Образовательная деятельность ГБДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в контексте ФГТ к основной образовательной программе дошкольного образования.
статья по теме
Образовательная деятельность ОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Образовательная деятельность по профилактике детского травматизма. | 34.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная деятельность ГБДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в контексте ФГТ к основной образовательной программе дошкольного образования.
Уважаемые коллеги, позвольте мне поделиться опытом работы нашего детского сада по воспитанию у детей навыков безопасного поведения на улице и в транспорте в условиях современного города. Наш детский сад № 25 Кировского района Санкт-Петербурга расположен довольно далеко от центра города, но обилие транспорта как общественного, так и личного, его близость от зданий и пешеходов при проезде и парковке создает непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей. Я уже не говорю о больших центральных улицах мегаполиса, каким является Санкт-Петербург.
Исходя из печальной статистики несчастных случаев ДТП, мы поставили перед собой цель:
- воспитание у дошкольников навыков безопасного поведения на улице и в транспорте.
Достичь эту цель возможно только, учитывая основные направления развития дошкольника: физическое, социально - личностное, познавательно-речевое, художественно – эстетическое.
Решая при этом следующие задачи:
- знакомство детей с правилами дорожного движения;
- формирование представлений о правильном поведении всех участников дорожного движения;
- формирование умения применять полученные знания на практике;
-воспитание потребности детей быть дисциплинированными и внимательными, находясь на улице или в транспорте.
Содержание образовательного процесса по предупреждению ДДТТ осуществляется через совместную образовательную деятельность педагогов ГДОУ, детей и их родителей. В Федеральных Государственных Требованиях к основной образовательной программе дошкольного образования выделена отдельная образовательная область - «Безопасность», однако организация работы по формированию у детей представлений о ПДД реализуется через интеграцию всех образовательных областей в ГДОУ. Тема безопасного поведения всех участников дорожного движения отражается во всех видах детской деятельности во время их пребывания в детском саду:
В ходе ознакомления с нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность дошкольных учреждений и программами по обучении дошкольников с ПДД, инструктивными письмами, методическими разработками, игровыми технологиями мы столкнулись с рядом проблем.
Часто содержание раздела по профилактике ДДТТ в образовательных программах теряет свою актуальность т.к. пока программа и методическое обеспечение к ней готовилось к изданию, появились изменения и дополнения в действующих нормативно-правовых документах. Встречается разное толкование одних и тех же понятий в разных источниках и т.д.
Изучив основные и дополнительные образовательные программы, включающие в себя раздел по обучению детей правилам поведения на улице, мы остановились на тех, которые учитывают психологические особенности дошкольников:
- интенсивное развитие всех психических процессов;
- наглядно-действенный характер мышления и появляющиеся к пяти годам элементы словесно-логического мышления;
- преобладающая в развитии ребенка роль восприятия;
- игра как ведущая деятельность дошкольника;
- активная социализация ребенка, изменение соподчинения мотивов, появление волевой регуляции;
- интенсивное развитие произвольного поведения;
- формирования навыков учебной деятельности.
Весь педагогический процесс строится исходя из положений нормативно-правовых документов, регламентирующих реализацию программных задач по воспитанию у детей навыков безопасного поведения на улице и в транспорте. Учитывая их требования, составляется годовой план учреждения, который предусматривает интеграцию работы педагога-психолога, учителя-логопеда, руководителя по физическому воспитанию, педагога по истории города и этнографии, педагога по ручному труду, педагога по изобразительной деятельности, музыкального руководителя и воспитателей возрастных групп.
В нашем детском саду существует возможность расширить образовательное пространство для детей, т.к. имеются специально оборудованные помещения, где вся развивающая среда направлена на закрепление полученных знаний и умений:
- на площадке с разметкой во время прогулки проводятся игры, тренинги;
- в спортивном и музыкальном залах проводятся вечера досуга, праздники, на которых дошкольники могу продемонстрировать свои знания о правилах ДД.
Наш детский сад сотрудничает с образовательными, культурными и общественными организациями района и города:
- на базе АППО, РОО НМЦ наши педагоги проходят КПК, участвуют в семинарах и мастер - классах, проводимых на базе ГДОУ, пользуются материалами их сайтов
- мы активно взаимодействуем с районным Центром по БДД ЦДЮТТ.
Специалисты Центра проводят для наших воспитанников цикл занятий по познавательно-игровой программе «Маленький пешеход», в ходе акций «Внимание, дети», «Дорога без опасности», районного этапа Конкурса «Дорога и мы» нашим педагогам давались консультации, на базе детского сада проводился семинар, педагогический тренинг. Оказывалась помощь в использовании наглядного дидактического материала.
С большим вниманием относятся к нашей работе сотрудники Кировского ОГИБДД. Они участвуют в организации и проведении ежегодного конкурса «Зеленый огонек», выступают перед педагогами на семинарах-практикумах и родителями на родительских собраниях, обеспечивают детский сад наглядной агитацией, а главное совместно с воспитателями проводят для детей игровые тематические занятия
Мы сотрудничаем и с учителями начальных школ, куда в основном уходят наши выпускники. Вместе с первоклассниками они участвуют в мероприятиях по профилактике ДДТТ, которые проходят на базе школ (выставки, праздники, конкурсы, викторины, спектакли …). Практикуем посещение уроков в школе и занятий в детском саду по ОБ с последующим их анализом. Это позволяет поддерживать преемственность в работе.
Учащиеся ГБОУ СПО Некрасовского педагогического колледжа №1 оказывают помощь при подготовке занятий и вечеров досуга, изготавливая пособия, включаясь в совместную с детьми игровую и познавательную деятельность
Дети имеют возможность познакомиться с творческими работами жителей нашего района в библиотеке,а нередко и сами становятся участниками таких выставок, тематические экспозиции помогают закрепить знания о социальной жизни нашего города.
В течение года дети, имеют возможность посмотреть цикл спектаклей, уточняющих и закрепляющих их представления о правилах ДД «О чем поют светофоры», «В стране дорожных знаков», «Школа пешеходных наук». Театры, которые мы приглашаем, по нашей просьбе вносят, необходимы коррективы в сценарий, учитывая разные этапы нашего образовательного процесса;
Фирма «Альма» по изготовлению игровых развивающих модулей является нашим давним партнером, именно там мы приобретаем комплекты игрового оборудования для формирования навыков безопасного поведения на улице и в транспорте.
Чтобы наша работа приносила положительный результат мы должны постоянно повышать свое профессиональное мастерство. Это осуществляется в учреждении через разнообразные формы методической работы.
Без помощи родителей профилактика ДДТТ невозможна и мы стараемся объединить родителей, детей, педагогов, специалистов разных структур в совместной творческой и познавательной деятельности. Проведение районного этапа конкурсов, участие детского сада в городских акциях по профилактике ДДТТ также находит отклик у родителей т.к. при их подготовке на базе ГБДОУ организуются встречи с представителями разных структур, целью которых является работа с населением по предотвращению ДТП.
Наша работа по профилактике ДДТТ не носит эпизодический характер. Она продолжается круглый год, что вызывает устойчивый интерес у детей, родителей и доставляет радость всем участникам образовательного процесса.
Предлагаемый нами практический материал представляет собой систему планирования образовательного процесса по ознакомлению дошкольников с ПДД и примеры совместной образовательной деятельности познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития дошкольников. Содержанием этой деятельности является воспитание культуры поведения на улице и в транспорте. Данный материал соотносится с основными образовательными программами по дошкольному образованию и соответствует основным положением ФГТ.
Особенности работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в условиях ГБДОУ.
Особенности психического развития ребёнка - дошкольника
- интенсивное развитие всех психических процессов, речи и т.д.;
- мышление носит наглядно - действенный характер - к старшему
возрасту появляются элементы словесно - логического мышления; - восприятие играет преобладающую роль в развитии ребёнка;
- ведущая деятельность - игра (преимущественно - сюжетно -
ролевая); - активное развитие личности ребёнка (социализация, изменение
соподчинения мотивов, появление волевой регуляции); - активно развивается произвольное поведение;
- появляются начальные формы учебной деятельности (к старшему
дошкольному возрасту).
При обучении дошкольников безопасному поведению на улице целесообразно использовать следующие формы работы:
• обучающие, развивающие занятия, беседы;
• целевые прогулки;
• индивидуальная работа;
• праздники и развлечения;
• включение обучения дошкольников БДД в различные виды продуктивной деятельности дошкольников;
• создание соответствующей развивающей среды
• включение изучения дошкольниками ПДД в различные виды
игр;
• работа с педагогами (воспитателями);
• работа с родителями.
1. Обучающие, развивающие занятия, беседы.
Для проведения занятий можно использовать игрушки различных видов транспортных средств, модели средств регулирования, схемы перекрёстков, кубики, мозаики, настольно - печатные игры, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации.
2. Целевые прогулки.
Возможно, проводить при помощи родителей - вблизи детского сада. Целесообразно проводить в разное время года. Можно понаблюдать за пешеходами, транспортными средствами и т.д. Особое внимание обращаем на погодные условия, видимость, состояние дороги, количество пешеходов на дороге и т.д.
3. Индивидуальная работа.
При обучение детей БДД необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка , поэтому индивидуальные занятия являются наиболее актуальной формой работы.
Можно использовать следующую форму работы (как один из вариантов индивидуальной работы) - «Минутка» - это ежедневный короткий диалог с ребенком: «вопрос-ответ».
Вопросы-ответы «Минутки» могут быть выполнены по одному, в виде небольших плакатов. Родители на стенде видят вопрос и ответы. Взрослые должны постоянно обращать внимание детей на разные поучительные моменты дорожных ситуаций, активно привлекать детей к совместному наблюдению за дорожным движением.
4. Праздники и развлечения.
Необходимо включать тематические праздники по ПДД в перспективное планирование различных возрастных групп детского сада.
5. Включение обучения дошкольников БДД в различные виды продуктивной деятельности дошкольников.
- лепка;
- рисование;
- конструирование;
- ручной труд.
6. Создание соответствующей развивающей среды.
Во время игр дети не только закрепляют свои знания, но и учатся культуре поведения в общественных местах, отгадывают загадки, ребусы - это способствует закреплению теоретических знаний, развитию логического мышления.
7. Включение изучения дошкольниками ПДД в различные виды игр:
- игры на подиуме (используется макет дороги, усложняется по
содержанию в соответствии с возрастом детей); - настольно-печатные игры;
- подвижные игры;
- игры-тренинги;
- театрализованные игры;
- дидактические игры;
- развивающие игры с использованием различных технологий;
- обучающие игры;
- сюжетно-ролевые игры.
8. Работа с педагогами .
Проведение теоретических семинаров, круглых столов, сбор информации, анкетирование, методических объединений - позволяет анализировать работу с детьми, родителями, выявлять опыт работы, искать наиболее подходящие формы обучения дошкольников БДЦ.
9. Работа с родителями.
Является очень важным направлением работы. Формы организации общения педагога с родителями
Наименование | С какой целью используется эта форма | Формы проведения общения |
Информационно-аналитические | Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. | Проведение социологических срезов (анкетирование). |
Досуговые | Установление эмоционального контакта между педагогами, детьми, родителями. Создание единого творческого коллектива. | Совместные досуги, праздники, выставки творческих работ, изготовление пособий и атрибутов. |
Познавательные | Ознакомление родителей с возрастными психологическими особенностями дошкольников в области восприятия информации. Ознакомление родителей с практическими навыками обучения детей по ПДД. | Родительские собрания, семинары - практикумы, консультации, информационные стенды, открытые мероприятия, фотомонтаж, выставки… |
Наглядно-информационные | Ознакомление родителей с работой педагогического коллектива ГДОУ по профилактике ДДТТ. | Дни открытых дверей, альбомы детского творчества, аудио, видео и фото материалы, папки-передвижки с методическими рекомендациями. |
Проведенные мероприятия способствуют профилактике ДТП с участием несовершеннолетних детей.
Наблюдая вместе с детьми за улицей, за проезжей частью дороги, остановите их внимание на опасностях которыми чревато дорожное движение.
Родители ! На личном примере показывайте детям, как правильно вести себя на дорогах и улицах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АНАЛИЗ УСЛОВИЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МАЛЫШЕВСКОГО ДЕТСКОГО САДА КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 48 «ЧАЙКА» ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В данной статье раскрыт анализ условий МКДОУ Малышевского детского сада комбинированного вида №48 "Чайка" по выполнениюфедеральных государственных требований к условиям реализаии основной общеобразова...
Рабочая образовательная программа для детей старшей группы МБДОУ детский сад №100 «Маячок» комбинированного вида (по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»./ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,
рабочая программа для старшей группы 2015 - 2016 учебный год...
Система деятельности дошкольной образовательной организации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Система деятельности дошкольной образовательной организации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма...
Рабочая программа по воспитательно-образовательной деятельности для детей 1-3 лет (Смешанная раннего возраста) составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования от «Рождения до школы» под. редакции Вераксы Н.Е., Гербово
Рабочая программа разработанная для детей от1 до 3 лет в соответствии с ФГОС...
Рабочая программа Образовательной деятельности для детей младшего возраста группы №3 «Пчёлка Майя» составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы , М.А. Васильевой ,Т.С.
Аннотация к рабочей программе младшей группы.Рабочая программа младшей группы разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ №3 «Со...
Рабочая программа по воспитательно- образовательной деятельности для детей 3-4лет(2-я младшая группа) составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования от «Рождения до школы» под редакции Вераксы Н.Е.,Гербовой В.В., Ком
Целью Программы является проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуально...
Аналитическая справка о результатах деятельности работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма за 2022– 2023 годы
Аналитическая справка о результатах деятельности работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма за 2022– 2023годыМБДОУ «Детский сад №26 «Теремок»...