"Познавательные интересы вашего ребенка".
статья по теме

Воробьева Александра Владимировна

Скоро наши дети станут школьниками.Что принесет им школьная жизнь?Будет ли она успешной,радостной или омрачится неудачами,огорчениями?Во многом это зависти от того,как мы подготовим ребенка к школе,насколько сумеем сформировать у него те качества которые определяют эффективность обучения.

 

        Уровень развития познавательных интересов во многом определяет подготовку ребенка к обучению в школе.По этому родители важно знать показатели позновательных интересов у старших дошкольников.Понаблюдайте за своим ребенком в разных видах деятельности,в общении со сверстниками и взрослыми,чтобы выяснить,сформированы ли у него позновательные интересы при этом обратите внимания на следующее:

     1)задает ли ваш ребенок вопросы,какого их содержание и количество;

     2)стремится ли ребенок пополнить свои знания об интересующем его предмете,используя различные средства информации(просит почитать,рассказать;рассматривает иллюстрационный материал;самостоятельно наблюдает;осуществляет несложные опыты;

    3)рассказывает ли взрослым и сверстникам о своих интересах;

    4)учавствует ли в беседе о том,что его интересует(проявляет ли при этом активность,инициативу,охотно ли делится своими знаниями);

    5)отражает ли свои впечатления в разных видах деятельности,проявляя при этом инициативу,творчество( игры,рассказы,рисунки,лепка,конструирование,поделки из природного материала);

   6)способен ли к длительному сосредоточению внимания,есть ли отвлечения,умет ли илементарно планировать деятельность,пытается ли преодолеть возникшие трудности;

   7)свойственна ли ребенку увлеченность эмоциональность и выразительность речи,мимика.

      При подготовке ребенка к школе большое значение имеет воспитание у него внутренней потребности в знаниях.Не обходимость формирования у старших дошкольников позновательных интересов убедительно доказывается результатами современных исследований,посвященных изучению особенностей образовательной работы с первоклассниками.Определенную категорию неуспевающих и недисциплинированных учеников состовляют так называемые"интеллектуально пассивные детия",для которых характерно отрицательное отношение к умственной работе,стремление избежать активной мыслительной деятельности.Причиной"интеллектуально пассивности"детей является несформированный в дошкольные годы позновательый интерес.

    Стремление узнавать новое,выяснять непонятное о качествах,свойства предметах,явлений действительности,желание вникнуть в ихи сущность,найти имеющиеся между ними связи и отношения характеризуют равивающийся познавательный интерес.Основа познавательного интереса-активная мыслительная деятельность.Под ее влиянием ребенок оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания,проявляет самостоятельность при решении умственной или практической задачи.Переживаемые при этом положительные эмоции-удивление,радость успеха,в случаи если проявил догадку,получил одобрение взрослых,-создают у ребенка уверенность в своих силах.

      Познавательный интерес связан с деятельностью памяти.Вы,конечно,замечали,что дошкольник легче и прочнее запоминает интересный материал,быстрее его воспроизводит.Условием возникновения позновательного интереса является установление связи между имеющимся опытом и вновь преобретаемыми знаниями,нахождение в привычном,хорошо знакомом предмете сторон,свойств,отношений.

    Психолого считают,что,чем меньше ребенок,тем шире должны быть его позновательные интересы обеспечивающие ему яркие и разнообразные впечатления об окружающей жизни.Впоследствии эти впечатления станут основой для приобретения системы знаний. 

    Между развитем интереса ребенка и его знаниями об окружающем мире существует взаимная связь.С одной стороны,интерес побуждает ребенка к приобретению знаний.С другой стороны,знания побуждают ребенка к размышлению.

    Прочные знания-основа активности ребенка.Они способствуют проявлению живого интереса к действительности.Недаром народная мудрость гласит:"Любить-значит знать".

    Советуем родителям использовать каждую возможность для обогащения ребенка яркими впечатлениями об окружающей жизни.Очень полезно проводить с детьми прогулки и экскурсии.

   Нестримитесь объяснять и рассказывать ребенку обо всем,что он видит на прогулках,экскурсиях и по телевизору.Для развития интереса ребенка целесообразние возбуждать его позновательную активность,стимулировать появление у него вопросов,стремление находить на них ответы посредствам наблюдений,размышлений.Например,вы с ребенком прогуливаетесь в "Летнем саду".Предложите сыну или дочери определить,что изменилось сдесь со времени последнего посещения;задать вопрос о том,что он видит;вспомнить и прочитать строки из выученных ранее стихотворений о природе,о "Летнем саду".

    Знакомя детей с окружающем миром,чаще прибегайте к приему сравнения.Благодаря сравнению предметов,явлений действительности,ребенок глубже познает их,выделяет в них новые качества,свойства,что дает возможность по-иному взглянуть на то,что казалось ему хорошо знакомым.Так,на улице города ребенку можно предложить сравнить разные виды транспорта  (автобус и троллейбус,трамвай и троллейбус,грузовую и легковую машины и пр.).Побуждая ребенка к сравнению,мы повышаем его наблюдательность,обеспечиваем более активное и сознательное усвоение знаний.

    Позновательный интерес дошкольника выражается в его играх,рисунках,рассказах и других видах творческой деятельности.Поэтому в семье следует создавать условия для развития такаой деятельности.Если деятельность протекает успешно,то у ребенка усиливается желание заниматься ею,что благотворно сказывается на развитие у него познавательного интереса поощрайте занятия и игры детей,относитесь к ним одобрительно,помогайте довести начатое дело до конца.Внимание родителей воодушевляет ребенка,а участие их в детских играх и занятиях особенно радует дошкольника.

    Обладая огромной побудительной силой,позновательной интерес застовляет ребенка активно стремиться к познанию,искать способы удовлетворения жажды знаний.Ребенок часто спрашивает взрослых о том что его волнует,просит прочитать,рассказать.Читая или рассказывая ребенку не стремитесь к тому,чтобы он запомнил содержания произведения.Побуждайте ребенка к самостоятельным расуждениям спрашиваете его,понравилось ли ему прочитанное или рассказанное,что он считает в нем главным,что узнал нового и т.д.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

От ваших усилий и желания зависит речевое развитие вашего ребенка

Чаще общайтесь со своими детьми, играйте с ними, будьте к ним внимательнее.Очень важно находить время выслушать ребенка, ответить на его вопросы.Только в общении развивается и совершенствуется речь....

Первоклассник - новый этап в жизни вашего ребенка… и вашей семьи.

Адресуется педагогам-воспитателям, педагогам-психологам подготовительной группы детского сада, как основная тема одного из собраний для родителей.Также, можно использовать, как интерессную информацион...

Безопасность Вашего ребенка в Ваших руках!

Памятки для родителей по безопасности жизнедеятельности детей...

Буклет "Здоровье вашего ребенка - в ваших руках"

Буклет посвящен здоровому образу жизни детей в семье....

Отчёт о мастер-классе «Здоровье вашего ребенка в ваших руках»

Отчёт о мастер-классе«Здоровье вашего ребенка в ваших руках» 17 февраля 2017 года в рамках работы родительского клуба «Мамина школа» был проведен мастер-класс по теме: &la...

консультация для родителей " Безопасность вашего ребенка - в ваших руках"

консультация для родителей " Безопасность вашего ребенка - в ваших руках"...