Что такое портфолио ребенка? Консультация для родителей
консультация

Ковалева Ирина Александровна

 

Портфолио дошкольника — это первый шаг в открытии малышом своего Я: своих чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий большого мира через призму детского восприятия. В живом общении с близкими ребенок учится по-новому смотреть на мир семьи, детского сада, родного города, страны.

Портфолио дошкольника — это копилка личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положи­тельных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни.

 Самому ребенку и его родителям очень трудно представить и отследить весь путь пребывания в детском саду, сфокусировать свое внимание на положительных моментах жизни, запомнить все удачные, счастливые минуты общения с взрослыми и сверстниками. А ведь это, несомненно, способствует развитию уверенности в себе, повышает социальную компетентность, развивает субъективность и адаптивность в каждом ребенке.

Работа по портфолио дошкольника основана на признании индивидуальной неповторимости ребенка, которая проявляется в его характере, в разнообразии интересов, качестве познавательных процессов. Все эти параметры можно проследить, создавая условия для личностно-делового общения с ним, отдавая предпочтение наблюдению как основному методу изучения личности ребенка.

Портфолио дошкольника - это всегда портфолио - собственность. Это его любимая книга, которую он сам создавал вместе с родителями, воспитателями. В ней он рассказывает о своей жизни, выразил свои интересы, желания, мечты.

Для ребенка особое значение имеет оформление портфолио. Портфолио должно привлекать, заинтересовывать. Вместе с тем страницы должны быть оформлены так, чтобы ребенку, который не умеет читать, было понятно. Этому способствуют рисунки, символы, эмблемы. Чаще всего портфолио представляет собой папку с файлами, это позволяет легко вносить изменения, пополнять ее новыми материалами.

 

Принципы работы:

         Первый    принцип  единство    всех    сфер    духовнойжизнедеятельности ребенка: эмоциональной, волевой, познавательной, коммуникативной. Необходимо осторожно развивать сознание и личность ребенка, поскольку именно сознание и Я должны держать в равновесии все атрибуты души: познание, чувство и волю.

Второй принцип — это совместная деятельность и общение взрослого и ребенка как движущая сила развития. Общение при организации данной работы должно быть целенаправленным, последовательным, разумным и ненавязчивым.

Этапы работы над портфолио дошкольника:

1этап. Постановочный.

Приступая к реализации технологии портфолио, необходимо определить цель его создания, можно разработать «Положение о портфолио дошкольника», где будут определены функциональные обязанности участников образовательного процесса.

Структуру портфолио (какие страницы, их название и др.) опре­деляют дети и взрослые совместно, в зависимости от интересов и индивидуальных особенностей. Важно научить взрослых, а особенно родителей, наблюдать за своим ребенком, замечать изменения, записывать все новое. Странички портфолио «Я уже большой», «Я -исследователь», «Пробую, думаю, говорю», «Смешные истории» помогут зафиксировать интересные выражения, слова, размышления, высказанные детьми. . Обсудить с детьми, какие будут разделы, предложить им на выбор различные варианты.

2этап. Поисковый 2.1.Сбор информации.

Как показала практика, оформление портфолио различно, осо­бенно индивидуальны портфолио, составляемые с родителями. Папы и мамы, увлеченные идеей портфолио, не только по-иному видят своего ребенка, восхищаясь и радуясь его успехам, но и открывают новые таланты у себя. Так появляются электронные портфолио, стихотворные подписи к фотографиям, рисунки и пр. Некоторые родители сразу после объявления конкурса собрали портфолио по положению. В других группах портфолио ведется как проект-долгосрочный, родители приносят красочно оформленные листы по теме воспитателя.Например;

2.2.Индивидуальная работа с детьми.

Работа с портфолио может проводиться как индивидуально, так и с подгруппой. В последнем случае дети имеют возможность обме­няться мнениями, обсудить материалы друг друга, выслушать пред­ложения, поделиться своими успехами.  Например: «Знакомство с семьёй», «Мои увлечения», рассматриваем фотографии и обсуждаем вместе с детьми. Также дети делятся своими достижениями.(Какие кружки они посещают, их досуги с родителями, личные праздники День рождения, дети с удовольствием рассказывают о том как они проводят время дама с близкими).    

 

2.3. Взаимодействие с родителями.

Очень важно сделать родителей своими союзниками в этом непростом деле. Поэтому первоначально стоит привлекать активных, неравнодушных родителей. Необходима система кон­сультативной помощи: консультации, семинары по оформлению и заполнению страничек портфолио.Важно научить наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы. В данном случае есть такие родители которые очень внимательно прислушиваются к педагогам выполняют все рекомендации. Наши родители сразу откликнулись на проведения конкурса и тут же стали собирать материал, интересные фотографии, рассказывать интересные случаи, достижения детей, стали искать в интернете, что означает имя ребенка, родители стали более наблюдательными к своим детям.

3 этап. Заключительный.

Оценка родителем ребенка порой отличается от оценки воспи­тателя: часто она бывает заниженной, завышенной или критичной из-за незнания родителями возрастных особенностей детей.

Портфолио  я также  использую  как дополнительный материал при изучении семьи — уклада ее жизни, интересов, традиций. Наблюдая за детьми и их родителями в процессе соз­дания портфолио, я отметила, что подобные мероприятия способствуют налаживанию более теплых взаимоотношений в семье.

 Консультации с педагогами.Еще один немаловажный момент: в данной работе особенно важна взаимосвязь в деятельности специалистов ДОУ.

Педагог-психолог помогает  родителям в организации индивидуального подхода к ребенку. В социально-личностном развитии ребенка тренинги «Лесенка», «Дерево», «Моя семья» позволяют выявить самооценку ребенка, его мнение о своем месте в социальном окружении, уровень его эмоционального благополучия, что немаловажно для становления личности ребенка.

Музыкальный руководитель, помогает в создании условий для развития детского творчества вмузыкальной, театральной деятельности.

Совместные  развлечения по физической культуре создают  не только эмоциональное настроение у детей, но и физическую подготовку, что и отображено на этих фотографиях.

«Вот что я могу», в этом разделе отображены познавательное, нравственное, эстетическое воспитание (Образцы творчества ребенка, рисунки, рассказы,  книги-самоделки).

В разделе « Мои достижения», Грамоты, дипломы, не только от детского сада, но и от мэрии, Департамента культуры, предприятий, средств  массовой информации, проводящие различные конкурсы и соревнования.

       

Заключение. В заключение хотелось бы еще раз сказать, почему родители обязательно должны создать портфолио своему ребенку. Это не бессмысленная трата времени, а способ проследить развитие своего малыша, сохранить для истории все самые яркие и важные моменты из его жизни. Наша память не совершенна, а тут уж точно ничего не позабудется и не потеряется.

Портфолио—это целенаправленный сбор информации о ребенке, которая комплексно отражает его усилия, успехи и достижения в разных сферах развития.

Это здоровье и физическое развитие, социально-личностное развитие, познавательно-речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. Это основные сферы развития ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portfolio_konsultaciya_dlya_rodit.docx22.16 КБ

Предварительный просмотр:

«Портфолио дошкольника»

Портфолио дошкольника — это первый шаг в открытии малышом своего Я: своих чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий большого мира через призму детского восприятия. В живом общении с близкими ребенок учится по-новому смотреть на мир семьи, детского сада, родного города, страны.

Портфолио дошкольника — это копилка личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни.

 Самому ребенку и его родителям очень трудно представить и отследить весь путь пребывания в детском саду, сфокусировать свое внимание на положительных моментах жизни, запомнить все удачные, счастливые минуты общения с взрослыми и сверстниками. А ведь это, несомненно, способствует развитию уверенности в себе, повышает социальную компетентность, развивает субъективность и адаптивность в каждом ребенке.

Работа по портфолио дошкольника основана на признании индивидуальной неповторимости ребенка, которая проявляется в его характере, в разнообразии интересов, качестве познавательных процессов. Все эти параметры можно проследить, создавая условия для личностно-делового общения с ним, отдавая предпочтение наблюдению как основному методу изучения личности ребенка.

Портфолио дошкольника - это всегда портфолио - собственность. Это его любимая книга, которую он сам создавал вместе с родителями, воспитателями. В ней он рассказывает о своей жизни, выразил свои интересы, желания, мечты.

Для ребенка особое значение имеет оформление портфолио. Портфолио должно привлекать, заинтересовывать. Вместе с тем страницы должны быть оформлены так, чтобы ребенку, который не умеет читать, было понятно. Этому способствуют рисунки, символы, эмблемы. Чаще всего портфолио представляет собой папку с файлами, это позволяет легко вносить изменения, пополнять ее новыми материалами.

Принципы работы:

        Первый    принцип  единство    всех    сфер    жизнедеятельности ребенка: эмоциональной, волевой, познавательной, коммуникативной. Необходимо осторожно развивать сознание и личность ребенка, поскольку именно сознание и Я должны держать в равновесии все атрибуты души: познание, чувство и волю.

Второй принцип — это совместная деятельность и общение взрослого и ребенка как движущая сила развития. Общение при организации данной работы должно быть целенаправленным, последовательным, разумным и ненавязчивым.

Этапы работы над портфолио дошкольника:

1этап. Постановочный.

Приступая к реализации технологии портфолио, необходимо определить цель его создания, можно разработать «Положение о портфолио дошкольника», где будут определены функциональные обязанности участников образовательного процесса.

Структуру портфолио (какие страницы, их название и др.) определяют дети и взрослые совместно, в зависимости от интересов и индивидуальных особенностей. Важно научить взрослых, а особенно родителей, наблюдать за своим ребенком, замечать изменения, записывать все новое. Странички портфолио «Я уже большой», «Я -исследователь», «Пробую, думаю, говорю», «Смешные истории» помогут зафиксировать интересные выражения, слова, размышления, высказанные детьми. . Обсудить с детьми, какие будут разделы, предложить им на выбор различные варианты.

2этап. Поисковый 2.1.Сбор информации.

Как показала практика, оформление портфолио различно, особенно индивидуальны портфолио, составляемые с родителями. Папы и мамы, увлеченные идеей портфолио, не только по-иному видят своего ребенка, восхищаясь и радуясь его успехам, но и открывают новые таланты у себя. Так появляются электронные портфолио, стихотворные подписи к фотографиям, рисунки и пр. Некоторые родители сразу после объявления конкурса собрали портфолио по положению. В других группах портфолио ведется как проект-долгосрочный, родители приносят красочно оформленные листы по теме воспитателя.

2.2.Индивидуальная работа с детьми.

Работа с портфолио может проводиться как индивидуально, так и с подгруппой. В последнем случае дети имеют возможность обменяться мнениями, обсудить материалы друг друга, выслушать предложения, поделиться своими успехами.  Например: «Знакомство с семьёй», «Мои увлечения», рассматриваем фотографии и обсуждаем вместе с детьми. Также дети делятся своими достижениями.

2.3. Взаимодействие с родителями.

Очень важно сделать родителей своими союзниками в этом непростом деле. Поэтому первоначально стоит привлекать активных, неравнодушных родителей. Необходима система консультативной помощи: консультации, семинары по оформлению и заполнению страничек портфолио.Важно научить наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы. В данном случае есть такие родители которые очень внимательно прислушиваются к педагогам выполняют все рекомендации. Очень хотелось бы, чтоб были такие родители, которые  сразу бы откликнулись на просьбы воспитателей и тут же стали собирать материал, интересные фотографии, рассказывать интересные случаи, достижения детей, стали искать в интернете, что означает имя ребенка и т.д.

3 этап. Заключительный.

Оценка родителем ребенка порой отличается от оценки воспитателя: часто она бывает заниженной, завышенной или критичной из-за незнания родителями

        Заключение. В заключение хотелось бы еще раз сказать, почему родители обязательно должны создать портфолио своему ребенку. Это не бессмысленная трата времени, а способ проследить развитие своего малыша, сохранить для истории все самые яркие и важные моменты из его жизни. Наша память не совершенна, а тут уж точно ничего не позабудется и не потеряется.

Портфолио—это целенаправленный сбор информации о ребенке, которая комплексно отражает его усилия, успехи и достижения в разных сферах развития.

Это здоровье и физическое развитие, социально-личностное развитие, познавательно-речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. Это основные сферы развития ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Что такое ФГОС ДО?" Консультация для родителей

Наглядная яркая информация в родительский уголок поможет ответить на вопрос "Что такое ФГОС ДО?"...

Что такое оптическая дисграфия. (Консультация для родителей дошкольников)

Дано понятие оптической дисграфии. Приведены примеры упражнений, направленные на профилактику данного нарушения у детей дошкольного возраста....

"Что такое самостоятельный ребенок", консультация для родителей

В данной статье описывается что же такое самостоятельность ребенка и каковы этапы её становления....

Что такое гендерное воспитание? Консультация для родителей

На основе многочисленных исследований ученые пришли к выводу, что в настоящее время ориентироваться только на биологический пол нельзя, и ввели использование междисциплинарного термина «ген...