Чистоговорка как средство воспитания звуковой культуры речи
консультация (младшая группа) на тему

Герасимова Мария Александровна

Чистоговорка как средство воспитания звуковой культуры речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чистоговорка как средство воспитания звуковой культуры речи

В последнее время большой популярностью стали пользоваться логопедические чистоговорки. Само слово “чистоговорка” принадлежит В. Далю. Именно он ввел в научный язык народную терминологию: “потешки”, “прибаутки”, “скороговорки”. Но, Даль ставил знак равенства между скороговоркой и чистоговоркой. Сейчас же логопеды вкладывают в эти слова совершенно разный смысл. Чистоговорки полезны для преодоления вялости и малоподвижности артикуляционного аппарата для закрепления правильного произношения звуков в словах и фразе, а также дифференциации и и выработки отчетливой и внятной речи, умение говорить в различном темпе и с различным интонациями. Ребенку должно быть интересно и весело, тогда данные навыки будут развиваться быстрее.

А так же  чистоговорки  используются для улучшения произношения отдельных звуков и для их автоматизации. Вы, наверное, замечали, как нелегко малышу правильно проговаривать слова с теми звуками, которые он только-только научился произносить. Он уже понял, как расположить язычок или как вытянуть губы, но каждый раз ему приходится вспоминать об этом, если в слове попадается трудный звук. Но, проходит некоторое время, и никакие специальные усилия уже не нужны: и язычок, и губы, и зубы запомнили правильное положение и делают все сами, без усилий со стороны своего маленького хозяина, т.е. автоматически. И чистоговорки станут замечательным помощником малыша в выработке того самого автоматизма. Чистоговорки можно отыскать в логопедических книжках. Но можно и придумывать самим. Например, малышу плохо дается твердый звук “с”. Составим список слогов с этим звуком и сочиним вот такие стишки-чистоговорки:

Су-су-су – в лесу нашли лису.

Са-са-са – вот бежит лиса.

Сы-сы-сы – хвост рыжий у лисы.

Со-со-со – катилось колесо.

 Чаще повторяйте с малышом те чистоговорки, в которых есть сложные звуки. Важно, что бы малыш старался правильно их воспроизводить, четко произносил слова и слоги. Попросите кроху рассказать стишок громко, затем тише, а потом и вовсе шепотом, проговаривая слова вам на ушко или на ухо плюшевому другу-медведю. Чистоговорки можно использовать и для развития у малыша чувства рифмы. Ведь последнее слово в них само просится на язычок. Произнесите чистоговорку, “забыв” закончить. А малыш пусть попробует сначала подсказать вам нужное словечко, а потом произнесет весь стишок сам. В подобные игры хорошо играть в дороге или в долгой очереди. Вот еще примеры чистоговорок:

Зу-зу-зу, зу-зу-зу – зайку моем мы в тазу.

От-от-от – мурлычет рыжий кот.

Ча-ча-ча – мы были у врача.

Ра-ра-ра – дождь идет с утра.

Ри-ри-ри – в окна посмотри.

Жа-жа-жа – в лесу нашли ежа.

Цо-цо-цо – вымыли лицо

Ом-ом-ом – мы построим дом.

Жок-жок-жок - это пирожок.

Чи-чи-чи - мы любим калачи

Для развития речи, выработки четкого произношения согласных звуков существует достаточно способов, которые родители могут вполне применять в домашних условиях. Здесь ценное качество для мам - уметь разговаривать с ребенком даже во время домашней уборки. 3-4-летнего малыша родители уже понимают (в смысле произношения ребенком слов и предложений, какая же мама не поймет, о чем ей толкует чадо.) Однако в этом возрасте ребенок еще не может четко выговаривать отдельные звуки. Дикцию (это как раз четкое произношение слов и отдельных их частей) можно отработать с помощью чистоговорок - таких потешек, акцентированных на конкретные звуки и слоги. Даже если с ребенком занимается логопед, вы не утомите малыша, лишний раз, вспоминая дома забавные фразы, которые, кстати, помогут и в формировании чувства ритма. Мамы и сами могут придумывать шутливые фразы, типа:

"да-да-да - в огороде лебеда",

"ду-ду-ду - растут яблоки в саду",

"ша-ша-ша - принесли домой ерша"

"ту-ту-ту - мы поедем в Воркуту"

"жа-жа-жа - есть иголки у ежа"

"чи-чи-чи - прилетели к нам грачи"

"жу-жу-жу - я на солнышке лежу"...ну и так далее.

В таких произношениях ребенок может уловить разницу между словом и звуком.

Приемы работы с чистоговорками

1. СКАЖИ С РАЗЛИЧНОЙ ИНТОНАЦИЕЙ

Цель: учить ребенка произносить чистоговорку с вопросительной и восклицательной интонацией.

Задача: автоматизировать звук в словах и фразе, развивать интонационную сторону речи.  

1 вариант

Взрослый произносит чистоговорку, ребенок повторяет ее.

В: Сейчас надо сказать ее весело, чтобы в конце можно было поставить восклицательный знак.

Если ребенку трудно, взрослый дает образец.

В: Теперь надо сказать чистоговорку так, как будто ты спрашиваешь, и чтобы в конце можно было поставить вопросительный знак.

2 вариант

Взрослый показывает ребенку карточку со знаком препинания (восклицательным, вопросительным знаками или точкой), а ребенок сам произносит чистоговорку с нужной интонацией.

2. СКАЖИ КАК....    

Цель: учить ребенка произносить чистоговорку голосом, разным по тембру.                      

Задача: автоматизировать звук в словах и фразе, учить проговаривать фразу с необходимей тембром голоса

1 вариант

Игра проводится с использованием масок животных или кукол пальчикового театра. Взрослый показывает маску или куклу (например, лису) и говорит чистоговорку так, как бы ее сказала лиса. Потом просит ребенка повторить чистоговорку за лисой.

2 вариант

В: А сейчас попробуй сам сказать чистоговорку, как лиса (заяц, волк, мышка).

Если ребенок затрудняется в выполнении задания, то взрослый должен объяснить ему, какой голос может быть у этого животного и почему.

3. СКАЖИ ТИХО - ГРОМКО

Цель: учить ребенка менять силу голоса. Задача: автоматизировать звук в словах и фразе, развивать силу голоса.

1 вариант

Взрослый проговаривает чистоговорку и просит ребенка повторить ее с той же силой голоса. Если ребенок затрудняется в выполнении задания, взрослый в процессе проговаривания выкладывает фишки-опоры.

Чем больше фишка, тем выше сила голоса.

В: А сейчас скажи тихо, вот так. ОО-ОО- ла-ла -острая пила.

2 вариант

Взрослый показывает на выложенные фишки и просит повторить чистоговорку с соответствующей силой голоса.

Ребенок сам, ориентируясь на размеры фишек, произносит чистоговорку.

4. СКАЖИ МЕДЛЕННО - БЫСТРО

Цель: учить ребенка менять темп речи. Задача: автоматизировать звук в слове и во фразе, работать над темпом речи.

1 вариант

Взрослый произносит чистоговорку и просит ребенка повторить ее с той же скоростью.

Если ребенок затрудняется в выполнении задания, взрослый «выкладывает» чистоговорку фишками, делая между ними соответствующие расстояния. Чем медленнее проговаривается чистоговорка, тем больше расстояние между фишками.

2 вариант

Взрослый выкалывает чистоговорку фишками и просит произнести ее. Ребенок сам, ориентируясь на расстояние между фишками, произносит чистоговорку в нужном темпе.

5. ИНТОНАЦИОННОЕ ВЫДЕЛЕНИЕ СЛОВА

Цель: учить ребенка интонационно выделять слова в чистоговорке.

Задача: автоматизировать звук во фразе, развивать интонационную выразительность речи.

1 вариант

Взрослый составляет чистоговорку вместе с ребенком (например, са-са - идет лиса).

Затем взрослый спрашивает ребенка: «Са-са - идет КТО?*, голосом выделяя слово-вопрос. Ребенок отвечает, голосом выделяя слово-ответ.

Чистоговорку лучше выложить маленькими фишка -   . ми, а слово-ответ - большой фишкой:

Например: са-са - идет ЛИСА

2 вариант

Взрослый задает к чистоговорке вопрос, а ребенок отвечает, ориентируясь по схеме, выложенной фишками:

В: Са-са - ЧТО ДЕЛАЕТ лиса?

Р: Са-са - ИДЕТ лиса

3 вариант

Ребенок отвечает на вопрос без зрительной опоры, голосом выделяя нужное слово.

6. ПОДБЕРИ СЛОВО С ТАКИМ ЖЕ РИТМИЧЕСКИМ РИСУНКОМ

Цель; учить ребенка делить слово на слоги, определять слог с ударной гласной, подбирать слова с таким же количеством слогов и местоположением ударного слога.

Задача: автоматизировать звук в словах, учить определению в слове слога с ударным звуком, развивать чувство ритма.

1 вариант

Взрослый просит ребенка выбрать слово (картинку) с автоматизируемым звуком, определить количество слогов в этом слове (самостоятельно или с помощью взрослого), ударный слог (слог, который громче и дольше всех тянется). После этого ребенок вместе со взрослым составляет чистоговорку, исходя из количества слогов в слове.

Например: ла-ла-ла - принесла, ла-ла - пила.

Если ребенок затрудняется в выполнении задания, рекомендуется обозначить слоги слова фишками. Ударный слог лучше обозначить большой фишкой, остальные маленькими.

2 вариант

Взрослый называет слово и предлагает ребенку выбрать

7. ДОБАВЬ СЛОВО ИЗ ... СЛОГОВ

Цель: учить ребенка делить слова на слоги и подбирать слова с нужным количеством слогов.

Задача: автоматизировать звук в слове, учить делить слова на слоги.

1 вариант

Взрослый выкладывает фишками и проговаривает начало чистоговорки.

Затем предлагает ребенку посмотреть на картинки и выбрать те, в названиях которых столько же слогов. Названия всех предложенных картинок должны заканчиваться слогом, повторяющимся в первой части чистоговорки.

Ребенок с помощью взрослого делит эти слова на слоги (прохлопыванием), выбирает те, которыми можно закончить чистоговорку, и выкладывает их фишками.

2 вариант

Ребенок самостоятельно делит названия предложенных ему картинок на слоги, подбирает нужные слова к началу чистоговорки и выкладывает их фишками.

3 вариант

Ребенок заканчивает чистоговорку без наглядной опоры (без фишек).

8. ВЫЛОЖИ ФИШКАМИ (применяется как часть других приемов)

Цель: учить ребенка выделять каждое слово в чистоговорке. Задача: автоматизировать звук в словах и фразе, учить выделять слова из потока речи.

1 вариант

Взрослый проговаривает чистоговорку, ребенок повторяет ее.

Например, ла-ла - острая пила.

В: А сейчас выложи фишками каждое слово в чистоговорке. Произнеси начало чистоговорки.

Р: Ла-ла.

В: Выложи для каждого слога «ла» фишку. Ла-ла

Дальше, какое слово? Р: Острая.

Если ребенок ошибся, уточнить:

- слова «ост» нет, а слово "острая» есть;

- «острая пила» - это два слова. Какое из них первое?

Потом взрослый просит ребенка «прочитать» чистоговорку с опорой на выложенные фишки.

2 вариант

Взрослый проговаривает чистоговорку, а ребенок самостоятельно выкладывает ее.

9. ПРОШАГАЙ ПО СЛОГАМ

Цель: учить ребенка делить слова на слоги.

Задача: автоматизировать и дифференцировать звук во фразе, уточнить понятие «слог», учить делить слова на слоги.

 1 вариант

Взрослый напоминает ребенку, что такое слог и как производится слогораздел. Затем просит прошагать (прохлопать) чистоговорку так, чтобы на каждый слог приходился один шаг (хлопок). Например: ла-ла - ост-ра-я пи-ла. Если ребенок затрудняется в выполнении задания, взрослый шагает (хлопает) и проговаривает чистоговорку вместе с ним.

2 вариант

Ребенок сам пытается прошагать чистоговорку по слогам. Если он ошибается, то взрослый задает уточняющие вопросы. Например:

-   Это слог или звук?

-   Какой это звук - гласный или согласный?

-  А в слоге обязательно вместе с согласным звуком стоит гласный звук? (Слога не может быть без гласного звука.)

-  Какой звук идет после звука «Л»?

-  Он гласный?                                                

-  Значит, какой слог получается из этих звуков?

-  Правильно, «ЛА». Поэтому на один шаг скажи «ЛА».

3 вариант

Ребенок сам пытается прошагать (прохлопать) чистоговорку, деля слова на слоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для педсовета "Дидактическая игра как средство воспитания звуковой культуры речи детей младшей группы"

Материал для педсовета "Дидактическая игра как средство воспитания звуковой культуры речи детей младшей группы"...

Дидактическая игра - как средство воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста

Дидактическая игра - как средство воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста...

Чистоговорки и скороговорки в воспитании звуковой культуры речи детей дошкольного возраста

laquo;Скороговор­ки — этот удивительный жанр фольклора, создан народной мудростью не для пустословия, а специально для тренировки движений речеобразующего орга­на, который был бы способ...

«Чистоговорки и скороговорки в воспитании звуковой культуры речи». (консультация для родителей

Чистоговорки находят эмоциональный отклик в душе ребенка, помогают эффективно решить поставленные задачи по звуковой культуре речи в интересной форме....

Консультация на тему: «Чистоговорки и скороговорки как средство воспитания звуковой культуры речи старших дошкольников».

Автором представлен материал на тему "Чистоговорки как средство воспитания ЗКР старших дошкольников" в помощь педагогам....