Психическое здоровье детей и телевиденье.
статья по теме

Исаченко Елена Юрьевна

Трудно представить жизнь современной семьи без телевизора. Телевиденье – это окно во внешний мир, и при разумном подходе оно может выполнять функции образовательного, развлекательного и воспитательного характера. Но почему  всё чаще психологи бьют тревогу.  Привычку постоянного просмотра телевизионных программ дети приобретают с помощью родителей, любящих вечерний досуг проводить перед экраном телевизора. При этом дошкольники проявляют интерес не только к детским программам, но и к фильмам, ориентированным на взрослую аудиторию, а также к информационным программам типа «ЧП», «Дорожный патруль» и уж совсем недетским программам как «Дом -2» и т. п..  Чем опасно такое телевидение для ребёнка?

         Во-первых, необходимо учитывать особую впечатлительность детей и способность детской психики к внушению.

         Чувства опасности, ужаса возникают у ребёнка в результате просмотра таких кинокадров, как надвигающийся на зрителей поезд, убийство внутри закрытого помещения, ключ в замке с внутренней стороны двери, громкий напряжённый звук сердцебиения с экрана и т. п. Защищаясь от неприятных эмоций, ребёнок вытесняет их в бессознательную часть психики. Взрослый может сразу и не заметить каких-либо явных изменений в поведении сына или дочери, однако страшные образы или звуки, которые воспринимает ребёнок с экрана, могут беспокоить его в виде снов, повышенной тревожности или невротических симптомов.       

        Выдающийся русский психиатр В. Бехтерев еще в начале XX века отмечал: достаточно иногда неосторожно произнесённого при ребёнке слова о совершении убийства или другом каком-либо происшествии, чтобы он тревожно спал или даже подвергся ночному кошмару.

        В качестве подтверждения этих слов можно привести пример из современной жизни российских детей. После многочасовой трансляции по телевидению трагедии, которая случилась в школе Беслана, многие психологи в России отмечали массовое обращение родителей за врачебной помощью. У дошкольников и младших школьников был сформирован страх посещения образовательных учреждений и страх террористичес­ких актов. В течение нескольких дней вся страна была прикована к телевизионному экрану, но никто не позаботился оградить детей от этой страшной видеоинформации. Ни учителя в школах, ни воспитатели в детских садах, ни родители не были предупреждены о негативном влиянии такой информации на психику ребёнка.

        Во-вторых, нельзя забывать об эффек­те привыкания и заразительности агрессивного поведения.

        Постоянный просмотр сцен насилия притупляет эмоциональные чувства детей, они привыкают к жестокости, становятся равнодушными к человеческой боли. Если через каждые 15 минут на экране транслируется насилие, то через какое-то время ребёнок начинает воспринимать это как норму. У него формируется эталон эмоционального реагирования.

        Можно предположить, что бездуховность и особая жестокость современных подростков во многом связана с эмоциональными и нравственными эталонами, которые были сформированы у них обществом, и, прежде всего, телевидением. По мнению психологов, при виде экранных драк у юных телезрителей развивается определённый, ещё не осознанный сценарий агрессивного поведения. Однако, столкнувшись с трудностями во взаимоотношениях с людьми, ребёнок вспоминает тот способ агрессии, который он видел на экране, и начинает действовать так же.

        Возникает вопрос: многие дети смотрят телевизор, но не все из них агрессивны. В процессе одной и той же деятельности, отмечала Л.И. Божович, могут формироваться различные качества, разные психические процессы, так как ребёнок усваивает из окружающей действительности лишь то, что отвечает его потребностям. Эти потребности во многом определяют семья и общение со сверстниками.

        Исследования X. Хекхаузена показали: дети, которые в семье чаще подвергаются наказаниям, в качестве любимых передач отмечают те, в которых присутствует насилие, а в качестве любимых телегероев выбирают наиболее агрессивных. 

       В-третьих, настораживает романтизация отрицательных героев художественных фильмов.

       Романтизация негативного образа жизни приводит к формированию у ребёнка соот­ветствующих нравственных образцов пове­дения. Иногда родители считают, что дети воспринимают фильм так же, как и взрослые. Однако это не соответствует действительнос­ти. Мышление дошкольника наглядно-образ­ное. Он улавливает лишь основную линию сюжета и конкретное поведение действую­щих лиц. Ребёнку недоступно понимание мук совести или душевных метаний героев филь­ма, следовательно, он не видит и не осознаёт несоответствия их поступков и слов. Именно поэтому ребёнок копирует не благородные слова героя, а его конкретные действия.

      Выдающийся русский психолог Л.С. Вы­готский писал: «...Ситуация будет влиять на ребёнка по-разному в зависимости от того, насколько он понимает её смысл и значе­ние... Ясно, что ребёнок, который понимает, что такое смерть, будет реагировать на это иначе, чем ребёнок, который вообще не по­нимает, что здесь произошло... Влияние среды на развитие ребёнка будет измерять­ся среди других прочих влияний также сте­пенью понимания, осознания, осмысления того, что происходит в среде».

       В-четвёртых, необходимо отметить, что современное телевидение не способству­ет умственному развитию детей.

       На долю развивающих программ отводит­ся от 1,5 до 3 процентов эфирного времени (сравним с рекламой - ей предоставляется 23 процента). На экране практически отсут­ствуют передачи, ориентированные на де­тей дошкольного возраста. Исключение со­ставляет программа «Спокойной ночи, ма­лыши!», однако и в ней не учитываются осо­бенности детской психики. Известно, что ребёнок лучше всего запоминает ту инфор­мацию, которая показана в начале и в конце передачи. В современном законе о рекламе разрешается включать в начало и конец дет­ских программ рекламные видеоролики. По­этому ребёнку больше запомнится рассказ о каком-нибудь шампуне, чем содержание увиденного мультика.

        Кроме того, телевидение способствует интеллектуальной пассивности детей. Ин формация подаётся в готовом виде, она не требует усилий воображения и анализа. Большинство родителей отмечают: дети не хотят, чтобы им читали книги, они предпо­читают смотреть эти сказки по видео. Но и для родителей значительно удобнее поста­вить для просмотра диск, чем тратить время на книгу. В результате не происходит обсуж­дения сказки, у ребёнка не развивается стремления самому научиться читать. Такой подход тормозит развитие психических функций детей: замедляется развитие речи и мышления, нет стимула для формирования воображения и, что очень важно, нет тесно­го эмоционального контакта ребёнка с ро­дителями. Этот, казалось бы, лёгкий путь в воспита­нии приводит к плачевным последствиям при поступлении детей в школу. Они не при­учены к книге, не могут сконцентрироваться на тексте, у них не развита связная речь.

       И, наконец, следует остановиться на воздействии рекламы на психику до­школьника. Многие родители свидетельствуют: рек­лама стала удобным средством, чтобы спра­виться с непослушным ребёнком. Некото­рые дети отказываются есть или одеваться, если перед их взором не мелькают привыч­ные кадры. Парадоксально, но это вполне устраивает взрослых. В чём же опасность рекламы? У ребёнка дошкольного возраста психика особенно остро восприимчива к ярким образам, их красочности, быстрой смене, мельканию и т.д. Однако постоянный просмотр рекламы формирует у ребёнка психологическую за­висимость, которая возникает в результате искусственного стимулирования и перевоз­буждения нервной системы. Эффект мель­кания видеокадров может привести к дисгар­монии мозговых ритмов, их сбою. (М.А. Карташова.)

       Отдельно рассмотрим телевидение с точки зрения демонстрации мультиплика­ционных фильмов. Классические российские мультиплика­ционные фильмы, в которых задействованы выдающиеся артисты и художники, показывают в основном с 6 до 8 часов утра, когда основная масса детей ещё спит. А вот зару­бежные мультфильмы транслируют днём, при этом их эфирное время увеличивается почти в два раза.

    Пример из практики. К психологу при­шла мама, с ужасом констатируя, что ее сын трёх лет стал кричать во сне: «Убивать, надо всех убивать! Бей, бей!». В семье, где царят любовь и взаимопонимание, ребёнок не мог услышать ничего подобного. По словам ма­мы, он повторяет во сне эти слова словно зомби.

     Подробно разбирая ситуацию в семье и особенности общения с малышом, психолог выяснил, что молодой папа очень любит за­рубежные фильмы и с удовольствием смот­рит их вместе с малолетним сыном. Папа уверяет, что мальчику тоже нравятся эти фильмы: «Когда он их смотрит, то просто за­мирает, даже не обращает на нас внима­ния». Поэтому молодые родители покупают ребёнку целые сборники зарубежных мульт­фильмов, особо не анализируя их содержа­ние, - «они очень красочные, в них много компьютерных эффектов».

     К сожалению, российский видеорынок заполнен зарубежными мультфильмами, за редким исключением не отличающимися высокой художественной ценностью и глу­боким нравственным содержанием. Безус­ловно, есть очень хорошие фильмы, напри­мер диснеевские, но, видимо, их прокат до­рог, и поэтому наши дети смотрят низко­пробные ленты, изобилующие сценами аг­рессии, обмана. Не случайно любимыми ге­роями современных дошкольников стали Человек-паук, Терминатор, черепашки-ниндзя, Бэтмен и другие - ведь эти монстры представлены как смелые романтические герои, которым хочется подражать.

    Телевидение во многом определяет и вы­бор игрушек. Самые популярные - те же черепашки-ниндзя, роботы и т.д. Такая тенденция опасна для детской психики. Игруш­ка, по мнению психологов, имеет колоссаль­ное значение для развития детей. Кукла (традиционная или герой мультфильма) вы­ступает в качестве заместителя идеального друга ребёнка, она несёт в себе эталон нравственного поведения. Действуя с ней, дошкольник приобретает моральный опыт. Поэтому так важно контролировать, какими игрушками играет ребёнок, и не идти у него на поводу, покупая героев низкопробных зарубежных мультфильмов. Мы не призываем исключить телевидение из жизни дошкольников. Ведь с помощью этого окна в мир можно сформировать поня­тия о добре и зле, справедливости и дружбе.

    Мы призываем обратить внимание на те подводные камни, которые вызывают трево­гу у педагогов и психологов Некоторые рекомендации для родителей

• Не поддавайтесь искушению облегчить себе жизнь, усадив малыша перед телевизо­ром и занявшись в это время своими дела­ми.

    Помните, что психика ребёнка формиру­ется только в совместной деятельности со взрослым.

• Четко регламентируйте просмотр ребён­ком телепрограмм. Максимальное количест­во времени у экрана не должно превышать возрастные нормы (при просмотре художественной сказки в старшем дошкольном воз­расте от 15-20 минут до 1 часа в день).

• Оградите ребёнка от просмотра рекла­мы, информационных программ, а также ху­дожественных фильмов, ориентированных на взрослую аудиторию.

• Старайтесь отслеживать содержатель­ность и художественность детских про­грамм, чтобы исключить низкопробную ви­део- и телепродукцию. Обсуждайте с ребёнком сюжеты про­смотренных фильмов. Важно понять, что он думает, чувствует, как бы поступил в той или иной ситуации. Научите ребёнка анализиро­вать и оценивать поступки и понимать чувст­ва других людей.

       По мнению А.В. Запорож­ца, просматривая и обсуждая мультфильм или художественный фильм-сказку, дети учатся, чему надо радоваться и из-за че­го надо огорчаться. Совместное обсуждение позволит им понять, что такое успех, победа, взаимопомощь, боль, предательство, сформировать свой способ поведения в конкретной ситуации. После обсуждения можно предложить ре­бёнку нарисовать героев фильма или выле­пить их из пластилина. При этом важно об­ратить внимание на изображение эмоций этих героев. Для детей старшего дошкольного возрас­та можно организовать игру в режиссёров-мультипликаторов: придумать и нарисовать серию рисунков для нового фильма (с учас­тием любимых героев) или продолжить по­нравившийся, но завершить его по-другому. Всё это поможет ребёнку пережить поло­жительные и отрицательные эмоции, свойст­венные герою, с которым он себя идентифи­цирует, понять, что ему ближе, и сформиро­вать свой личный осознанный эмоциональ­ный опыт.

       Таким образом, признавая огромную роль телевидения в жизни каждого человека, мы должны помнить о той ответственности, ко­торая лежит на взрослых: сделать всё воз­можное, чтобы исключить негативное влия­ние информационного потока на психику ребёнка.



Источник: http://Т.В. КОРНЕЕВА,кандидат педагогических наук, МГПУ Чем опасно такое телевидение для ребёнка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психическое здоровье дошкольников и телевидение.

Влияние современного телевидения на психологическое здоровье детей дошкольного возраста....

« ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДОШКОЛЬНИКА И ТЕЛЕВИДЕНИЕ.»

Трудно представить  жизнь современной российской семьи без телевизора.Телевидение – это окно во внешний мир, и при разумном  подходе оно может выполнять функции образовательного, развлекател...

Рекомендации "Игрушки как ловушки", "Психическое здоровье ребенка и телевидение"

Телевидение и электроника стали неотъемлемой частью  современной жизни, захватывая  своим влиянием и  наших детей.Как уберечь ребенка от разрушающих его здоровье и личность воздействий?...

«Психическое здоровье дошкольника и телевидение»

Трудно представить жизнь современной российской семьи без телевизора.         Телевидение – это окно во внешний мир, и при разумном подходе оно может выполнять ...