Кризис 3-х лет.
консультация (младшая группа) по теме

     Симптомы кризиса всегда связаны с проблемой самоотношения - могу или нет, я или кто-то вместо меня. Главный вопрос, на который ребёнок отвечает себе в критический период: "Кто я?". Второй вопрос любого кризиса: "Что могу?". Способности, умения и возможности ребёнка возрастают. и с каждым днём он становится всё более самостоятельным.

     "Кризис 3-х лет" - один из наиболее трудных моментов в жизни ребёнка и взрослого. По Д.Б.Эльконину, "кризис 3-х лет" - это кризис выделения ребёнком своего "я".

     Первым заметным признаком кризиса являются трудности взаимодействия с ребёнком. Второй признак кризиса - резкое, казалось бы, ничем не обоснованное изменение в поведении ребёнка. Третий признак кризиса - неосознаваемый характер изменений для самого ребёнка и четвёртым признаком является временность, нестабильность изменений в характере и поведении в этот период.

     Кризис проявляется прежде всего в обесценивании того, что было для ребёнка привычно и дорого раньше. Он может сломать любимую игрушку, отделяется от любимых взрослых и пытается установить с ними новые отношения, что происходит болезненно не только для самого ребёнка, но и для родителей. которые в этот период должны быть наибалее терпеливы.

     Приведём некоторые кризисные явления: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание всех отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krizis_3-h_let.odt14.7 КБ

Предварительный просмотр:

 Кризис 3-х лет.

 

    В психологии рассматриваются 3 возрастных кризиса, которые переживает ребёнок в дошкольном детстве:

 - «кризис 1-го года» (новорожденности);

 - «кризис 3-х лет» (переход от младенчества к дошкольному возрасту);

 - «кризис 7-ми лет» (соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом).

 

   Симптомы кризиса всегда связаны с проблемой самоотношения — могу или нет, я или кто-то вместо меня. Главный вопрос, на который ребёнок отвечает себе в критический период: «Кто я?». Второй вопрос любого кризиса: «Что могу?». Способности, умения и возможности ребёнка возрастают, и с каждым днём он становится всё более самостоятельным.

     Педагоги ДОУ чаще встречаются с проблемами «кризиса 3-х лет». В зависимости от особенностей развития ребёнка возрастные рамки кризиса могут изменятся: он может начаться и в 2,5 года, и в 3,5, а закончиться около 4-х лет или в 3,5 года. «Кризис 3-х лет» - один из наиболее трудных моментов в жизни ребёнка и взрослого. По Д.Б.Эльконину, «кризис 3-х лет» - это кризис выделения ребёнком своего «я».

     Первым заметным признаком кризиса являются трудности взаимодействия с ребёнком. Нарушается отлаженная система управления, стимулирования его поведения. В ней проявляются сбои в форме протеста, неподчинения, капризов, своевольных выходок.

     Второй признак кризиса — резкое, казалось бы, ничем не обоснованное изменение в поведении ребёнка. Прежде спокойный и покладистый ребёнок вдруг становится возбудимым, капризным, требовательным. Демонстрация ребёнком возрастающей самостоятельности и активности требует современной перестройки от его близких.

     Кризис проявляется прежде всего в обесценивании того, что было для ребёнка привычно и дорого раньше. Он может сломать любимую игрушку, отделяется от любимых взрослых и пытается установить с ними новые отношения, что происходит болезненно не только для самого ребёнка, но и для родителей, которые в этот период должны быть наиболее терпеливы.

 

    На подходе к кризису присутствует чёткая симптоматика:

  1. острый интерес к своему изображению в зеркале;
  2. заинтересованность своей внешностью, тем, как он выглядит в глазах других.

 У девочек возникает интерес к нарядам; мальчики начинают проявлять озабоченность своей эффективностью, например, в конструировании, при этом резко реагируют на неудачу.

Приведём некоторые кризисные явления.

     Негативизм. Неприятие требований или просьб взрослых только потому, что это предложил взрослый (родитель, воспитатель). Иногда негативизм вынуждает ребёнка поступать даже вопреки своему собственному желанию, делать что-то по своему, наоборот.

     Если вы наблюдаете подобные проявления, то, во-первых, воспринимайте это как стремление  к самостоятельности, которое надо немного подкорректировать. Иногда помогает игра «всё наоборот»: «Ни за что не ешь эту кашу! Нет-нет! Ты её  есть не будешь! Все будут,а ты — нет!»

     Во-вторых, важно обратить внимание, что ребёнок игнорирует не всех взрослых, а кого-то конкретного. В таком случае коррекция должна проходить не только относительно этого ребёнка, но и поведения данного конкретного человека.

     Однако не следует путать негативизм с непослушанием, у которого совсем другой мотив — желание сделать то, что хочет ребёнок. Если раньше у него в той или иной ситуации проявлялось желание что-то импульсивно сделать и его действия соответствовали этому желанию, то теперь его поведение определяется отношениями со взрослыми: он хочет продемонстрировать взрослому свою самостоятельность.

     Например, взрослый утверждает, что «эта игрушка хорошая», и слышит в ответ: «Нет, плохая!». А когда тут же говорит: «Она плохая», ребёнок опять возражает: «Нет, хорошая!».  

     Упрямство. Болезненное явление этого периода, когда ребёнок настаивает на чём-то не потому, что он действительно этого очень сильно хочет, а только потому, что хочет, чтобы с его мнением считались.

     Например, малыш заявил маме утром: «Я в садик пойду, но на стульчик садиться не буду!». И вот вечером воспитательница сообщает маме, что её сынок весь день провёл или стоя, или лёжа на ковре рядом с игрушками. Воспринимайте это в первую очередь, как проявление воли: ребёнок решил так, и теперь отказ для него невозможен. Замечательное время, чтобы вкладывать в ребёнка постулаты:»Если ты обещал, то это надо выполнять. Именно так поступают настоящие мужчины / уважающие себя девочки». А по поводу стульчика можно, например, пообещать что-то другое: «Буду сидеть не на стульчике, а на табурете... ещё 3 дня».

    Конечно, не с любым желанием или требованием следует соглашаться и выполнять их, но не нужно также сразу отвергать их. Лучше дать ребёнку успокоиться, а уже потом объяснить своё решение. Иногда бывает трудно отличить упрямство от настойчивости, потому что различия здесь в мотивах, то есть во внутренних побуждениях, а не во внешних действиях. Нужно хорошо знать ребёнка и понимать ситуацию, чтобы отличить одно от другого.

     Например, когда ребёнок очень хочет получить какую-либо вещь и упорно добивается, чтобы её ему дали, а получив, начинает активно обследовать её, играть и явно радуется самой возможности действовать с этим предметом, а не тому факту,  что просто выполнено его требование — это настойчивость. В этом случае так называемый деятельностно-познавательный мотив, за которым стоит любознательность, потребность в получении новой информации. При упрямстве главным для ребёнка является связанность с его первоначальным решением. Мотив здесь обусловлен с личностными потребностями, системой отношений зарождающейся личности.

     При внешней похожести упрямства и негативизма между ними также есть существенное отличие: негативизм — это отношение к другим, противостояние, а упрямство — это отношение к себе, своему решению.

     Строптивость. Стремление к самостоятельности может проявляться в строптивости («вопреки», «наперекор»). Внешне оно определяется в резком, вызывающем, а иногда и просто грубом выражении ребёнком недовольства  взрослыми и их действиями, всем, что ему предлагают делать.

     От негативизма строптивость отличается тем, что она безлична. Если негативизм всегда направлен против конкретного взрослого,  то строптивость — против порядков и правил ( например, против правила чистить зубы по утрам). Ребёнок стремиться настоять на своих желаниях и недоволен всем, что ему предлагают и делают другие. Его реакция на большинство предложений и указаний такая: «Да ну!». В данном случае (если не получается убедить его в том, что это нужно ему, а не вам) можно прибегнуть к сказкотерапии: от взрослого потребуется творческий подход к сочинению сказки (истории) про взрослеющего мальчика или девочку (можно про зайчика или бельчонка), которые вдруг перестали обращать внимание на установленные правили и в их «царстве-государстве» произошло..., и в какой ситуации они оказались.

     Можно дать выбор 3-х рамок (на волю не давить): если не хочешь играть, то порисуй, убери вещи, посмотри книгу. Выбирай.

     Своеволие. Проявляется в демонстрации собственных намерений и замыслов, отличных от тех, которые интересны его братишкам, сестрёнкам и другим детям. Своеволие проявляется в том, что ребёнок всё хочет делать сам. Если своеволие не представляет из себя опасности, то следует позволить ребёнку проявлять самостоятельность в высказывании своих предпочтений. Если в младенчестве ребёнок «хочет» того же, чего желает взрослый, то теперь он всё чаще и чаще начинает хотеть чего-то сам. Переключение внимания с вожделенного предмета на «нужный родителям» в этом возрасте уже не работает во благо ребёнку. Лучше пообещать исполнение его желания (в допустимой мере) в ближайшем будущем. Эта возрастающая самостоятельность — важное завоевание, которое пока болезненно, но после кризиса примет нормальные формы. Взрослым при этом важно помнить, что нельзя противопоставлять упрямству и своеволию своё упрямство и своеволие.

     Серьёзные проблемы кризиса 3-х лет возникают тогда, когда конфликты со взрослыми становятся регулярными и перерастают в протест-бунт, в обесценивание всех отношений: ребёнок может обозвать маму, сломать любимую игрушку, он становится «семейным деспотом» (особенно часто это происходит в семье с единственным ребёнком), когда его стремление к власти разрушительно сказывается как на формировании личности ребёнка, так и на всей семейной структуре в целом. В данном случае без чёткой системы дисциплинирования, соблюдаемой всеми членами семьи, не обойтись.

     Третий признак кризиса — неосознаваемый характер изменений для самого ребёнка. Трёхлетние дети не понимают и не замечают перемен в своём поведении и характере.

     Четвёртым признаком является временность, нестабильность изменений в характере и поведении детей в этот период. Обычно продолжительность кризиса невелика. Он сменяется периодом эмоциональной стабильности, когда исчезают негативные изменения, а развитие выходит на новый уровень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИМПТОМЫ КРИЗИСА 7 ЛЕТ И МЕТОДЫ СГЛАЖИВАНИЯ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ КРИЗИСА В ВОСПИТАНИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ1. ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА И ПРОЯВЛЕНИЕ КРИЗИСА 7 ЛЕТ1.1. ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА В 7 ЛЕТ1.2. ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ1.3.    СОД...

От кризиса до кризиса

 Принято считать, что «критические» годы бывают только у взрослых, например кризис среднего возраста. Однако и у детей существуют кризисные периоды, которые им нужно помочь преодолеть. Кто...

Статья для родителей " Кризис трех лет. Кризис - это важный этап в психологическом развитии ребенка

Кризис трех лет. Кризис — это важный этап в психологическом развитии ребенкаКризис - это важный этап в психологическом развитии ребенка.Возраст с 2, 5 до 3 лет в психологии называют кризисом 3 ле...

Кризис в дошкольном возрасте. Кризис 3-х лет. Методические рекомендации родителям и педагогам.

Причины возникновения, особенности протекания,а таже рекомендации родителям и педагогам по преодолению  кризиса трёх лет....

Консультация для родителей группы детей раннего возраста от 2 до 3 лет на тему: «О кризисах в развитии детей: кризис трёх лет» в форме аукциона идей.

Надеюсь, благодаря такой форме проведения консультации родители поймут, что знать о том, что такое кризис трех лет, и что стоит за внешними проявлениями маленького капризули и буяна, нужно обязательно...

Консультация для родителей "Кризис семи лет. Основные симптомы. Как правильно общаться с детьми в период кризиса"

В материале дается описание кризисных проявлений детей семи лет. Предложены меры по продуктивному взаимодействию взрослых с детьми, переживающими кризис....