Практикум для родителей "Игры в период адаптации ребёнка к детскому саду"
консультация (младшая группа) на тему
Представлены игры, направленные на повышение адаптивных возможностей детского организма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktikum_dlya_roditeley.odt | 28.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Практикум для родителей
«Игры в период адаптации ребёнка к детскому саду»
Цели: сохранение и укрепление психического здоровья детей: повышение функциональных и адаптивных возможностей детского организма; стимулирование сенсорного развития детей.
Задачи:
- способствовать стабилизации психоэмоционального состания;
- способствовать снижению тревожности, регуляции процессов возбуждения и торможения нервной системы;
- стимулировать ощущения ребёнка: зрительные слуховые тактильные;
- формировать самосознание, развитие Я-концепции;
- способствовать созданию положительного эмоционального фона и помогать преодолевать нарушения в эмоционально-волевой сферы;
- способствовать стимуляции познавательной активности, возбуждению интереса к исследовательской деятельности
- корректировать повышенную эмоциональную напряженность;
- обучать приемам релаксации;
- развивать общую и мелкую моторику, координацию движений;
- побуждать к рефлексии позитивных родительских чувств;
- способствовать повышению работоспособности, способности к деятельности.
Игра «Полянка настроения»
Цель: настрой на позитивное сотрудничество, создание положительного эмоционалного фона, развитие воображения.
Оборудование: плетеные салфетки, цветные ленточки, цветная проволока.
Педагог: Используя плетеную салфетку, разноцветные ленточки,шнурочки, бумажные салфетки лепестки роз, мы создадим поляну настроения. Обычно ребенок видит дома следующую картину: мама моет посуду, варит кашу, а папа за копьютером или смотрит телевизор. Все взрослые заняты своими делами. И в друг на глазах у ребенка и при его участии происходит превращение: вместо скучной серой салфетки пояляется «красота». Помимо этого, продевания шнурка сквозь отвертие в салфетке способствует развитию мелкой моторики малыша — его пальчики становятся более ловкими, пробуждается творческое воображение.
1
Игра «Колючий ежик»
Цель: развитие мелкой моторики и координации движений,стимуляции речевой активности.
Оборудование: массажный мяч.
Педагог: Самомассаж оказывает на организм благотворное воздействие.Обучение приемам происходит в игре.На вашей ладони появляется необычный шарик.Вместе вы внимательно рассматриваете его.Оказывается он похож на ежика.Аккуратно кладете шарик на ладоньребенка,прокатываете его по каждому пальчику,начиная с большого пальца ведущей руки,и чуть дольше задерживаетесь на подушечке каждого пальца.Массирующие движенияследует выполнять в направлении от периферии к центру.Действия сопровождайте стихами
Дай ладошечку.моя крошечка
Я поглажу тебя по ладошечке.
Ходит-бродит вдоль дорожек
Весь в колючках серый ежик ,
Ищет ягодки-грибочки
Для сыночка и для дочки.
Самомассаж кисти развивает мускулатуру пальцев рук.рефлекторно стимулирует соответствующие зоны коры головного мозга,помогает нормализовать состояние нервной системы,оказывая наряду с успокаивающим еще и общеоздоровительный эффект.Как слайды проецируются на экран так и все части нашего тела имеют свою проекцию в коре головного мозга.Только эти проекции непропорциональны.Площадь, занимаемая проекционной зоной кисти,гораздо больше той,что отведена для другой части тела.Воздействие на кисти рук оказывает,в свою очередь,воздействие на состояние мозга,а соответственно,и на общее состояние организма.
Игра «Что нам подскажут пальчики»
Цель:развитие тактильного восприятия ,наблюдательности,обогащение сенсорного опыта,обогащение сенсорного опыта,стимуляция познавательной активности.
Оборудование:природные материалы различнойфактуры:каштан,грецкий орех,шишка,деревянный ребристый карандаш,гладкий камушек.
Педагог:ребенок осваивает окружающий мир с помощью органов чувств.В частности,через тактильное восприятие,чувствительность рук.В плетеной
2
коробочке вы найдете природные материалы-шишку,каштан,камушек.Рассмотрите,потрогайте и опишите ихНапример-шишка шершавая,камень гладкий.Затем закройте глаза,протяните ладошку,отгадайте,какой предмет лежит на ней.Если в детском возрасте не тренироватьдвижения и не обогащать сенсорный опыт(то.что мы чувствуем и воспринимаем через органы чувств).то,повзраслев,человек не будет обладать пластичностью ума,чтобы уметь легко приспосабливаться к различным обстоятельствам.При этом развивается чувсвительность рук.активизируется внимание.К тому же подвижность пальцев рук тесно связана сразвитием речи.Активизировать речевое развитие можно,используя обычную деревянную прищепку и карандаш:добываем огонь,показываем маятник,пропеллер.Важно вовлекать в движение большое количество пальцев,а сами движения проводить энергично.Благодаря этой игре ребенок с нетерпением ждет новых впечатлений, переживаний,ощущений,на основе которых,впоследствии у него появится возможность рассуждать.мыслить, решать проблемы .
Игра «Легкое перышко»
Цель:развитие диафрагмального типа дыхания,стабилизация психоэмоционального состояния.
Оборудование:перышко,ленточка,прозрачная коробочка.
Педагог:Находясь в новой остановке,ребенок испытывает различные ощущения.Природа подарила человеку возможность управлять своими эмоциями с помощьюрегуляции дыхания.В корзиночке есть два разноцветных пера,соединенных нитью,в прозрачной коробке-цветной шнур.Повесим ниточку с перьями на шнур,сделаем глубокий вдох и медленный выдох так,чтобы наши перья колыхались в воздухе.У вдоха и выдоха есть своя психофизиологическя роль.Вдох возбуждает,мобилизует,усиливает мышечное напряжение;выдох успокаивает,рассеивает отрицательные эмоции,способствует расслаблению мышц.Успокоительный эффект достигается за счет увеличения времени выдоха по отношению к времени вдоха и брюшного(диафрагмального)типа дыхания.Далее выполняем следующие движения.
Упражнение «Дышим животиком»
Педагог:упражнение выполняется лежа.
Бегемотики лежали,
Бегемотики дышали.
То животик поднимается(Вдох)
То животик опускается(Выдох)
Сели бегемотики.
Потрогали животики:
То животик поднимается(Вдох)
то животик опускается(Выдох)
3
Работа диафрагмы должна восприниматься ребенком и зрительно, и тактильно.Положим на живот игрушку и посмотрим,как она поднимается .когда мы делаем вдох,и опускается,когда мы делаем выдох.
Качкем рыбку на волне,
То вверх(вдох)
То вниз(выдох)
Плывет по мне.
Брюшное дыхание противострессовое,оно способствует уменьшению тревоги,возбуждения,вспышек отрицательныхэмоций,повышает тонус блуждающего нерва(основного звена парасимпатической нервной системы),приводит к общему расслаблению.Срабатывает универсальный защитный механизм,заложенный природой в нашей нервной системе:замедление ритма различных физиологических и психических процессов способствует достижению более спокойного и уравновешенного состояния.Такое дыхание поможет ребенку быстрее уснуть после разнообразных ярких впечалений,полученных в течении дня.
Упражнение «Бабочки на весеннем лугу»
Цель:регуляция поцессов возбуждения и торможения,снижение уровня тревожности,развитие пластики движений.
Оборудование:цветные платочки из прозрачной ткани.
Педагог:А сейчас мы поиграем в прятки,не в простые- а прозрачные.Эту игру любят абсолютно все дети.Ничто не может сравниться с радостью,испытываемой ребенком,когда он обнаруживает любимого родителя ,вытянувшегося по струнке за занавеской или в платяном шкафу.Кстати ,эта любовь не случайна.Прятки помогают справиться со страхом темноты и замкнутого пространства,с чувством одиночества(его в какой то момент испытывает каждый ребенок, а во время игры он должен некоторое время провести абсолютно один,да и еще в тайном укромном месте).Итак,накинув прозрачный платок на лицо,ребенок все видит ,но при этом он спрятался!Радость движения будет ярче.если платки превратятся в крылья бабочек:
Мы бабочки весенние,на листиках сидели(ребенок присел на корточки)
Ветер дунул-полетели,(встает,бегает по комнате,расставив руки в стороны)
Мы летели и летели
И на землю тихо сели.(садитсяна корточки,замирает)
Ветер снова побежал
Высоко он нас поднял(встает.поднимает руки вверх)
Он вертел нас и кружил
И на землю опустил.(кружится по комнате,затем ожится на пол и замирает)
4
Игра «Храбрые лягушата»
Цель:снятие психоэмоционального напряжния,обучениеприемлемому способу выражения негативных эмоций,агрессивных импульсов,развитие координации движений.
Оборудование:бумага в рулоне,корзина.
Педагог:Особое значение для малыша имеют значение подвижные игры.С момента рождения ребенок стремится к движению.Он познает мир ,ползая,лазая,карабкаясь,бегая.Через подвижные игры он учиться владеть своим телом,его движения становятся красивыми и уверенными.А в момент физического и эмоционального напряжения эти игры помогут «выплеснуть» негативнуюэнергию приемлемым способом.Наверняка малышам понравится игра -превращение в храбрых лягушат.
Педагог:Жили-были в тихом пруду с красивыми кувшинками молодые лягушата.У каждого из них был свой любимый листик,на котором лягушонок сидел ,грелся на солнышке и ,конечно,разговаривал.А как лягушки разговаривают....Правильно,ква-ква-ква...И вот однажды прилетела большая птица,которая искала себе сытный обед.Заметив лягушат,она решила полакомиться ими.но они были умными:скомкали свои листочки и стали бросать их в птицу.Птица испугалась и улетела.С тех пор лягушата ничего не боятся.
А если взять лист бумаги ,разорвать его на мелкие кусочки и на счет 1-2-3-4 подбросить вверх, то получится веселый салют.Результат салюта собираем в корзину ,приговаривая: «Собираем мы листочки быстро -быстро,чисто-чисто».В этой игре в буквальном смысле выплескивается эмоции.В человеческом организме самой природой заложена возможность саморегуляции:когда на смену реакции напряжения(стрессу)приходит расслабление,покой,отдых.И ,конечно,подвижная игра-это источник радости и одно из лучших средствобщения взрослого с ребенком.
Игра «Наливаем,выливаем,сравниваем»
Цель:развитие тактильного восприятия,возбуждение интереса к исследовательской деятельности.
Оборудование:таз с теплой водой,фигурные губки,пластмассовые бутылочки с отверстиями,коробочки от киндер-сюрприза,разноцветные бусины,резинвая игрушка.
Ход:Особой притягательной силой обладает вода.Теплая вода успокаивает и притягивает.Хорошо добавить в воду отвары трав(мелиссу,валериану).Успокаивающий эффект обеспечит добавление в воду специальных ароматических масел:ромашкового,лавандового,мятного.Но предварительно лучше посоветоваться с врачом.В воду опускаются
игрушки,поролоновые губки,трубочки,бутылочки с отверстиями.Если игра с водой происходит в дневное время,можно включить в нее познавательный
компонент:сравнивать опускаемые в нее предметы по фактуре и по весу. Можно
5
заполнить миску в водой пуговицами,бусинками,монетками,небольшими кубиками и поиграть с ними.
-взять как можно больше предметов в одну руку и пересыпать в другую;
-собрать одной рукой ,например,бусинки.а другой-камушки;
-приподнять как можно больше предметов на ладонях;
После выполнения каждого задания ребенок расслабляет руки,держа их в воде.Продолжительность упражнения-около 5 минут,пока вода не остынет.По окончании игры руки ребенка следует растирать полотенцем в течении одной минуты.
Игра «Рисунки на песке»
Цель:развитие тактильной чувствительности.визуализация понятия «Я».
Оборудование:цветные пластиковые подносы,манная крупа.
Педагог:Давайте вспомним одну из самых любимых игр-занятий нашего детства.Когда на улице становилось тепло,детвора собиралась в песочнице.Создадим свою маленькую песочницу с белым» песком»(манной крупой).Можно насыпать ее горкой и разгладить.По песочку пробежится стадо лошадей,проскачут зайчики.протопают слоники,покапает дождик.Его согреют солнечные лучи, и на нем появится рисунок.А какой рисунок, вам подскажет ребенок,который с удовольствием включится в игру.Почему дети любят играть в песке?Песок помогает расслабиться:руки зарыаютс в песок-это приятные тактильные ощущения;песок медленно сыпется- это зрительно завораживает;из песка можно построить что угодно,все,что хочется-быстрые изменения,превращения отвлекают от переживаний,А в целом играть с песком просто интересно.Полезно выполнять движения двумя руками,это помогает синхронизировать деятельность обоих полушарий головного мозга,стимулирует развитие логического мышления.отвечающего за речевое развитие левого полушария,и интуитивного, эмоционального правого полушария.
Игра «Дом счастливого ребенка»
Цель:повышение ответственности родителей за изменение социальной роли ребенка,побуждение к рефлексии позитивных родительских чувств.
Оборудование:игровой материал.
Педагог:Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив,А счастье-это когда рядом мама и папа, у них хорошее настроение, когда есть любимые и интересные игрушки,есть место для всех- «счастливый дом».Давайте попробуем построить «Дом счастливого ребенка».У нас есть полянка, игрушки:мебель,животные,куклы.машинки,конструктор.Можно использовать все, что находится в этой комнате.Удовольствие ,с которым вы сегодня играли ,важно « не расплескать» и передать его своим детям.Человек так устроен, что привязанности, особенно между детьми и родителями,»питаются» позитивными эмоциями.
6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правила для родителей в период адаптации ребёнка к детскому саду
Цель памятки – оказание помощи родителям в период адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения.- преодолеть стрессовые состояния у родителей детей раннего возраста, в перио...
Консультации для родителей "Практикум для родителей «Игры в период адаптации ребёнка к детскому саду»" для папки-передвижки
Практикум для родителей«Игры в период адаптации ребёнка к детскому саду»...
Консультация для родителей на тему "Сказка в период адаптации ребёнка к детскому саду"
Консультация для родителей на тему "Сказка в период адаптации ребёнка к детскому саду"...
Рекомендации воспитателям и родителям в период адаптации ребёнка к детскому саду.
Рекомендации воспитателям и родителям в период адаптации ребёнка к детскому саду....
Практикум для родителей на тему: «Игры в период адаптации ребёнка к детскому саду»
Практикум для родителей на тему: «Игры в период адаптации ребёнка к детскому саду»...
Практикум для родителей «Игры в период адаптации ребёнка к детскому саду»
Цели: сохранение и укрепление психического здоровья детей: повышение функциональных и адаптивных возможностей детского организма; стимулирование сенсорного развития детей.Задачи:способствовать стабили...