Развитие правильной речи ребёнка 3, 4 лет
статья (средняя группа) по теме
Как развивать правильную речь ребёнка в 3, 4 года?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_pravilnoy_rechi_rebyonka_3_4_let.docx | 27.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие правильной речи ребёнка 3, 4 лет
Как развивать правильную речь ребёнка в 3, 4 года?
Все мы хотим, чтобы речь ребенка была грамотной, внятной. Ребенку 3-4 лет сложно овладевать сразу и грамматикой речи (согласовывать части речи в роде, числе, падеже, времени), и произношением звуков, и умением связно произносить свои мысли. Правильное произношение звуков идет параллельно с развитием фонематического слуха — как слышит, так и говорит. Поэтому ни в коем случае нельзя сюсюкать с ребенком, взрослый должен говорить четко, внятно.
Ребенок 3-4 лет еще не всегда регулирует свое речевое дыхание: не делает пауз между словами, фразами, проглатывает окончания слов, не всегда правильно ставит ударение в словах. А ведь от правильного речевого дыхания зависит красота и плавность звучания речи. Уметь правильно слышать и произносить звуки родного языка (в этом возрасте — кроме л, р, ш, щ) помогут специальные игры и упражнения.
Следите за состоянием ротовой полости ребенка: здоровые зубы, гибкая уздечка, своевременное предотвращение хронических ларингитов.
Самый идеальный вариант развитие речи ребёнка – это развитие через игру.
Я предлагаю вам серию логопедических игр для детей 3, 4 лет. Эти игры развивают правильную речь ребёнка.
Сказка про Язычок
Цель игры — познакомишь ребенка с органами речи: язычок, губы, нёбо, гортань.
Необходимый инвентарь: зеркало.
◈ Как играем: расскажите сказку про Язычок. Он жил во рту и был очень любопытным. Он любил высовываться изо рта и смотреть по сторонам (движения языка влево - вправо, вверх - вниз, круговые движения и т. д.). Он любил играть в прятки: высовываться и прятаться за зубами, за верхними и нижними. А еще он любил дразниться — делался то широким, то узким.
◈ Покривляйтесь с ребенком перед зеркалом, постройте рожицы.
◈ Наверняка ему понравится также помогать себе произносить согласные звуки. Язычку помогают в этом зубы, небо, гортань. Произнесите звуки в, с, з, д, н, к, ц, ш. Пропойте звуки м, н, с, з, ж. Пусть малыш приставит руку к горлу во время произнесения этих согласных, он почувствует, что в горле что-то вибрирует — там рождаются звуки.
◈ Гласные звуки произносятся без помощи языка. Их можно петь голосом. Пропойте: А-О-Э-И-У-Ы. Вспомните, какие бывают согласные звуки («шипящие», «звенящие» и т. д.).
◈ Закрепляем: почаще кривляйтесь перед зеркалом. Пусть малыш выполняет такие, например, упражнения: положит широкий язык — «блин» — на нижнюю губу и скажет: «Пя-пя-пя». Улыбнется, прижав язычок к нёбу, и, не отпуская язычка, будет закрывать и открывать рот ит. д.
Вкусное варенье
Артикуляционная гимнастика
◈ Как играем: ребенок должен слегка приоткрыть рот и облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз. При этом нужно следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала.
Непослушный язычок
Игра помогает выработать умение расслаблять мышцы языка, удерживать его широким и расслабленным
◈ Как играем: ребенок должен приоткрыть ротик, положив язычок на нижнюю губу и, шлепая («наказывая») его губами, произносить: «Пя-пя-пя».
◈ Закрепляем: делаем это упражнение перед зеркалом.
Лошадка
Упражнение для языка
◈ Как играем; предложите ребенку поцокать, как лошадка. Цокать нужно язычком, прижимая его к альвеолам верхних зубов.
◈ Закрепляем: такое упражнение можно делать каждый день.
Вредные советы
Игра тренирует мышцы, челюсти языка
◈ Как играем: ваш ребенок облизал палочку от мороженого, слизал крошки с тарелки, взял в рот шарик и катает его во рту, выдул пузырь от жевательной резинки или показал язык? Простите ему эту шалость. Только напомните, что при чужих людях этого делать нельзя.
◈ Закрепляем: можно положить ребенку на кончик языка ириску или другие сладости, и ребенок должен держать ее столько, сколько он выдержит. А вы считайте в это время.
Язычок балуется
Игра помогает учить произносить короткие чистоговорки
◈ Как играем: дети 3-4 лет любят играть словами. Итак, играем. Сочиняйте вместе с ребенком, например:
Ба-ба-ба — загудела труба,
Бо-бо-бо — белка села в дупло,
Бу-бу-бу — сидит ворон на дубу. И т. д.
◈ Такие чистогоровки можно придумать на любой звук.
Используйте парные согласные, например, по твердости - мягкости:
На-на-на — в небе светит луна,
Ня-ня-ня — к нам идет Нафаня. И т. д.
◈ Закрепляем: берем обратные слоги:
Ад-ад-ад — Коля будет рад,
Яд-яд-яд — конфеты у ребят. И т. д.
◈ Произносим их тихо - громко, быстро - медленно. Такие речевые упражнения желательно делать каждый день по 5-10 минут, используя любую свободную минутку, — по дороге в детский сад, в магазин.
Повторяй-ка
Игра помогает научить четко произносить слова
Необходимый инвентарь: картинки.
◈ Как играем: называйте слова, в которых есть определенный звук, например, ж или с:
♦ жук, жало, желудь, железо, ножницы, лыжи;
♦ Саша, санки, суслик, самолет, слон, сушка, носки ит. д.
◈ Ребенок должен внятно произносить их, скорость здесь не нужна.
◈ Закрепляем: подбирайте слова на парные согласные звуки — твердые и мягкие:
♦ мама, мыло, магазин, масло, сом, мороз (м);
♦ Мила, мел, мельница, мебель (мь).
Досказалка
Игра помогает научить ребенка договаривать слово, развивает наглядно—образное мышление
◈ Как играем: произносите вместе с ребенком:
Ко-ко-ко — на плите сбежало моло... (ко).
Ща-ща-ща — зеленая ро... (ща).
Чу-чу-ну — педаль кру... (чу).
◈ Меняйтесь ролями. Ребенок говорит слоги, вы досказываете слово. Например, ребенок говорит: «До-», — вы досказываете: «-шадь».
◈ Закрепляем: продолжаем играть: лу-жа, сту-лья, ок-но, маши-на.
◈ Если ребенок справляется, предложите ему на один слог досказать несколько окончаний: но-жницы, -ги, -ски. Кто больше подберет слогов, тот и победил.
Лопнул, хлопнул, вот и всё
◈ Как играем: предложите ребенку стать шариком, который будут надувать и сдувать. Вы надуваете шар — ребенок разводит руки в стороны и делает глубокий вдох через нос, вы сдуваете шарик — ребенок обнимает себя руками и говорит на длительном выдохе: «Ш-ш-ш-ш-ш-ш». Такое упражнение можно делать по несколько раз в день.
◈ Закрепляем: как шипит змея? — длительное ш-ш-ш-ш- ш-ш, как гудит комар? — длительное з-з-з-з-з-з и т. д.
Пузырики
Игра помогает развивать речевое дыхание
Необходимый инвентарь: вода, стакан, соломинки.
◈ Как играем: предложите ребенку посоревноваться — подуть в соломинку, опущенную в воду. У кого больше воздушных пузырей, тот и победил. А если соломинку опустить в сок, морс, много ли будет пузырей? Попробуйте взять длинную и короткую соломинки: повлияет ли это на результат?
◈ Закрепляем: теперь выигрывает тот, кто дольше сможет дуть в соломинку.
◈ На улице сдувайте с руки листики, лепестки, перышки.
Воздушные ватки
Игра помогает развивать речевое дыхание, учит регулировать его силу.
Необходимый инвентарь: цветные ватки для косметики.
◈ Как играем: подуйте на ватные шарики, лежащие на столе. У кого шарик улетит дальше, тот и победил. А может, их сдуть со стола в тазик, стоящий на стуле? Или разделить стол ниточкой (шнурком) пополам и дуть на ватку так, чтобы не сдуть на другую половину. Кто перешел границу — тот проиграл.
◈ Закрепляем: сдувать ватки можно и с ладони — у кого дальше улетит, тот и победитель.
Учитель-логопед: Чупрова
Екатерина Сергеевна
Вкусное варенье Артикуляционная гимнастика ◈ Как играем: ребенок должен слегка приоткрыть рот и облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз. При этом нужно следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала | Непослушный язычок Игра помогает выработать умение расслаблять мышцы языка, удерживать его широким и расслабленным ◈ Как играем: ребенок должен приоткрыть ротик, положив язычок на нижнюю губу и, шлепая («наказывая») его губами, произносить: «Пя-пя-пя». ◈ Закрепляем: делаем это упражнение перед зеркалом. |
Лошадка Упражнение для языка ◈ Как играем; предложите ребенку поцокать, как лошадка. Цокать нужно язычком, прижимая его к альвеолам верхних зубов. ◈ Закрепляем: такое упражнение можно делать каждый день. | Вредные советы Игра тренирует мышцы, челюсти языка ◈ Как играем: ваш ребенок облизал палочку от мороженого, слизал крошки с тарелки, взял в рот шарик и катает его во рту, выдул пузырь от жевательной резинки или показал язык? Простите ему эту шалость. Только напомните, что при чужих людях этого делать нельзя. ◈ Закрепляем: можно положить ребенку на кончик языка ириску или другие сладости, и ребенок должен держать ее столько, сколько он выдержит. А вы считайте в это время. |
Язычок балуется Игра помогает учить произносить короткие чистоговорки ◈ Как играем: дети 3-4 лет любят играть словами. Итак, играем. Сочиняйте вместе с ребенком, например: Ба-ба-ба — загудела труба, Бо-бо-бо — белка села в дупло, Бу-бу-бу — сидит ворон на дубу. И т. д. ◈ Такие чистогоровки можно придумать на любой звук. Используйте парные согласные, например, по твердости - мягкости: На-на-на — в небе светит луна, Ня-ня-ня — к нам идет Нафаня. И т. д. ◈ Закрепляем: берем обратные слоги: Ад-ад-ад — Коля будет рад, Яд-яд-яд — конфеты у ребят. И т. д. ◈ Произносим их тихо - громко, быстро - медленно. Такие речевые упражнения желательно делать каждый день по 5-10 минут, используя любую свободную минутку, — по дороге в детский сад, в магазин. Лошадка Упражнение для языка ◈ Как играем; предложите ребенку поцокать, как лошадка. Цокать нужно язычком, прижимая его к альвеолам верхних зубов. ◈ Закрепляем: такое упражнение можно делать каждый день. | Повторяй-ка Игра помогает научить четко произносить слова Необходимый инвентарь: картинки. ◈ Как играем: называйте слова, в которых есть определенный звук, например, ж или с: ♦ жук, жало, желудь, железо, ножницы, лыжи; ♦ Саша, санки, суслик, самолет, слон, сушка, носки ит. д. ◈ Ребенок должен внятно произносить их, скорость здесь не нужна. ◈ Закрепляем: подбирайте слова на парные согласные звуки — твердые и мягкие: ♦ мама, мыло, магазин, масло, сом, мороз (м); ♦ Мила, мел, мельница, мебель (мь). Вкусное варенье Артикуляционная гимнастика ◈ Как играем: ребенок должен слегка приоткрыть рот и облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз. При этом нужно следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала Непослушный язычок Игра помогает выработать умение расслаблять мышцы языка, удерживать его широким и расслабленным ◈ Как играем: ребенок должен приоткрыть ротик, положив язычок на нижнюю губу и, шлепая («наказывая») его губами, произносить: «Пя-пя-пя». ◈ Закрепляем: делаем это упражнение перед зеркалом. |
Досказалка Игра помогает научить ребенка договаривать слово, развивает наглядно—образное мышление ◈ Как играем: произносите вместе с ребенком: Ко-ко-ко — на плите сбежало моло... (ко). Ща-ща-ща — зеленая ро... (ща). Чу-чу-ну — педаль кру... (чу). ◈ Меняйтесь ролями. Ребенок говорит слоги, вы досказываете слово. Например, ребенок говорит: «До-», — вы досказываете: «-шадь». ◈ Закрепляем: продолжаем играть: лу-жа, сту-лья, ок-но, маши-на. ◈ Если ребенок справляется, предложите ему на один слог досказать несколько окончаний: но-жницы, -ги, -ски. Кто больше подберет слогов, тот и победил. | Лопнул, хлопнул, вот и всё ◈ Как играем: предложите ребенку стать шариком, который будут надувать и сдувать. Вы надуваете шар — ребенок разводит руки в стороны и делает глубокий вдох через нос, вы сдуваете шарик — ребенок обнимает себя руками и говорит на длительном выдохе: «Ш-ш-ш-ш-ш-ш». Такое упражнение можно делать по несколько раз в день. ◈ Закрепляем: как шипит змея? — длительное ш-ш-ш-ш- ш-ш, как гудит комар? — длительное з-з-з-з-з-з и т. д. |
Пузырики Игра помогает развивать речевое дыхание Необходимый инвентарь: вода, стакан, соломинки. ◈ Как играем: предложите ребенку посоревноваться — подуть в соломинку, опущенную в воду. У кого больше воздушных пузырей, тот и победил. А если соломинку опустить в сок, морс, много ли будет пузырей? Попробуйте взять длинную и короткую соломинки: повлияет ли это на результат? ◈ Закрепляем: теперь выигрывает тот, кто дольше сможет дуть в соломинку. ◈ На улице сдувайте с руки листики, лепестки, перышки. | Воздушные ватки Игра помогает развивать речевое дыхание, учит регулировать его силу. Необходимый инвентарь: цветные ватки для косметики. ◈ Как играем: подуйте на ватные шарики, лежащие на столе. У кого шарик улетит дальше, тот и победил. А может, их сдуть со стола в тазик, стоящий на стуле? Или разделить стол ниточкой (шнурком) пополам и дуть на ватку так, чтобы не сдуть на другую половину. Кто перешел границу — тот проиграл. ◈ Закрепляем: сдувать ватки можно и с ладони — у кого дальше улетит, тот и победитель. |
Воздушные ватки Игра помогает развивать речевое дыхание, учит регулировать его силу. Необходимый инвентарь: цветные ватки для косметики. ◈ Как играем: подуйте на ватные шарики, лежащие на столе. У кого шарик улетит дальше, тот и победил. А может, их сдуть со стола в тазик, стоящий на стуле? Или разделить стол ниточкой (шнурком) пополам и дуть на ватку так, чтобы не сдуть на другую половину. Кто перешел границу — тот проиграл. ◈ Закрепляем: сдувать ватки можно и с ладони — у кого дальше улетит, тот и победитель. Лошадка Упражнение для языка ◈ Как играем; предложите ребенку поцокать, как лошадка. Цокать нужно язычком, прижимая его к альвеолам верхних зубов. ◈ Закрепляем: такое упражнение можно делать каждый день. | Пузырики Игра помогает развивать речевое дыхание Необходимый инвентарь: вода, стакан, соломинки. ◈ Как играем: предложите ребенку посоревноваться — подуть в соломинку, опущенную в воду. У кого больше воздушных пузырей, тот и победил. А если соломинку опустить в сок, морс, много ли будет пузырей? Попробуйте взять длинную и короткую соломинки: повлияет ли это на результат? ◈ Закрепляем: теперь выигрывает тот, кто дольше сможет дуть в соломинку. ◈ На улице сдувайте с руки листики, лепестки, перышки. Вкусное варенье Артикуляционная гимнастика ◈ Как играем: ребенок должен слегка приоткрыть рот и облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз. При этом нужно следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала |
Сказка про Язычок Цель игры — познакомишь ребенка с органами речи: язычок, губы, нёбо, гортань. Необходимый инвентарь: зеркало. ◈ Как играем: расскажите сказку про Язычок. Он жил во рту и был очень любопытным. Он любил высовываться изо рта и смотреть по сторонам (движения языка влево - вправо, вверх - вниз, круговые движения и т. д.). Он любил играть в прятки: высовываться и прятаться за зубами, за верхними и нижними. А еще он любил дразниться — делался то широким, то узким. ◈ Покривляйтесь с ребенком перед зеркалом, постройте рожицы. ◈ Наверняка ему понравится также помогать себе произносить согласные звуки. Язычку помогают в этом зубы, небо, гортань. Произнесите звуки в, с, з, д, н, к, ц, ш. Пропойте звуки м, н, с, з, ж. Пусть малыш приставит руку к горлу во время произнесения этих согласных, он почувствует, что в горле что-то вибрирует — там рождаются звуки. ◈ Гласные звуки произносятся без помощи языка. Их можно петь голосом. Пропойте: А-О-Э-И-У-Ы. Вспомните, какие бывают согласные звуки («шипящие», «звенящие» и т. д.). ◈ Закрепляем: почаще кривляйтесь перед зеркалом. Пусть малыш выполняет такие, например, упражнения: положит широкий язык — «блин» — на нижнюю губу и скажет: «Пя-пя-пя». Улыбнется, прижав язычок к нёбу, и, не отпуская язычка, будет закрывать и открывать рот ит. д. |
Сказка про Язычок Цель игры — познакомишь ребенка с органами речи: язычок, губы, нёбо, гортань. Необходимый инвентарь: зеркало. ◈ Как играем: расскажите сказку про Язычок. Он жил во рту и был очень любопытным. Он любил высовываться изо рта и смотреть по сторонам (движения языка влево - вправо, вверх - вниз, круговые движения и т. д.). Он любил играть в прятки: высовываться и прятаться за зубами, за верхними и нижними. А еще он любил дразниться — делался то широким, то узким. ◈ Покривляйтесь с ребенком перед зеркалом, постройте рожицы. ◈ Наверняка ему понравится также помогать себе произносить согласные звуки. Язычку помогают в этом зубы, небо, гортань. Произнесите звуки в, с, з, д, н, к, ц, ш. Пропойте звуки м, н, с, з, ж. Пусть малыш приставит руку к горлу во время произнесения этих согласных, он почувствует, что в горле что-то вибрирует — там рождаются звуки. ◈ Гласные звуки произносятся без помощи языка. Их можно петь голосом. Пропойте: А-О-Э-И-У-Ы. Вспомните, какие бывают согласные звуки («шипящие», «звенящие» и т. д.). ◈ Закрепляем: почаще кривляйтесь перед зеркалом. Пусть малыш выполняет такие, например, упражнения: положит широкий язык — «блин» — на нижнюю губу и скажет: «Пя-пя-пя». Улыбнется, прижав язычок к нёбу, и, не отпуская язычка, будет закрывать и открывать рот ит. д. |
Сказка про Язычок Цель игры — познакомишь ребенка с органами речи: язычок, губы, нёбо, гортань. Необходимый инвентарь: зеркало. ◈ Как играем: расскажите сказку про Язычок. Он жил во рту и был очень любопытным. Он любил высовываться изо рта и смотреть по сторонам (движения языка влево - вправо, вверх - вниз, круговые движения и т. д.). Он любил играть в прятки: высовываться и прятаться за зубами, за верхними и нижними. А еще он любил дразниться — делался то широким, то узким. ◈ Покривляйтесь с ребенком перед зеркалом, постройте рожицы. ◈ Наверняка ему понравится также помогать себе произносить согласные звуки. Язычку помогают в этом зубы, небо, гортань. Произнесите звуки в, с, з, д, н, к, ц, ш. Пропойте звуки м, н, с, з, ж. Пусть малыш приставит руку к горлу во время произнесения этих согласных, он почувствует, что в горле что-то вибрирует — там рождаются звуки. ◈ Гласные звуки произносятся без помощи языка. Их можно петь голосом. Пропойте: А-О-Э-И-У-Ы. Вспомните, какие бывают согласные звуки («шипящие», «звенящие» и т. д.). ◈ Закрепляем: почаще кривляйтесь перед зеркалом. Пусть малыш выполняет такие, например, упражнения: положит широкий язык — «блин» — на нижнюю губу и скажет: «Пя-пя-пя». Улыбнется, прижав язычок к нёбу, и, не отпуская язычка, будет закрывать и открывать рот ит. д. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Развитие правильной речи ребёнка в семье»
Консультация для родителей«Развитие правильной речи ребёнка в семье»Автор: Петрова С.В., воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи МБДОУ №52 «Ласточка», г....
РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ РЕБЁНКА В СЕМЬЕ
Для родителей, это происходит тогда, когда ребёнок произносит свои первые слова: мама, папа, дай, на. Но на самом деле этот процесс начинается гораздо раньше. Этому дню предшествуют недели и месяцы, в...
Развитие правильной речи ребёнка в семье
Речь - явление социальное и служит средством общения людей друг с другом....
Консультация для родителей " Развитие правильной речи ребёнка в семье"
Консультация для родителей «Развитие правильной речи ребёнка в семье....
Развитие правильной речи ребёнка 3, 4 лет
Развитие правильной речи ребёнка 3, 4 лет Как развивать правильную речь ребёнка в 3, 4 года? Все мы хотим, чтобы речь нашего ребенка была грамотной, внятной. Ребенку 3-4 лет сложно овладевать сразу и ...
Консультация для родителей "Развитие правильной речи ребёнка в семье"
Речь - это не дар свыше, это результат большого совместного труда логопеда, родителей,воспитателей,а также труда самого ребенка....
Статья для родителей "Развитие правильной речи ребёнка"
Данная статья раскрывает речевые умения и навыки, которыми должен овладеть ребёнок, готовясь к первому классу. Представленный материал описывает основные принципы работы по развитию фонематического сл...