Общение в семье
консультация (младшая группа) по теме
В данном материале описывается как работать родителям с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchenie_v_seme.docx | 23.63 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ № 340 Московского район г. Казани
КОНСУЛЬТАЦИЯ
для родителей
Тема «Общение в семье»
Воспитатель
Первой категории
Жарова Г.А.
ОБЩЕНИЕ В СЕМЬЕ
С рождением ребенка каждая мать и каждый отец становятся одновременно и его воспитателями - учителями. Общение «родители - ребенок» обоюдно необходимо.
У малыша потребность в общении возникает очень рано. Он еще в пеленках, а уже нуждается в постоянной близости матери. Он не остается равнодушным, когда видит ее лицо, улыбку, слышит ее голос, ощущает прикосновение ее рук. С ее обликом связывается у него все самое приятное и жизненно необходимое.
Ребенок произнес первое слово — и в ответ услышал обращенную к нему речь взрослых, сделал первые самостоятельные шаги опять с помощью мамы или папы.
Если ребенок получает ласку от близких, видит их улыбки, слышит приветливые голоса, доброжелательные обращения друг к другу и к нему самому, он испытывает эмоционально-положительные чувства. И это очень важный фактор в установлении первых человеческих контактов. Малыш тянется к близким.
От того, как общаются с ребенком близкие люди, как разговаривают с ним, понимают его, во многом зависит успех воспитания. Его радует и обогащает такое общение, которому сопутствует внимание, чуткость, заботливость, оптимизм, юмор. Все это особенно важно учитывать в общении с ребенком, чутко реагирующим на настроение и тон взрослого. Такие человеческие качества, как общительность, доброжелательность, уважительность, спокойствие, выдержка, жизнерадостность, чувство собственного достоинства или угрюмость, резкость, высокомерие, некоммуникабельность, глубокими корнями уходят в детство.
Общение ребенка с самыми близкими для него людьми -это обогащение духовного мира растущего человека, и постижение им явлений окружающей действительности, и воспитание характера. Постоянно соприкасаясь с взрослыми членами семьи, ребенок многому учится у них - перенимает
модели их поведения, обогащает речь, учится умению сочувствовать и порадоваться, обретает первые понятия добра и красоты, начинает ощущать, что он не один на свете. Даже обычные повседневные контакты с каждым из взрослых членов семьи в самых различных жизненных ситуациях непременно обогащают, накладывают отпечаток на развивающуюся личность. С присущей для дошкольника подражательностью он перенимает от отца мужественность, великодушие, рыцарство, от матери - мягкость, нежность, заботливость, женственность, деликатность, от бабушки - доброту, терпение, сердечность, от дедушки - выдержку, волю, человеческое достоинство. Для полноценного развития и воспитания растущего человека необходимо содержательное многогранное и многоплановое общение с взрослыми. Быть только рядом с ними — этого мало. Ведь ребенок может часами, днями, неделями находится вместе с родителями, наблюдать за их «взрослой» жизнью, но оставаться ее пассивным созерцателем. Нельзя не учитывать, что растущий человек развивается, умнеет, приобретает самостоятельность, опыт нравственности благодаря активному взаимодействию со взрослыми.
Дошкольный возраст - период познания мира и наша задача — удовлетворять эту потребность развивающего ребенка. Постоянное общение с ним - главный источник решения данной задачи. Но всегда ли общение с маленьким сыном или дочерью содержательно? Разве не случится, что оно ограничивается «руководящими указаниями: «Можно», «Нельзя», «Почему не слушаешься?», «Надо поступать так», «Зачем ты это сделал?». Мы много объясняем, поучаем, но не находим тем для интересных разговоров с маленьким человеком. Чаще всего они посвящены тому, как ребенок чувствует себя, не жарко ли, не замерз ли, что хочет, как ел в детском саду, как спал, не обидел ли кто («Ну о чем можно разговаривать с несмышленышем»!).
Но ребенок не остается в стороне от жизни. Сколько событий происходит вокруг, которые привлекают его внимание, огромный мир, далекие и в то же время близкие для ребенка
люди незримо присутствуют в его доме, в разговорах взрослых, на радио, на экране телевизора. Его интересует буквально все — и мир природы, и мир людей, и мир искусства. Все это может стать предметом разговора с дошкольником. Наша задача - помочь осмыслить впечатление, упорядочить их, дать им нужное направление, найти доходчивые слова и объекты для наблюдений.
Совместные прогулки в парк, на стадион, за город, в лес... само по себе все это создает наивыгоднейшие условия для общения с ребенком, которое обогащает его эстетические представления, развивает познавательные интересы.
Папа и шестилетний сын любят наблюдать за природой. Отец, как он говорит, учит ребенка понимать логику природы и поэтому всегда старается вызвать у него интерес к ее явлениям, увидеть то, чего другой не заметил, услышать то, чего другой не уловил. Этим самим отец побуждает сына всмотреться в окружающее, отыскать занимательное, интересное, удивительное.
Если ребенок чувствует доброжелательность, расположение, заинтересованное к себе отношение взрослого, он с распахнутым сердцем идет к нему со своими мыслями, немудреными секретами, стремится рассказать о том, что взволновало и задело его воображение, что удивило и требует немедленного ответа.
«Почему? Почему? Почему?». Ребенок вслушивается, всматривается, исследует, сравнивает, изумляется. Стремление к познанию - одно из ценных человеческих свойств, проявляющихся очень рано. Впервые обращенный к вам вопрос ребенка: «Что это?» - своеобразное выражение пробуждающейся самостоятельной живой мысли. Как помогаем маленькому человеку осмысливать окружающее? Иные папы и мамы отвечают «Подожди», «Потом, сейчас некогда», «Ну что ты заладил свое «Почему?»
а если так повторяется сегодня, завтра и послезавтра, не пропадет ли у ребенка желание обращаться к вам?
Все то, о чем размышляет ребенок, конечно же, не пустяк, который можно оставить без внимания. В детском вопросе заключен интерес к окружающему, а в ответе взрослого — источник удовлетворения и развития этого интереса. Для ребенка, пока еще не умеющего читать, лишенного жизненного опыта, ваше слово - чуть ли не единственная возможность разобраться в обилии впечатлений своими объяснениями вы помогаете осмысливать непонятное, учите ребенка думать, развиваете у него интерес к окружающему.
Как отвечать на детские «Почему?» прежде всего отвечать, а не отмахиваться от вопросов, отвечать грамотно, а не запутывать сознание ребенка неверными или приблизительными разъяснениями. Не иронизировать, не посмеиваться над нелепостью и наивностью вопросов.
Следует иметь в виду и другое: не всегда полезен готовый и исчерпывающий ответ. Прикиньте, что лучше в данной ситуации ваше разъяснение или самостоятельный поиск? Иногда полезно ответить ребенку вопросом на вопрос: «А как ты думаешь почему?» пусть попытается сам добраться до истины. Пусть посмотрит, понаблюдает, попробует, сравнит, порассуждает вслух. И малыш, преодолевая трудности, делая самостоятельные заключения, быть может, найдет ответ.
Наш маленький любознательный современник, случается, своим вопросом ставит нас в тупик. В подобных случаях приходится обращаться к литературным и специальным источникам, периодической печати и справочникам. Взрослый не должен считать, что он теряет авторитет в глазах ребенка, отсрочив свои объяснения. Напротив, ваше серьезное отношение лишь подтвердит внимание к нему. Конечно, не все детские «трудные вопросы» требуют обязательного ответа. В отдельных случаях можно сказать: «Этого ты пока не сумеешь понять. Когда будешь учиться в школе, там тебе и всем ученикам расскажут об этом на уроке».
Задушевная беседа . . . Что может сравниться по силе ее влияния на ребенка! Где она может быть столь откровенной и доверительной, как не в кругу самых близких людей: в месте
посидеть, поговорить, помечтать, подумать вслух, посоветоваться, расспросить друг друга? Рассказываете ли вы о себе, своей работе, событиях современности, интересных эпизодах своего детства?
... Нет большего удовольствия для сына, когда папа, усадив его на колени, начинает: «Когда я был маленький... сын замирает от предвкушения услышать еще одну историю, веселую или грустную с одинаковым вниманием и интересом он слушает рассказы о том, как папа — мальчик ходил в детский сад, как он учился в школе, участвовал в походах, отдыхал летом в лагере, дружил с такими же, как он, ребятами, учился в институте.
Надо ли говорить, какое это имеет огромное воспитательное значение? Лучшие часы и минуты семейного досуга память порой сохраняет на всю жизнь, откладывает отпечаток на развивающуюся личность, развлечение в кругу семьи украшают жизнь ребенка, вселяют в него оптимизм, умение воспринимать шутку, поддерживать мажорное настроение.
Турнир в шашки, шахматы, игры в парное лото, настольный бильярд и хоккей, различные словесные игры, развивающие смекалку, юмор — все это наполняет жизнь ребенка особым содержанием, содействует сближению взрослого с маленьким.
Задумывались ли вы над тем, что передача по телевидению, просмотренная ребенком вместе с вами, становится для него несравнимо интереснее, чем та, которую он смотрит один? Вместе просмотренное, прослушанное, прочитанное (а значит и прочувствованное!) рождает у ребенка желание обменяться впечатлениями, уточнить то, что непонятно, высказать свое мнение, обратиться к вам с вопросом. Особую значимость приобретает общение взрослого с малышом в процессе различной совместной деятельности — играх, занятиях, труде, повседневных делах. Особенно ценно то, что ребенок при этом проявляет максимальную активность, ведь он сознательно хочет действовать так же ловко, как папа или мама, чему-то научится с их помощью, что-то узнать и потому вы-
ступает инициатором разговоров об интересующем его -предмете или явлении.
Ребенок проявляет необыкновенное стремление участвовать в делах взрослых — помогать маме или бабушке по хозяйству в доме, папе в его делах и потому берется за веник, молоток, ножницы. Это стремление надо всячески поддерживать и стимулировать, предлагая ребенку «Помоги мне», «Давай сделаем вместе», «Хочешь, покажу, как сделать», «Посмотрел, а теперь делай сам». Маленький человек начинает понимать, что чистота, порядок, уют в доме, своевременные завтраки, обеды, ужины, выглаженная и вычищенная одежда и обувь - все-это и многое другое - результат усилий всех членов семьи, к которой причастен и он сам.
К сожалению, чем старше становятся дети, тем меньше мы проявляем стремление к участию в их играх. Взрослые считают, что теперь ребенок не нуждается в их участии -пусть играет сам или со сверстниками. Но наряду с самостоятельными играми с партнерами всегда ценно и полезно ваше общение с ребенком в процессе игровой деятельности. Так, участвуя в игре, вы имеете возможность косвенно влиять не только на ее содержание, но и на эмоции ребенка, его поведение, на отношения с детьми, моральные проявления, инициативность, дисциплинированность. Не считайте, что бегая с ребенком, играя в прятки или классики, вы будете выглядеть не солидно и потому утрачивать авторитет в глазах сына или дочери.
Помните о том, что в процессе общения с ребенком, вы своим отношением к нему, своим примером и словом, всей своей личностью влияете на его чувственную сферу, его нравственные проявления, суждения, расширяете и уточняете его знания, воспитываете любовь к Родине, правильное отношение к обществу, к людям, к труду, к своим обязанностям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для родителей: " Правила общения в семье"
1. Начинайте утро с улыбки.2. Не думайте о ребёнке с тревогой.3. Умейте " читать" ребёнка.4. Не сравнивайте детей друг с другом.5. Хвалите часто и от души.6. Отделяйте поведение ребёнка от его сущност...
Роль и влияние общения в семье на психическое развитие ребёнка
Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества. В настоящее врем...
Психолого-педагогические условия воспитания нормального общения в семье
Курсовая работа по теме: Психолого-педагогические условия воспитания нормального общения в семье....
Памятка родителю "Правила общения в семье".
Полезная информация для родителей....
Презентация к Проекту «Моя семья, дом, детский сад»- ОБЩЕНИЕ В СЕМЬЕ на примере нашей воспитанницы группы №3 Поташевой Катюши
ОБЩЕНИЕ В СЕМЬЕ нашей воспитанницы группы №3 Поташевой Катюши.Все хотят, что бы дети стали образованными, независимыми, целеустремленными. В первую очередь, таким примером должны быть сами родители....