Психолого-педагогические особенности первоклассников
консультация (подготовительная группа) по теме

Федорова Татьяна Сергеевна

Психолого-педагогические особенности первоклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Большинство из нас воспитывали так,

чтобы мы были хорошими, а не настоящими;

приспосабливающимися, а не надежными,

адаптивными, а не уверенными в себе».

Д. Холлис.

Каждый дошкольник, достигая определенного возраста, собирается поступать в первый класс. Порой, родители переживают даже больший стресс, чем их дети. Так как начало учебы в школе — важный и сложный момент не только в жизни будущих первоклассников, но и их родителей. Неизвестность порождает множество вопросов, к примеру, со скольки лет малышу лучше пойти в школу — с 6 или с 7, чему ребенка нужно, а чему не нужно учить до школы, как сделать так, чтобы чадо меньше скучало по маме, как научить постоять за себя и принять решение в сложной ситуации? По какой программе обучать ребенка? Справится ли юный ученик с нелегкой школьной нагрузкой? Как же лучше подготовить ребенка к школе???

Отбор детей в школу еще недавно был широко распространен. Проводилось тестирование детей с целью отбора наиболее подготовленных к обучению и отсева более слабых. В настоящее время в общеобразовательных школах эта процедура отменена. Необходимость обучать всех без исключения детей требует переформулировки задачи: обследование психологической готовности детей к обучению должно проводиться не с целью отсева, а для знакомства с будущими учащимися, выявления их сильных и слабых сторон, наиболее рационного комплектования классов.

Поступление в школу — переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе и т.д.

В этот же период жизни, в 6–7 лет, меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.

Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение.

Что же такое психологическая готовность к школе? Разные исследователи дают разные определения этому понятию, однако общей точкой зрения является понимание многокомпонентности этого психологического образования. Психологический словарь определяет ее следующим образом: "Психологическая готовность к школьному обучению – это комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе. Включает положительное отношение к школе и учению (мотивационную готовность), достаточно высокий уровень развития произвольности поведения (волевую готовность), наличие определенного запаса знаний, умений и навыков, уровень развития познавательных процессов (умственную готовность), а также сформированность качеств, обеспечивающих установление взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, вхождение в жизнь классного коллектива, выполнение совместной деятельности (нравственную готовность).

Увидеть за этим определением конкретного ребенка помогает метод экспертной оценки. Предметом экспертной оценки выступают качества идеального первоклассника.

Психологический портрет идеального первоклассника

1. Педагогическая готовность:
- хороший словарный запас;
- хорошая общая осведомленность;
- умеет развернуто ответить на вопрос;
- навыки чтения;
- навыки счета;
- навыки письма;
- навыки рисования;
- звуковая культура речи (чистая речь).

2. Интеллектуальная готовность:
- дифференцированность восприятия как основа мышления;
- планомерность восприятия (наблюдательность);
- развитое воображение;
- хорошая ориентировка в пространстве и времени;
- развитое наглядно-образное мышление:
умение выделять существенное в явлениях окружающей действительности; 
умение сравнивать их, видеть сходное и отличное;
- развитая тонкая моторика (владение карандашом, ручкой, ножницами, навыки рисования);
- хорошая память;
- развитая регулирующая функция речи (выполняет словесные инструкции);
- интеллектуальная активность (умение превратить учебную задачу в самостоятельную цель деятельности);
- предпосылки абстрактно-логического мышления:
способность понимать символы;
способность формулировать вопросы;
способность самостоятельно рассуждать, находить причины явлений и делать простые выводы.

3. Мотивационная готовность:
- выраженность познавательных интересов;
- стремление освоить роль школьника (хочет ходить в школу, иметь портфель и т.п.);
- принятие системы требований, предъявляемых школой и учителем.

4. Эмоционально-волевая готовность:
- умение управлять своим поведением (на уроке, во время перемены);
- сохранение работоспособности в течение одного урока и в течение учебного дня;
- эмоциональная устойчивость (регуляция эмоций);
- произвольная регуляция внимания:
концентрация внимания;
устойчивость внимания;
переключение внимания;
- умение задерживать свои импульсы (например, не перебивать других в разговоре);
- умение продлить действие, приложив к этому волевое усилие.

5. Коммуникативная готовность:
- желание общаться со взрослыми и детьми;
- умение установить контакт с учителем;
- сохранение чувства дистанции;
- способность к личностному контакту со взрослым (в противовес ситуативному);
- умение устанавливать контакт со сверстниками
- умение войти в детский коллектив и найти свое место в нем
- умение выполнять совместную работу;
- умение поддерживать равноправные взаимоотношения со сверстниками.

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально – педагогическом, психологическом, так и физическом плане.

Характер младшего школьника имеет следующие особенности: импульсивность, склонность незамедлительно действовать, не подумав, не взвесив всех обстоятельств (причина - возрастная слабость волевой регуляции поведения); общая недостаточность воли - школьник 7–8 лет еще не умеет длительно преследовать намеченную цель, упорно преодолевать трудности.

Недовольство собой у детей этого возраста распространяется не только на общение с одноклассниками, но и на учебную деятельность. Постепенно у ребенка формируются: трудолюбие, прилежание, дисциплинированность, аккуратность. Постепенно развиваются способность к волевой регуляции своего поведения, умение сдерживаться и контролировать свои поступки, не поддаваться непосредственным импульсам, растет настойчивость.

Со временем изменяется отношение к учебной деятельности. Сначала у первоклассника формируется интерес к самому процессу учебной деятельности, а затем формируется интерес к результату своего труда: мальчик на улице впервые самостоятельно прочитал вывеску, был очень рад.

После возникновения интереса к результатам учебного труда у первоклассников формируется интерес к содержанию учебной деятельности, потребность приобретать знания.

Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. А стимулирует это чувство одобрение взрослого, подчеркивание даже самого небольшого успеха, продвижения вперед.

Поступив в школу, ребенок становится школьником далеко не сразу. Ему предстоит пройти довольно не простой период адаптации.

Адаптация к школе – перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. Адаптация может быть психологическая, сенсорная, социальная.

Социальная адаптация является одним из видов адаптации, под которой понимается постоянный процесс интеграции индивида в общество, процесс активного приспособления индивида к условиям среды социальной, а также результат этого процесса.

В рамках социальной адаптации может быть выделена адаптация ребенка к школе, потому что под школьной адаптацией понимается сложный процесс приспособления ребенка к школе и школы к ребенку.

При поступлении в школу коренным образом изменяются условия жизни и деятельности ребенка; ведущей становится учебная деятельность. В элементарных формах учебная деятельность осуществлялась и дошкольником, но для него она носила второстепенный характер, т.к ведущей выступала игра; мотивы учебной деятельности дошкольника также были преимущественно игровыми.

Режим школьных занятий требует гораздо более высокого, чем в дошкольном детстве, уровня произвольности поведения. Необходимость налаживать и поддерживать взаимоотношения с педагогами и сверстниками в ходе совместной деятельности требует развитых навыков общения. В этой связи особую важность приобретает готовность к школьному обучению, которая должна быть сформирована у старших дошкольников. Дети, имеющие достаточный опыт общения, с развитой речью, сформированными познавательными мотивами и умением произвольно-волевой регуляции поведения, легко адаптируются к школьным условиям.

Часто в более выигрышных условиях оказываются дети, посещавшие детский сад, поскольку там элементы готовности к школьному обучению целенаправленно формируются педагогическим воздействием.

Затруднения, возникающие вследствие недостаточной готовности к школе, могут быть причиной дезадаптации ребенка. Неспособность к адекватному поведению и неудачи в учебной деятельности, закрепляясь, способствуют возникновению так называемых школьных неврозов.

В первые учебные недели может закладываться основа для развития в будущем слабой успеваемости. Слабоуспевающих учащихся характеризуют следующие личностные свойства:

_неспособность к обобщению, слабая осознанность мыслительной деятельности;

_инертность, косность, пассивность, подражательность ума, явное несоответствие между уровнем интуитивно-практического и словесно-логического мышления.

Готовность ребенка к школе определяется уровнем развития личности в интеллектуальном, мотивационном, коммуникационном и физическом отношениях.

Нами был проведен мониторинг «Готовность дошкольника стать первоклассником» по тесту Керна-Йирасека, по следующим параметрам:

_Произвольное внимание

_Развитие наблюдений

_Развитие памяти

_Первая буква

_Взаимодействие с социумом

_Общее развитие. (Приложение 1).

С поступлением в школу в жизни ребенка происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития, формируется новый для ребенка вид деятельности - учебная деятельность.

На основе этой новой деятельности развиваются основные психологические новообразования: в центр сознания выдвигается мышление. Таким образом, мышление становится доминирующей психической функцией и начинает определять постепенно и работу всех других психических функций (памяти, внимания, восприятия).

Развитие мышления способствует появлению нового свойства личности ребенка - рефлексии, то есть осознания себя, своего положения в семье, классе, оценка себя как ученика: хороший - плохой. Эту оценку "себя" ребенок черпает из того, как относятся к нему окружающие, близкие люди. Согласно концепции известного американского психолога Эриксона, в этот период у ребенка формируется такое важное личностное образование как чувство социальной и психологической компетентности или при неблагоприятных условиях - социальной и психологической неполноценности.

Решение проблемы успешной адаптации ребенка во многом определяется характером взаимодействия школы и семьи.

Первый год в школе   это и своего рода испытательный срок для родителей, когда четко проявляются все их недоработки: невнимание к ребенку, незнание его особенностей, отсутствие контакта, неумение помочь. Еще чаще из добрых побуждений они сами становятся виновниками школьных стрессов, ведь приспособление к школе происходит не сразу. Не день и не неделя требуется для того, чтобы освоиться в классе по-настоящему!

С родителями было проведено анкетирование «Готов ли родитель к школе?». (Приложение 2).

Внимательные родители знают и понимают, насколько важно, чтобы требования, правила и нормы поведения не зависели от настроения взрослого. В помощь родителям предлагается памятка. (Приложение 3).

Для родителей учащихся первого класса характерен более высокий уровень воспитательной активности и потребности во взаимодействии со школой.

Обычно родители, приходящие в школу делятся на две группы:

1. Те, которые знают, что их ребенок в школе оценивается положительно, они ждут похвалы. Они часто приходят в школу, интересуются своими детьми.

2. Те, которые знают о трудностях детей, но боятся об этом говорить, избегают учителя, и не знают, как помочь ребенку. Такие родители предпочитают вообще не ходить в школу, ограничиться лишь телефонными звонками, или приходить в школу лишь по вызову учителя. Часто их пугают и возможные упреки со стороны других родителей.

И родители нужны школе и она нужна сегодня семье. Учитель является связывающим звеном между школой и семьями учащихся. У педагогов и семьи общие цели. Без их взаимодействия жизнь ребенка становится беднее.

Китайская пословица гласит: «Учителя открывают дверь. Входишь ты сам!». Школа дает ребенку научные знания и воспитывает у него сознательное отношение к действительности. Семья обеспечивает практический жизненный опыт, воспитывает умение сопереживать другому человеку, чувствовать его состояние. Для гармонического развития личности необходимо и то и другое».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

От дошкольника к первокласснику. Рекомендации родителям будущих первоклассников.

Переход от дошкольника к первокласснику важное событие в жизни малыша и его родителей.  С первого дня учёбы ребёнку придётся выполнять достаточно трудную и необычную для него работу в классе. Вся...

Клуб будущих первоклассников Консультация Тема: «Что нужно знать родителям будущих первоклассников».

Часто родители прибывают в некотором заблуждении по поводу подготовленности их детей к школьному обучению. Заблуждение это заключается в родительской уверенности в том, что ребёнок считается подготовл...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Портрет будущего первоклассника».

Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособ...

Круглый стол «Будущий первоклассник, какой он? Портрет первоклассника в системе ФГОС»

В настоящее время часто нарушаются взаимосвязи между дошкольным учреждением и школой. И это не потому, что нет работы между начальной школой и ДОУ, нарушилась преемственность учебных программ, учебник...

Рекомендации родителям будущих первоклассников. Памятка родителям первоклассников.

Самое главное, создать у ребенка нужный настрой для учебы: радостные эмоции без излишнего веселья, серьезное отношение к предстоящему без нервозности, чувство долга и ответственности....

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников. ...

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.

Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 6-7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятел...