Игры мальчиков и девочек
статья (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Игры мальчиков и девочек
С самого рождения социально-психологические, культурные, бытовые установки направляют мальчиков и девочек по разным дорогам воспитания. Мальчики и девочки различаются не только в физическом развитии. Исследования нейропсихолога Т.П. Хризман ещё в 1971 году показали, что мозг мальчиков и девочек уже на первых неделях жизни работает по-разному, так как девочки рождаются на 3-4 недели более зрелыми, чем мальчики. К моменту поступления в школу, концу дошкольного детства, мальчики «младше» девочек на целый год, а к началу полового созревания эта разница достигает 2 лет. В чем же заключаются основные различия?
Познавательная сфера – девочки в интеллектуальном развитии, как правило, опережают мальчиков, у девочек лучше развит вербальный интеллект. Мальчики лучше ориентируются в пространстве, используя зрительные опоры.
Мотивационная сфера – мальчики чаще всего ориентированы на успех, а девочки – на избегание неудачи. Девочки стремятся добиться результата, а у мальчиков выше мотивация соревнования – они хотят не просто участвовать, а непременно победить.
Сфера поведения – мальчики более агрессивны, чем девочки.
Девочки старшего дошкольного возраста в большинстве своем постоянны в выборе способов действия, тогда как поведение мальчика непредсказуемо, его выбор трудно спрогнозировать. Девочки более гибки в ситуации выбора цели и способа действия, а мальчики бывают импульсивны и непоследовательны.
В целом исследования отечественных и зарубежных психологов и педагогов показали, что девочки больше, чем мальчики, зависят от мнения значимого для них взрослого. Они более застенчивы и не всегда уверены в своих силах. Девочки более эмоциональны, чем мальчики, и менее активны, и поэтому не стремятся к лидерству. Девочки чаще просят помощи у взрослых, и взрослые (как родители, так и воспитатели) боле снисходительно относятся к их просьбам, чем к просьбам мальчиков.
Следовательно, нетрудно предположить, что мальчики и девочки, имея разницу в формировании и протекании психофизических процессов, будут по-разному усваивать и присваивать социальный опыт, по-разному будут познавать мир человеческих взаимоотношений и по-разному в него входить.
Первый опыт социальных отношений будет познан в игре. Все игры детей связаны с миром взрослых. Взрослый, знакомя малыша с разными способами игровых действий, уже ориентирует ребенка на игры, характерные для мальчика и для девочки. Мы видим, какие игрушки обычно получают в подарок наши дети, мальчикам достаются машинки, роботы-трансформеры, солдатики. Велосипеды и самокаты. Девочкам – куклы и кукольная утварь, мягкие игрушки, зеркальца, сумочки. И возникающая игра мальчика отличается от игры девочки.
Наблюдения за группой детей дошкольного возраста показывают, что у девочек хорошо развита сюжетно-ролевая игра, в игре хорошо продуман план и в ней много сюжетных линий. Девочки с удовольствием самостоятельно играют в настольно-печатные и дидактические игры с правилами, охотно организуют подвижные игры по правилам. Они знают игровые действия, правила, четко понимают поставленную задачу и предвидят результат.
Мальчики охотнее всего играют в игры со строительным материалом: снегом, песком, водой – здесь для них важна не игра, а само действие. В подвижных и спортивных действиях мальчикам интересен и важен результат. В сюжетно-отобразительных и сюжетно-ролевых играх мальчики, как правило, играют второстепенные роли («папа на работе») или переводят сюжетно-ролевую игру в подвижную игру в стиле «экшн» (папа превратился в Бэтмена, спасающего мир и «летающего» по группе). Взрослый, участвующий в игре, выполняет разные функции в игровой организации мальчиков и девочек. Для девочек воспитатель – эмоциональный центр их жизни в группе, и в игре они могут позволить «опуститься» взрослому на их уровень, предлагают ему роль ведомого, младшего, например дочки в игре «дочки-матери». Для мальчика взрослый – партнер, и в игре он, наоборот, старается подняться до уровня взрослого, на равных играя в футбол или в шашки или собирая какую-нибудь модель из конструктора.
Во что и как играть мальчикам и девочкам, чтобы их игровая деятельность была более насыщенной и разнообразной?
Занимаясь данной проблемой, мы предположили, что игровая среда, максимально приближенная к особенностям поло-ролевого развития ребенка способствует наиболее полному раскрытию их склонностей во всех видах игровой деятельности. Основываясь на данных о различии психофизиологического развития мальчиков и девочек, мы уделили особое внимание задачам, позволяющим сделать игру максимально полезной для развития ребенка.
Для мальчика мы обращаем особое внимание на:
- Развитие вербального интеллекта.
- Ориентирование на процесс достижения результата, а не только на сам результат.
- введение игр, в которых гасится агрессивность, при этом развивается эмпатия, желание оказать помощь другим детям, уступчивость.
У девочек в игровой деятельности необходимо:
- Развивать пространственную ориентацию – плоскостную и
Объемную.
- Подбирать те игры, которые научат не бояться поражения, стимулируя на активность.
- Предлагать игры, которые имеют несколько вариантов развития сюжета.
Мы предлагали дошкольникам совместные игры, где ставились задачи, направленные на компенсацию слабых и развитию сильных сторон игровой деятельности мальчиков и девочек.
Для коррекции познавательной сферы девочкам были предложены игры-головоломки, пазлы, мозаики, кубики – для развития пространственной ориентации; мальчикам – речевые игры, объемные пазлы, игры-шнуровки, конструкторы – для развития вербального интеллекта.
Для коррекции мотивационной сферы: девочкам – игры с не прогнозируемым заранее результатом; мальчикам – игры, где можно предвидеть результат, но, чтобы достичь его, необходима не скорость, а качество выполнения.
Для коррекции сферы поведения мальчикам предлагались сюжетно-ролевые игры с главными ролями; девочкам – спортивные групповые игры, где каждая из участниц становилась капитаном команды.
В своей работе с детьми в течение всего учебного года, мы стремились учитывать в игровой деятельности поло-ролевые особенности развития дошкольников. Это необходимо для гармоничного развития мальчиков и девочек. Мы стремимся помочь девочкам стать более активными, независимыми и ориентированными на успех, а мальчикам – быть более самостоятельными, менее агрессивными по отношению к себе и окружающим, с более последовательным и предсказуемым поведением.
Предметно-игровая среда, рассчитанная на среднего ребенка, обедняет её структуру, ориентируется только на развитие основных качеств, присущих мальчикам и девочкам. Которые сложились на протяжении всей истории развития общества. Между тем предметно-игровая среда, выстроенная с учетом поло-ролевых особенностей детей, способствует более гармоничному развитию, что позволяет ребенку наиболее полно проявить себя в современном мире, где мальчикам и девочкам приходится исполнять гораздо более сложные роли, чем те, которые отводились мужчине и женщине много веков подряд
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация из опыта работы по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста на тему: "Как и во что играют мальчики и девочки"
Презентация раскрывает роль игровой деятельности в гендерном воспитании детей дошкольного возраста. В презентацию входят фотографии и тезисы к ним....
Из опыта работы "Играют мальчики и девочки"
Предлагаю подборку подвижных игр по гендерному воспитанию...
Руководство игрой мальчиков и девочек с учетом генденых особенностей
Выступление на пед. советеТема: "Руководство игрой мальчиков и девочек с учетом гендерных особенностей" Воспитатель: Стычева А. Т.ГБОУ ШКОЛА 2115 СП-8...
Игры мальчиков и девочек
Игры мальчиков и девочек...
Как и во что играют мальчики и девочки 4-5 лет
Игра - самый верный путь достижения взаимопонимания с ребенком....
«Как и во что играют мальчики и девочки дошкольного возраста и что с этим делать взрослым».
Данный материал будет полезен воспитателям и родителям, подскажет, как организовать интересные игры игры для детей дошкольного возраста с учетом возрастных особенностей и приоритетов детей. Подскажет ...
"Игры мальчиков и девочек" Консультация для родителей
Консультация, в которой родители могут узнать об особенностях игр мальчиков и девочек, их ролевых действиях и взаимодействиях, а также получить нужные и важные советы на эту тему....