Телевизор и дети
статья (средняя группа) по теме

Понаморева Нина Васильевна

 

«Из всех искусств, для нас важнейшим является кино», - так писал В.И.Ленин. Наверно, именно так и было на заре   развития кинематографа, с помощью которого авторы и создатели высоконравственных лент несли в народные массы разумное, доброе, вечное. А что мы наблюдаем сейчас?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл televizor_i_deti.docx37.73 КБ

Предварительный просмотр:

Кейс на тему: «РОДИТЕЛИ ПРОТИВ ТЕЛЕВИЗОРА В ГРУППЕ»

                                                                                                       

                                                                                                  Автор: Шапаренко А.Ю.

                                                                                                  ГБДОУ№2 Московского района

                                                                 Санкт-Петербург 2014г.

«Из всех искусств, для нас важнейшим является кино», - так писал В.И.Ленин. Наверно, именно так и было на заре   развития кинематографа, с помощью которого авторы и создатели высоконравственных лент несли в народные массы разумное, доброе, вечное. А что мы наблюдаем сейчас?

                              Телевизор и дети

Какие опасности таит в себе просмотр телевизионных передач? В первую очередь это переутомление - самый очевидный. Но не самый большой вред, который можно нанести малышу. Телевизионная программа - калейдоскоп звуков и образов. Пытаясь уследить за ними и разобраться в них, ребенок тратит много сил. Для сравнения просмотр полуторачасового фильма равнозначен полуторачасовому приему гостей. При этом телевизионные передачи вызывают не просто усталость, а перевозбуждение.

Вторая опасность телевидения заключается в том. Что у ребенка может возникнуть самая настоящая зависимость. Даже взрослые склонны попадать под обаяние голубого экрана. Если вы частенько включаете телевизор для того, чтобы занять малыша, отвлечь его, пока занимаетесь своими делами, он рискует привязаться к нему как к другу. Ведь телевизор может и утешить и отвлечь от неприятных мыслей. При этом он ни о чем не просит и не обижается - чем не настоящий друг?

Старайтесь не превращать телевизор в неизменного участника семейных ритуалов: обедов и ужинов. Разговоров перед сном. Задумайтесь о роли телевидения в своей собственной жизни. Если оно давно вытеснило друзей, интересные поездки и стало вашим хобби, наивно предполагать, что малыш избежит той же участи. В этом случае. Затевая борьбу с экраном, прежде всего начните с самих себя.

Еще одна опасность телевидения - в пассивности предлагаемых им развлечений (именно эта особенность частично объясняет такое легкое привыкание к экрану). Во взаимодействии человека и телевизора активную роль играем именно телевизор. Ваша задача заключается лишь в выборе программы. В любом другом виде развлечений вам приходится делать что - самим. В шахматах и картах – думать. Просчитывать комбинации. При прочтении книги мозг совершает огромную работу по превращению букв в слова, слов в образы, а воображение трудиться, оживляя людей, события, пейзажи. Для общения с друзьями вам нужно уметь поддерживать беседу. К тому же, чем бы вы не занимались, вас обязательно будет интересовать результат действий: кто выиграет, чем закончится книга, как сложится вечер. А в ситуации “общения“ с телевизором вы всегда остаетесь ни при чем, так как ни на что не можете повлиять.

   Наш совет: В идеале необходимые объяснения следует давать непосредственно во время просмотра, это принесет больше пользы. Тем не менее, возвратиться к сюжету мультфильма после того, как он закончился, все- таки лучше, чем оставить его вовсе без комментариев. Ошибочно думать, что 2-3 летний кроха все понимает, только потому, узнает того или иного персонажа. Называя его имя, он не всегда знает, что тот делает и почему.

 

3-6 лет: МАЛЫШ ПРИМЕРЯТ РОЛЬ ЭКРАННОГО ГЕРОЯ

Только к 3-4 годам ребенок приходит к пониманию разницы между воображаемым и реальным. Он уже знает. Что мультфильм - это неправда, и с удовольствием исследует мир прекрасных принцев, фей и говорящих животных, который будет подпитывать его мечты, фантазии и активно участвовать в играх. Конечно дети еще не полностью воссоздают цепь событий: то, что они видят, иногда путается с их собственными желаниями и личным опытом. Но в этом возрасте ребенок уже понимает, что он - это он, и осознает свое отличие от остальных, а значит. Может притвориться кем- то другим. Имитация становится его любимым занятием. Он изображает доктора, который делает укол, строго папу, которого надо слушаться. Дети любят идентифицировать себя с кем- нибудь из героев, чаше всего с тем, чьи переживания им ближе всего. Малышу важно “понарошку” пережить эмоции, с которыми он пока не сталкивался в реальной жизни.

Современны дети все чаще идентифицируют себя с выдуманными персонажами и все реже- с реальными людьми. Их воображение в большей степени захвачено миром телевизионных историй. Встает вопрос о том, насколько успешно они смогут приспосабливаться к жизненным ситуациям, воспринимать роль матери и отца, их взаимоотношения с друзьями и межличностные связи вообще.

Наш совет: Ограничьте покупку игрушек и вещей с символикой того или иного мультфильма. Чтобы ребенок заинтересовался реальностью, надо привлечь к ней интерес: вместе ходить на прогулки и выставки, покупать игрушки, развивающие воображение. Будьте осторожны с агрессивными, жестокими изображениями, которые могут оказать негативное влияние на психику. Чтобы обезопасить ребенка. Их нужно расшифровать, объясняя намерения и ухищрения их создателей. Научив ребенка не принимать на веру все, что показывает телевизор, вы поможете ему не путать чье- то представление о действительности с самой действительностью.

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (санпин 2.4.1.2660-10)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 июля 2010 г. N 91

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ САНПИН 2.4.1.2660-10
"САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ,
СОДЕРЖАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМА РАБОТЫ
В ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ"


(в ред. Постановления Главного государственного санитарного

врача РФ от 20.12.2010 N 164)

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; 2003, N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1732; 2006, N 1, ст. 10; 2006, N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. I), ст. 21; 2007, N 1 (ч. I), ст. 29; 2007, N 27, ст. 3213; 2007, N 46, ст. 5554; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418; 2008, N 30 (ч. II), ст. 3616; 2008, N 44, ст. 4984; 2008, N 52 (ч. I), ст. 6223; 2009, N 1, ст. 17) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295; 2004, N 8, ст. 663; 2004, N 47, ст. 4666; 2005, N 39, ст. 3953) постановляю:

1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" (приложение).

2. Ввести в действие указанные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы с 1 октября 2010 года.

3. С момента введения СанПиН 2.4.1.2660-10 считать утратившими силу санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.1249-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных учреждениях", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации от 26.03.2003 N 24 (зарегистрированы в Минюсте России 08.04.2003, регистрационный номер 4392).


Г.ОНИЩЕНКО

Приложение

УТВЕРЖДЕНЫ

постановлением Главного государственного

санитарного врача Российской Федерации 

                                                                         от  « 22»  июля    2010 г.      № 91

 

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К УСТРОЙСТВУ, СОДЕРЖАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМА РАБОТЫ
В ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.4.1.2660-10

6.12. Для просмотра телевизионных передач и видеофильмов используют телевизоры с размером экрана по диагонали 59 - 69 см. Высота их установки должна составлять 1 - 1,3 м. При просмотре телепередач детей располагают на расстоянии не ближе 2 - 3 м и не дальше 5 - 5,5 м от экрана. Стулья устанавливают в 4 - 5 рядов (из расчета на одну группу); расстояние между рядами стульев должно быть 0,5 - 0,6 м. Детей рассаживают с учетом их роста.

12.20. Непрерывная длительность просмотра телепередач и диафильмов в младшей и средней группах - не более 20 мин., в старшей и подготовительной - не более 30 мин. Просмотр телепередач для детей дошкольного возраста допускается не чаще 2 раз в день (в первую и вторую половину дня). Экран телевизора должен быть на уровне глаз сидящего ребенка или чуть ниже. Если ребенок носит очки, то во время передачи их следует обязательно надеть.

Просмотр телепередач в вечернее время проводят при искусственном освещении групповой верхним светом или местным источником света (бра или настольная лампа), размещенным вне поля зрения детей. Во избежание отражения солнечных бликов на экране в дневные часы окна следует закрывать легкими светлыми шторами.

Инструкция по охране труда при работе с телевизором

1. Общие требования безопасности

1.1 К работе с телевизором допускаются воспитанники, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

1.2 При работе с телевизором  воспитанники должны соблюдать правила поведения, расписание занятий, установленные режимы труда и отдыха.

1.3 При работе с телевизором  возможно воздействие на воспитанников следующих опасных и вредных производственных факторов:

- неблагоприятное воздействие на организм человека неионизирующих электромагнитных излучений видеотерминалов;

- неблагоприятное воздействие на зрение визуальных эргономических параметров видеотерминалов, выходящих за пределы оптимального диапазона.

2. Требования безопасности перед началом работы.

2.1       Тщательно проветрить группу и убедиться, что температура воздуха в группе находится в пределах 19 - 21° С, относительная влажность воздуха в пределах 62- 55%.

2.2 Убедиться в наличии защитного заземления оборудования, а также защитных экранов видеотерминалов.

2.3 Включить видеотерминалы и проверить стабильность и четкость изображения на экранах.

3. Требования безопасности во время работы

3.1 Не включать видеотерминалы без разрешения педагога.

3.2 Изображение на экранах видеотерминалов должно быть стабильным, ясным и предельно четким, не иметь мерцаний символов и фона, на экранах не должно быть бликов и отражений светильников, окон и окружающих предметов.

Работа с телевизором приводит к повышенным нагрузкам на органы зрения. Развивается зрительное утомление, которое способствует возникновению близорукости, головной боли, раздражительности, нервного напряжения и стресса.

Для уменьшения зрительного напряжения необходимы:

хорошее освещение;

чёткое и контрастное изображение на экране.

.

Режим работы – один из факторов профилактики утомления. Перед телевизором  дети, как правило, очень активны и эмоциональны. С интересом выполняя задание, они увлекаются и могут долго сидеть перед экраном, не чувствуя усталости. Поэтому следует обратить внимание на внешние признаки утомляемости:

1. Потеря контроля над собой: ребенок часто трогает лицо, сосет палец, гримасничает, кричит и т. п.

2. Потеря интереса к телевизору: ребенок часто отвлекается, вступает в разговоры, обращает внимание на другие предметы, не желая продолжать просмотр.

3. "Утомленная" поза: ребенок склоняется то в одну, то в другую сторону, откидывается на спинку стула, задирает ноги, упираясь в край стола.

4. Эмоционально-невротическая реакция – крик, подпрыгивания, истерический смех и др.

Для предупреждения развития переутомления обязательны физкультурные и гимнастика для глаз.

Профилактика зрительных нарушений - актуальная тема. Болезни глаз у детей - не только медицинская, но и социально-психологическая проблема, потому что около 90% информации ребенок получает через органы зрения. Вот почему для качественного восприятия окружающего мира так важно правильное формирование здорового зрения и постоянный контроль состояния зрения детей.

Особое внимание необходимо обращать на детей, входящих в группу риска. К сожалению, данные неутешительны: у 80% детей за период школьного обучения снижаются показатели остроты зрения, а также нарушается рефракция. Перед педагогами стоит важная задача: сохранить зрение детей и остановить болезни, если они уже возникли. Профессор Г.Г. Демирчоглян пищёт: «Педагоги могут и должны сделать все возможное для нормального развития детского зрения». В связи с этим наш педагогический коллектив должен больше уделять внимания охране и гигиене зрения детей, проведению различных занятий, игр и упражнений, способствующих улучшению зрительных функций.

Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми является зрительная гимнастика. В работе мы используем разные виды упражнений. Комплексы зрительной гимнастики основаны на авторских методиках Э.С. Аветисова. Г.Г. Демирчогляна, В.Ф. Базарного и др. Зрительную гимнастику должны проводить не менее 2 раз в день в течение 1 – 1,5, 3 минут. Упражнения разнообразны по форме и содержанию, выполняются эмоционально и носят игровой характер. В упражнения должны включатся игровые или сюрпризные моменты, стихи, потешки и т.д.

«Птичка»

Летели птички,

(Прослеживание глазами за птичкой по кругу.)

Как они летели,  (Вправо-влево.)

Все люди глядели.

Как они садились. (Вверх-вниз.)

Все люди дивились.

 

«Лошадка»

Мы поскачем

(Прослеживание на лошадке глазами за предметом.)

Вправо-влево. (Вправо-влево.)

Вверх-вниз. (Вверх-вниз.)

«Часы»

Тик-так, тик-так!     (Движения глазами)

Вот так, вот так!     (вправо-влево.)

Тик-так, тик-так!     (Движения глазами)

А теперь вверх-вниз.)  еще вот так!

Тик-так, тик-так!    (Движения глазами)

Делай с нами,        (по часовой стрелке.)

делай так!

Тик-так, тик-так! (Движения глазами. Стрелки движутся по кругу против часовой стрелки.)


Консультация для родителей

Телевизор друг или враг наших детей?

 (Влияние телевидения на психику ребенка)

       Работая  в детском саду, я столкнулась с тем, что не редко в поведении у детей шести лет наблюдаются особенности подросткового возраста. Чаще это свойственно  мальчикам: дерзость, желание грубо подшутить над сверстниками и взрослыми, отсутствие интереса к «детским занятиям» (рисованию, лепке, игре), «взрослый» юмор. Детям становятся неинтересны сказки, волшебство, приключения, проявляется негатив ко всему «невзрослому». Зато нередко я слышу из уст детей шутки, юмор героев «недетских» фильмов и телепередач. В связи с чем, меня заинтересовало: как много времени дети проводят перед телевизором и что они там видят?

    Из бесед с родителями стало ясно, что дети в среднем проводят время у телевизора 3 часа в день, есть родители, которые позволяют смотреть им телевизор по 4 часа! Это при том, что данная категория детей находится в дошкольном учреждении до шести – семи часов вечера. Таким образом, весь оставшийся вечер шести летний ребенок «общается» с телевизором. На непосредственное же общение с ребенком родители, в силу своей занятости, выделяют в среднем не более 40 минут в день, да и то, далеко не все родители. Педиатры же рекомендуют смотреть телевизор 6– ти летнему ребенку не более 30 минут, между прочим, играть в компьютер и того меньше, не более 20 минут в день.

    В анкете я также интересовалась, руководствуются ли родители, смотреть ребенку передачу или фильм, указанным ограничением по возрасту (которое не так давно используют на всех телеканалах): 65%  родителей прислушиваются к этой рекомендации, остальные родители не обращают на это внимание. Но здесь возникает противоречие в позиции родителей – половина опрошенных родителей допускает просмотр ребенком таких сериалов как, «Универ», «Интерны», «Наша Раша», «Глухарь» и тому подобных явно «недетских» фильмов. Скорее всего, родителям самим нравятся эти сериалы, и они не готовы жертвовать своими интересами ради интересов детей. Наверное, это можно объяснить бытовой неустроенностью многих семей: у ребенка может не быть своей комнаты, но даже в одной - двух комнатной квартире родители умудряются «завести» два телевизора со спутниковой тарелкой, компьютер с интернетом. Об отрицательном влиянии телевидения на психику ребенка догадываются только треть родителей! Остальные родители считают, что телевизор способствует «расширению кругозора», «дети познают взрослый мир» и даже «лучше засыпают». Отличительной особенностью детской психики, каким бы «продвинутым» малыш не был, является то, что ребенок не может в полной мере оценивать и анализировать поступки героев. Для дошкольника, если герой фильма положительный, то и поступки его правильные, хорошие. Правильно ли поступают положительные герои взрослых фильмов, сериалов? А ведь ребенок переживает за них, смеется вместе с ними. Даже мы – взрослые, иногда сопереживаем асоциальным личностям, смеемся над тем, над чем смеяться нельзя, а как все это должен оценивать ребенок, у которого еще нет такого жизненного опыта? Тем более не понятно, как такое влияние на психику ребенка может способствовать успокоению нервной системы и хорошему засыпанию. Хотя бы ради интереса посчитайте, сколько сцен убийств, катастроф по телевизору может увидеть ребенок за один вечер. Мозг человека, в том числе и ребенка, не спит ночью, а продолжает перерабатывать информацию, которую он получил за весь день. Даже случайно увиденное и услышанное остается в нашем сознании еще долгое время. К этому добавьте бурное воображение дошкольников и «страшилки» с мокрой кроватью вполне объяснимы… Мамин голос при чтении сказки, поглаживание по спинке и пожелание добрых снов – вот что способствует расслаблению и засыпанию ребенка.

Телевизор и книга

 Во времена моего босоногого детства во дворе играли в прятки, козаков-разбойников, салки, прятки и прочее. Если играли в те игры, где можно было выбрать самому имя, то мальчики хотели быть мушкетерами, разбойниками, рыцарями, девочки – принцессами, спящими красавицами, златовласками и белоснежками. Каких-то десять-пятнадцать  лет назад власть телевизора над умами взрослых и детей на территории стран СНГ было слабым и не ярко выраженным, потому что смотреть было практически нечего. Поэтому книги, советское кино и редкие зарубежные картины – вот единственные источники героев и героинь. Сегодня мальчики кричат на улицах, что они человеки пауки, а девочки брутальные девицы из боевиков. Сегодня о вреде телевизора на психику ребенка не говорит только ленивый. Но вот что странно – говорят все, а делают единицы. То есть услышал, например, отец мальчика Вани по радио, что по исследованиям ученых телевизор оказывает большой вред, особенно на детскую психику, не отличающуюся высокой критичностью. Поахал, поохал, приехал домой, включил телевизор и начал проверять домашнее задание сына Вани под чемпионат по футболу. Особо хотел бы отметить, что сам по себе телевизор и телевидение не есть зло. Ни в коем разе. Ведь идея хорошая. Передавать информацию в видео и аудио формате большому количеству людей одновременно. Возьмите канал культура. Оперы, редкие видео-спектакли, новости мира кино. Разве плохо? Разве это зло? Разве повредит вашему ребенку концерт Чайковского или опера «Кармен»? Нет, нет и еще раз нет. Просто помимо этого канал, 99% всех остальных рассчитано на то, чтобы что-то вам навязать или заставить просиживать за экраном вместо того, чтобы пойти и самому увидеть. Кроме того телевизор и телевидение оказывает отрицательное влияние на ребенка тем, что не дает пищи для работы ума, для развития способностей ребенка. Ведь известно, что мозг воспринимает все образами (картинками). Например, читаем мы книгу и видим кино. Наше собственное кино. Мы активно представляем все. А телевизор показывает. Он лишает нас возможности представить все самим. Нет, это не значит, что не нужно смотреть кино и прочие познавательные передачи. Просто ограничьте время, которое ребенок проводит за телевизором. Почитайте с ним вместо этого. Или пусть почитает сам то, что ему хочется. А телевизор пусть будет на 2-3 часа в день. Причем можно вместе с ребенком сесть и выбрать из программы те программы, которые он хочет увидеть. Пусть суммарное время этих программ в день не превышает 2-3 часов. Просто? Да, просто. Но зато каков эффект!

Конспект занятия по ОБЖ

на тему: «Как  устроено тело человека. Органы чувств»

Старшая группа

Цель: обобщить имеющиеся у детей знания о функциях органов чувств, сформировать представление детей о том, что каждый орган чувств человека имеет большое значение для него, прививать навыки элементарного самомассажа.

Программное содержание: учить различать понятия «часть тела» и «органы чувств», уточнить с помощью опытов для чего нужны те или иные органы; познакомить со способами профилактики сохранения и укрепления своего  здоровья, используя массаж и гимнастику для глаз.  Развивать зрительное и тактильное восприятие. Воспитывать дружелюбие по отношению к сверстникам.

  Материалы и оборудование:

У каждого ребёнка: блюдце, 3 стаканчика с кислым, солёным и сладким растворами, кружечка с чистой водой, пипетка, 4 ватные  палочки, салфетка. Два комочка ваты, пропитанных духами, соком чеснока. (Находятся в полиэтиленовых пакетах).

У педагога: ширма, предметы за ширмой: стакан с водой, пустой; бумага, ключи, ложка. Портрет мальчика Джованни; иллюстрации.

Методы обучения:

Рассказ, беседа, самонаблюдение, экспериментирование, игра,

                                Ход занятия.

 (Дети стоят рядом, звучит мелодия )  

Воспитатель.                      

-В далёкой солнечной стране Италии в одном из приморских городков жил мальчик Джованни. Он был хорошим, вот только у Джованни был один недостаток  -  он всё        терял. Так все его и звали – Джованни – потеряшка. Про него даже стихотворение сочинили.

Джованни – Потеряй

Потерял в пути трамвай,

Потерял в ненастье голос,

Потерял последний волос,

Потерял он аппетит

(Пусть нашедший возвратит),

Потерял чужой вопрос

Зонтик потерял и палку,

Голову (пустой – не жалко),

Потерял на небе луч,

От своей калитки ключ,

Кошку, адрес новоселья…

Но не потерял веселья!

           (Джанни Родари)

Воспитатель.

-Стал Джованни проверять, все ли у него части тела на месте. Давайте и мы посмотрим, всё ли у мальчика в порядке.

-Какие части тела есть у Джованни? (вызвать одного ребёнка)

-Голова есть? Какая часть тела называется головой? (На голове  сосредоточены все органы чувств и  расположен мозг).

-Зачем она нужна? (для того чтобы думать, смотреть, слышать…)

-Туловище есть? (да)

-Руки, ноги есть? (Да)

-Зачем нужны руки? Ноги?

-Всё у мальчика в порядке? Все части тела на месте? (да)

-Перечислите их!  (голова, туловище, руки, ноги)

-Ребята, сегодня вы узнаете, зачем человеку нужны органы чувств, как их беречь, чтобы оставаться здоровыми, бодрыми, энергичными. Органы, которые располагаются на голове, называются органами чувств. К ним относятся глаза, уши, кожа, рот, нос. Органы чувств помогают человеку познавать окружающий мир. С их помощью можно определить форму, размер, цвет предмета, свойства (какой предмет - гладкий, шершавый, колючий, мягкий), температуру(холодный, тёплый), ощущаем вкус и запах, слышим различные звуки, которые издаёт предмет.

-Я буду называть органы чувств, а вы показывать на себе: глаза, уши, нос, рот. Молодцы.

Сейчас мы будем рассматривать все органы  чувств по – порядку сверху вниз.

  • Волосы

Воспитатель.

-Что располагается выше всего? (Воспитатель перебирает волосы на голове.)

Познакомимся с их свойствами.

-Потрогайте волосы, подавите их, подёргайте.

-Те, кто сидят слева, закройте глаза, а сидящие справа осторожно прикоснитесь к волосам соседа. Почувствовали? Что почувствовали? (прикосновение)

-Кто сообразит, зачем нам нужны волосы? (защищать голову, воспринимать некоторые воздействия, согревать её и защищать от жарких лучей солнца).

  • Кожа

Воспитатель.

-Что располагается ниже? (лоб)

-Что внутри? (мозг)

-Для чего нужен этот орган человеку? (думать)

-Чем сверху покрыт лоб?  (кожей)

-Кожа есть не только на лбу, но и на всех участках тела.

-Прикоснитесь друг к другу.

-Ущипните друг друга слегка, что вы почувствовали?  (боль)

-Приложите предметы, которые я раздам к коже товарища. Что почувствовали?

Что может чувствовать кожа? (тепло, холод, боль, прикосновение).

  • Глаза

Воспитатель.

-Что находится ниже лба? (глаза).

Сейчас мы узнаем, для чего они нужны. Все закройте глаза и не открывайте, пока я не скажу.

-Скажите, что я сейчас делаю? (показать ручку – молчание).

-А теперь? (взять книгу – молчание).

-Откройте глаза. Вот что я делала (повторить свои действия).

- Это правильный ответ. Угадали вы предмет.

И любой бы тут сказал. Помогли вам всем….(глаза)

-Зачем человеку нужны глаза? (чтобы видеть)

-От чего нужно беречь глаза? (от  острых предметов, переутомления)

-Как зрение сохранить хорошим, что для этого нужно делать? (делать гимнастику для глаз)

Давайте  и наши глаза отдохнут. Для этого выполним гимнастику для глаз:

Смотрит вправо – никого,                Резко переводят взгляд вправо - влево

Смотрит влево – никого.

Раз-два, раз-два –                        Выполняют круговые движения Закружилась голова.                                              глазами

 Глазки закрывали,                            Закрывают глаза

Глазки отдыхали.

Как откроем мы глаза,                      Резко переводят взгляд

Вверх посмотрим, да-да-да.             вверх-вниз

Вниз ты глазки опусти,

Вверх опять их подними.

Пальцами погладь глаза,                   Мягко поглаживают пальцы

Отдыхать пришла пора.                     указательными пальцами

Воспитатель.

-У глаз есть свои помощники и защитники. Догадайтесь, какие? (брови и ресницы, веки)

Изучим, зачем они нужны.

- Посмотрите друг на друга. Поморгайте.

-Что значит «поморгать»? Какой орган в этом участвует? (открывать и закрывать глаза; веко)

-Зачем нужно моргать? (чтобы глаза отдыхали)

-Помашите рукой перед глазами своего товарища.

-Что сделал товарищ? (моргнул)

-Зачем нужны веки и ресницы?

-Рассмотрим, зачем нужны брови. Те, кто находятся слева, сидите прямо. Те, кто находится справа, возьмите пипетку, осторожно капните капельку воды над бровью соседа. Понаблюдайте, куда течёт вода. (Вода растекается по брови и не попадает в глаз). Поменяйтесь ролями.

-Зачем нужны брови? (Чтобы отводить пот со лба.)

  • Нос

Воспитатель.

-Что ниже? (нос)

-Проверим, зачем нужен нос человеку. Зажмите нос одной рукой, а губы другой.

-Зачем нужен нос? (чтобы дышать)

-Но у него есть и другая обязанность. Те, кто сидят слева, закройте глаза. Дети, сидящие справа, развяжите узелок с ватой и поднесите вату к носу соседа. Что узнали испытуемые с помощью носа? (запах чеснока и духов).

Поменяйтесь ролями.

-Так зачем нам нужен нос? (дышать, различать запахи)

-Какие неприятности могут происходить с носом, когда мы болеем?  (появляется насморк)

Давайте вспомним массаж для носа, чтобы он был здоровым.

От крылечка до калитки                            Трут  указательные пальцы,

Три часа ползли улитки,                             массируют ноздри

Три часа ползли подружки,                        сверху вниз и снизу

На себе таща избушки.                               вверх 10-20 раз

  • Уши

Воспитатель.

-Что находится немного ниже? (воспитатель показывает на уши).

-Проверяем, зачем они нужны. Плотно закройте уши ладошками, прижмите ладони к ушам. (Воспитатель произносит 2-3 слова достаточно тихо, чтобы дети не услышали.) Откройте уши.

-Что я только что делала? (говорили, мы это видели по губам)

-Что сказала? (не слышали)

-Как догадались?

-Для чего нужны уши?

- Ещё один опыт (За ширмой воспроизведение нескольких действий: переливание воды, шуршание бумагой, помешивание  ложкой в стакане.)

-Что я делаю?

-Так зачем нам уши?  (чтобы различать звуки, слышать)

-Какие неприятности могут случиться с ушами?  (воспаление уха)

-От чего нужно беречь уши? (от громкого шума, острых предметов)

Джованни загрустил. Давайте научим его новой болгарской игре «Плечи, голова»?

Плечи, голова,                       Ладони последовательно показывают

Колени, пальцы.                     на те части тела, о которых говорится

                                                 в игре. Постепенно при повторении игры

Плечи, голова,                        темп убыстряется.

Колени, пальцы,

Глаза, уши,

Рот, нос.

  • Рот

Воспитатель.

-Что располагается ниже? (рот)

-Проверим, зачем нам нужен рот. Сожмите губы пальцами и скажите: «Мама, папа, я – семья». Для чего нужен рот?  (чтобы разговаривать)

- И ещё один опыт. Те, кто сидят справа, возьмите ватную палочку, обмакните в один из прозрачных растворов и прикоснитесь к кончику языка соседа. Что почувствовали?  (Кислый, сладкий, солёный вкус) Использованную палочку положите на блюдце и поменяйтесь ролями.

-Что почувствовали?

-Зачем человеку нужен язык?  (чтобы различать пищу на вкус)

-Так зачем человеку рот? (Чтобы есть, разговаривать, чувствовать вкус.)  

Итог

-Давайте проверим, не потерял ли Джованни части тела?

-Перечислите их.  (голова, туловище, руки, ноги)

-Какие органы находятся на голове?  Перечислите их (глаза, нос, рот).

-Для чего они нам нужны?  (чтобы видеть, слышать, говорить, распознавать пищу на вкус)

-Как сохранить хорошим зрение, слух. (быть осторожными с острыми предметами, не смотреть долго телевизор, выполнять гимнастику для глаз)

-Чего нельзя делать?

-Нашли ли мы с вами хоть один орган чувств, который не нужен человеку? (нет)

-А орган, который ничего бы не делал?  (нет)

-Вот и молодцы, хорошо поработали.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Телевизор, компьютер... дети.

В статье приведены размышления воспитателя о вреде и пользе телевидения, интернета и современных систем связи....

Консультация для родителей «Телевизор и дети»

Влияние современного телевидения на наших детей....

«Телевизор и дети»

                     «Телевизор и дети»...

Телевизор и дети.

Телевизор-друг или враг для вашего ребёнка?Решение остаётся за Вами!...

Консультация для родителей "Ребенок и телевизор или вред телевизора для детей"

Консультация для родителей "Ребенок и телевизор или вред телевизора для детей"...

Консультация для родителей "Ребенок и телевизор или вред телевизора для детей"

Консультация для родителей "Ребенок и телевизор или вред телевизора для детей"...