Консультация для родителей "Какие сказки выбрать"
консультация по теме
Действительно, сказка имеет свои особенности, очень важно правильно подобрать сюжет и форму изложения истории, чтобы она была и интересна, эффективна одно временно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kakie_vybrat_skazki.docx | 21.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Действительно, полезная сказка имеет свои особенности. Очень важно правильно подобрать сюжет и форму изложения истории, чтобы она была и интересна, и эффективна одновременно. Специалисты по сказкотерапии дают следующие советы:
- В сказках про великодушных, сильных и благородных персонажей главным героем лучше сделать вашего ребёнка. Называйте героя именем малыша, чтобы ваш сын или дочка представляли, что это именно они совершают эти хорошие и добрые дела. Так вы заложите в ребенке правильные преставления о том, каким героем он может быть в жизни.
- Сказки, в которых герой сначала предстаёт перед нами "плохим" (жадным, капризным, эгоистичным), напротив, не стоит привязывать к вашему малышу. Пусть в сказке этого персонажа называют просто "похожим на тебя", а его отрицательным качеством будет то, которое вам действительно не нравится в характере крохи. Это поможет скорректировать поведение ребёнка, не порицая и не стыдя его, ведь в конце истории персонаж обязательно усвоит урок и изменится в лучшую сторону.
- То, как вы будете читать сказку, имеет важное значение для отношений мамы и малыша. Вы сидите рядышком, ребёнок слышит ваш голос, прижимается к вам, вместе у вас одни и те же эмоции — в такой момент устанавливаются тёплые, доверительные отношения. Ни один профессиональный рассказчик или актёр не сможет заменить ребёнку близости и внимания мамы.
- В одной сказке может рассматриваться только один каприз или хорошее свойство характера. Нельзя победить все недостатки одним махом — слишком сложный сюжет не обеспечит полезного эффекта от сказки.
- Сама по себе книжка со сказками не должна привлекать лишнего внимания малыша. Иллюстрации профессиональных художников не дают возможности придумать свои образы, поэтому лучше самостоятельно обсудить с ребёнком внешность героев или устройство волшебного города. Пусть кроха сам подумает, , какая шляпа может быть у доброго волшебника или на чём передвигается храбрый персонаж. Такие маленькие упражнения отлично развивают фантазию и любовь к творчеству.
"Сказочное" решение для кризиса 3 лет
Кризис трёхлетнего возраста можно (и нужно!) предупредить, и грамотно подобранная сказка станет прекрасным терапевтическим средством для вашего маленького капризули. Наверняка вы уже поняли, что именно в поведении ребёнка вам не нравится. Сын или дочка требует купить игрушку в магазине, обижает других детей, жадничает? На помощь придёт сказка про "малыша, похожего на тебя". У этого героя как раз тот каприз, который вас беспокоит. В результате этот герой видит негативную сторону своего поведения и понимает, как это расстраивало маму, а потому меняется в лучшую сторону. Ваш ребёнок при этом усваивает правильную модель поведения — сам, без нотаций и ссор. Ребёнок чего-то боится или стесняется, плохо общается с другими детьми? Расскажите ему сказку, где герой с таким же именем, как и у него, побеждает зло вместе с верными друзьями. Тогда малыш поймёт, как это здорово — дружить с другими детьми, справившись со своей стеснительностью.
Для трёхлетнего возраста сказки особенно актуальны, ведь это очень эффективный способ справиться с трудностями переходного периода у малыша.
Днём ребёнок капризничал? Перед сном обязательно расскажите ему сказку про то, как малыш с таким же именем поборол в себе этот каприз, и как все этому обрадовались. Пусть в сюжете присутствует завязка, которая познакомит с героем и его поведением (конечно, речь будет идти про дневной случай), а потом обязательно возникнет трудность, которую вызвало именно непослушание героя. В конце повествования персонаж понимает, что так поступать не надо, исправляется, и всё становится хорошо. Если в следующий раз ребёнок начинает капризничать, напомните ему эту историю. "Помнишь сказку про девочку Катю, похожую на тебя? Она тоже не хотела идти в детский садик, но потом узнала, как там здорово и интересно, подружилась в садике с детьми, и мама её похвалила". Если каприз повторяется несколько раз, можно рассказать несколько разных сказок на одну и ту же тему. Но во всех случаях герой сказки обязательно понимает, что вёл себя неправильно, справляется, и тогда всё становится хорошо.
Сказки можно придумывать самостоятельно, гармонично вплетая в них персонажей или предметы из реальной жизни малыша. В этом случае сюжет лучше набросать заранее, а детали придумывать прямо по ходу повествования. Обязательно наблюдайте за реакцией маленького слушателя — переживает ли он вместе с героями, радуется ли их успехам? Если, кажется, что сказка "не пошла", то следующую историю нужно сделать другой. Например, добавить в неё волшебства или же, напротив, привязать к событиям из повседневного мира ребёнка.
Терапевтические сказки пишут детские педагоги и психологи. Написанные профессионалами сказки интересны и актуальны для современных детей, но при этом обязательно следуют классическому правилу "Добро побеждает зло".
Сказкотерапия эффективна для детей с 2 лет, поэтому кризис трёхлетнего возраста можно предупредить заранее. Хорошая, добрая сказка научит ребёнка правильному поведению, привьёт важные для успешной жизни качества и справится с детскими страхами. Характер — дело наживное, и в наших силах вырастить малыша добрым, умным, смелым и целеустремлённым, то есть, настоящим Человеком!
Тест: какие сказки нужны ребёнку?
Ответьте на вопросы этого простого теста и узнайте, какие качества поможет развить умная сказка у вашего малыша.Выберете один ответ, который наиболее типичен для вашего ребёнка в указанной ситуации.
1. По отношению к другим детям ваш ребёнок:
А) Порой бывает, агрессивен — может ударить соседа по песочнице или отобрать понравившуюся игрушку. Б) Довольно стеснителен, никогда не знакомится с другими детьми сам. В) Не стесняется, но вообще не интересуется другими детьми, предпочитает общаться с уже знакомыми людьми. Г) Очень дружелюбен, но не всегда может постоять за себя (например, если в детской компании есть задира).
2. В гостях ваш малыш:
А) Ведёт себя очень уверенно — берёт без спроса чужие вещи или может потребовать в подарок понравившийся предмет. Б) Не отходит от мамы, стесняется общаться с хозяевами. В) Не знает, чем заняться в отсутствие привычных игрушек и игр. Г) Охотно принимается играть в предложенные игры, но бросает их при первых трудностях.
3. В магазине ребёнок:
А) Хватает все игрушки, которые видит, с криком "Купи!", не реагирует на фразы о том, что у мамы нет денег, и что ему недавно покупали похожую машинку или куклу. Б) Не выбирает игрушки сам, берёт только то, что мама ему сама предлагает. В) Сразу подходит к тем игрушкам, аналоги которых у него уже есть дома (например, интересуется только машинками и отказывается от конструкторов, роботов, мячиков и других вещей). Г) Берёт любые игрушки, но не может объяснить, нужны ли они ему действительно, при первом же возражении или вопросе отказывается от выбранной игрушки в пользу другой.
4. В общении ваш малыш:
А) Может перебить собеседника или разозлиться, если чужое мнение не совпадает с его точкой зрения. Б) В основном, отвечает на вопросы, не задаёт их сам, зажат и стесняется. В) Затрудняется быстро ответить на вопрос, может не ответить сходу даже на то, что точно знает. Г) Может не закончить до конца мысль, постоянно переключается с одной темы на другую.
5. На прогулке (например, в парке или в зоопарке), ребёнок:
А) Бегает, куда захочет, не слушается родителей. Б) Не любит ходить сам, только за руку с мамой. В) Не говорит сам, куда хотелось бы пойти и что посмотреть. Г) Быстро устаёт от любых событий и зрелищ, начинает хотеть домой на полпути.
Больше ответов А: Ваш малыш очень активен и уверен в себе, но забывает делиться с другими, не любит уступать, часто не слушается родителей. Очень полезны для вас будут сказки про дружбу и сострадание, они помогут ребёнку стать отзывчивее и дружелюбнее к другим людям.
Больше ответов Б: Ребёнок стеснителен, не любит первым идти на контакт. Исправят ситуацию сказки про смелых и храбрых героев, которые смогли побороть свои страхи и получили за это награду.
Больше ответов В: Развить беглость мышления, научить малыша принимать оригинальные решения и стать наблюдательнее помогут сказки про смекалку. Истории, где герой в сложной ситуации находит неожиданный выход понравятся ребёнку, поощрят его любознательность.
Больше ответов Г: Умение доводить до конца начатое, не сдаваться перед трудностями и уверенно смотреть в будущее тоже можно (и нужно) развивать с самого детства. Для этого будут незаменимы сказки, где герой настойчив и целеустремлёнен, ведь эти волевые качества очень важны для вашего малыша.
Департамент образования города Москвы
Северо – Западное окружное управление образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Детский сад «Радуга «
Консультация для родителей
« Сказкотерапия или воспитание ребёнка сказкой»
Подготовила: Сайгашкина А.М.
Москва 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Как выбрать ребёнку подарок"
В консультации даются рекомендации для родителей какой подарок выбирать для своих детей: из какого материала он сделан, соответствует ли возрасту ребёнка, в каком магазине его купили....
Консультация для родителей "Как выбрать тему проекта".
Интересный материал для родителей о выборе темы проекта и как над ним работать....
Консультация для родителей "Как выбрать игрушку ребёнку".
В консультации вы найдётё несколько полезных советов как правильно выбрать игрушку своему ребёнку....
Консультация для родителей "Как выбрать полезную сказку для ребенка
Консультация для родителей...
"Какие сказки выбрать для чтения с детьми 6-7 лет"
Методическая разработка...
Консультация для родителей «Как выбрать полезную сказку для малыша»
Детей младшего дошкольного возраста необходимо знакомить с произведениями народного творчества....