Консультации для родителей.
статья (старшая группа) по теме

Печникова Гаянэ Арсеновна

Материалы будут интересны как родителям, так и воспитателям. Статья посвящена проблеме воспитания в наших детях любознательности, интереса к исследованию окружающего мира. В статье предлагается несколько опытов и экспериментов для формирования у ребенка тяги к открытиям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитайте в малыше ученого

В каждом малыше кроется много маленьких ученых. Взгляните на своего ребенка, и вы увидите физика – в песочнице, ботаника, энтомолога и геолога – в парке, океанолога – на берегу моря, химика – на кухне, изобретателя – в игровой комнате, астронома – у окна: все проверяется, изучается, исследуется, сравнивается, развивается и теоретически обосновывается. И все это из любви к открытиям.
К несчастью, естественная тяга к открытиям практически кончается вместе с ранним детством. Часто с началом формального научного образования дети утрачивают интерес к науке, ученый в них гибнет.

Однако возможно сохранить его на протяжении всех школьных лет, а то и на всю жизнь. Для начала попробуйте следующее.
1. Классифицируйте, классифицируйте, классифицируйте. Умение находить сходство и различие является фундаментальным. Малыш может отличить те деревья, которые имеют листья от тех, у которых иголки; фрукты, у которых съедобная кожура, - от тех, которые надо чистить; средства передвижения, у которых два колеса, - от тех, у которых четыре и больше.
2. Откройте электричество. Понаблюдайте за явлением статического электричества. Пусть ребенок потрет шарик о ваши волосы, а затем прижмет его к стенке или причешется расческой, а потом попробует притянуть к ней маленькие кусочки бумаги.
3. Вырастите корни. Чтобы показать ребенку, как растут растения, заведите огород. Срежьте примерно два сантиметра с верхушки свежих овощей (морковки, сельдерея, свеклы), положите срезом вниз на мелкое блюдо, налейте немного воды, поставьте в солнечное место и посмотрите, как растут корни.


4. Посадите семена. Возьмите картонку из-под яиц, чтобы устроить питомник для рассады. Покажите малышу, как сажают зернышко в почву, полейте и поставьте на солнце. Вместе сопоставьте то, что помогает расти людям, а что – растениям. Если зернышки не прорастут, объясните, что иногда такое случается.
5. Станьте доморощенным химиком. Большинство самых интересных научных открытий можно сделать на кухне. Пусть молодой ученый смотрит (с безопасного расстояния и в вашем присутствии), как жар превращает прозрачный тягучий белок в белый и твердый. Как кусок хлеба (мягкий и светлый) превращается в хрустящий темный тост. Как воздух во взбитых белках или густых сливках делает их пышными. Как поднимается тесто. Как еда остывает, если на нее дуть. Как исчезают в воде кристаллы сахара или соли.
6. Снова изобретите колесо. Что еще катится кроме колес? Пусть малыш поэкспериментирует с яблоком, кубиком, круглым камешком и камешком, который не круглый, валиком с бумажными полотенцами, коркой, книгой, пустой пластиковой бутылкой. Обсудите, что общего у предметов, которые могут катиться.
7. Магнетизм. Пусть малыш походит по дому с большим магнитом (под присмотром) и проверит, что к нему притягивается, а что нет.



Предварительный просмотр:

Как поощрить желание ребенка учиться, думать и узнавать новое

Каждый ребенок рождается любознательным. Это естественное свойство подстегивает обучение на ранних этапах. Но чтобы любознательность была созидательной, ее надо культивировать. Если родители поощряют стремление ребенка накапливать знания, он будет делать это как активный и прилежный студент. Когда родители препятствуют его исследовательской деятельности, ребенок вряд ли захочет продолжать ее или, по крайней мере, станет приобретать знания со значительно меньшей настойчивостью.
Как же развить любознательность ребенка, чтобы у него на всю жизнь сохранилось желание учиться?
• Слушайте его вопросы и отвечайте на них. Малышам нужно узнать очень многое, поэтому неудивительно, что когда они начинают говорить, их вопросы так и сыплются. Конечно, очень хочется после пятидесятого вопроса «Что это?» промолчать или вовсе одернуть ребенка, но постарайтесь не делать этого. Все вопросы малыша заслуживают ответа. Если ребенок не получает ответа на свой вопрос или ответ его не удовлетворяет, например, когда ему говорят «потому» или «ты слишком мал, чтобы понять его», он может перестать спрашивать. Разумеется, отвечать нужно, учитывая возраст ребенка, просто и коротко.
• Примиритесь с исследовательской деятельностью ребенка и поощряйте ее. Мир полон захватывающих вещей, и, хотя для родителей это часто беда, ребенку надо с ними поэкспериментировать. Поэтому сдержите желание одернуть малыша ради сохранения чистоты и порядка: вы можете помешать приобретению необходимого для обучения опыта.
Любознательному малышу интересно: что произойдет, если сорвать лист комнатного цветка? Что будет, если швырнуть песок в лицо товарищу по игре или кинуть игрушечный автомобиль через всю комнату? Если эксперимент становится разрушительным или опасным, необходимо остановить его, но малышу нужно дать понять, что вас не устраивает результат, а не сам процесс. Попробуйте направить исследовательскую мысль ребенка на другой объект. Если вы не хотите, спасая дом, подавить в малыше ученого, придумайте эксперименты, которые можно выполнять под вашим контролем: сдуть пух с одуванчика, просеять песок через сито, смешать пищевой краситель с водой.
• Показывайте малышу мир. Музеи, игровые площадки, лужайки, магазины игрушек, парки, зоопарки, оживленные улицы – маленькому ребенку почти везде есть чему поучиться. Наблюдение – прекрасный способ познания мира. Поделитесь с малышом собственными наблюдениями и задавайте ему вопросы.
• Дайте ребенку возможность получать разнообразные впечатления. Пусть качается на качелях, катается с горки, плещется в детском бассейне, сажает цветы, дергает сорняки, играет в мяч, посыпает тесто мукой, рисует мелком, накрывает на стол, жмет на кнопку звонка. Возможностей много, они есть везде. Приобретаемый опыт ценен сам по себе, а ваши комментарии могут сделать его еще более ценным.
• Поощряйте импровизации ребенка. Малыша учит не только реальный мир, но и мир фантазий, благодаря книгам, кино, видео, телевизионным передачам. Поощряйте любые игры. В собственном воображении ребенок может стать взрослым на пикнике, белкой в лесу, Котом в сапогах или Братцем Кроликом – в общем, кем захочется.
• Не поощряйте стремление малыша часто смотреть телевизор. Простейший способ отключить мозги – это включить телевизор. Да, ребенок способен почерпнуть информацию из некоторых тщательно отобранных детских передач, однако это пассивное обучение. Оно не помогает детям учиться самостоятельно, быть активным участником познавательного процесса. Дети, которые учатся с телевизионного экрана, привыкают ждать, что все ответы придут к ним в виде готовых мелькающих картинок, танцующих животных и легких мотивчиков. Они становятся нелюбознательными учениками, у которых желание делать собственные открытия подавлено. Поэтому старайтесь меньше сидеть у телевизора, а когда малыш смотрит, смотрите вместе с ним.
• Включайте обучение в повседневную жизнь. Это достигается самыми небольшими усилиями. Вы можете познакомить ребенка с числами («Тебе дать одно печенье или два? Это один, это два»), цветами («Ты наденешь красный свитер или синий? Вот это красный, а это синий»), буквами («Вон видна буква «М». С нее начинаются «мама» и «молоко»). Ваша цель не в том, чтобы научить ребенка считать или читать к полутора годам, а в том, чтобы заронить искру интереса к этим областям знания и создать основу для будущего обучения.
• Обучение должно быть забавой. Если ребенок почувствует, что его заставляют учиться, ругают или высмеивают за неудачи, если перед ним ставят трудные не по возрасту задачи, то он будет страшиться учебы, а не любить ее.
• Покажите пример. Пусть малыш поймет, что вы тоже любите исследовать окружающий мир, что обучение продолжается всю жизнь. Желание учиться – как для вас, так и для ребенка – заразительно.



Предварительный просмотр:

        

        Воспитатель       Печникова Г.А.

2013

                Лето не только время путешествий, но и наиболее благоприятная пора для отдыха, закаливания и оздоровления детей. Поэтому очень важно, чтобы родители с наибольшей пользой распорядились этим драгоценным временем. Вместе с тем возникает много вопросов, как это лучше сделать. И здесь, как нам кажется, вам могут пригодиться наши советы.

О путешествиях с детьми.

Ехать или не ехать с ребенком на юг? – вопрос встает перед родителями довольно часто. Что можно посоветовать по этому поводу? Ели вы живете в средней полосе и если речь идет о грудном ребенке, то вряд ли стоит с ним отправляться  в продолжительную поездку. Поэтому, самое лучшее – вывезти на дачу. Точно так же нужно поступить и в тех случаях, если вашей дочери или сыну не исполнилось трех лет. Чем меньше ребенок, тем тяжелее он приспосабливается к изменениям обстановки и климата. В этих благодатных местах в первые дни малыши становятся капризными, у них пропадает аппетит, появляются нарушения пищеварения и сна. Приспособление к новым климатическим условиям у детей первых трех лет продолжается иногда неделю, а то и две. Едва ребенок успеет привыкнуть к новому климату, как надо собираться в обратный путь. Такой отдых для ребенка чреват развитием различных заболеваний. В результате все затраты, заботы и хлопоты могут пойти впустую.

Солнце хорошо, но в меру.

Летом дети должны максимальное время проводить на воздухе. Это касается и самых маленьких – грудных детей. Однако, если более старшим дошкольникам разрешается понемногу загорать, то малышам прямые солнечные лучи могут причинить вред. Самая большая опасность – перегрев организма, солнечные ожоги,  солнечный удар. Поскольку маленький ребенок обладает менее совершенной терморегуляцией и кожа его очень нежна.

До трех лет световоздушные ванны можно проводить под навесом или в тени деревьев. При этом нужно соблюдать принцип постепенного обнажения тела ребенка. Сначала от одежды освобождаются руки и ноги, а затем другие части тела. Уже с 1,5 –летнего возраста световоздушные ванны ребенок может принимать в одних трусиках. Продолжительность первой такой ванны – 5 минут, затем время постепенно увеличивается до 30-40 минут. Световоздушные ванны особенно рекомендованы детям с ослабленным организмом. Лучшее время проведения – с 9 до 12 часов, на юге – с 8 до 10 часов. Каждую световоздушную ванну лучше всего заканчивать водной процедурой.

Дети дошкольного возраста после недельного курса световоздушных ванн могут начать принимать солнечные ванны. Загорать ребенок может лежа, а ещё лучше во время игр и движения.

Солнечные ванны в сочетании со световоздушными ваннами, а также водными процедурами оказывают прекрасное укрепляющее действие. Дети становятся устойчивее к гриппоподобным заболеваниям, нежели те ребята, которые  меньше загорали.

Осторожно: тепловой и солнечный удар!

Специалисты не делают больших различий между этими состояниями. И это понятно. В основе как теплового, так солнечного удара лежит перегревание организма. Причиной теплового удара является затруднение теплоотдачи с поверхности тела. Часто это связано с длительным пребыванием в жаркой, влажной атмосфере. При солнечном ударе возникает нарушение кровообращения в головном мозге. Обычно это бывает, когда ребенок ходит на солнце с непокрытой головой.

Чем меньше возраст ребенка, тем он чувствительнее к действию жары и солнечных лучей. Поэтому, перегрев организма у маленького ребенка иногда может уже случиться во время приема световоздушных ванн.

При легком солнечном и тепловом ударе симптомы, в основном, однотипны. Это – головокружение, слабость, головная боль. У малышей часто отмечается расстройство кишечника. В тяжелых случаях могут появиться судороги, рвота, потеря сознания. Во всех таких ситуациях нужно срочно вызвать врача, а до его прихода перенести ребенка в тень, смочить голову и грудь холодной водой, на переносицу положить холодный компресс, приподнять голову. Дайте ребенку попить и успокойте его.

Купание – прекрасное закаливающее средство.

Купаться в открытых водоемах можно начиная с трех лет. Место для купания должно быть неглубоким, ровным, с медленным течением. Прежде, чем дать ребенку войти в воду, необходимо убедится в том, что в данном месте нет ям, глубокой тины, коряг, острых камней. В воде вместе с ребенком обязательно должен находиться взрослый.

При купании необходимо соблюдать правила:

  1. Не разрешается купаться натощак и раньше, чем через 1-1,5 часа после еды.
  2. В воде дети должны находиться в движении.
  3. При появлении озноба немедленно выйти из воды.
  4. Нельзя разгоряченным окунаться в прохладную воду.


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Как разбудить в маленьком ребенке желание читать?»

Подготовила: воспитатель

Печникова Г.А.

        Мытищи

                                                            2012

- Определить для книг заметное место в квартире.

- Создавать различные семейные ритуалы, связанные с книгами. Самый простой из них, но в то же время бесценный - это чтение малышу перед сном. Конечно, сюжет для чтения на ночь не должен быть устрашающим. Еще важна такая деталь - в роли чтеца стоит время от времени выступать не только маме или бабушке, но и папе. Иначе некоторые мальчики начинают считать чтение “занятием для девчонок”, недостойным настоящего мужчины.

- Один из таких ритуалов - совместное чтение в семейном кругу, когда книга передается от одного члена семьи к другому. Не исключено, что малышу и самому вскоре захочется научиться читать, чтобы стать полноправным членом этого круга.

- Включайте в “репертуар” книги, в которых есть узнаваемые для малыша ситуации, непосредственно связанные с его жизнью. Побывали с ним в зоопарке - по свежим следам возьмите для чтения хорошую книгу о животных и т.п.

- Старайтесь при чтении ребенку вслух постепенно превратить его из пассивного слушателя в активного “переработчика” информации. Задавайте по ходу чтения вопросы: как ты думаешь, почему на картинке этот мальчик грустит? Почему деревья без листьев? Время от времени прерывайтесь, чтобы узнать мнение малыша о том, например, что произойдет с главным персонажем книги дальше, и т.п.

- Если малыш уже потихоньку сам начинает читать, постарайтесь, чтобы это происходило каждый день и в определенное время. Поначалу можно быть рядом, просто слушая его или обсуждая прочитанное. Не исключено, что вскоре необходимость в вашем присутствии отпадет, а выработанная привычка к самостоятельному ежедневному чтению сослужит хорошую службу будущему школьнику или школьнице.

Бывает, что уже умеющий читать ребенок с удовольствием слушает вас, а перейти к самостоятельному чтению что-то не спешит… Как помочь ребенку преодолеть этот барьер?

- Попробуйте использовать такой “жестокий” прием, как прерванное чтение интересной книги. Во время чтения закрываем книжку на самом интересном месте и уходим, сославшись на неотложные дела. Скорее всего, любопытство возьмет верх над упрямством или нежеланием читать.

- Возможно, у вас в семье сохранились детские диафильмы - просите малыша читать подписи к ним. Можно воспользоваться и детскими комиксами, если вы считаете приемлемыми для ребенка их содержание и качество рисунков.

- Подпишите сына или дочку на интересный детский журнал (например, еженедельный). Они с нетерпением будут ожидать каждого номера, а о том, чтобы прочитывался он ими самостоятельно, можно договориться заранее.

- Постарайтесь найти к одной из детских книг соответствующую аудиозапись. Дайте книгу в руки ребенку, включите запись и попросите его следить по тексту, отмечая, где звуковое сопровождение совпадает с текстом, а где не очень. Такая тренировка полезна и для выработки навыка беглого чтения, и для понимания текста. Синхронную запись можно сделать и самим.

- Неплохим стимулом может стать чтение по ролям - вы и ребенок вдвоем или с подключением других членов семьи. Волей-неволей придется и маленькому упрямцу взять в руки книгу.      



Предварительный просмотр:

        

Консультация для родителей

«Следим за осанкой детей»

Подготовила: воспитатель      

Печникова Г.А.

                                                       Мытищи

        2012

Осанка – умение человека держать своё тело в различных положениях. Правильная осанка – это когда туловище выпрямлено, голова поднята, плечи расправлены.

Систематические занятия физической культурой помогают выработать правильную осанку. Особенно полезны для выработки хорошей осанки плавание, гребля, гимнастика, волейбол, баскетбол.

Проблема профилактики нарушения осанки – одна из наиболее часто обсуждаемых среди специалистов, занимающихся вопросами укрепления здоровья школьников.

Различные нарушения осанки хотя и составляют группу функциональных расстройств опорно-двигательного аппарата человека и не являются в полном смысле этого понятия заболеванием, однако, сопровождаясь нарушением функционирования внутренних органов и нервной системы, создают в организме ребенка условия для развития целого ряда заболеваний, и в первую очередь позвоночника.

Осанка – это двигательный навык, и его формирование требует многократных ежедневных повторений специальных упражнений.

Для повышения эффективности работы по профилактике нарушений осанки и плоскостопия разработана система домашних заданий. Основа данной системы – ежедневное многократное выполнение специальных упражнений, способствующих выработке ощущений правильного положения тела в пространстве, а также специальных упражнений, направленных на укрепление мышц ног.

Успех внедрения домашних заданий в значительной мере зависит от организации контроля за их выполнением. Можно использовать следующие методы и приёмы: опрос, наблюдение и практическое выполнение заданий в самых разнообразных формах (соревнование, смотры-конкурсы, взаимопроверка).

Упражнения, направленные на формирование навыка правильной осанки

1. Принять правильную осанку у стены. При этом затылок, лопатки, ягодичная область, икры ног и пятки должны касаться стены.

2. Принять правильную осанку у стены. Закрыть глаза, отойти от стены на один-два шага.

3. Принять правильную осанку у стены. Присесть, разводя колени в стороны. Медленно встать, не отрывая спины от стены.

4. Принять правильную осанку у стены. Сделать один-два шага, присесть, встать. Вновь принять правильную осанку у стены. Можно выполнить с закрытыми глазами.

5. Принять правильную осанку у стены. Приподняться на носках, удерживаться в таком положении 3-5 с. Возвратиться в исходное положение.

6. То же упражнение, но без стены.

7. Принять правильную осанку у стены. Выполнение различных движений руками (руки вверх, в стороны, к плечам, на пояс, вперед).

8. Принять правильную осанку у стены. Наклоны вперёд на 45, ноги и поясничная область прижаты к стене.

9. Принять правильную осанку у стены, руки к плечам. Выполнение наклонов вправо, влево, не отрывая спины от стены.

10. Принять правильную осанку у стены, руки на пояс. Различные движения ногами, не отрывая спины от стены.

11. Принять правильную осанку у стены. Передвижение приставным шагом вправо и влево, не отрываясь от стены.

12. Принять правильную осанку у стены. Потянуться вверх всем телом, опустить плечи, вытянуть позвоночник, выдох. Исходное положение - вдох.

13. Расслабиться, опустить голову. Вернуться в исходное положение.

Нарушение осанки и искривление позвоночника очень часто возникают в школьном возрасте. Происходит это потому, что развитие костно-мышечной системы у детей и подростков ещё не закончено, кости гибки и податливы, и неправильная посадка за партой, неверная поза за верстаком могут вызвать такие нарушения. Вредно носить тяжести в одной руке, спать в постели с сильно прогибающейся сеткой, пользоваться мебелью, не соответствующей росту. Часто плохая осанка возникает у ослабленных, болезненных детей. Они быстро утомляются и во время работы принимают неправильную позу.

Осанка нарушается и при недостаточном освещении, поскольку при чтении и письме приходится низко наклоняться над книгой и тетрадью.

Незначительные нарушения осанки устраняются в результате занятий утренней гимнастикой и физкультурой.

Следствием нарушения осанки является остеохондроз. Для всех страдающих этим заболеванием полезны массаж, самомассаж, упражнения в воде, плавание, особенно стилем брасс на спине, упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса.

При напряжении мышц усиливается давление на нервные окончания и ухудшается кровоснабжение межпозвонковых дисков, поэтому важно включать в обычную зарядку упражнения на расслабление.

Страдающим остеохондрозом полезно спать на полужёсткой постели, избегать резких движений. А ещё говорят: «Если не хочешь иметь остеохондроз, замени подушку березовым поленцем».



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Экспериментирование как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой»

Подготовила и провела:

          Воспитатель  

Печникова Г.А.

2016 г.

Ребенку – дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно – научного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Неполноценная экспериментальная деятельность накладывает отпечаток на формирование познавательного развития.

Возникновение опыта связано с выделением в образовательном процессе экспериментирования, наряду с игровой деятельностью, которая позволяет детям моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах.

Актуальность опыта обусловлена формированием познавательного интереса у детей при ознакомлении с неживой природой, в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним.

Исследовательская активность способствует становлению субъективной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Поисково-познавательная деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность.

Цель опыта – формирование познавательного интереса у дошкольников при ознакомлении с неживой природой в процессе экспериментальной деятельности.

Задачи:

1. Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира:

- знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, плавучесть, растворимость).

- знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление).

2. Расширять представления о неживой природе.

3. Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково - познавательной деятельности.

4. Развивать эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру.

5. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

Формы работы:

1. Занятия.

2. Исследовательская деятельность: педагог-ребенок, родитель-ребенок.

3. Эксперименты на прогулках.

4. Развивающие игры.

Занятия направлены на то, чтобы научить детей наблюдать за явлениями природы, формулировать проблемы, строить гипотезы, проводить эксперименты и делать выводы.

В своей работе пользовалась схемами, алгоритмами, рисунками. В работу включаются все анализаторы детей: зрительный, слуховой, тактильный, обонятельный. Разрабатывая занятия,   соблюдала следующие правила:

- тема должна быть интересной и увлекать детей.

- тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования (ребенок получает новые, полезные знания, умения и навыки).

- тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности (оригинальность в данном случае следует понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления).

На занятии «Теплая Капелька или поможем Колобку умыться» (средний дошкольный возраст) знакомила со способами получения теплой воды, смешивая горячую с холодной.

Дошкольники объясняли, почему плохо умываться холодной водой (можно простудиться, неприятно, плохо отмывается грязь) и горячей (можно обжечься). На занятии «Ознакомление со свойствами воздуха» (старший дошкольный возраст) дошкольники познакомились, какую роль играет воздух в жизни человека. Воспитанники проводят серию опытов и приходят к выводу: воздух невидимый, бесцветный, в воде виден в виде пузырьков.

Занятие «Испытание магнита» (старшая группа) познакомило со свойствами магнита. Рыцарь «Магнитолик» знакомит детей с легендой магнитной горы. Воспитанники самостоятельно проводят исследования с магнитом. На занятии развивается целенаправленная деятельность ребенка, отыскивать предметы, свойства которых отвечают предметным требованиям (притягиваются к магниту). В исследовательской деятельности дошкольники узнают о притягивании предметов через воду, деревянный стол и другие предметы. Делают вывод: магниту не помеха ни вода, ни дерево, ни другие предметы.

В подготовительной группе дошкольники знакомятся с круговоротом воды в природе, пользуются карточками – схемами. Дети узнают, почему выпадают осадки в виде дождя и снега, какое значение имеет вода для жизни человека. Рассматривая рисунок, дошкольники узнают, что Солнце нагревает воду в морях и реках. Вода превращается в пар. В виде пара крошечные капельки влаги поднимаются в воздух, и снова превращаются в капельки, образуя облака. Когда воды набирается много, выпадает дождь или снег. Для закрепления материала проведена игра «Ходит капелька по кругу» с использованием алгоритма.

Использование поисково-познавательных занятий эффективно для обучения. В процессе занятий происходит умственное развитие ребенка, совершенствование сенсорных процессов, мышления, речи, развивается любознательность.

Эффективность познавательных занятий в том, что на основе уже имеющихся знаний дети получают все новые и новые представления о явлениях окружающего мира, систематически дополняя и расширяя их в соответствии с возрастными особенностями детей.

Поисково-познавательная деятельность направлена на познание и преобразование объектов окружающей действительности, способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.

В повседневной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет, не тонет), пробуют на вкус. Опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с элементарными правилами безопасности.

Эксперимент, организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в тоже время знакомит детей с различными свойствами окружающих предметов. Провожу кружковую работу по исследовательской деятельности в лаборатории «Почемучек». Разработан перспективный план экспериментальной деятельности.  

Создание «лаборатории» способствует самостоятельному приобретению опыта в экспериментальной деятельности. Для лучшего усвоения материала, применяю рисунки, схемы, алгоритмы. Алгоритмы, помогают развить у детей такие психические процессы, как память, внимание, образное мышление, воспроизводить необходимую информацию (перекодировать – преобразовать ее из абстрактных символов в образы).

Важной задачей при проведении исследования является последовательность.

В результате экспериментирования, ребенок отвечает не только на вопрос: как я это делаю, но и на вопрос, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получится в результате. Приобретение «квазиисследовательских», экспериментальных способов позволяет дошкольнику стать субъектом учения, научиться учиться, что является одним из аспектов подготовки к школе.

Не остаются без внимания эксперименты, проводимые на прогулках. Дошкольники с удовольствием обследуют песок и глину, познавая их свойства: песок – сыпучий, а глина плотная. Песок и глина по - разному пропускают воду. Почему при сильном ветре нельзя играть с песком – потому что песчинки маленькие, мелкие, не прилипают друг к другу – при сильной струе воздуха поднимаются вверх. Выдвигают свои суждения, что можно сделать, чтобы можно было играть (хорошо смочить песок). У дошкольников старшего возраста формируется представление о том, что Солнце является источником света. Предлагаю посмотреть на солнце и ответить на вопросы:

- что ощущаешь, когда обращаешь лицо к солнцу?

- можно ли на него смотреть прямо, не больно ли глазам?

Рассматривая камни через лупу, дети видят трещины, узоры, кристаллы. С большим интересом проходит исследовательская деятельность в зимнее время. В совместной деятельности педагог - ребенок проводится опыт. В стеклянную банку налита вода, плотно закрыта крышкой и оставляется на улице. Вскоре банка лопается, а вместо нее остается кусок льда. Дошкольники выдвигают свои гипотезы и приходят к выводу: –замороженная вода – лед – занимает больше места, чем вода жидкая, поэтому льду в банке стало тесно, и он разорвал ее. На вопрос, что будет, если лед занести в помещение дети сразу дают ответ – растает. Рассматривая снежинки на цветном картоне, дошкольники определяют свойства снега (снежинка, пыль, крупа, хлопья). Набрав снег в стаканчики, дети ставят один на солнце, а второй в тень. В конце прогулки сравнивают, где снег быстрее осел, и приходят к выводу: под лучами солнца снег нагревается и оседает. Дотрагиваясь до металлических предметов, дошкольники определяют, где солнце греет сильнее, какие предметы нагреваются быстрее, делают вывод: темные предметы нагреваются быстрее, они меньше отражают света. Весной совместно с педагогом дошкольники определяют силу ветра с помощью флюгера, направление по компасу.

Формированию познавательного интереса у детей с неживой природой способствовали дидактические игры. Дидактическая игра: «Круговорот воды в природе» способствует закреплению знаний о значении воды для жизни человека, объясняет причину выпадения осадков. В игре используется прием фантазирования и метод эмпатии. Дети рассматривают схему, взявшие на себя роль маленьких человечков, передвигают их символы по схеме и обыгрывают этапы процесса.

Дидактическая игра «Хорошо – плохо». В игре дошкольники анализируют свойства ветра, учатся выдвигать противоречия, заложенные в его сущность. Хорошо – ветер приносит прохладу, дождевые облака, переносит семена растений. Плохо – приносит дождевые облака, нельзя гулять. Дует ветер – холодно. От сильного ветра могут упасть деревья.

Закрепляются знания о свойствах воздуха в играх «Игра с соломинкой» и «Волшебный фломастер».

В игре с соломинкой закрепляются знания, что внутри человека есть воздух и его можно обнаружить. Дети дуют в трубочку, подставив ладошку под струю воздуха и опускают конец трубочки в стакан с водой, образуются пузыри.

Игра «Волшебный фломастер» дети дуют в один конец фломастера, а из другого распыляется краска, используют трафареты. При рисовании используют силу потока воздуха.

В игре «Рисуем мыльными пузырями» закрепляются свойства воды – растворимость. Дошкольники самостоятельно по алгоритму готовят мыльный цветной раствор. Делают мыльные пузыри и на край стакана помещают лист бумаги. Остается мыльный, цветной отпечаток. Используя прием фантазирования, дети дорисовывают фломастерами или цветными карандашами.

Одним из важных условий успешной работы по формированию познавательного интереса у детей с неживой природой в процессе экспериментирования является совместная деятельность в работе с родителями. Использование такой формы работы формирует у родителей активную позицию в воспитании, развитии своего ребенка. Консультации для родителей, анкетирование, рекомендации способствовали проявлению интереса и становлению активными участниками в исследовательской деятельности. Родители занимали наблюдательно – поддерживающую позицию: проявляли интерес к детскому экспериментированию.

По рекомендации педагога проводили несложные исследования.

Консультация для родителей «Играем с песком, водой, глиной» позволяет проявлять совместную деятельность по экспериментированию на прогулках. В рекомендациях «Организация развивающей среды дома» знакомлю с принципами построения общения с детьми в процессе исследовательской деятельности. Мной разработана картотека опытов в совместной деятельности родитель – ребенок.

Результативность опыта.

В конце обучения у детей повысился уровень познавательных интересов –51,4%, исследовательских умений-64,2%. Дошкольники показали положительную динамику в проявлении исследовательской деятельности. Это проявилось в выраженном интересе к экспериментированию, в освоении исследовательских умений, настойчивости поиска и достижения результата, желание дальнейшего самостоятельного исследования и познания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...