Как развивать речь ребенка в 2-3 года: полезные упражнения
консультация (младшая группа) по теме
Как развивать речь ребенка в 2-3 года: полезные упражнения
В 2-2,5 года большинство детей могут сравнительно понятно выразить свои мысли: они знают названия многих объектов, некоторых действий, активно используют указательные местоимения, самыми простыми словами описывают состояние окружающей среды (“темно”, “уже поздно”) и собственные ощущения (“холодно”, “страшно”). Сейчас перед родителями стоят новые задачи: не просто научить ребенка говорить “хоть что-нибудь”, но изъясняться грамматически правильными фразами; кроме того, карапузу необходимо отрабатывать артикуляционные навыки и обязательно пополнять словарный запас. Помогут ему в этом специальные упражнения для развития речи.
Упражнения, которые помогут вам развивать речь ребенка:
Упражнение на употребление личных местоимений
Цель занятия – научить малыша правильно использовать местоимения “я”, “ты”, “он”, она”. Фактически, успех здесь зависит не столько от речевых навыков, сколько от особенностей развития мышления и личности ребенка: пока он не начнет воспринимать себя как индивидуума, обладающего определенными качествами, он не начнет употреблять местоимение “я”, а будет говорить о себе в третьем лице. Данное упражнение поможет не только развивать речь ребенка, но и активизировать процесс формирования самосознания.
Итак, вначале малыш должен запомнить личные местоимения (хотя бы “я”, “ты”, “мы”). Следующий этап – выработка правильных ассоциаций. Для этого предложите ребенку игру: вы называете, к примеру, местоимение “я”, и он должен указать пальцем на себя. Затем, вы говорите “ты”, и он показывает на вас. При слове “мы” он должен дотронуться до вас обоих. Называйте местоимения вразброс – так он их лучше запомнит.
Учимся спрягать глаголы
Проблема многих малышей в возрасте 2-3 лет (а то и старше) – некорректное спряжение глаголов. Вернее, проблема эта, скорее, не детей, а самого русского языка: слишком у нас много нерегулярных глаголов, которые изменяются не по основной модели. Поэтому ребенок, приучившись говорить “бегаю”, “прыгаю”, по аналогии начинает спрягать и другие глаголы: “плакаю” (вместо “плачу), “кричаю” (вместо “кричу”). Или “летю” вместо “лечу”.
Исправить ситуацию поможет такая развивающая игра (играть в нее можно, когда вы уже освоили личные местоимения): вы называете ребенку неопределенную форму “вредного” глагола (например, плакать), малыш должен правильно просклонять ее по лицам и числам: “я плачу”, “ты плачешь”, “он плачет” и т.д. Можно разнообразить такие занятия, подключая элементы пантомимы; к примеру, если вы тренируете глагол “бегать”, можете показывать движения руками, как при беге – это внесет игровой элемент. Ведь чтобы развивать речь ребенка результативно, нужно обязательно заинтересовать его процессом!
Тренировка артикуляции
Редкие дети сразу начинают правильно выговаривать сложные звуки, вроде “щ”, “ч” (не говоря уж о пресловутом “р”, произносить который ребенок обычно начинает ближе к 4 годам); многие поначалу путают друг с другом губные звуки “б”, “м”, “п”. Конечно, это поправимо, и вовсе не обязательно призывать на помощь логопеда. Скорее всего, исправить огрехи в произношении звуков вы сможете и самостоятельно, с помощью, например, специальных упражнений для тренировки артикуляции. Это такие забавные считалочки, фразы и четверостишия, в которых собраны слова с “проблемным” для ребенка звуком. Можете разучивать с малышом уже готовые (вроде “четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж”), а можете сочинять свои, это совсем несложно!
Вот, к примеру, фразы, которые помогут отработать произношение губных звуков “м”, “б” и “п”: “у мамы маки, у папы палки”; “папа в пиджаке пошел на поезд”, “у бабы блины с барбарисом”. И таких фразочек вы можете придумать уйму! Главное – акцентируйте во время упражнений внимание ребенка на нужных звуках – пусть произносит их максимально осмысленно.
Учимся этикету
Следующее упражнение поможет вам не только развивать речь ребенка, но и будет способствовать формированию у него навыков коммуникации, а также научит азам этикета. Наверняка ваш малыш уже умеет знакомиться с другими детьми, используя свои “ухищрения”: берет понравившегося карапуза за руку, протягивает свою игрушку в знак симпатии и т.д. Сейчас пришло время научить его завязывать знакомство с помощью вербальных инструментов.
Для этого попробуйте такую сюжетно-ролевую игру: допустим, вы – это новый малыш на детской площадке, а ваше чадо хочет с ним познакомиться. Предложите ему несколько стандартных речевых “формул” для того, чтобы наладить контакт с незнакомым человеком. Например: “привет, как тебя зовут”?; “привет, меня зовут Маша, давай играть”? А теперь пусть ваш ребенок с помощью этих “формул” с вами-”малышом” познакомится и вовлечет вас в игру.
Со временем можете научить вашего карапуза, как можно вежливо разрешать разные конфликтные ситуации, регулировать взаимоотношение в группе детей. Это поможет ребенку перейти на качественно новый уровень общения в коллективе – без кулаков и истерик
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 42.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Как развивать речь ребенка в 2-3 года: полезные упражнения
В 2-2,5 года большинство детей могут сравнительно понятно выразить свои мысли: они знают названия многих объектов, некоторых действий, активно используют указательные местоимения, самыми простыми словами описывают состояние окружающей среды (“темно”, “уже поздно”) и собственные ощущения (“холодно”, “страшно”). Сейчас перед родителями стоят новые задачи: не просто научить ребенка говорить “хоть что-нибудь”, но изъясняться грамматически правильными фразами; кроме того, карапузу необходимо отрабатывать артикуляционные навыки и обязательно пополнять словарный запас. Помогут ему в этом специальные упражнения для развития речи.
Упражнения, которые помогут вам развивать речь ребенка:
Упражнение на употребление личных местоимений
Цель занятия – научить малыша правильно использовать местоимения “я”, “ты”, “он”, она”. Фактически, успех здесь зависит не столько от речевых навыков, сколько от особенностей развития мышления и личности ребенка: пока он не начнет воспринимать себя как индивидуума, обладающего определенными качествами, он не начнет употреблять местоимение “я”, а будет говорить о себе в третьем лице. Данное упражнение поможет не только развивать речь ребенка, но и активизировать процесс формирования самосознания.
Итак, вначале малыш должен запомнить личные местоимения (хотя бы “я”, “ты”, “мы”). Следующий этап – выработка правильных ассоциаций. Для этого предложите ребенку игру: вы называете, к примеру, местоимение “я”, и он должен указать пальцем на себя. Затем, вы говорите “ты”, и он показывает на вас. При слове “мы” он должен дотронуться до вас обоих. Называйте местоимения вразброс – так он их лучше запомнит.
Учимся спрягать глаголы
Проблема многих малышей в возрасте 2-3 лет (а то и старше) – некорректное спряжение глаголов. Вернее, проблема эта, скорее, не детей, а самого русского языка: слишком у нас много нерегулярных глаголов, которые изменяются не по основной модели. Поэтому ребенок, приучившись говорить “бегаю”, “прыгаю”, по аналогии начинает спрягать и другие глаголы: “плакаю” (вместо “плачу), “кричаю” (вместо “кричу”). Или “летю” вместо “лечу”.
Исправить ситуацию поможет такая развивающая игра (играть в нее можно, когда вы уже освоили личные местоимения): вы называете ребенку неопределенную форму “вредного” глагола (например, плакать), малыш должен правильно просклонять ее по лицам и числам: “я плачу”, “ты плачешь”, “он плачет” и т.д. Можно разнообразить такие занятия, подключая элементы пантомимы; к примеру, если вы тренируете глагол “бегать”, можете показывать движения руками, как при беге – это внесет игровой элемент. Ведь чтобы развивать речь ребенка результативно, нужно обязательно заинтересовать его процессом!
Тренировка артикуляции
Редкие дети сразу начинают правильно выговаривать сложные звуки, вроде “щ”, “ч” (не говоря уж о пресловутом “р”, произносить который ребенок обычно начинает ближе к 4 годам); многие поначалу путают друг с другом губные звуки “б”, “м”, “п”. Конечно, это поправимо, и вовсе не обязательно призывать на помощь логопеда. Скорее всего, исправить огрехи в произношении звуков вы сможете и самостоятельно, с помощью, например, специальных упражнений для тренировки артикуляции. Это такие забавные считалочки, фразы и четверостишия, в которых собраны слова с “проблемным” для ребенка звуком. Можете разучивать с малышом уже готовые (вроде “четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж”), а можете сочинять свои, это совсем несложно!
Вот, к примеру, фразы, которые помогут отработать произношение губных звуков “м”, “б” и “п”: “у мамы маки, у папы палки”; “папа в пиджаке пошел на поезд”, “у бабы блины с барбарисом”. И таких фразочек вы можете придумать уйму! Главное – акцентируйте во время упражнений внимание ребенка на нужных звуках – пусть произносит их максимально осмысленно.
Учимся этикету
Следующее упражнение поможет вам не только развивать речь ребенка, но и будет способствовать формированию у него навыков коммуникации, а также научит азам этикета. Наверняка ваш малыш уже умеет знакомиться с другими детьми, используя свои “ухищрения”: берет понравившегося карапуза за руку, протягивает свою игрушку в знак симпатии и т.д. Сейчас пришло время научить его завязывать знакомство с помощью вербальных инструментов.
Для этого попробуйте такую сюжетно-ролевую игру: допустим, вы – это новый малыш на детской площадке, а ваше чадо хочет с ним познакомиться. Предложите ему несколько стандартных речевых “формул” для того, чтобы наладить контакт с незнакомым человеком. Например: “привет, как тебя зовут”?; “привет, меня зовут Маша, давай играть”? А теперь пусть ваш ребенок с помощью этих “формул” с вами-”малышом” познакомится и вовлечет вас в игру.
Со временем можете научить вашего карапуза, как можно вежливо разрешать разные конфликтные ситуации, регулировать взаимоотношение в группе детей. Это поможет ребенку перейти на качественно новый уровень общения в коллективе – без кулаков и истерик
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как развивать речь ребенка в 1-2 года: нормы, упражнения, игры.
Рассказано о том, как развивать речь ребенка 1-2 лет, нормы, приведены упражнения и игры....
«Развиваем речь ребенка с помощью пальчиковых игр и упражнений»
В материале раскрыт опыт работы по развитию речи и мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста, представлены возможные варианты оформления предметно - развивающей среды....
Консультация для родителей «Как развивать речь ребенка в 3-4 года?»
Консультация для родителей «Как развивать речь ребенка в 3-4 года?»...
Как развивать речь ребенка в 1-2 года.
Как развивать речь ребенка в 1-2 года: нормы, упражнения, игры....
Консультация для родителей "Как развивать речь ребенка в 3-4 года?"
Основная задача речевого развития детей - это овладение нормами и правилами родного языка, определенными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т.е. способн...
Консультация для родителей"Как развивается речь ребенка в первые 3 года жизни"
Этапы формирования речи у ребенка в возрасте до 3-х лет...
Консультация для родителей «Как развивать речь ребенка в 3-4 года?»
чь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум взаимосвязанным направлениям. Во-первых, совершенствуется ее практическое употребление в п...