Что такое гиперактивность?
консультация по теме
Внешние проявления гиперактивности, что сопутствует гиперактивности и возможные ее причины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_giperaktivnost.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Кузьминых Людмила Николаевна, воспитатель
Запольских Оксана Леонидовна, педагог-психолог
МКДОУ детский сад общеразвивающего вида № 19 "Сказка"
г. Омутнинска Кировской области.
Что такое гиперактивность?
Гипер в переводе с греч. - это над, сверху указывает на превышение нормы. Слово «активный» в переводе с латинского действенный, деятельный.
Внешние проявления гиперактивности:
- невнимательность;
- отвлекаемость;
- импульсивность;
- повышенная двигательная активность;
Что сопутствует гиперактивности:
- проблемы во взаимоотношениях с окружающими;
- трудности в обучении;
- низкая самооценка;
При этом уровень интеллектуального развития не зависит от степени гиперактивности, он может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до семи лет, чаще у мальчиков, чем у девочек.
Возможные причины гиперактивности:
- генетические факторы, особенности строения и функциональности головного мозга;
- родовые травмы;
- инфекционные заболевания, перенесенные ребенком впервые месяцы жизни;
В основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция, наличие которой определяет врач–невропатолог, после проведения специальной диагностики. При необходимости назначает медикаментозное лечение. Подход к лечению гиперактивного ребенка должен быть комплексным: воспитатель, психолог и родители могут научить ребенка эффективным способам общения со сверстниками и взрослыми.
Портрет гиперактивного ребенка
Ребенку трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкции. Он очень подвижен, вспыльчив, раздражителен, безответственен. Гиперактивный ребенок, задевает и роняет различные предметы, толкает сверстников, создает конфликты, часто обижается, но о своих обидах быстро забывает. Такие дети суетливы, много двигаются, вертятся на месте, чрезмерно говорливы. Они задают много вопросов, но редко дожидаются ответов.
Как выявить гиперактивного ребенка
критерии гиперактивности
- Дефицит активного внимания:
а) непоследователен, ему трудно удерживать внимание;
б) не слушает, когда к нему обращаются;
в) с большим энтузиазмом берется за задание, но так и не доводит его до конца;
г) испытывает трудности организации;
д) часто теряет вещи;
е) избегает сложных и требующих умственных усилий заданий;
ж) часто бывает забывчив;
- Двигательная расторможенность:
а) постоянно ерзает;
б) проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами);
в) спит намного меньше, чем другие дети, уже в младенчестве;
г) очень говорлив;
- Импульсивность:
а) начинает отвечать, не дослушав вопроса;
б) неспособен дождаться своей очереди;
в) плохо сосредотачивает внимание;
г) не может контролировать и регулировать свои действия;
д) при выполнении заданий показывает разные результаты;
Если в возрасте до семи лет проявляется, хотя бы шесть из перечисленных признаков можно предположить (лишь предположить), что ребенок гиперактивный.
Помощь родителям в общении с гиперактивными детьми:
(во время конфликтов)
- отвлечь ребенка от его капризов;
- предложить выбрать другую возможную в данном месте игру;
- задать неожиданный вопрос ребенку; отреагировать для ребенка (зеркальный показ его действий);
- не запрещать действовать ребенку в категорической форме;
- не приказывайте, а просите, но не заискивайте перед ребенком;
- выслушав то, что хочет сказать ребенок, мы можем предположить, что он услышит и нас;
- бесполезно повторять свою просьбу в (последует обратная реакция);
- сфотографируйте ребенка или подведите его к зеркалу во время каприза;
- оставьте в комнате одного, но чтобы было безопасно для здоровья;
- не настаивайте на том, чтобы ребенок принес извинения;
- не читайте нотации ребенку, он их не слышит.
Профилактическая работа
с гиперактивным ребенком:
- заранее договариваться с ребенком о времени игры, о ее длительности;
- об истечении времени сообщает не взрослый, а заведенный заранее будильник, выплеск агрессии будет гораздо меньше;
- разработать совместно с ребенком систему поощрений и наказаний в желательных и нежелательных ситуациях;
- выбрать и расположить в удобном для ребенка месте правила поведения дома, в д/с, в гостях (лучше в виде схем и не более 3-4), когда правило будет усвоено, можно добавить следующее;
- просить ребенка вслух проговаривать эти правила.
Шпаргалка для взрослых:
- заниматься с ребенком в начале дня, а не вечером;
- рабочая нагрузка на ребенка небольшая, эффективно использовать физкут.минутки;
- в начале работы снизить требования к аккуратности, чтобы сформировать чувство успеха;
- посадить ребенка во время занятий рядом с собой;
- использовать тактильный контакт;
- давать короткие, четкие инструкции;
- поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее;
- предоставлять ребенку право выбора;
- оставаться спокойным.
Коррекционно-развивающие игры с гиперактивными детьми
”Разговор с ручками”
цель: научить детей контролировать свои действия.
На листе бумаги обводятся две ладошки. Затем ладошки оживляются, рисуются глазки, ротик, носик. Все это раскрашивается цветными карандашами. Затем задаем ручкам вопросы:” Кто вы?; Как вас зовут?; Что вы любите делать?; Чего не любите? ;Какие вы?”Ребенка стараемся вовлечь в диалог, подчеркиваем, что наши руки хорошие, они много умеют делать. Перечисляем, что именно. Заключаем договор между руками и хозяином, на любой отрезок времени, например два, три дня, можно короче. Руки обещают нам делать только хорошие дела.
“Сиамские близнецы”(если в семье есть ещё дети)
цель: научить детей гибкости в общении друг с другом, способствовать возникновению доверия между ними.
Скажите детям следующее:”Разбейтесь на пары, встаньте печем к плечу, обнимите друг друга одной рукой за пояс. Правую ногу поставьте рядом с левой. Теперь вы сросшиеся близнецы: две головки, три ноги, одно туловище и две руки. Попробуйте походить по комнате, что- то сделать: лечь, встать, порисовать, попрыгать, похлопать в ладоши и т. д.”
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».
Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...
ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»
Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. Блез Паскаль...
В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?
Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...
интегрированное занятие в старшей группе по нравственному воспитанию "Что такое хорошо и что такое плохо"
Формировать умение детей решать нравственные ситуации....
Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа
Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...
"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.
Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...