Консультация для родителей подготовительной группы: Учить писать дошкольника?
консультация по теме
Консультация предназначена для родителей дошкольников. Здесь рассматривается один из главных вопросов волнующих родителей будующих первоклассников: Учить ли писать дошкольника?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей подготовительной группы: Учить писать дошкольника?
Категорически нет!
Нужно ли готовить ребенка к школе, обучая его элементам безотрывного письма?
Установлено, что методика обучения детей безотрывному письму не соответствует возрастным и функциональным возможностям учащихся. Ее использование приводит к нарушению психофизиологической структуры письма, требует от ребенка выполнения биомеханически нецелесообразных движений.
Это, в свою очередь, ведет к задержкам дыхания и искусственно вызывает у ребенка гипоксию. Вообще на начальных этапах письмо по определению не может быть безотрывным. Связным - да. Но не безотрывным. Даже при сформированном навыке один пишущий будет связывать в единое целое два элемента, другой - три. Это зависит от механизмов темповой организации деятельности каждого человека. Один говорит быстро, у другого в речи после каждого слова - пауза.
Но в отношении ребенка дошкольного возраста эту проблему можно даже не обсуждать. В дошкольном возрасте вообще категорически нельзя учить ребенка каким бы то ни было курсивным элементам письма. Это физиологически, психологически неадекватный, нецелесообразный, нарушающий формирование навыка компонент деятельности.
Формирование навыка письма - это сложнейший и длительный биологический процесс.
Функционально ребенок дошкольного возраста к этому сложнейшему виду деятельности не готов. Не готовы механизмы произвольной регуляции деятельности, которые лежат в основе письма. Еще не сформированы мелкие мышцы кисти, не произошло окостенение костей запястья. Не готовы механизмы нервно-мышечной регуляции.
Более того, он оказывается не готов к письму в шесть, в семь и даже в восемь лет. Даже этот возраст является периодом функциональной незрелости для освоения навыка письма. Но это не значит, что письму нельзя учить. Но учить нужно, учитывая функциональные и психологические особенности ребенка. А что это значит?
- Во-первых, нужно усвоить важное правило: нельзя торопиться с обучением и нельзя ставить перед собой задачу быстро сформировать навык. Обучение письму - процесс длительный.
- Во-вторых, для того чтобы начинать собственно обучение курсивному письму, или письму с использованием так называемых `письменных` букв, нужен достаточно длительный предактивный период, то есть период подготовки. И этот период подготовки в школе должен включать как минимум 30 занятий.
Прежде чем перейти к курсивному письму, ребенок должен научиться писать ровную линию, прямую линию, наклонную линию, овалы. Он должен научиться работать в строке. (Причем, чем меньше строка, тем больше времени на это понадобится.) Должен научиться зрительно дифференцировать элементы печатных букв.
В педагогической литературе мы часто встречаем советы: тренируйте у детей мышечное чувство, и у них не будет сложностей при обучении письму. Но ведь это игнорирование законов физиологии! До 9 лет мышечное чувство, или, как физиологи говорят, кинестетический контроль, еще не сформирован. Функцию контроля выполняет только зрение. Поэтому вы можете тренировать руку хоть до семи потов - это не даст желаемых результатов.
Утверждение, что чем больше ребенок выполняет технических упражнений, например, много штрихует, тем легче ему потом научиться писать совершенно ложное утверждение.
К письму в гораздо большей степени готовит развитие таких навыков, как зрительно-пространственный анализ, зрительно-моторные координации. С точки зрения формирования навыка письма умение скопировать иероглиф для ребенка пяти-шести лет гораздо важнее, чем умение писать курсивные элементы.
Потому что кинестетический контроль, как я уже сказала, включится в работу только к девяти годам. А до этого ребенок при письме опирается только на зрительный контроль.
Подготовка руки ребенка к письму
Подготовка руки ребенка к письму начинается задолго до прихода в школу. Захват погремушки, игры с пальчиками малыша, массаж кончиков пальцев, рисование каракулей, лепка из пластилина, глины, теста и многое другое поможет будущему ученику научиться красиво писать, не испытывая при этом усталости и отрицательных эмоций.
Важно сразу научить ребенка правильно держать пишущий предмет. Это, как показывает практика, остается без должного внимания взрослых. Ребенок закрепляет неточный навык обращения с пишущим предметом во время рисования, письма печатными буквами, штриховки. Казалось бы, пусть пишет, как ему удобно, но правила пользования пишущим предметом разрабатывались недаром: в них учитываются правильная посадка, сохранение зрения, развитие определенных мышц руки, способных выдержать максимальную нагрузку сегодня и в будущем. Ребенка, научившегося неправильно держать ручку, очень трудно переучить.
А как же правильно?
При письме пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным, большой палец расположен несколько выше указательного; опора на мизинец; средний и безымянный расположены почти перпендикулярно краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца 1,5-2 см. Конец пишущего предмета ориентирован на плечо. Кисть находится в движении, локоть от стола не отрывается. Далее следует понаблюдать за тем, как ребенок пишет, и решить, правильно ли он выполняет это действие.
Можно использовать такой методический прием. Поменяйтесь с ребенком ролями. Пусть он руководит вашими действиями, подсказывая, если вы что-то делаете не так. Этот прием концентрирует внимание на элементах выполняемой работы и более эффективно организует научение. Затем ребенок действует самостоятельно. Подсказка должна быть минимальной и постепенно сводиться на нет.
Контроль навыка письма у ребенка желательно провести до того, как ему исполнится четыре года, чтобы иметь запас времени для исправления неправильного навыка перед поступлением в школу. Заниматься шестилетний ребенок может не более двадцати минут.
Как распознать неправильный навык
О неправильном навыке письма говорят следующие детали:
- Неправильное положение пальцев: ребенок держит пишущий предмет `щепотью`, `горсточкой`, в кулаке, большой палец ниже указательного или расположен перпендикулярно к нему, ручка лежит не на среднем, а на указательном пальце.
- Ребенок держит ручку слишком близко к ее нижнему кончику или слишком далеко от него.
- Верхний кончик ручки направлен в сторону или от себя.
- Кисть жестко фиксирована.
- Слишком сильный или слабый нажим при письме и рисовании.
Вас должно насторожить, если ребенок активно поворачивает лист при рисовании и закрашивании. В этом случае малыш не умеет изменять направление линии при помощи пальцев.
Если ребенок рисует слишком маленькие предметы, то это может свидетельствовать о жесткой фиксации кисти руки. Это можно проверить, предложив нарисовать одним движением окружность диаметром 3-4 сантиметра (по образцу). Если ребенок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: нарисует вместо окружности овал, окружность значительно меньшего диаметра или будет рисовать ее в несколько приемов, передвигая руку или поворачивая лист.
Как исправить
Для исправления неправильного навыка письма можно воспользоваться следующими приемами. - На верхней фаланге безымянного пальца можно поставить точку, объяснив ребенку, что ручка должна лежать на этой точке.
- Нарисовать на ручке черту, ниже которой не должен опускаться указательный палец.
- Если жестко фиксирована рука, то может помочь обведение или рисование крупных фигур, размером в треть альбомного листа, без отрыва руки.
- Если к школе ваш ребенок долго застегивает пуговицы, не умеет завязывать шнурки, часто роняет что-либо из рук, вам следует обратить внимание на сформированность навыка письма.
Как развить мелкую мускулатуру руки ребенка - Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, мять паралоновые шарики, губку.
- Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.
- Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.
- Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.
Завязывать узлы на толстой и тонкой веревках и шнурках. - Заводить будильник, игрушки ключиком.
- Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелом, красками, ручкой и т.д.
- Резать ножницами.
- Конструировать из бумаги (оригами), шить, вышивать, вязать.
- Делать пальчиковую гимнастику.
- Рисовать узоры по клеточкам в тетради.
- Заниматься на домашнем стадионе и снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина и другие).
Успехов вам, уважаемые взрослые, в ответственном деле - подготовке ребенка к школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей подготовительной группы: Учить писать дошкольника?
Консультация для родителей подготовительной группы: Учить писать дошкольника?Категорически нет!Нужно ли готовить ребенка к школе, обучая его элементам безотрывного письма?...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/14/picture-593415-1423917214.jpg)
Консультация для родителей подготовительной группы на тему «Учите детей любить книгу».
Консультация для родителей подготовительной группы на тему «Учите детей любить книгу».Д/с. №81 воспитатель Богуш Татьяна ВладимировнаНе только в детском саду, в школе, но и дома, в семье надо учить де...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/20/picture-545461-1419095121.jpg)
Консультация для родителей подготовительной группы на тему «Учите детей любить книгу».
Консультация для родителей подготовительной группы на тему «Учите детей любить книгу»....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/11/picture-249163-1518352016.jpg)
Консультация для родителей подготовительной группы на тему: «Учите детей любить книгу»
Не только в детском саду, в школе, но и дома, в семье надо учить детей любить книгу. Наверно, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интере...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/01/picture-542370-1417441199.jpg)
Консультация для родителей подготовительной группы "Учимся играя"
Игра - одно из важнейших средств воспитания и обучения!...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/18/picture-641597-1521388570.jpg)
Консультация для родителей подготовительной группы "Учимся читать"
Рассказываем, как и с какого возраста начинать обучение ребёнка чтению и какими методиками пользоваться....