Каким образом родителям и воспитателям помочь ребенку преодолеть эти критические точки адаптации? Как снизить адаптационный стресс ребенка при вхождении в детсадовский мир?

Адаптация к детскому саду: ранний утренний подъем.

Для многих взрослых утренний подъем проходит не всегда позитивно. Что уж говорить о ребенке? Для малышей, жизнь которых до похода в детский сад регламентировась мало и слабо, пробуждение в 7.30 утра бывает очень жестоким стрессом адаптации. Поэтому, во-первых, если Ваш ребенок – не жаворонок и не просыпается в 6 утра с песнями и играми, в течение пары недель перед первыми визитами в детский сад вставайте раньше, привыкая к новому утреннему режиму. А во-вторых, будите ребенка в детский сад заранее, раньше на 10-20 минут, чтобы он мог понежиться в постели и постепенно перейти от сна к бодрствованию.

Адаптация к детскому саду: обед без мамы.

Большие трудности в адаптации к детскому саду связаны с кормлением детей. Многие воспитатели жалуются, что дети плохо едят или не едят совсем, пытаются их кормить и докармливать насильно. Некоторым детям не нравится еда, приготовленная детсадовскими поварами, некоторые – просто отказываются есть без мамы.

Вопрос с кормлением – один из самых сложных.  В этом случае многое зависит от родителей и их политики в отношении питания. Можно настаивать, чтобы ребенка кормили обязательно; можно не заставлять ребенка и дождаться того момента, когда он сам захочет и попросит есть.

Адаптация к детскому саду: дневной сон.

Дневной сон в детском саду длится с 12 до 15 часов. Поэтому в целях адаптации ребенка к детскому саду дома постарайтесь приурочить дневной сон ребенка к этому времени.

Если ребенок засыпает с любимой игрушкой, можно в первое время приносить ее в детский сад.

Возможно в целях тренировки попробовать оставлять ребенка одного в комнате дома перед засыпанием.

Адаптация к детскому саду: пребывание в саду целый день.

Обычно в первые дни в детском саду ребенок находится по 2-3 часа или только до дневного сна. Воспитатели фиксируют (в том числе в карте наблюдений) уровень адаптации и стресса у ребенка в течение первых трех недель. И в зависимости от того, насколько адаптация к детскому саду протекает быстро или медленно, рекомендуют родителям забирать ребенка все позже и позже.

Обычно первую неделю ребенок посещает детский сад до сна, на второй неделе – остается на период до полдника, после месяца – может остаться на полный день. Но все эти нормы сугубо индивидуальны. Если адаптация ребенка проходит с большим трудом, то забирать ребенка нужно пораньше (если у родителей имеется такая возможность), в районе 16 часов. Если ребенка из сада Вы забираете позже, то старайтесь делать это не последним. Дети очень травматично переживают, если они остаются последними в группе и родителей долго нет.

Адаптация к детскому саду: привыкание к режиму.

В целях адаптации узнайте режим дня в детском саду и детской группы конкретно для вашего ребенка (он несколько различается в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте). За месяц-полтора начните вводить этот режим в вашей семье, постепенно приближая его к детсадовскому.

В дошкольном возрасте ребенку важно спать до 10 часов ночью и 2-2,5 часа днем. Поэтому спать ребенка нужно укладывать уже 9 часов вечера. Современные дети, зная по своему опыту, укладываются спать часов в 10-11 вечера, очень перевозбуждаются перед сном, а потому процесс засыпания – очень долгий и нелегкий.

Еще один аспект, связанный с привыканием ребенка к детскому саду, режиму дня и ритму жизни, - это отсутствие свободного личного времени у ребенка и отсутствие каникул. Часто так бывает, что пару месяцев ребенок ходит в детский сад, а потом заболевает. Таким образом организм ребенка требует передышки в режиме, возможности восстановиться и вновь погрузиться только в семейную обстановку.

На первых порах этого не стоит бояться и волноваться. Бывает, что после болезни ребенок охотнее идет в детский сад, потому что так у него появляются новые друзья и новые игры. Поэтому, если есть возможность, устройте ребенку выходной на неделе или маленькие каникулы раз в пару месяцев. Ведь в детском саду, в отличие от школы, можно «прогулять» три дня без справки.

Адаптация к детскому саду: общение с незнакомыми детьми.

В современных семьях, часто с одним ребенком, малыш бывает выключен из системы отношений с другими детьми. Часто контакты с другими детьми ограничены общением на детской площадке, в поликлинике, в гостях. Поэтому плохо умеют общаться с другими маленькими детьми.

В целях адаптации к детскому саду нужно готовить ребенка к общению с другими ребятишками. Посещать детские парки и площадки, играть в песочнице, ходить на детские мероприятия, посещать развлекательные или развивающие занятия, дни рождения друзей и детей. Эти контакты могут быть не разнообразными (много детей – тоже стресс для ребенка), но постоянными. Например, встреча дружественных семей по традиции раз в неделю.

Необходимо понаблюдать за общением своего ребенка с другими людьми. Если он интроверт, то легко заводит контакты и общение с другими, адаптация в этом случае пройдет несколько полегче. Если же ребенок - интроверт, стеснительный или замкнутый, излишне послушный, то трудности могут быть при общении с детьми активными, агрессивными или эмоциональными.

Адаптация к детскому саду: общение с воспитателем.

Воспитатель – очень значимая фигура в процессе адаптации ребенка к детскому саду. Его опыт, умение ладит с детьми и понимать психологическое состояние ребенка играют иногда ключевую роль в адаптации. Необходимо обсуждать с воспитателем каждый день адаптации. По тем признакам, которые они заполняют в карте адаптации.

Иногда отказ ребенка идти к воспитателю, означает не протест против самой воспитательницы, а отказ вообще идти в детский сад. Поэтому проговорите с ребенком, как он чувствует себя в саду вообще, с воспитателем и детьми в частности.

И в заключение несколько моментов о психологическом настрое ребенка перед походом в детский сад.

В разговорах с ребенком о детском саде обращайте внимание на хорошее интересное – новые друзья, игры, интересные занятия. Не нужно пугать ребенка садом, не нужно создавать установки «детский сад как работа», особенно сами Вы на работу идете с неудовольствием.

В период адаптации ребенок как никогда нуждается во внимании и заботе. Адаптационный стресс отражается на эмоциональном состоянии, часто после сада дети начинают капризничать, плакать, драться или ругаться. Не надо думать, что «это его в садике научили», возможно так выходит стресс у ребенка.

В этот период будьте ближе к ребенку, чаще говорите ему о том, что любите его, что он замечательный, обнимайте и целуйте его. Ведь он целый день был лишен вашего присутствия и внимания, ему приходилось даже сдерживаться в своих эмоциях.

Поэтому первое время возможны и регрессивные эмоциональные реакции. Он будет долго сидеть рядом или на коленях, чаще прибегать и обнимать, цепляться и не сходить с рук, капризничать «как маленький», долго засыпать или спать вместе с родителями. Все это вполне нормальная реакция на адаптационный стресс.

Это просто нужно знать и быть к этому готовыми.

Мира и добра Вашему дому!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация и прогноз адаптации

В этом материале вы найдеёте:- что такое адаптация;- какие существуют типы адаптации;- как оценить течение адаптации ребёнка;- как помочь ребёнку в период адаптации;- развитие ребёнка от 1,6-2 лет;- м...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...

Адаптация к детскому саду. Советы родителям по адаптации ребенка

Адаптация – это приспособление к изменяющимся внешним условиям. Изменение окружающей среды выражается во встрече с незнакомыми людьми: взрослыми и большим числом сверстников, и в несовпадении домашних...

Система работы с детьми раннего возраста в период адаптации "Песочная терапия как средство адаптации детей раннего возраста"

Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребы­вание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональ­ным на...

Адаптация детей к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации.

Адаптация к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации....

Адаптация ребенка к ДОУ: игры в период адаптации. Во что играть дома в период адаптации к ДОУ

Материалы для родителей и педагогов адаптационных групп.1. Игра "Режим дня" с картинками2. Игра "Детский сад" с игрушками...