Развитие мелкой моторики у детей .
консультация (подготовительная группа)
Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochemu_vazhno_razvivat_melkuyu_motoriku_ruk.docx | 17.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Почему важно развивать мелкую моторику рук?
Истоки способностей и дарований
детей находятся на кончиках их пальцев.
В.А.Сухомлинский
В настоящее время наблюдается увеличение числа детей, имеющих нарушения в речевом развитии. Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Это связано с тем, что речевой центр в коре головного мозга и центр, отвечающий за мелкую моторику, находятся очень близко друг к другу. Рука в процессе формирования созревает раньше и как бы «тянет» за собой развитие речи, а вместе с ней и интеллект. Поэтому с самого раннего возраста необходимо развивать маленькие пальчики. Ежедневный массаж ладошек с растиранием каждого пальчика, гимнастика, игры с пазлами, мозаикой, кубиками растормаживают нервные клетки речевого центра и побуждают их к работе. Для достижения желаемого эффекта работу по развитию тонкой моторики необходимо сделать систематической. Традиционно пальчиковая гимнастика проводится в сочетании движений с речью. Сочетание движений пальцев с речевым сопровождением в стихотворной форме обладает рядом преимуществ: речь ритмизуется, делается более громкой, четкой и эмоциональной, наличие рифмы позитивно влияет на слуховое восприятие. В ходе таких занятий детям предлагается «конструировать» из пальцев различные объекты и предметы. Дети изображают зайцев, собак, птиц и многое другое. Такая необычная игровая деятельность у детей вызывает ярко выраженный интерес и позитивный эмоциональный настрой, что позволяет предельно максимально мобилизовать внимание. Желание детей быстро и точно воспроизвести нужную комбинацию стимулирует процесс запоминания. Итак, развитие и совершенствование тонкой моторики позволяет: опосредованно стимулировать деятельность речевых зон коры головного мозга, совершенствовать внимание и память – психические процессы, тесно связанные с речью, а также облегчить будущим школьникам освоение письма.
Основные пути развития и совершенствования тонкой моторики:
1. Ежедневная пальчиковая гимнастика:
а) упражнения выполняются стоя, но меняется исходное положение рук (перед собой, в стороны, вверх);
б) специальное упражнение на столе (выполняется сидя).
- Теневой, пальчиковый театр.
- Упражнения в обводке контуров предметов, рисование по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты), закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками, штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование "петелькой" и "штрихом" (упражнение выполняется только карандашом).
- Работа с ножницами: разрезание листа бумаги на части по образцу, по инструкции, вырезывание знакомых геометрических фигур (мячик, дом и т. п.) по контуру и без него.
5. Рисование несложных геометрических фигур, предметов, букв в воздухе и на столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочерёдное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки.
- Работа с пластилином (лепка).
- Печатание букв в тетради.
- Конструирование и работа с мозаикой.
- Выкладывание фигур из спичек (палочек).
- Освоение ремёсел (шитьё, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и пр.).
- Массаж и самомассаж рук.
Итак, развитие и совершенствование тонкой моторики позволяет:
- Регулярно опосредованно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на развитии речи детей.
- Совершенствовать внимание и память - психические процессы, тесно связанные с речью.
- Облегчить будущим школьникам освоение навыков письма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.
Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...
Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики.
Я работаю по программе для детей с ОНР, содержание которой построено на основе адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада №20. Свою педагогическую д...
Консультация для педагогов ДОО "Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет. Комплексные занятия по развитию мелкой моторики у детей 3-5 лет"
Мелкая моторика- тонкие движения кистей и пальцев рук- необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, выработанных в ходе культурного развития....
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Игры на развитие мелкой моторики рук детей дошкольников.
Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает т...
Опыт работы по развитию мелкой моторики По теме: «Пальчиковая живопись, как инструмент развития мелкой моторики руку детей дошкольного возраста»
Публикация на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста....
Консультация для родителей детей второй младшей группы №5 на тему: «Важность развития мелкой моторики рук детей. Подбор игр и упражнений для развития мелкой моторики»
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, ...
Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»
Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»...