Как вести себя с детьми дошкольного возраста?!
консультация на тему
Консультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_vesti_sebya_s_detmi_doshkolnogo_vozrasta.docx | 25.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Как вести себя с детьми дошкольного возраста?!
Многие родители дошкольников очень трепетно относятся к тем “симптомам” в поведении своего чада, которые могут быть признаками психологических проблем ребенка. Это приводит к тому, что подозрение вызывают даже вполне допустимые с поведенческие реакции, такие, как привязанность к маме у полугодовалого малыша и нежелание делиться игрушками с незнакомыми детьми у трехлетки. С другой стороны, часто складывается и противоположная ситуация: карапуз демонстрирует очевидные признаки психологических проблем (до паники боится пустых комнат, к примеру), но папа и мама не обращают на это особого внимания, считая это поведением избалованного ребенка.
Какое же поведение детей дошкольного возраста можно считать вариантом нормы, а какие признаки должны стать для родителей сигналом явных проблем? Во-многом это определяется возрастом ребенка и, соответственно, особенностями его развития.
Между 1-4 годами
Жалобы: агрессивность, жадность, страхи, нежелание ребенка контактировать со сверстниками
Варианты нормы: как правило, все эти признаки в определенной «дозировке» в этом возрасте проявляются у всех детей в той или иной степени.
Агрессия и детские истерики — нормальная форма выражения ребенком своих желаний, вступающих в противоречие с требованиями окружающих или с собственными возможностями. Чем раньше ребенок с помощью родителей овладеет навыками самоконтроля, тем быстрее эти проявления пойдут на убыль.
Жадность связана с процессом формирования самосознания. Ведь ребенок создает образ своего “я” не только идентифицируя себя с определенными качествами и переживаниями; большую роль в развитии личности на первых порах играет также “присвоение” себе определенных объектов (“я – мальчик, меня зовут Ваня, мне три года, я добрый, у меня есть папа, мама, три машинки и железная дорога” – вот совершенно нормальная форма самоидентификации малыша). Если не требовать у него целенаправленного отказа от дорогих ему вещей (чтобы он обязательно делился с другими детьми и т.д.), он быстро перерастет эту стадию.
Страхи — результат активного развития разнообразных психических функций и приобретения ребенком нового опыта. При должной поддержке со стороны родителей редко перерастают в фобии и навязчивые состояния. В то же время повторяющиеся пугающие образы, постоянные кошмары однозначно говорят о том, что потребность ребенка в безопасности не удовлетворяется (плюс есть какие-то объективные проблемы, которые тяготят малыша) и нужно обратить на ситуацию особое внимание.
Застенчивость и нежелание общаться может быть проявлением природной осторожности и недостаточного (в силу возраста) развития коммуникативных навыков. “Лечится” расширением “сети контактов”, возможно, стоит пересмотреть образ жизни ребенка и всей семьи (сложно предположить, что малыш научится общаться, если он весь день сидит с бабушкой дома и смотрит телевизор).
Как вести себя с ребенком в этом возрасте: в подавляющем большинстве случаев проблемы в поведении у детей этого возраста — реакция на неблагоприятную ситуацию в семье, на неправильные воспитательные методы. Так, агрессивность и жадность могут быть связаны с тем, что ребенку в семье уделяется очень мало внимания, и эти качества вырабатываются у него с установкой на то, чтобы «брать силой» то, что ему не дает окружение. Тревожность и чрезмерная застенчивость, с другой стороны, бывает результатом агрессивности родителей. Проанализируйте ситуацию в семье, при необходимости обратитесь за консультацией к детскому психологу.
Что на самом деле должно вызвать беспокойство:
Тревогу стоит бить в том случае, если проявления этих качеств заметно тормозят разные аспекты развития и социализации ребенка — к примеру, он отбирает игрушки у всех детей без разбору, постоянно дерется и неспособен наладить контакт социально допустимыми способами, если из-за страхов ребенок просыпается и плачет каждую ночь (а не эпизодически). Также ваше внимание обязательно должны привлечь следующие “симптомы”: ребенок не реагирует на родителей (проблема в формировании первой привязанности к взрослому); круг его интересов предельно “сужен” (например, его интересуют только мультики или машинки).
От 4 до 7 лет
Жалобы: ребенок обманывает, вредничает, делает все назло, болезненно застенчив или, наоборот, чересчур самоуверен, ничем не интересуется, «залипает» на мультики (фильмы, компьютер)
Варианты нормы: у ребенка активно идет процесс формирования личности, и значительная часть проблем может быть связана с этим.
Нарочитое непослушание: малыш пытается определить границы своего «я», и все, что он считает посягательством на эти границы, воспринимается им «в штыки».
Проблемы, связанные с неверно сформированной самооценкой ребенка — сюда могут относится и проявления завышенной самооценки (высокомерие), и заниженной (неуверенность, застенчивость). Естественно, самооценка возникает не из ниоткуда – ее формирует окружение, в первую очередь, родители. Проанализируйте, насколько корректно вы общаетесь со своим чадом, не сравниваете ли его постоянно с другими детьми?
Зависимости (от мультиков, телевизора, компьютерных игр): проблема, опять, же, в первую очередь самих родителей, а не детей: дурные привычки являются результатом неправильно выстроенного режима дня ребенка. Корректируются изменением образа жизни карапуза (прогулки, занятия в развивающей школе и т.д.)
Детская лживость — отдельная и очень сложная тема. Причинами ее может быть как чрезмерно развитое воображение ребенка (есть малыши, которые достаточно долго не умеют отделять фантазию от реальности), так и недоверие к родителям, страх перед ними, опять же, проблемы с самооценкой (если ребенок с низкой самооценкой хочет заработать «социальный капитал» и рассказывает небылицы о себе сверстникам, чтобы самоутвердится).
Как вести себя с ребенком в этом возрасте: привыкайте относиться к своему ребенку не только с любовью и заботой, но и с уважением. Уважайте его достоинства и недостатки, точку зрения — все, что и составляет понятие «индивидуальность». С вниманием относитесь к тому, как строится его общение — его поведение может стать индикатором его психологических проблем (к примеру, если он пытается он любыми средствами заслужить их расположение, это может быть показателем того, что вы дарите ему недостаточно любви). Многие проблемы достаточно просто решить сейчас (самим или с участием специалиста), а не ждать, когда они в более опасной форме и с удвоенной силой проявятся в подростковом возрасте.
Что на самом деле должно вызвать беспокойство: опять же, отдаление ребенка от родителей, болезненная застенчивость, постоянное и нарочитое вредительство (ребенок знает, что ломать папин телефон нельзя, но продолжает это делать), жестокость и агрессивность.
Инструкция:
- Начните воспитание дошкольников с прививания им основных нравственных ценностей: понятия о доброте, сострадании, дружбе, уважении к старшим, взаимовыручке и помощи. Читайте детям поучительные стихи и сказки, где добро побеждает зло. Чаще играйте в ролевые игры, которые учат сотрудничеству и взаимопомощи.
- Объясните правила вежливого поведения. Самое главное – это личный пример, если родители тактичны и вежливы, говорят «спасибо», «пожалуйста», «извините», то и ребенок станет им подражать и быстро научится элементарным правилам поведения.
- Научите ребенка дисциплине и самостоятельности. Малыш должен четко для себя уяснить, что за все свои слова и поступки придется рано или поздно отвечать. Расскажите, как себя нужно вести в коллективе — так вы психологически подготовите ребенка к школе. Дети, которые ходили в детский сад, проще адаптируются к школьной жизни. С домашними малышами необходимо провести подготовительные беседы.
- Приучайте дошкольника к труду. Пусть малыш помогает вам и на практике осваивает полезные навыки. Наберитесь терпения, объясняйте ребенку, как нужно правильно что–либо сделать. Покажите ему несколько раз, пока он не поймет — таким образом вы передаете ему свой опыт. Со временем поручите ребенку выполнение несложной домашней работы.
- В возрасте 5-6 лет дети начинают просить купить им домашнего питомца. Договоритесь, что ребенок сам будет ухаживать за животным или определите заранее, какие обязанности по уходу за любимцем полностью лягут на плечи малыша. Общение с животными учит детей доброте, ответственности, дружбе и состраданию.
- Расскажите дошкольнику о правилах безопасности. Это очень важно и убережет малыша от многих неприятностей или даже настоящей беды. Проведите с ним беседы о правилах дорожного движения: в каком месте переходить дорогу, что обозначают цвета светофора. Расскажите, как правильно вести себя с незнакомыми людьми. Научите пользоваться газовыми и электроприборами. Полноценное дружеское и доверительное общение с детьми поможет вам избежать многих проблем в переходном возрасте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как вести себя с детьми
как вести себя с детьми...
Как нужно вести себя с детьми, которые только начинают посещать дошкольное учреждение.
Как нужно вести себя с детьми, которые только начинают посещать дошкольное учреждение. 1. Старайтесь как можно раньше забирать ребенка домой, чтобы он привыкал к нов...
Как вести себя с детьми с учетом его темпераметра.
Консультация для родителей....
Рекомендации родителям: «Как вести себя с детьми с учетом его темперамента»
Рекомендации родителям: «Как вести себя с детьми с учетом его темперамента»...
Практические рекомендации педагогам по тому, как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников.
Экстренное вмешательство при агрессивных проявлениях.В ряде случаев при проявлениях детской агрессии требуется срочное вмешательство взрослых. Экстренное вмешательство нацелено на уменьшение или избег...
Педагог – психолог по теме «Агрессивность и что делать» Практические рекомендации педагогам и родителям по тому, как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников
В ряде случаев при проявлениях детской агрессии требуется срочное вмешательство взрослых. Экстренное вмешательство нацелено на уменьшение или избегание агрессивного поведения в напряженных, конфликтны...
Практические рекомендации педагогам «Как правильно вести себя с детьми,проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников»
Практические рекомендации педагогам«Как правильно вести себя с детьми,проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников»...