Драка в песочнице, или откуда берется детская агрессивность.
статья по теме
В работе рассмотрены истоки детской агрессия, причины и виды агрессии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskaya_i_podrostkovaya_agressiya.doc | 127 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое агрессия
Агрессия (агрессивность) – тема, которая живо интересует специалистов не только в различных областях психологии, но и социологов, работников правоохранительных органов, педагогов, философов. Агрессивное поведение – одна из центральных проблем изучения человеческой психики.
В основном под агрессией понимается вредоносное поведение. Причем в понятии «агрессия» объясняются различные по форме и результатам акты поведения – от таких, как злые шутки, сплетни, враждебные фантазии, деструктивные формы поведения, до бандитизма и убийств.
В подростковой жизни нередко встречаются формы насильственного поведения, определяемого в терминах «задиристость», «драчливость», «озлобленность», «жестокость».
К настоящему времени различными авторами предложено множество определений агрессии, ни одно из которых не может быть признано исчерпывающим и общеупотребительным.
Во-первых, под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению. Так, Л.Бендер (1963 г.), например, говорит об агрессии как тенденции приближения к объекту или удаления от него, а Ф.Аллан (1964 г.) описывает её как внутреннюю силу, дающую человеку возможность противостоять внешним силам.
Во-вторых, под агрессией понимаются акты враждебности. Атаки, разрушения. То есть действия, которые вредят другому человеку или объекту. Например, Х.Дельгадо (1963 г.) утверждает, что «человеческую агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся появлением силы и попытке нанести вред или ущерб личности или обществу».
В то же время многие авторы разводят понятия агрессии как специфической формы поведения и агрессивности как психического свойства личности.
В настоящее время все больше утверждается представление об агрессии как мотивированных внешних действиях, нарушающих нормы и правила сосуществования, наносящих вред, причиняющих боль и страдание людям.
Классическое определение было предложено Бассом (1961 г.), который охарактеризовал агрессию как «реакцию, наносящую вред другому организму». Однако было отмечено, что это определение чересчур схематично. Оно включает в себя множество видов поведения, которые не относятся к категории агрессивного. В то же время в других отношениях это определение слишком узкое: например, оно не учитывает такие неповеденческие процессы, как мышление и эмоции. Впоследствии с целью получения более гармоничного определения были включены дополнительные аспекты: чтобы поведение индивида определялось как агрессивное, оно должно осуществляться с намерением вызвать негативные последствия для объекта агрессии, что в свою очередь, предполагает ожидание того, что действие приведет к определенному результату. Подобная детализация исключает те виды поведения, которые вызывают непреднамеренное повреждение или обиду. Например, нанесенные случайно либо из-за небрежности или некомпетентности. В то же время сюда включаются те виды поведения. Которые направлены на причинение вреда другому человеку. Но по какой-либо причине не приводят к задуманным последствиям: выстрел, не достигший цели, представляет собой агрессивный поступок даже в том случае, если с головы предполагаемой жертвы не упал ни один волос. При выборе за основной критерий намерения человека причинить вред возникает возможность включить сюда и бездействие: например, отказ в помощи нуждающемуся можно рассматривать как вид агрессии. Дальнейшая детализация связана с желанием со стороны объекта агрессии избежать вредоносного обращения. Такой подход позволяет исключить случай самонаправленной агрессии, при которой роли обидчика и жертвы присутствуют в одном лице. Например самоубийства или повреждений, причиняемых в садомазохичестких сексуальных отношениях.
Четкое определение, в котором принимаются во внимание указанные соображения, было предложено Бэроном и Ричардсоном (1994 г.). Они предлагают использовать термин «агрессия» для описания «любого вида поведения, нацеленного на причинение вреда или оскорбление другого живого существа, которое стремиться избежать такого обращения». Это определение представляет собой минимально необходимую согласованную позицию в социально-психологических исследованиях агрессии и оставляет достаточный простор для множества дополнительных измерений применяемых для характеристики различных видов агрессии.
Модальность реакции Вербальное/физическое
Качество реакции Действие/бездействие
Непосредственность Непосредственное/опосредованное
Наблюдаемость Открытое/скрытое
Подстрекательство Неспровоцированное/мстительное
Целенаправленность Враждебное/инструментальное
Вид причиняемого вреда Физическое/психологическое
Длительность последствий Краткосрочное/долгосрочное
Задействованные социальные единицы Индивидуальное/групповое
Данная классификация связана с психологической функцией, которую выполняет агрессивное поведение для действующего субъекта. Основным мотивом агрессивного поведения может быть либо желание причинить вред другому человеку (проявление негативных эмоций – враждебная агрессия), либо стремление достичь определенной преднамеренной цели посредством агрессивного поступка (инструментальная агрессия).
Дисциплинарные меры, принимаемые учителями, или действия по физической самозащите – все это примеры тех видов поведения. Которые удовлетворяют критериям намеренности, ожидания и желания предполагаемой жертвы их избежать, и соответственно должны классифицироваться как агрессивные. Однако они защищены социальными нормами, превращающими их в общепринятые формы социального поведения. Именно поэтому и утверждается, что поведение должно рассматриваться как агрессивное, только если оно подразумевает нарушение социальной нормы. Однако, как отметил Берковиц (1993 г.), при определении агрессии на основе нарушения норм или социально неодобряемого поведения не учитывается, что нормативная оценка поведения нередко различается в зависимости от взглядов участвующих сторон. Например, некоторые люди считают телесное наказание приемлемым и эффективным методом воспитания детей, тогда как другие рассматривают его как неприемлемую форму агрессии. Таким образом, хотя вопросы нарушения норм имеют большое значение, например, в анализе динамики внутригрупповых стычек или оправдания агрессивного поведения. Их сложно рассматривать в качестве существенных признаков в базовом определении агрессии.
Теории агрессии
В качестве отправной точки приведем таблицу, в которой перечислены основные теоретические подходы к изучению агрессии, указывается, как понимается агрессия с их точки зрения.
Теоретический подход Агрессия понимается как
Биологические объяснения.
Этология …внутренняя энергия
Социобиология …продукт эволюции
Генетика поведения …наследственная предрасполо-
женность.
Психологические объяснения.
Фрейдовский психоанализ …инстинкт разрушения
Фрустрационная теория …целенаправленное побуждение
Когнитивный неоассоцианизм …реакция на отрицательные эмо-
ции
Модель переноса возбуждения …подкрепленная нейтральным
возбуждением
Социально-когнитивный подход …функция переработки
информации
Теория научения …возникающая в результате
научения через подкрепление
и подражание
Модель социального взаимодействия …результат процесса принятия
решения
Человек был, есть и, возможно, ещё долго будет агрессивным. Что заставляет его быть таковым? На этот вопрос всегда пытались найти ответ. Высказывались противоречивые, порой взаимоисключающие мнения в отношении причин её возникновения, её природы, факторов, способству-ющих её формированию и проявлению. На сегодня теории агрессивного поведения разнообразны. Среди них следует указать на теории З.Фрейда, К.Лоренца, Э.Фромма; позиции бихевиористов, инстинктивистов, сторонников их интеграции и т.д.
Все существующие ныне теории агрессии, при всем их многообразии, можно подразделять на четыре основные категории, рассматривающие агрессию как: 1) врожденное побуждение или задаток (теории влечения); 2) потребность, активируемая внешними стимулами (фрустрационные теории); 3) познавательные и эмоциональные процессы; 4) актуальное проявление социального.
Первая категория теорий, несмотря на многообразие подходов, исходит из того (и это объединяет эти теории и составляет их центральное звено), что агрессивность рассматривается её сторонниками как врожденная инстинктивная форма поведения. Иными словами, агрессия проявляется потому, что она генетически запрограммирована. Следовательно, какие-либо, даже самые положительные, изменения в социальной среде не способны предотвратить её проявление. Максимум, возможно, ослабить её. И в этом, несомненно, есть доля истины.
Вторая категория теорий (агрессия как потребность, активируемая внешними стимулами, агрессия как побуждение) как раз наоборот, считает возможным не только ослабление, но полное искоренение агрессии, поскольку саму агрессию относит к проявлениям влияния и воздействия внешней среды и условий (фрустрации, возбуждающих и аверсивных событий).
Третья группа теорий, в отличие от предыдущих, учитывает такие аспекты человеческого опыта, как когнитивная и эмоциональная деятельность, именно этим она отличается от них. Сторонники этих теорий утверждают возможность управления агрессией, контроля над поведением «простым» научением людей реально представлять себе потенциальные опасности, адекватно оценивать угрожающие ситуации.
Наконец, согласно четвертой группе теорий (теории социального научения), агрессия представляет собой приобретенную в процессе научения модель социального поведения. Агрессивные реакции усваиваются и поддерживаются путем непосредственного участия в ситуациях проявления агрессии, а также путем пассивного наблюдения агрессивных проявлений.
Говоря о психоаналитическом подходе к агрессии и агрессивности, мы, в первую очередь, будем иметь в виду З.Фрейда. Все человеческое поведение психоаналитики выводят прямо или косвенно из Эроса – основного инстинкта жизни, энергия которой направлена на упрочение, сохранение и воспроизведение жизни. В этом контексте агрессия рассматривается как реакция на блокирование или разрушение либидинозных импульсов.
Однако З.Фрейд пересмотрел некоторые свои предложения в отношении «основного инстинкта». В 1932 году в переписке с А.Эйнштейном он писал о том, что кроме Эроса в человеке заложена и инстинктивная «энергия разрушения, препятствовать которой бессмысленно и бесплодно». Он предположил существование второго основного источника – влечения к смерти (который был назван затем Танатосом), вся энергия которой направлена на разрушение и прекращение жизни. Он утверждал, что все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этого инстинкта с Эросом и что между ними существует постоянное напряжение. Этот конфликт приводит к выведению энергии Танатоса во вне, то есть Танатос способствует выведению энергии агрессивности наружу и на других. Это поведение не только врожденное. Берущее начало из «встроенного» в человека инстинкта смерти, но также и неизбежное, поскольку, если энергия Танатоса не будет обращена вовне, это вскоре приведет к разрушению самого индивидуума. Иными словами, с точки зрения З.Фрейда агрессия имеет биологическую (инстинктивную) природу и преодолеть ее невозможно, кроме как частично регулировать социальными нормами, придавая ей более или менее безобидные формы.
Эволюционный подход к развитию человеческой агрессивности опирается, в первую очередь, на теорию К.Лоренца, разработанную в результате изучения поведения животных. Взгляды К.Лоренца (1994) достаточно близки к взглядам З.Фрейда. Согласно концепции К.Лоренца агрессия берет свое начало из врожденного инстинкта борьбы за выживание. Этот инстинкт развился в ходе эволюции и выполняет три важные функции:
1) борьба рассеивает представителей видов на широком географическом пространстве,
2) агрессия помогает улучшить генетический фонд вида за счет того, что оставляют потомство только наиболее сильные и энергичные,
3) сильное животные лучше защищаются и обеспечивают выживание своего потомства.
Однако, в применении к человеку, скорее нужно констатировать негативную роль второго пункта. Энергия агрессии генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени. Чем больше количество агрессивной энергии имеется в данный момент, тем меньшей силы стимул нужен для того, чтобы агрессия «выплеснулась» вовне. Это так называемая «психогидравлическая модель» агрессии, созданная на основе исследования агрессии животных.
И.К.Лоренц и З.Фрейд считают агрессию подвласной определенному контролю социальными нормами, и в то же время, и врожденной и неизбежной.
Одним из подходов к пониманию сущности человеческой агрессивности является, с нашей точки зрения, антропоэкологический подход, применяемый некоторыми исследователями (Гильбурд О.А., 2000; Дерягина М.А., 1994; Корнетов А.Н. и соавт.,1990). Как и любая форма поведения, агрессивность проявляется во взаимоотношениях со средой. Возможно эволюция «наградила» человека высокой силой агрессии как биологически самого неприспособленного и слабого вида. Формирование агрессивности представляется как один из основных факторов психической эволюции человека, возможно наравне с формированием таких особенностей, как прямохождение и речь (Самохвалов В.П.,1994 г.). «Неразумная разумность» человека (по выражению К.Лоренца «разумная, но нелогичная человеческая натура») породила противоречия в естественно-биологической среде человека, что обусловлено своего рода дисгармонией между закономерностями социального поведения, основанного на разуме и культурной традиции, и закономерностями, которые присущи «любому филогенетически возникшему поведению». Дисгармония между этими фундаментальными основными формами поведения привела к тому. Что агрессия в человеческом обществе стала принимать «гротескные и бессмысленные формы» и, теряя свой первоначальный видосохраняющий, защитно-адаптивный смысл, стала превращаться в угрозу выживанию.
Если инстинктивисты видят в человеке лишь набор природных инстинктов, проводя прямые аналогии с животными, то полярной позиции в этом вопросе придерживаются бихевиористы. Человек формируется исключительно под влиянием «социума» и при этом игнорирует полностью биологическую природу человека. Ту «природу» в человеке, которая мешает становлению мирного и справедливого общественного строя. Хотя надо отметить, что такому становлению не в меньшей мере мешает и сама «социальная» природа человека, ее внутренние противоречия между «биологическими» и «социальными» корнями человека.
Бихевиоризм видит только поведение человека в данный момент. Но исключает личность, самого действующего человека. С позиции бихевиоризма агрессивность выступает как поведенческое расстройство. Его формула гласит: человек чувствует, думает и поступает так, как он считает правильным для достижения ближайшей желанной цели.
В своей капитальной работе «Анатомия человеческой деструктивности» Эрих Фромм (1994) представил обобщенный анализ всевозможных исследований человеческой агрессивности. Все разрушительное в человеке им переосмыслено филогенетически и онтогенетически как основополагающая проблема зла на уровне индивида и общества. Феномен агрессии, с точки зрения Э.Фромма, является реакцией человека на разрушение нормальных условий бытия. Агрессия есть «благоприобретенное свойство», и человек не является по своей природе разрушителем. Он – жертва своей истории, жертва своей свободы, под которой он имеет в виду «меру ответственности». При этом Э.Фромм всегда исходит из тезиса о первичности психических процессов, которые во многом определяют структуру социальных феноменов в истории человечества. Проблему деструктивности он рассматривает с биосоциальной точки зрения. Он исходит из того, что тип и склад личности вписывается в конкретный социальный фон, оказывающий воздействие на индивида, вырабатывающий социальные характеры.
По мнению Э.Фромма, деструктивность человека имеет филогенетические корни. Критикуя К.Лоренца и его последователей (Р.Ардри, Д.Морриса и др.) за их инстинктивизм, Э.Фромм подчеркивает их основной тезис: «…агрессивное поведение людей, проявляющееся в войнах, преступлениях, личной драчливости и прочих типах деструктивного и садистского поведения, имеет филогенетические корни, оно запрограммировано в человеке, связано с врожденным инстинктом, который ждет своего места и часа и использует любой повод для своего выражения». Оно запрограммировано в человеке, связано с врожденными инстинктами, но сформировалась она (деструктивность – агрессия) в ходе его истории, а не предыстории.
В проблеме агрессии и деструктивности Э.Фромм оьъединяет две, казалось бы, диаметрально противоположные точки зрения на проблему агрессивности – инстинктивизм – все деструктивное в человеке объясняет и сводит к его животной сущности. Вторая точка зрения – бихевиоризм – выводит деструктивность человека исключительно из его социальной природы. Фромм разделяет агрессивность доброкачественную и злокачественную. При этом первая восходит к инстинктам, животному началу, вторая опирается на характер, на человеческие страсти, за которыми стоят экзистенциональные побуждения (любовь, ненависть, страх, вера, корысть, зависть и т.д. и т.п.). Любой барьер на пути к реализации своих потребностей приводит к деструкции социальных отношений, деформации психологических механизмов. Э.Фромм выделяет несколько видов их – мазохистический, садистский, деструктивный, конформистский.
Среди теорий наибольшее распространение получила теория агрессии и фрустрации Dollard J. (1939). В числе основных двенадцати инстинктов автор указывал и на агрессивность. Он определял агрессивность как «предрасположенность к гневу; негодование и насильственное устранение всякой помехи или препятствия, мешающих свободному осуществлению любой другой тенденции».
Суть теории Dollard-a и соавторов достаточно проста и заключается в том, что фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме и агрессия всегда является результатом фрустрации. Эта теория исходит из двух положений:
- агрессия всегда есть результат и следствие теории;
- фрустрация всегда влечет за собой агрессию.
Однако последующие исследования не подтвердили эти два постулата, и оказалось, что фрустрация может способствовать агрессии. Но не всегда и не так часто. Скорее фрустрация вызывает агрессию, прежде всего у тех, кто усвоил привычку реагировать на фрустрацию агрессивным поведением (Bandura A., 1983). С точки зрения Miller (1941) правильнее сказать, что фрустрация порождает различные модели поведения, и агрессивность является следствием многих факторов, помимо фрустрации.
Теория побуждений к агрессии Berkowitz L., является, своего рода, развитием теории фрустрации-агрессии. Будучи вначале сторонником фрустрационной теории, Berkowitz впоследствии отошел от этих позиций и ввел две промежуточные переменные – побуждение (а именно, гнев) и пусковые раздражители. Автор считает, что фрустрация есть один из множества различных аверсивных стимулов, которые способны лишь спровоцировать агрессивные реакции, но не приводят к агрессивному поведению напрямую, а скорее создают готовность к агрессивным реакциям. Агрессия возникает только тогда, когда имеются «посылы (побуждения) к агрессии», и ее проявление во многом схоже с выработкой условных рефлексов.
Эти идеи Berkowitz получили развитие у Bandura A. (1983), который рассматривает агрессию как некоторое специфическое социальное поведение, которое «научается» и поддерживается точно так же, как все другие формы поведения. Автор считает, что агрессия приобретается посредством биологических факторов (нервная и гормональная системы) и социальным научением (непосредственный опыт, наблюдение). Агрессия может провоцироваться воздействием внешних шаблонов (возбуждение, внимание), неприемлемым для личности обращением (грубость, нападки, фрустрация), побудительными мотивами (деньги, золото, жажда признания, восхищение), инструкциями (приказы и поручения), эксцентричными убеждениями (параноидные идеи). Регулирование агрессивного поведения проводится внешними поощрениями и наказаниями, викарным подкреплением, механизмами саморегуляции.
Когнитивные теории достаточно оптимистичны в плане возможности контролирования агрессии, поскольку они предполагают, что человека можно научить быть менее агрессивным. Но, с другой стороны, сами же авторы этих теорий не исключают возможности проявления импульсивной агрессии, не подвластной сознанию и разуму.
Типы агрессии
Если мы условимся обозначать словом «агрессии» все те действия, которые причиняют (или намерены причинить) ущерб другому человеку, животному или неживому объекту, то сразу надо осознать, что под эту категорию подпадают нередко весьма разнообразные типы реакций и импульсов; поэтому все же необходимо строго различать агрессию биологически адаптивную, способствующую поддержанию жизни, доброкачественную, от злокачественной агрессии, не связанной с сохранением жизни.
Биологически адаптивная агрессия – это реакция на угрозу витальным интересам индивида; она заложена в филогенезе; она свойственна как животным, так и людям; она носит взрывной характер и возникает спонтанно как реакция на угрозу; а следствие ее – устранение либо самой угрозы, либо ее причины.
Биологически неадаптивная, злокачественная агрессивность (т.е. деструктивность и жестокость) вовсе не являются защитой от нападения или угрозы; она не заложена в филогенезе; она является специфической только для человека; она приносит биологический вред и социальное разрушение. Главные ее проявления – убийство и жестокие истязания – не имеют никакой иной цели, кроме получения удовольствия. Причем эти действия наносят вред не только жертве, но и самому агрессору. В основе злокачественной агрессивности не инстинкт, а некий человеческий потенциал, уходящий корнями в условия самого существования человека.
Различение между биологически адаптивной и биологически неадаптивной формой агрессии поможет нам устранить путаницу в толковании понятия «агрессия». Дело в том, что те, кто выводит человеческую агрессивность из самой родовой сущности человека, вынуждают своих оппонентов, которые не хотят совсем расстаться с надеждой на мирную жизнь, приуменьшать масштабы человеческой жестокости. Если же разделить агрессию на оборонительную и злокачественную, то такая необходимость отпадает. Тогда предполагается, что злокачественная доля агрессии не является врожденной, а следовательно, она не может считаться неискоренимой. С другой стороны, допускается, что злокачественная агрессивность представляет собой некий человеческий потенциал, более значимый, чем одна из возможных моделей поведения, которой можно по желанию обучиться и от которой можно легко освободиться, приняв другую модель.
Псевдоагрессия
Под этим понятием понимаются действия, в результате которых может быть нанесен ущерб, но которым не предшествовали злые намерения.
Непреднамеренная агрессия
Яркий пример псевдоагрессии – случайное ранение человека. Классический пример – это проверка револьвера и непроизвольный выстрел, задевающий находящегося поблизости человека.
Игровая агрессия
Она не имеет никакой разрушительной цели и никаких отрицательных мотивов (гнев, ненависть).
Агрессия как самоутверждение
Важнейший вид псевдоагрессии можно в какой-то мере приравнять к самоутверждению. Речь идет о прямом значении слова «агрессии»: в буквальном смысле корень aggredi происходит от adgradi (gradus означает «шаг», а ad – «на»), т.е. получается что-то вроде «двигаться на», «на-ступать»).
Концепция агрессии как самоутверждения находит подтверждение в наблюдениях за связью между воздействием мужских гормонов и агрессивным поведением. Это говорит о том, что мужской гормон выполняет роль стимулятора агрессивного поведения, но вовсе не является единственным условием, предпосылкой, при отсутствии которой агрессия вообще исключена.
Но при этом речь идет не столько о враждебно-агрессивном поведении, сколько о наступательности, необходимой для достижения цели. Такая мужская агрессивность существенно отличается от жестокости и деструктивности.
Таким образом, агрессия самоутверждения повышает способность человека к достижению целей, и поэтому она значительно снижает потребность в подавлении другого человека (в жестоком, садистском поведении).
Оборонительная агрессия
Различие между человеком и животным.
Цель оборонительной агрессии состоит не в разрушении, а в сохранении жизни. Если эта цель достигается, то исчезает и агрессивность животного со всеми эмоциональными эквивалентами. Так же филогенетически запрограммирован человек: на угрозу его витальным интересам он реагирует либо атакой, либо бегством. Хотя эта врожденная тенденция у человека выражена менее ярко, чем у животных, все же многие факты убеждают, что у человека тоже есть тенденция к оборонительной агрессии. Она проявляется, когда возникает угроза жизни. здоровью, свободе или собственности.
Человек реагирует не только на сиюминутную угрозу, но и на возможную опасность в будущем, на свое представление о вероятности угрозы. Таким образом, механизм оборонительной агрессии у человека мобилизируется не только тогда, когда он чувствует непосредственную угрозу, но и тогда, когда явной угрозы нет. То есть чаще всего человек выдает агрессивную реакцию на свой собственный прогноз.
Человек обладает не только способностью предвидеть реальную опасность в будущем, но он еще позволяет себя уговорить, допускает, чтобы им манипулировали, руководили, убеждали. Он готов увидеть опасность там, где ее в действительности нет.
Теория развития агрессивности
Фрустрацию можно определить как сочетание условий, которые препятствуют или отдаляют наступление результата в цепи «цель-реакция». Большая часть ранних фрустраций, с которыми сталкивается ребенок, возникает из-за задержки удовлетворения его естественных потребностей и является следствием его беспомощности и неспособности позаботиться о себе.
Когда ребенок голоден или испытывает дискомфорт по каким-то иным причинам, он не может сделать ничего другого, кроме проявления моторных или голосовых реакций, которые вначале кажутся совершенно бесцельными. Когда ребенок плачет, беспокойно себя ведет, бьет ручками и ножками, все это признаки последующих вербальных и физических реакций, которые безусловно могут быть отнесены к агрессивным. Таким образом. У каждого ребенка существуют условия для развития агрессивности; фрустрации неизбежны, и, хотя дети отличаются по частоте и силе реакций на фрустрацию, все они в какое-то время отвечают на них в двигательной или голосовой форме.
Но эти реакции ребенка не имеют отчетливых черт агрессивного акта. О нем можно говорить только тогда, когда ребенок научится нападать на людей или относиться агрессивно к окружающим предметам с целью нанести им повреждения. Этот переход от реакции в форме протеста к агрессивному поведению возможен только в случае, если ребенок до определенной степени контролирует свою двигательную функцию. Так как в младенческом возрасте эти движения ребенка заставляли мать обращать внимание на него и за этим следовало снятие дискомфорта, нет ничего удивительного в том, что, чуть повзрослев, ребенок в состоянии фрустрации набрасывается на всех, бьет руками и ногами, колотит по окружающим предметам или реагирует каким-то другим агрессивным образом. Но можно усомниться в том, что здесь всегда и обязательно присутствует намерение нанести кому-то увечье или что-то разбить. Агрессивность по своей сути полностью инструментальна, это средство получения желаемого или избавления от неприятного. Только когда ребенок почувствует, что за снятием его фрустрации часто следуют признаки боли. Огорчения или ранения другого человека, и если после этого он будет стремиться к тому, чтобы вызвать эти признаки, тогда можно будет говорить о его намерении причинить вред. Однако даже при таких обстоятельствах агрессивное поведение еще остается по сути своей инструментальным.
Иногда уже на втором году жизни ребенок может проявлять агрессивность без каких-либо очевидных причин и не для того, чтобы вызвать признаки боли или огорчения у других. Сирс, Маккоби и Левин (1957) предложили в качестве объяснения этого две причины. Во-первых, признаки боли у других достаточно часто связаны с освобождением от фрустрации и с получением вторичного вознаграждения. Во-вторых, агрессивное действие может снять напряжение от конфликта. Так как проявления агрессивности обычно встречают неодобрение родителей или наказание, при импульсе агрессивности возникает тревожное состояние. Возникший конфликт и напряжение уменьшаются, когда, наконец. Происходит агрессивное действие. Таким образом, агрессивность может быть наученной реакцией на условия напряжения и может возникать даже тогда, когда напряженная ситуация в зоне агрессии не порождает конфликта.
При фрустрации ребенок легко прибегает к физическому насилию. По мере того, как идет процесс социализации, он научается замещать физические формы агрессивности легче переносимыми вербальными. Даже вербальные формы проявления агрессивности вызывают неодобрение, и ребенок в конце концов научается более мягким формам проявления агрессивности без прямого нападения на вызвавшего у него этот акт агрессии.
Под воздействием тревожности от возможности наказания или осуждения одновременно возникает другая форма переноса реакции. Первичные субъекты социализации это, конечно, родители, они, несомненно, являются наиболее эффективными. Они не только могут наложить на ребенка ограничения или наказания его, но имеют и очень сильное оружие: могут угрожать ребенку тем, что лишат его внимания и одобрения. Следовательно, агрессивные импульсы, первоначально направленные против родителей, которые вынуждены создавать фрустрирующие ситуации в процессе воспитания и контроля ребенка, должны направляться на других людей и даже на неодушевленные объекты. Например, если родители проявляют несговорчивость по отношению к ребенку, он может напасть на другого ребенка или щенка, сломать игрушку или испортить мебель. В одном из исследований было продемонстрировано, как ребенок, который испытывал фрустрацию из-за отношения взрослых, проявил агрессию по отношению к сверстникам. Это вторая форма переноса, при которой агрессивный акт переносится с вызвавшего этот акт объекта на другой объект, называется объектным переносом.
Таким образом, процесс социализации агрессивности включает воспитание у ребенка способности реагировать на фрустрацию относительно приемлемым образом. Такое воспитание, естественно, никогда не бывает полностью успешным; иногда почти каждый взрослый может реагировать в импульсивной агрессивной форме. Однако большинство научается избегать такой реакции, так как она может привести к серьезным последствиям как для самого субъекта, так и для объектов, на которые будет направлена эта агрессия.
В первые школьные годы становятся заметны гендерные различия в агрессии: мальчики обычно проявляют более высокие уровни физической агрессии, чем девочки. Девочки, однако, в значительной степени выказывают вербальную агрессию (ругательства, брань) и агрессивное отношение (исключения сверстников, сплетни). Агрессивное поведение имеет тенденцию к снижению ближе к середине детского периода как функция возрастающих социальных навыков и саморегуляции, однако это, по-видимому, не касается агрессии в отношении братьев и сестер, которая в равной степени характерна для обоих полов.
Подростковая агрессия
Одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека является подростковый период. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но и возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.
Подростковый период онтогенеза – это остро протекающий период от детства к взрослости, где выпукло переплетаются противоречивые тенденции развития. При этом тревожащие моменты в поведении части подростков, такие, как агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, принимают устойчивый характер обычно в процессе стихийно-группового общения, складывающегося в разного рода компаниях. Но это общение, эта система отношений, в том числе и строящихся на почве жестокости законов асоциальных подростковых групп, является следствием не какой-либо генетической предрасположенности, изначальной агрессивности и пр., а выступает, в большинстве случаев, лишь как ситуация замещения при непринятии подростка в мир социально-значимых отношений взрослых, как ситуация совместного переживания непонятности ими.
В современной психологии показано, что человек не рождается эгоистом или альтруистом, скромным и хвастливым. Он становится таким, лишь в процессе развития человека как личности возникают как полезные, так и социально вредные черты.
В этом убеждает и исследование, проведенное Д.И.Фельдштейном по изучению подростков-правонарушителей (объектом которого были психически и физически здоровые дети). Оно показало, что ядром конфликтной ситуации, приведшей к нравственной деформации личности этих детей, являются не биологические свойства, а недостатки семейного и школьного воспитания, у этих подростков, в частности, утрачен интерес к учебе, фактически утрачены связи со школой.
Становление агрессивного поведения – сложный и многогранный процесс, в котором действует множество факторов. Агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверстников, а также средств массовой информации. Подростки учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений так же, как и путем наблюдения агрессивных действий. Что касается семьи, на становление агрессивного поведения влияют степень сплоченности семьи, близости между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, а также стиль семейного руководства. Дети, у которых в семье сильный разлад, чьи родители отчуждены и холодны, сравнительно более склонны к агрессивному поведению.
Подросток получает сведения об агрессии также из общения со сверстниками. Дети учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других детей. Игра со сверстниками дает детям возможность научиться агрессивным реакциям. Шумные игры – в которых подростки толкают друг друга, дразнятся, пинаются, и стараются причинить друг другу какой-то вред – фактически могут оказаться сравнительно «безопасным» способом обучения агрессивному поведению.
У детей один из главных путей научения агрессивному поведению – наблюдение за чужой агрессией. Подростки, которые встречаются с насилием у себя дома и которые сами становятся жертвами насилия, склонны к агрессивному поведению.
В ранее проведенных исследованиях утверждалось, что ответ может быть найден в детско-родительских отношениях. Без сомнения, такие органические факторы, как наследственные дефекты, физические недостатки или такие социальные факторы, как низкий уровень жизни, неудовлетворительные условия для отдыха и неблагоприятное окружение могут со своей стороны повлиять на развитие асоциальной ориентации. Но все больше появляется свидетельств того, что во многих случаях такие факторы сами по себе не являются причиной. Они имеют значение в том смысле, что могут создавать условия, при которых психологические факторы, способствующие развитию асоциального поведения, могут разворачиваться более активно.
Социологический подход, однако, не объясняет, почему все-таки меньшая часть детей, живущих в неблагополучных районах. Имеет приводы в полицию (Kobrin, 1951) или почему один ребенок в семье склонен к правонарушениям, а его братья или сестры – нет. Такой подход также не может объяснить и случаи деликвентного поведения среди детей, живущих в благополучных и стабильных районах.
Критически осмысливая себя и окружающих, подросток протестует против взрослых, их мнимой праведности, при нередкой лживости поступков.
Наиболее полную картину сущности агрессивного поведения подростков дает анализ его мотивации. Заметную роль в этой мотивации играют чувства и эмоции негативного характера: гнев, страх, месть, враждебность и др. Агрессивное поведение детей подросткового возраста, связанное с этими эмоциями, выражается в драках, побоях, оскорблениях, телесных повреждениях, убийствах и т.д.
Именно такое поведение нередко рассматривается в качестве наиболее убедительной модели, подтверждающей тезис о генетической природе агрессивности. При этом полагают, что агрессивное, особенно недостаточно мотивированное, поведение есть прямое проявление генетического неблагополучия индивида, пусть даже и выраженного в хромосомной аномалии.
Так же проявлениям агрессивности способствуют недостатки воспитания, осуществляемого различными институтами социализации, в т. ч. не только семьей, школой, но и средствами массовой информации и др.
Так, Бандура и Уолтерс (1959) например, на основе опроса и жизненных наблюдений установили , что если матери снисходительно относятся к агрессивным действиям своих детей и даже склонны им потакать, то дети становятся еще агрессивнее. Вместе с тем в другом исследовании показано, что дети, подвергающиеся очень строгим наказаниям, отличаются большой агрессивностью по отношению к товарищам. Причем физические показания за агрессивное поведение усиливают жестокость, агрессивность детей.
Данные современной науки, убеждают, что агрессивный подросток – это прежде всего обычный ребенок, которому свойственно нормальная наследственность. А черты, качества агрессивности он преобретает под влиянием ошибок, недоработок, упущений в воспитательной работе, сложностей в окружающей его среде.
Таким образом, агрессивность в личностных характеристиках подростков формирутся в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении. Вместе с тем на развитие агрессивности подростка могут влиять, разумеется, природные особенности его темперамента. Кроме того, агрессия может быть вызвана необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, в которой растущий человек не видит иного выхода, кроме драки, или, по крайней мере, словесных угроз.
То есть в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления агрессивности.
Выяснилось, что у детей 10-11 летнего возраста преобладает физическая агрессивность и менее всего выражена агрессивность косвенная. Причем вербальная агрессивность и негативизм по сути, находятся на одной ступени развития. У подростков же 12-13 лет наиболее выраженным становится негативизм (64%), отличается рост физической, а так же вербальной агрессии, тогда как агрессивность косвенная, хотя и дает существенный сдвиг по сравнению с младшим подростковым возрастом, все же менее выражена. Что касается 14-15 летних подростков, то на первый план у них выходит вербальная агрессивность (72%), что на 20% превышает эту форму в 12-13 лет и почти на 30% в 10-11 лет.
Агрессивность же физическая и косвенная повышается не существенно, так же как и уровень негативизма. Но на всем протяжении подросткового периода наблюдается четко выраженная динамика всех форм агрессивности от младшего к старшему подростковому возрасту. Вместе с тем, если у 10-11 лет детей преобладают физические формы агрессии , то по мере взросления у подростков 14-15 лет на первый план выходят ее вербальные формы (с 44% в 10 лет до 51% в 12-13 лет и, наконец, 72% в 14-15 лет). Кроме того. Доминирующее значение на старших стадиях подросткового возраста начинает преобладать не физическая агрессия, как у 10-11 летних, а негативизм. При этом негативизм растет по мере взросления детей особенно быстрыми темпами (с 45% в 10 лет до 64% в 12-13 лет и 65% в 15 лет).
Анализ полученных данных позволяет отметить выпукло выраженное влияние социальной ситуации развития, прежде всего семьи, на характер и уровень агрессивности подростков. При этом решающим является не ее состав – полная, неполная, распавшаяся, а нравственная атмосфера, взаимоотношения, которые складываются между взрослыми членами семьи, между взрослыми и детьми.
В целом имеются свидетельства непрерывного снижения уровня агрессии с возрастом (1998), таким образом прекращение агрессивного поведения может отражать связанный с возрастом поведенческий норматив. Однако ясно и то, что значительная доля субъектов, выказывавших агрессию в детском возрасте, продолжает оставаться агрессивными и далее. Учитывая, что агрессия проявляется в разных формах, различающихся по степени используемого насилия, важно понять, на сколько стабилен уровень агрессии для данных индивидов и имеет ли их агрессивное поведение тенденцию к усилению и переходу от менее серьезных к более серьезным формам проявления на протяжении индивидуального развития человека. Долгосрочное усиление агрессии означает постепенное возрастание жестокости агрессивных действий в детско-юношеский период, тогда как краткосрочное усиление агрессии означает резкое увеличение насилия у тех индивидов, которые в более позднем возрасте только начинают проявлять агрессию.
На межличностном уровне существует убедительные данные о том, что большая доля индивидов, проявляющих насилие, ранее демонстрировала слабые и /или умеренные формы агрессии. Моффит и др.(1996) показали, что 73% мальчиков-подростков, обвиненных в совершении насильственных деяний, уже начиная с детского возраста, устойчиво демонстрировали асоциальное поведение. Пока до конца не ясно, почему некоторые индивиды в подростковом возрасте начинают становиться крайне агрессивными, не выказывая постепенного нарастания моделей агрессивного поведения начиная с самого детства. Некоторые авторы выдвигают предположения, что те индивиды, для которых характерно позднее начало проявления склонности к насилию, - это люди, которые зачастую чрезмерно контролируют свое поведение, пытаясь подавить свою тягу к агрессии и выказывая ее только в том случае, когда побуждение (фрустрации, возбуждение гнева) к агрессии достаточно сильно, чтобы преодолеть эти сдерживающие механизмы. Возможно и то, что социальная организация насилия в подростковом возрасте, принимающая форму молодежных группировок, может быть привлекательна для уязвимых индивидов как следствие их проблем другого рода, как то низкая самооценка или социальная изоляция.
Литература.
- Барбара Крэйхи
«Социальная психология агрессии».
Издательский дом «Питер» 2003 год.
- Л.М.Семенюк
«Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции».
Москва 1998 год.
3) Ю. В. Гущин
«Агрессия и преступность подростков».
4) Е.Емашева
«Агрессивность как свойство личности».
5) Составитель: К.В.Сельченюк
Хрестоматия
Минск «Харвест» 1999 год.
6) Альберт Бандура и Ричард Уолтерс
«Подростковая агрессия»
«Апрель Пресс» Москва 2000 год.
Вывод
- Мы дали определение агрессии, в котором указываются следующие три аспекта: пагубные последствия как для жертвы, так и для самого агрессора, намерение и ожидание причинения вреда и желание объекта агрессии избежать пагубного воздействия.
- Теоретические подходы, объясняющие агрессивное поведение включают в себя четыре основные категории, рассматривающие агрессию как: 1) врожденное побуждение или задаток; 2) потребность, активизируемая внешними стимулами; 3) познавательные и эмоциональные процессы; 4) актуальное проявление социализации.
- Первый подход – агрессия генетически запрограммирована и положительные изменения не способны предотвратить ее проявления, возможно только ослабление.
- Второй подход – возможно не только ослабление, но и полное искоренение агрессии, поскольку сама агрессия относится к проявлениям влияния и воздействия внешней среды и условий.
- Третий подход – учитывает такие аспекты человеческого опыта, как когнитивная и эмоциональная деятельность. Является возможным управление агрессией, благодаря контролю над агрессией.
- Четвертый подход – приобретенная в процессе научения модель социального поведения, путем непосредственного участия и пассивного наблюдения агрессивных действий.
- Общим для психологических объяснений агрессии является положение о том, что агрессивного поведения можно избежать: вероятность его развития зависит от влияния множества способствующих и препятствующих агрессии факторов, связанных как с самой личностью, так и внешней средой.
- Агрессивное поведение проявляется начиная с раннего детства, причем мальчики как правило, демонстрируют более высокие уровни агрессии, чем девочки, с дошкольного возраста и далее. В подростковом возрасте агрессия начинает идти на убыль, уступая место неагрессивным способам разрешения конфликтов. Если же агрессивное поведение удерживается, оно становится еще губительнее по своим последствиям и чаще социально организовано в форме группировок и коллективного насилия.
- Индивидуальные различия в агрессивном поведении с детства до ранней зрелости в основном меняются незначительно. Тем ни менее существенная, хотя и меньшая часть агрессивных детей, взрослея, перестают проявлять агрессивное поведение, тогда как другие, напротив, демонстрируют позднее начало подобного поведения в подростковом возрасте, не имея таких проявлений в прошлом. Было обнаружено, что важные когнитивные посылки агрессивности в детском и подростковом возрасте – восприятие агрессии как вполне правомерного поведения, а так же привычное наблюдение враждебных намерений других людей. Когда в семье ребенок подвергается насилию, в том числе суровым наказаниям со стороны родителей, а также когда он отвергается сверстниками, данные обстоятельства выступают факторами внешней среды, связанными с индивидуальными различиями в агрессии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Откуда берется детская ложь?
Почему ваш ребенок начинает вдруг говорить неправду? Или это всего лишь детские фантазии? Где та грань, что отделяет осознанную детскую ложь от игры воображения? Малыши очень часто сочиняют различные ...
Откуда берется детская тревога
Статья о причинах формирования высокой степени детской тревожности и необходимости своевременной коррекции психоэмоционального состояния ребенка....
Консультация для родителей "Откуда берется детская ложь?"
Консультация для родителей "Откуда берется детская ложь?"...
Откуда берется детская ложь
Откуда берется детская ложь...
Откуда берется детская ложь
Откуда берется детская ложь. Консультация для родителей....
Консультация для родителей "Откуда берется детская ложь?"
Детская ложь может быть вызвана нелостатком внимания окружающих...
Откуда берется детская ложь?
Почему ребенок говорит вдруг начинает неправду? Часто дети придумывают фантастические истории и затем начинают верить в то, о чем говорят.Где та грань, которая разделяет ложь от выдумки?...