Игры на развитие внимания
учебно-методическое пособие (старшая группа) по теме
Уважаемые родители! Многие сетуют на то, что их ребенок излишне рассеян и его совершенно невозможно заставить заострить на чем-либо свое внимание больше, чем на пару минут. В таких случаях помочь могут легкие и непринужденные игры на развитие внимания. Они не только развлекут ребенка, но и научат подмечать особенности окружающего мира. Ведь это ему очень пригодится в будущем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_vnimanie.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Корректор Задачи: Развитие концентрации внимания, запоминания букв, цифр. Учить выполнять инструкцию Материал: листы с крупным печатным текстом. Ход игры: Ребенок должен находить и вычеркивать в тексте какую-нибудь букву( цифру). Со временем игру можно усложнить: например, зачеркивать букву А, в кружок обводить букву К. | Зеркало Задачи: Развитие внимания. Учить выполнять инструкцию Играть в эту игру можно в парах или вдвоем. Игроки садятся или встают друг напротив друга. Один из них совершает разные движения: поднимает руки, двигает ими в разные стороны, чешет нос. Другой - "зеркало" первого. Для начала можно ограничиться движениями рук, но постепенно усложнить игру: строить рожицы, поворачиваться и т.д. Время игры ограничивается 1-2 минутами. Если "зеркало" сумело продержаться нужное время, оно получает один балл, а игроки меняются ролями. |
Назови предметы Задачи: Развитие внимания, находчивости. Обогащение активного словаря Дети становятся в ряд, им предлагается по очереди называть предметы, которые их окружают. Назвавший слово - делает шаг вперёд. Выигрывает тот, кто правильно и чётко произносил слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь, и таким образом оказался впереди всех. | Четыре стихии Цель: Развитие концентрации внимания. Учить запоминать движения, действовать согласно инструкции Играющие сидят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами: "земля" - руки вниз, "вода" - вытянуть руки вперед, "воздух" - поднять руки вверх, "огонь" - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим. |
Ухо-нос Цель: Развитие концентрации внимания. Учить действовать согласно инструкции Ребенок слушает команду: "Ухо" и дотрагивается до уха. "Нос" - дотрагивается до носа. Взрослый сначала выполняет задание вместе с ребенком, затем умышленно допускает ошибки. Ребенок должен быть внимательным и не ошибиться. | Самый внимательный Цель: Развитие слухового внимания. Воспитывать внимание к слову. Закреплять и уточнять понятия Следует договориться с ребенком, что он будет хлопать в ладоши, когда услышит слово на заданную тему, например животные. После этого взрослый должен произнести ряд разных слов. Если ребенок ошибся, игра начинается сначала. Со временем можно усложнить задание, предложив ребенку вставать в том случае, если он услышит название растения, и одновременно с этим хлопать, когда услышит название животного. |
Что изменилось? Цель: Развитие концентрации внимания, памяти. Развитие пространственного восприятия. Перед началом игры следует подготовить инвентарь (разнообразные мелкие предметы, например спички, ластики и т. д.), разложить его на столе и накрыть газетой. Ребенок должен в течение З0 секунд запомнить расположение предметов, отвернуться, а после этого посмотреть на предметы еще раз и рассказать, как изменилось их расположение. За каждый угаданный предмет ребенку можно начислить 1 очко, за каждую ошибку - вычесть 1 очко. Если в игре принимали участие несколько человек, победителем считается тот, кто наберет наибольшее количество очков. Найди отличия? Цель: Развитие концентрации внимания, памяти Вариант 1. Участники должны встать в шеренry, а ведущий - выбрать одного участника. Выбранный игрок запоминает внешний вид каждого участника. После этого он уходит или отворачивается, а затем пытается назвать произошедшие изменения (pacстегнутые пуговицы, развязанные шнурки и т. д.). Вариант 2. Данное занятие можно проводить с одним ребенком. Для этого следует дать ему для сравнения две картинки с одинаковыми на первый взгляд изображениями. Пусть малыш постарается найти различия. | Цифровая таблица Цель: Развитие концентрации внимания, памяти. Развитие координации движений двух рук. Материал: таблица с расположенными в произвольном порядке цифрами от 1 до 10 (20). Таблицу следует показать ребенку и предложить ему как можно быстрее показать и назвать все цифры. Более сложный вариант - в таблицу вписать цифры от 1 до 10 (по 2 шт.). Ребенок должен показать все цифры по две одинаковых одновременно, назвать их При этом можно засечь время. Внимательный радист Ведущий говорит: «Ты будешь радистом и должен по моему сигналу ребром ладони отстучать («тук») и сказать, сколько мной сделано хлопков и в каком ритме, а я буду хлопать». Ведущий хлопает и говорит «хлоп». Ребенок слушает ритм и говорит «тук»: а) с наращиванием ряда: тук - хлоп; тук, тук - хлоп, хлоп; тук, тук, тук - хлоп, хлоп, хлоп и т.д.; б) со сменой темпа (быстро - медленно); в) с изменением громкости (от тихого полушепота к громкому голосу) и двигательных усилий (от легких касаний к интенсивному отстукиванию). |
Будь внимателен! Цель: Развитие концентрации внимания, памяти, учить подбирать определения, соответствующие предмету, явлению Игроки рассаживаются по комнате и ждут некоторое время. Они не знают, какое именно задание им будет предложено и когда будет задан вопрос. Вопросы придумывает ведущий. Поэтому он должен быть особенно внимателен. Через определенное время ведущий просит описать все события, которые произошли в комнате с того момента, как все заняли свои места. Это может быть чье-то покашливание, скрип двери и т.д. | Запрещенное движение Дети повторяют за ведущим все движения, кроме одного "запрещенного" (прыжка или, например, хлопка). |
Поиск Цель: Развитие концентрации внимания, памяти, учить подбирать определения, соответствующие предмету, явлению Материал: книжка с картинками При рассматривании книжки с картинками. С первой картинки начинается игра: «Я вижу что-то, оно красное! Что это?» Когда это что-то будет найдено, поменяться ролями | |
Топ-хлоп Цель: Закрепление знаний об окружающем. Развитие внимания, памяти, координации движений. Ведущий произносит фразы-понятия - правильные и неправильные. Если выражение верное, дети хлопают, если не правильное - топают. Примеры:"Летом всегда идет снег". Картошку едят сырую". "Ворона - перелетная птица". Понятно, что чем старше дети, тем сложнее должны быть понятия. | Найди домик Цель: Развитие пространственных представлений. Развитие внимания и координации движений пальцев рук. Материал: рисунок с изображением животных, птиц или других персонажей и такого же количества домиков Предложите детям рисунок с изображением животных, птиц или других персонажей (начиная с пяти) и такого же количества домиков. Соедините каждый персонаж с его домиком волнистыми перекрещивающимися линиями. Маленьким деткам можно дать карандаш, чтобы найти нужную линию, дети постарше должны находить нужную линию без карандаша. |
Условное слово Цель: Развитие концентрации внимания, умения действовать по инструкции. Материал: стулья (в количестве на один меньше, чем игроков) По кругу расставляются стулья. Игроки начинают ходить вокруг стульев. Стоять на месте запрещается. Ведущий берет любой текс, отмечает в нем первое попавшееся слово и объявляет его игрокам. Это нужно сделать заранее. Затем ведущий начинает монотонно читать выбранный текст с самого начала. Он не должен выделять интонацией никакие слова, тем более выбранное слово. Услышав ключевое слово, игроки должны быстро занять стулья. Самый невнимательный участник, пропустивший слово и оставшийся без стула, выбывает из игры. | Важные мелочи Цель: развитие внимания и памяти, упражнять в описании предмета. Материал: любой предмет по теме. На несколько секунд ведущий показывает предмет игрокам. Показывать надо так, чтобы у всех была возможность хорошо рассмотреть со всех сторон предложенный предмет. Затем ведущий прячет предмет и спрашивает игроков о какой-нибудь малозаметной особенности этого предмета. Игроки должны постараться припомнить названную деталь и дать правильный ответ. |
И только зеленого цвета! Цель: Развитие сенсорных и пространственных представлений, внимания и памяти. Играющие садятся в кружок. Выбирается какой-нибудь цвет, например зеленый. Участник, которого он выбрал, в течение минуты должен назвать 10 предметов зеленого цвета. Если игрок справляется с заданием, он получает 1 балл, а ведущий называет другую букву и другого игрока. | Повторяй наоборот Цель: развитие зрительного внимания, двигательной памяти, анализа и синтеза, координации движения. Ведущий выполняет различные движения: поднимает руку, берет ручку, встает со стула и т.д. Игроки должны в точности повторить его движения, но наоборот. Ведущий опускает руку – игроки поднимают, ведущий садится – игроки встают. Игрок, который сделал ошибку, выходит из игры. |
Назови число Цель: Закрепление знаний детей о числовом ряде. Развитие внимания, мыслительных операций, координации движений, быстроты реакций. Материал: мяч Игроки становятся в круг. Первый кидает мяч и одновременно называет любое число от 1 до 10. Число надо говорить в момент броска. Игрок, которому первый участник кинул мяч, должен назвать число на единицу большее, пока мяч находится в воздухе. Поймав мяч, он бросает его следующему игроку и одновременно называет любое другое число, но не то, которое по порядку за первым или вторым из уже названных. | Земля или воздух Цель: Закрепление знаний об окружающем мире. Развитие распределения внимания, памяти, координации движений. Материал: два мяча – красный и белый Красный мяч означает землю. Тот, кто ловит его, должен быстро назвать какое-нибудь животное. Белый мяч означает воздух. Тот, кто его поймает, должен назвать птицу, насекомое, которое умеет летать. |
Не зевай! Цель: Закрепление знаний об окружающем мире. Развитие распределения внимания, памяти, координации движений. Выбирается ведущий. Он садится перед игроками. Ведущий быстро называет по очереди какую-нибудь часть лица и прикасается к ней рукой. Но иногда часть лица он называет одну, а рукой дотрагивается совсем до другой. Игроки должны делать все так, как они видят и не обращать внимание на слова ведущего. Если игрок делает ошибку, он выбывает из игры. Победителем становится самый внимательный. | Отвечай Цель: Закрепление знаний об окружающем мире. Развитие распределения внимания, памяти, координации движений. Все играющие встают по кругу, вытянув руки вперед. Ведущий – в середине. Он старается хлопнуть кого-нибудь по руке, но это не так просто сделать, так как каждый играющий имеет право убрать руку. Хлопнув кого-нибудь по руке, водящий называет одно из слов: «зверь», «рыба», «птица» и считает до трех. Раньше чем закончить счет, играющий должен назвать зверя, рыбу или птицу. Нельзя повторять слова, названные раньше. Если не ответит, то занимает место водящего. |
Веселый счет Цель: Закрепление знаний детей о числовом ряде. Развитие внимания, мыслительных операций, координации движений, быстроты реакций. Количество игроков: двое Дополнительно: два одинаковых щитка, разграфленных на клетки, на которых написаны вразброд различными цветами цифры от 1 до 10 (20) По сигналу ведущего двое соревнующихся начинают считать, указывая на цифры указкой, по порядку номеров. Выигрывает первый просчитавший до 10-ти (20-ти). | Магазин Цель: Закрепление знаний об окружающем мире. Развитие внимания, памяти, умения действовать по инструкции. Материал: картинки с продуктами Отправьте ребенка в «магазин». Начинают с 1-2 предметов, постепенно увеличивая их количество до 4-5. В этой игре полезно менять роли: и вы, и ребенок по очереди можете быть и дочкой (или сыном), и мамой (или папой), и продавцом, который сначала выслушивает заказ покупателя, а потом идет подбирать товар. Да и сами магазины могут быть разными: «Булочная», «Молоко», «Игрушки» — и т.д. |
Съедобное - несъедобное Цель: развитие произвольного внимания, координации движений. Материал: мяч Водящий бросает мяч любому игроку, одновременно произнося любое слово (конфета, коробка, шкаф...). Игрок должен поймать мяч, если водящий произнес "съедобное" слово, и отбросить мяч, если водящий произнес "несъедобное" слово. | Зеленый, красный, желтый Цель: развитие произвольного внимания, координации движений, закрепление сенсорных эталонов. Материал: красный, зеленый и желтый кружочки из цветной бумаги или картона Дети становятся в круг, ведущий с тремя кружочками - посредине. Ведущий дает команды: "Остановились! Приготовились! Пошли!", - одновременно поднимая соответствующий кружок. Тот, кто ошибся, выходит из игры |
Угадай, чей голосок Цель: Игра на развитие слухового внимания Один участник игры становится в круг и закрывает глаза. Дети идут по кругу, не держась за руки, и говорят: Мы собрались в ровный круг, Повернемся разом вдруг, И как скажем скок - скок - скок! - Угадай чей голосок? Слова "Скок - скок - скок!" произносит один ребенок по указанию руководителя. Стоящий в центре должен узнать его. Тот, кого узнали, становится на место водящего. | Раз – коленка, два - коленка Цель: развитие внимания, координации движений. Дети садятся все на стулья в тесный круг. Затем каждый должен положить руку на правое колено соседу слева. Положили? Так, а теперь начиная с ведущего, по часовой стрелке по всем коленкам по очереди должен пройти лёгкий хлопок рукой. Сначала - правая рука ведущего, затем левая рука его соседа справа, затем правая рука соседа слева, затем левая рука ведущего и т.д. Первый круг проводится для того, чтобы ребята поняли, как надо действовать. После этого начинается игра. Тот, кто ошибся в процессе игры, убирает руку, которая либо задержалась со своим хлопком, либо произвела его раньше. Если игрок убрал обе руки, он выходит из круга, а игра продолжается. Для усложнения задачи ведущий всё быстрее и быстрее даёт счет, под который должен быть произведён хлопок. Выигрывают три игрока, оставшиеся последними. |
Вода и суша Цель: Закрепление знаний об окружающем мире. Развитие внимания, памяти, умения действовать по инструкции. Участники становятся в одну линию. При слове ведущего "суша" все прыгают вперед, при слове "вода" - назад. Игра проводится в быстром темпе. Ведущий имеет право вместо слова "вода" произносить другие слова, например: море, река, залив, океан; вместо слова "суша" - берег, земля, остров. Прыгающие невпопад выбывают, победителем становится последний игрок - самый внимательный | Не зевай! Цель: развитие внимания, координации движений, быстроты реакции. Материал: мяч Дети встают в круг спиной к центру и к водящему. У водящего в руках мяч. Он начинает отсчёт от 1 до 5. После числа 5 он называет имя одного из детей и подбрасывает мяч вверх. Задача того, чьё имя назвали быстро обернуться и поймать мяч либо на лету, либо только после одного удара о землю. Кому это не удалось три раза - выбывает из круга. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по теме: «Внимание дошкольника. Упражнения и игры для развития внимания»
Консультация для родителей...
Внимание. Игры на развитие внимания.
Что такое внимание, его виды, а, главное, как и какими играми его можно развить описано в статье....
Консультация для родителей по теме: «Внимание дошкольника. Упражнения и игры для развития внимания.»
Поступление ребенка в школу знаменует собой начало интенсивного формирования у него произвольного внимания. Необходимость каждый день в течение нескольких часов концентрироваться на определенных объек...
Картотека на тему "Подвижные игры летом" Подвижные игры на прогулке в теплое время года ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, БЫСТРОТЫ, ЛОВКОСТИ И КООРДИНАЦИИ
Картотека на тему"Подвижные игры летом"Подвижные игры на прогулке в теплое время годаИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, БЫСТРОТЫ, ЛОВКОСТИ И КООРДИНАЦИИ...
ВНИМАНИЕ. Главные составляющие. Игры для развития внимания у детей дошкольного возраста.
Виды и компоненты внимания по возрастам. Игры и упражнения направленные на развитие внимания у детей дошкольного возраста....