Что такое гиперактивность?
консультация по теме

Кузьминых Людмила Николаевна

Внешние проявления гиперактивности, что сопутствует гиперактивности и возможные ее причины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_takoe_giperaktivnost.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                       Кузьминых Людмила Николаевна, воспитатель

                                                                  Запольских Оксана Леонидовна, педагог-психолог

                                                 МКДОУ детский сад общеразвивающего вида № 19 "Сказка"

                                                                                              г. Омутнинска Кировской области.

Что такое гиперактивность?

Гипер в переводе с греч. - это над, сверху указывает на превышение нормы. Слово «активный» в переводе с латинского действенный, деятельный.

Внешние проявления гиперактивности:

  1. невнимательность;
  2. отвлекаемость;
  3. импульсивность;
  4. повышенная двигательная активность;

Что сопутствует гиперактивности:

  1. проблемы во взаимоотношениях с окружающими;
  2. трудности в обучении;
  3. низкая самооценка;

При этом уровень интеллектуального развития не зависит от степени гиперактивности, он может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления  гиперактивности наблюдаются в возрасте до семи лет, чаще у мальчиков, чем у девочек.

Возможные причины гиперактивности:

  1. генетические факторы, особенности строения и функциональности     головного мозга;
  2. родовые травмы;
  3. инфекционные заболевания, перенесенные ребенком впервые месяцы жизни;

 В основе синдрома гиперактивности лежит  минимальная мозговая дисфункция, наличие которой определяет врач–невропатолог, после проведения специальной диагностики. При необходимости назначает медикаментозное лечение. Подход к лечению гиперактивного ребенка должен быть комплексным: воспитатель, психолог и родители могут научить ребенка  эффективным способам общения со сверстниками и взрослыми.

Портрет гиперактивного ребенка

 Ребенку трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкции. Он очень подвижен, вспыльчив, раздражителен, безответственен. Гиперактивный ребенок, задевает и роняет различные предметы, толкает сверстников, создает конфликты, часто обижается, но о своих обидах быстро забывает. Такие дети суетливы, много двигаются, вертятся на месте, чрезмерно говорливы. Они задают много вопросов, но редко дожидаются ответов.                                                                                            

Как выявить гиперактивного ребенка

критерии гиперактивности

  1. Дефицит активного внимания:

 а) непоследователен, ему  трудно удерживать внимание;

 б) не слушает, когда к нему обращаются;

 в) с большим энтузиазмом берется за задание, но так и не доводит его до конца;

 г) испытывает трудности организации;

 д) часто теряет вещи;

 е) избегает сложных и требующих умственных усилий заданий;

 ж) часто бывает забывчив;

  1. Двигательная расторможенность:

а) постоянно ерзает;

 б) проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами);

 в) спит намного меньше, чем другие дети, уже в  младенчестве;

 г) очень говорлив;

  1. Импульсивность:

а) начинает отвечать, не дослушав вопроса;

б) неспособен дождаться своей очереди;

в) плохо сосредотачивает внимание;

г) не может контролировать и регулировать свои действия;

д) при выполнении заданий показывает разные результаты;  

Если в возрасте до семи лет проявляется, хотя бы  шесть из перечисленных признаков можно предположить (лишь предположить), что ребенок гиперактивный.

Помощь родителям в общении с гиперактивными детьми:

(во время конфликтов)

  1. отвлечь ребенка от его капризов;
  2. предложить выбрать другую возможную в данном месте игру;
  3. задать неожиданный вопрос ребенку; отреагировать для ребенка (зеркальный показ его действий);
  4. не запрещать действовать ребенку в категорической форме;
  5. не приказывайте, а просите, но не заискивайте перед ребенком;
  6. выслушав то, что хочет сказать ребенок, мы можем предположить, что он услышит и нас;
  7. бесполезно повторять свою просьбу в (последует обратная реакция);
  8. сфотографируйте ребенка или подведите его к зеркалу во время каприза;
  9. оставьте в комнате одного, но чтобы было безопасно для здоровья;
  10. не настаивайте на том, чтобы ребенок принес извинения;
  11. не читайте нотации ребенку, он их не слышит.

Профилактическая работа

с гиперактивным ребенком:

  1. заранее договариваться с ребенком о времени игры, о ее длительности;
  2. об истечении времени сообщает не взрослый, а заведенный заранее будильник, выплеск агрессии будет гораздо меньше;
  3. разработать совместно с ребенком систему поощрений и наказаний в желательных и нежелательных ситуациях;
  4. выбрать и расположить в удобном  для ребенка месте правила поведения дома, в д/с, в гостях (лучше в виде схем и не более 3-4), когда правило будет усвоено, можно добавить следующее;
  5. просить ребенка вслух проговаривать эти правила.

Шпаргалка для взрослых:

  1. заниматься с ребенком в начале дня, а не вечером;
  2. рабочая нагрузка на ребенка небольшая, эффективно использовать физкут.минутки;
  3. в начале работы снизить требования к аккуратности, чтобы сформировать чувство успеха;
  4. посадить ребенка во время занятий рядом с собой;
  5. использовать тактильный контакт;
  6. давать короткие, четкие инструкции;
  7. поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее;
  8. предоставлять ребенку право выбора;
  9. оставаться спокойным.

Коррекционно-развивающие игры с гиперактивными детьми

”Разговор с ручками”

цель: научить детей контролировать свои действия.

На листе бумаги обводятся две ладошки. Затем ладошки оживляются, рисуются глазки, ротик, носик. Все это раскрашивается цветными карандашами. Затем задаем ручкам вопросы:” Кто вы?; Как вас зовут?; Что вы любите делать?; Чего не любите? ;Какие вы?”Ребенка стараемся вовлечь в диалог, подчеркиваем, что наши руки хорошие, они много умеют делать. Перечисляем, что именно. Заключаем договор между руками и хозяином, на любой отрезок времени, например два, три дня, можно короче. Руки обещают нам делать только хорошие дела.        

“Сиамские близнецы”(если в семье есть ещё дети)

цель: научить детей гибкости в общении друг с другом, способствовать возникновению доверия между ними.

 Скажите детям следующее:”Разбейтесь на пары, встаньте печем к плечу, обнимите друг друга одной рукой за пояс. Правую ногу поставьте рядом с левой. Теперь вы сросшиеся близнецы: две головки, три ноги, одно туловище и две руки. Попробуйте походить по комнате, что- то сделать: лечь, встать, порисовать, попрыгать, похлопать  в ладоши и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».

Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...

ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.                     Блез Паскаль...

В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?

Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...

Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа

Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...

"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.

Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической  компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...