Логические игры
методическая разработка (старшая группа) по теме
Игры направленные на развитие логического мышления. Старший возраст.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_razvitie_logicheskogo_myshleniya_starshikh_doshkolnikov.docx | 14.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры на развитие логического мышления старших дошкольников
Все игры на развитие логического мышления направлены на то, чтобы сформировать у ребенка основные элементы мыслительных процессов: сравнение, классификация, синтез, анализ, обобщение.
ИГРА «ВЕРЮ- НЕ-ВЕРЮ». Дети — невероятно доверчивые существа. А если информация поступает из уст взрослых, то это звучит как аксиома, которая воспринимается безоговорочно. Научите своего малыша рассуждать, и пусть он не спешит все принимать на веру. Итак, вы говорите какую-то фразу, а ребенок должен определить, это правда или выдумка. Примеры фраз:
«Все люди спят».
«Все яблоки сладкие».
«Дождь бывает холодный и теплый».
«Все животные впадают в зимнюю спячку».
«Летом мы ходим в шубах».
«Слоны умеют летать».
«Арбузы растут на деревьях».
«Корабли плавают по суше».
«Зимой всегда пасмурно».
«Солнце светит только утром и вечером».
«Ни один человек не может жить без воды».
Старайтесь предлагать такие фразы, на которые можно дать неоднозначные ответы. Пусть ребенок поразмышляет над каждой фразой и попробует объяснить, почему он так считает. Так ребенок учится докапываться до истины своим путем, опираясь на сравнения, рассуждения, собственные выводы. Именно такой подход дает бесценный индивидуальный опыт и развивает в ребенке наблюдательность, когда он слушает и видит, казалось бы, очевидные утверждения.
Примеры фраз:
«Сок можно есть ложкой». (Да, если он замороженный.)
«Мороженое можно выпить». (Да, если оно растает.)
«Снег бывает только зимой». (Он бывает весной и осенью, а в некоторых местах он лежит и летом, и зимой — например, на полюсах.)
«По воде можно ходить». (Да, если она замерзнет.)
«Все птицы летают». (Не все, есть птицы, которые не летают, например: курица, индюк, страус, киви, пингвин.)
«НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ». Эта игра развивает способность к обобщению и абстрактному мышлению. Вы называете группы слов, объединенных по общему признаку, и просите ребенка назвать их одним словом.
Примеры заданий:
«Дом, сарай, хижина, небоскреб» (здание).
«Брат, сестра, бабушка, тетя, папа» (родственники).
«Карандаш, тетрадь, бумага, ручка, альбом для рисования» (канцтовары).
«Поезд, велосипед, самолет, автомобиль, корабль» (транспорт).
«Игорь, Сергей, Иван, Кирилл» (мужские имена).
«Вишня, клубника, смородина, крыжовник, арбуз» (ягоды).
«Стол, кровать, шкаф, стул, кресло» (мебель).
ИГРА «АССОЦИАЦИЯ». У каждого человека с раннего детства формируются свои ассоциативные представления о предметах и явлениях. Это своеобразный ключ к пониманию типа мышления. В этой игре дети учатся разграничивать понятия существенных и второстепенных признаков предмета. Объясните ребенку задание следующим образом: «Сначала я скажу одно слово. Оно будет главным. Потом прочитаю еще ряд других, которые относятся к этому слову. Твоя задача назвать то, без чего главное слово никак не может обойтись». Обсуждайте каждое предложенное слово, пусть ребенок обосновывает свои ответы, а вы помогайте ему выделять существенные признаки.
Примеры заданий:
Комната (стены, кровать, пол, потолок, телевизор, ковер, люстра).
Человек (тело, мозг, платье, шляпа, кольцо, ноги).
Магазин (покупатели, товар, музыка, телевизор, деньги, продавец, кровать).
Дерево (корни, цветы, вода, воздух, ствол, скамейка, солнце, листья).
«Дорисуй фигуру»
Вам понадобится тетрадь в клеточку и хорошо заточенный карандаш. На листе проведите ось и относительно нее по клеточкам нарисуйте половину какой-нибудь фигуры (елка, дом, человек).
Попросите ребенка дорисовать вторую половину. Как показывает практика, далеко не всегда дети понимают это задание и дорисовывают фигуру в «вольном стиле». Чтобы увидеть симметрию, можно приложить зеркальце к оси. По зеркальному отражению ребенку будет легче нарисовать вторую половину, строго следуя по клеткам. Эта игра может усложняться формами и цветом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий семинара – практикума для родителей «Логические игры– средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье».
Чтобы повысить компетентность родителей в развитии логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье, научить их организовать интересную, увлекательную игровую деятельность в се...
Логическая игра - головоломка "Логические квадраты"
Логическая игра - головоломка "Логические квадраты"...
Во время карантина не забывайте развивать логическое мышления детей. Логические игры для детей
Во время карантина не забывайте развивать логическое мышления детей.Логические игры для детей...
Сценарий семинара – практикума для родителей «Логические игры– средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье».
Проблема развития математического образования на сегодняшний день стоит остро. Поэтому в 2013 году Министерством образования и науки Российской Федерации была разработана Концепция развития математиче...
Семинар – практикум для родителей «Логические игры – средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье».
Семинар- практикум "Логические игры"в помощь педагогам для проведения мероприятий с родителями...
Консультация для родителей по формированию элементарных математических представлений.«Логические игры – средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье».
Семья – важнейшая составляющая любого общества, и в жизни каждого человека играет очень важную роль. Именно под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарны...
«Блоки Дьенеша – логическая игра для развития и ума» Логические блоки Дьенеша.
Консультация для родителей...