"Простить нельзя наказывать"
консультация по теме
консультация для родителей о проблемах воспитания детей,наказаниях и поощрениях детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prostit_nelzya_nakazyvat.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Простить нельзя наказывать.
Как часто родители теряются,где же поставить запятую в этом утверждении.
Когда ребёнок рождается, его можно сравнить с чистым листом. Он ещё не знает, что можно делать, а что нельзя, как себя надо вести. Чтобы найти эти рамки, он будет пробовать делать всё, и это вполне нормальный процесс. Задача родителей - дать понять, какие из этих поступков неприемлимы в обществе. И рычагом воздействия в данном случае должно выступать наказание. Весь вопрос: «Когда, за что и как наказывать ребёнка?».
Наказывать ребёнка до 3 лет вообще не имеет смысла, поскольку в полной мере осознавать свои поступки он начнёт только к трём годам. В этом возрасте ребёнок уже вполне способен понять, что делает что-то недозволенное, но может повторять свои проступки снова и снова, и вовсе не из вредности, а просто потому, что ещё не в состоянии держать в памяти все правила поведения.
Очень важный момент: за что наказывать ребёнка. Наказанию подлежит поведение выходящее за рамкии принятого в обществе, иными словами, ассоциальное поведение(если ребёнок дерётся, обзывается и т.п.). Если же, например, оказалась разбитой ваша любимая ваза, придётся взять ответственность на себя, поскольку именно вы не позаботились о её сохранности и безопасности ребёнка.
Важно выделить ряд моментов,за которые наказывать нельзя, если вы хотите, чтобы ребёнок рос гармонично развитой личностью.
1) психоэмоциональные особенности ребёнка(страхи,тревоги)-повод проконсультироваться с психологом, а не наказывать.
2) некоторые возрастные и физиологические особенности (неусидчивость, возбудимость или медлительность и т.п.) не зависят от воли ребёнка.
3) за проявление познавательной активности. Ведь бегать, прыгать и разбирать всё - нормальноё состояние развивающегося ребёнка.
4) ревность и соперничество - чувства, с которыми и взрослому иногда трудно справиться и которые требуют не наказания, а помощи.
Как наказывать:
Ребёнок сильно разбаловался? Сначала дайте ему шанс на исправление - сделайте одно предупреждение. Учтите : ребёнок очень тонко чувствует нотки сомнения в голосе, и в таком случае будет продолжать делать по своему, поэтому говорить надо спокойным, уважительным и твёрдым голосом, не переходя на крик.
Можно использовать известный психологический приём: Когда вы хотите донести до ребёнка что-то действительно важное, нужно присесть перед ним на корточки и сказать это глядя прямо в глаза.
Если все ваши предупреждения не имеют должного отклика, лучший выход и самое эффективное наказание в большинстве случаев - оставить ребёнка в одиночестве, то есть на некоторое время лишить общения и развлечений. Подойдёт проверенный поколениями способ – поставить в угол. Не думайте, что это недостаточно серьёзное наказание. Во-первых, такая изоляция сама по себе действует на ребёнка как останавливающий фактор, а во вторых детское время течёт иначе, и даже пять минут, проведённых в одиночестве и безделье, покажутся вечностью. Кстати , время наказания напрямую зависит от возраста виновника. На каждый год жизни должно приходиться по минуте: для трёхлетки -три минуты, для пятилетки -пять минут.
Залог успеха:
1) чтобы наказание имело успех, обязательно объясните ребёнку, за что и каким образом он наказан. Например: «Ты ударил младшего брата и даже не попросил прощения. За это ты наказан. Постой в углу (посиди один в комнате) и подумай над своим поведением».
2) твердость и последовательность - не менее важные условия. Часто родители не выдерживают, если их чадо плачет навзрыд в углу, и кидаются их успокаивать. Такия игра в «шантаж истерикой» затягивает моментально, если вы сразу не отреагируете верно. Поэтому коль уж решили наказать ребёнка и тем более если сообщили ему об этом, доведите дело до конца и не поддавайтесь на манипуляции. Даже если ребенок будет просить выйти из угла, пообещав больше так не делать и попросив прощения, простите его, но объясните, что наказание он должен понести до конца, чтобы в следующий раз такого не повторилось.
3) очень важно, чтобы наказание следовало прямо за проступком и было связано непосредственно с ним. Например, если ребёнок плохо ведёт в кафе, бессмысленно говорить, что вечером дома он будет наказан. Намного действеннее предупредить, что при таком поведении он будет немедленно отправлен домой. А если ребёнок норовит ударить кого-то мячом и не реагирует на ваши замечания,следует отобрать мяч и лишить его удовольствия играть с ним на некоторое время.
4) солидарность обоих родителей при наказании ребёнка также важна, как и во всём процессе воспитания. Если мама и папа придерживаются одного мнения, то ребёнку будет намного легче разобраться в ситуации. Даже если вы с супругом не согласны в каких-то моментах, не обсуждайте на глазах ребёнка. Так же недопустимо перекладывать друг на друга обязанность наказывать ребёнка говоря: «Вот придёт папа,будет тебе…»
5) ребёнку очень сложно усвоить правила, если вы не будете подтверждать их своим примером.
Запрещенные приёмы
Рукоприкладство. Да, иногда очень сложно держать себя в руках. Но телесные наказания имеют нежелательные «побочные эффекты». Они приводят ребёнка к мысли,т что прав всегда тот, кто сильнее. Он начинает мыслить «двоиными стандартами»(мама говорит, что драться-это плохо, но сама может ударить меня)
Пугать малышей. Всевозможные «бабаи», «бабы яги», «серые волки», возможно и усмирят ненадолго разыгравшихся малышей, но страхи, зародившиеся в детстве, ещё долго могут давать о себе знать.
Наказывать лишением жизненно важных вещей. Наказывать ребенка, лишив его, например, прогулки, по меньшей мере неразумно, поскольку это не только удовольствие для ребёнка, но и важная составляющая его физического развития.
В наказание игнорировать ребёнка. Некоторые родители в ответ на непослушание редёнка говорят: «Не буду с тобой больше разговаривать. Никогда тебе этого не прощу». И действительно могут в течении нескольких дней упорно делать вид, что его не существует, даже если сами сильно переживают. Решить проблему такой метод не поможет, ведь разногласия разрешаются только в разговоре. А вот привести ребёнка к мысли, что его не любят таким, какой он есть, и как следствие, к неуверенности в себе, запросто.
В заключение хочется напомнить, что на детей куда больше влияние оказывают не наши слова и нравоучения, а личный пример. Если вы относитесь к ребёнку с уважением , то имеете полное право расчитывать на взаимность.
Педагог-психолог Калашник А.С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг для родителей "Простить нельзя наказывать"
Тренинг "Простить нельзя наказывать" прежде всего предназначен для психологов, чья работа направленна на нормализацию взаимоотношений между родителями и детьми. Часто ро...
"кнут и пряник" или как нельзя наказывать ребенка
Воспитание ребенка дошкольного возраста складывается не только из положительных авспектов взаимоотношений (одобренпие, похвала, поощрение), но и из отрицательных (порицание, запрет, наказание). ...
Консультация. "Хвалить, нельзя наказывать"
Консультация для родителей....
Нельзя наказывать и ругать
нельзя!!!...
Как нельзя наказывать детей.
Презинтация-памятка для родителей о неприемлемых методах наказания....
Как нельзя наказывать детей!
Родители обязаны воспитывать своих детей, то есть, заложив в их сознание определённую систему правил поведения, нравственных ценностей, основ взаимоотношений между людьми. В процессе формирования личн...
Баловать нельзя наказывать
Зачастую родители воспринимают своего ребенка как «пуп земли» - его холят, лелеют, ни в чем не отказывают…Окруженный безграничной любовью малыш начинает использовать свое поло...