Развитие мелкой моторики руки
консультация (старшая группа) на тему
Нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_melkoy_motoriki_ruki.docx | 17.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики руки
Нормальное развитие речи ребёнка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Это прежде всего определяется расположением в головном мозге моторной речевой зоны, практически являющейся частью двигательной области. Известно, что около трети всей площади двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка.
Рука ребёнка физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития.
Мелкая моторика ребенка 6 лет развита недостаточно. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т.е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость. При выполнении статических проб дети не могут сохранять принятую позу длительное время.
Тактильные ощущения 6 – летнего ребенка развиты слабо. При выполнении различных действий (например, при рисовании) ребенку трудно правильно управлять карандашом.
Карандаш, ручка, мелок являются посредниками между рукой ребенка и бумагой, доской и т. п. Зажатый в руке карандаш как бы удлиняет кисть, является ее своеобразным продолжением. Поэтому маленький ребенок сосредоточивает свое внимание не на захвате, а на точке соприкосновения карандаша и бумаги. И это часто является причиной формирования у него неправильного захвата карандаша (кисточки, ручки и др.), что скажется на качестве формируемых навыков рисования, а в последующем – и письма.
При этом особенно заметен не соответствующий работе мышечный тонус (тонус – это длительно сохраняющееся состояние упругости (возбуждение) мышц). У детей можно наблюдать слабый (вялый) тонус, что ведет к начертанию тонких, ломаных, прерывистых линий. Есть дети с повышенным тонусом мелкой мускулатуры. В этом случае рука ребенка быстро устает, он не может закончить работу без дополнительного отдыха.
Очень часто у детей с вялыми мышцами рук отмечается слабость мышц артикуляционного аппарата. У детей с высокой упругостью мышц мелкой моторики рук наблюдается повышенный тонус мышц артикуляционного аппарата. Воздействуя на тонус руки ребенка, мы можем влиять на тонус речевого аппарата.
В среднем дошкольном возрасте дети начинают учиться менять напряжение мелкой мускулатуры на расслабление. Это особенно хорошо видно при работе ребенка с ножницами, когда малыш старательно, но очень медленно вырезает полоску бумаги.
Таким образом, в дошкольном возрасте начинается подготовка руки ребенка к письму. Игровые упражнения типа «Горошина», «Лыжник» (пальчиковые игры с предметами) являются начальным этапом при подготовке руки к безотрывному письму.
Очень важно, чтобы родители знали нормы двигательного и речевого развития ребенка, отслеживали этапы становления различных навыков. Вовремя принятые необходимые меры могут вернуть ребенку полноценное развитие.
Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка.
Перед педагогами и родителями встает задача развития мелкой моторики руки ребенка.
В семье развивать мелкую моторику рук через игровые упражнения (типа «Пальчик, пальчик, где ты был?» и т. п.), развитие ручной умелости (давать детям в домашних условиях под контролем взрослых вырезать ножницами, шить иголкой с большим ушком, лепить, перебирать крупу и т. п.).
Пальчиковая гимнастика
У тебя есть две руки,
Есть и десять пальчиков.
Десять ловких и веселых,
Быстрых чудо – мальчиков.
Будут – будут наши пальчики
трудиться,
Не пристало чудо – мальчикам
лениться!
Овощи
Собираем мы в лукошко
И морковку, и картошку.
Огурцы, фасоль, горох –
Урожай у нас не плох.
Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого. Со слов: «Урожай у нас не плох», охватываем весь кулачок.
Масленица
Положи блинок в ладошку:
Угости мурлыку – кошку,
Угости щенка Трезорку,
Потом мальчика Егорку,
Дай блиночек мамочке,
Дай блиночек папочке.
Первая строчка – прочертить пальцем круг на ладошке.
На следующие пять строчек загибать пальцы с приговариванием соответствующих слов.
Замок
Сцепим пальчики в замок
Чтоб войти чужой не мог.
Пустим только белочку,
Ежика и зайчика,
Пустим только девочку,
Пустим только мальчика.
Сцепить пальцы двух рук «в замок », При произнесении слов: «Пустим только…» - ладони разводить в стороны, затем быстро соединять.
Дружные ребятки
Здравствуй, Петенька!
Здравствуй, Анечка!
Здравствуй, Зиночка!
Здравствуй, Манечка!
Ах,и дружные ребятки,
Поиграем вместе в прятки.
Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.
Жук
Жук сидит на веточке,
Вы не бойтесь, деточки.
Попробуйте – ка сами
Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в
стороны («усы»).
Пошевелить «усами».
Снежок
Раз, два, три, четыре загибают пальчики
Мы с тобой снежок лепили «лепят снежок»
Круглый, крепкий показывают круг, сжимают ладони
вместе
Очень гладкий гладят одной ладонью другую
И совсем – совсем не сладкий грозят пальчиком
Раз – подбросим «подбрасывают»
Два – поймаем «приседают ловят»
Три – уроним «встают, роняют»
И – сломаем топают
Игры с веревочкой
«Паук и муха», «Ловкая ящерица», «Паровозик», «Жадный рыбак».
Литература
Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика. – М.:АСТ: Астрель. 2008.
Афонькина Е.Ю., А.С. Афонькина Игры с веревочкой.- Санкт – Петербург:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Рука развивает мозг"(игры для развития мелкой моторики руки)
Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторик...
"Рука развивает мозг"(игры для развития мелкой моторики руки)
Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторик...
Картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики руки и подготовки руки к письму для детей старшего дошкольного возраста
В пособии пообраны пальчиковые игры для развития мелкой моторики по темам...
Консультации для родителей «Что такое "мелкая моторика" и почему так важно ее развивать?», «Что делать, если Вы обнаружили плохое развитие мелкой моторики руки у своего ребенка?»
консультации для родителей про мелкую моторику....
Опыт работы по развитию мелкой моторики По теме: «Пальчиковая живопись, как инструмент развития мелкой моторики руку детей дошкольного возраста»
Публикация на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста....
Проект «Подготовка руки дошкольника к письму и совершенствование речи посредством развития мелкой моторики руки»
В современном образовании приоритетным является создание условий для всесторонней подготовки ребенка к школе, в частности, формирования его руки к письму. Уровень подготовки руки н...
Консультация для родителей. «Развитие мелкой моторики руки. Подготовка руки к письму.»
Консультация для родителей. "Развитие мелкой моторики руки.Подготовка руки к письму." Что значит развивать мелкую моторику?...