Как надо вести себя родителям с гиперактивными детьми?
занимательные факты по теме
Рекомендации родителям и педагогам, используемые при общении с гиперактивными детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_nado_vesti_sebya_roditelyam_s_giperaktivnym_rebenkom.docx | 482.56 КБ |
rekomendacii_roditelyam_po_vzaimodeystviyu.docx | 23.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Как надо вести себя родителям с гиперактивным ребенком.
- Главное лекарство ребенка - это ваше полноценное общение с ним. Важнее всего — это мера воспитательных воздействий, система и методика их осуществления.
- Любое разногласие усиливает у малыша негативные проявления.
- Продумать режим дня ребенка до мелочей. Желательно, чтобы он совпадал с режимом дня в детском саду. Прежде всего, самим родителям четко придерживаться этого режима. Важно, чтобы малыш сам хорошо знал, когда он должен встать, когда пойти гулять и т. д.
- Используйте возможности игры в полной мере:
- дидактические игры (лото, мозаика и т. д.) и различные конструкторы помогут ребенку научиться сосредоточиваться и быть внимательным;
- подвижные и спортивные игры помогут ребенку переключить свою энергию в положительное русло. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок занимался каким-либо видом спорта, лучше, если это будет плавание, бег, велосипедный спорт;
- сюжетные игры помогут вашему ребенку научиться налаживать контакт со сверстниками.
- Займитесь с ребенком рисованием. Начинайте с листа большого формата с постепенным переходом к маленькому.
- Читайте вместе с ребенком его любимые сказки.
- Лучше ограничить пребывание ребенка в больших и шумных компаниях взрослых и детей. Интенсивного общения со сверстниками в течение дня в детском саду ему вполне достаточно.
- Старайтесь делать так, чтобы в процессе игр ребенок взаимодействовал с какой-нибудь одной игрушкой, чтобы другие не отвлекали его внимания.
- Учитесь владеть собой, исключите крик из вашего общения с ребенком. Вербальная и телесная агрессия вызывает обычно такую же ответную реакцию.
- Не замыкайтесь в себе, поговорите об особенностях своего малыша с воспитателями группы, другими специалистами. Помните, что они ваши союзники и желают лишь добра вашему ребенку.
- Поручите ребенку часть посильных домашних дел, которые ему необходимо выполнять ежедневно. Ни в коем случае не выполняйте их за него.
- Заведите дневник контроля и отмечайте в нем вместе с ребенком его успехи в детском саду и дома. Продумайте графы и знаковую систему, которая наглядно демонстрировала бы ребенку его успехи.
- Введите балльную или знаковую систему вознаграждения, с помощью которой вы сможете каждый хороший поступок отметить.
- Старайтесь ставить реальные задачи перед малышом. Не используйте завышенных или заниженных требований.
- Четко определите для ребенка рамки дозволенного.
- Не навязывайте жестких правил, ваши указания должны быть именно указаниями, а не приказами.
- Вызывающее поведение вашего ребенка — это способ привлечь ваше внимание. Дайте ему позитивный способ общения, уделяйте ему больше времени. Учите его правилам взаимодействия.
- Оберегайте ребенка от переутомления, которое приводит к снижению самоконтроля.
- Старайтесь дома создать спокойную атмосферу.
- Следите за сном ребенка, он должен высыпаться.
- Развивайте у ребенка осознанное торможение. Перед тем как что-либо сделать, необходимо подумать, представить свои действия.
- Ваше спокойствие — лучший пример для ребенка.
- Используйте физическую нагрузку для расходования физической избыточной энергии, но не переутомляйте ребенка.
- Найдите занятие, в котором бы ребенок хорошо разбирался. Это увлечение должно стать «полигоном успеха», в котором у него будет повышаться уверенность в себе. Главное, чтобы это занятие было действительно интересным для малыша.
Предварительный просмотр:
Рекомендации родителям по взаимодействию
с детьми с синдромом дефицита внимания
с гиперактивностью (СДВГ)
В самом начале пути родителям необходимо выработать единую стратегию поведения и требований к ребенку.
Общаться с таким ребенком необходимо мягко и спокойно. Гиперактивный ребенок восприимчив как к позитивным, так и к негативным эмоциям. Поэтому, присоединившись к вашему настроению, может впасть в эйфорию.
В общении с этими детьми недопустим попустительский стиль поведения, т. к. гиперактивные дети сразу же чувствуют ситуацию и начинают манипулировать взрослыми.
Похвала и позитивная реакция взрослого очень необходима этим детям. Но помните о том, что делать это надо не слишком эмоционально.
Важно научиться давать инструкции гиперактивному ребенку. Указания должны быть немногословными и содержать не более 10-ти слов. Не давайте несколько инструкций сразу: пойти в комнату, убрать игрушки, помыть руки и прийти в столовую. Лучше давать те же указания по порциям, следующее только после того, как выполнено предыдущее. Их выполнение необходимо контролировать.
Как и в общении с другими детьми, с гиперактивным ребенком взрослому необходимо быть особенно последовательным в воспитании. Запретов не должно быть много, но они должны быть четко сформулировавши, продуманными. Ребенок должен четко знать, какие санкции последуют за нарушением запрета.
Постепенно взрослый должен вырабатывать у себя умение перестраивать деструктивные действия ребенка на конструктивный лад. Например, если ребенок кричит, можно начать петь с ним его любимую песенку, постепенно снижая громкость голоса. Можно предлагать ребенку несколько действий на выбор Гиперактивному ребенку трудно переключиться с одного действия на другое. Поэтому необходимо заранее предупредить ребенка о начале новой деятельности. Причем очень хорошо, если это будет звонок будильника или кухонный таймер. В случае выполнения просьбы родителей ребенка необходимо поощрить (не обязательно материально).
Усталость этих детей выражается в двигательном беспокойстве, часто принимаемом окружающими за активность. Утомление приводит к снижению самоконтроля. Поэтому стоит ограничивать время пребывания гиперактивных детей в местах скопления большого количества людей.
Одно из важнейших условий успешного взаимодействия с гиперактивным ребенком — соблюдение режима дня. Все процедуры и виды деятельности должны быть зараннее известны ребенку.
Желательно выработать с ребенком систему поощрений. Например, за каждое хорошо и своевременно выполненное действие ребенок получает жетоны, которые затем меняются на награды: право идти на прогулку в первой паре, дежурство во время обеда, совместное чтение, в зависимости от интересов ребенка.
Важно помнить, что в общении с гиперактивным ребенком взрослому необходимо сохранять спокойствие, т. к. эти дети в большей степени склонны к манипулированию.
При подборе игр следует учитывать особенности гиперактивных детей: неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быстрая утомляемость, неумение выслушивать и выполнять инструкцию. В играх этим детям трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому начинать необходимо с индивидуальной работы с ребенком, затем включать его в деятельность о 2—3-мя детьми, а затем и с большей подгруппой.
Гиперактивный ребенок требует особо бережного отношения к себе из-за своей эмоциональности и ранимости. Снизить эмоциональное напряжение поможет легкий массаж, приятные тактильные ощущения, психогимнастические игры.
Полезно обучить детей играм, которые смогли бы направить их избыточную энергию в позитивное русло. Например, родители могут обучить детей играть в пальчиковые игры. Кроме своего прямого назначения, эти игры способствуют налаживанию отношений с ребенком.
Одним из важнейших факторов, влияющих на выздоровление ребенка с СДВГ, является доброе, спокойное и последовательное отношение к нему.
Необходимо помнить, что негативные методы воспитания неэффективны у этих детей. Особенности нервной системы таковы, что порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому они невосприимчивы к выговорам и наказанию, но легко отвечают на малейшую похвалу.
Среди психолого-педагогических методов коррекции СДВГ особо выделяют поведенческую психотерапию. Ее цель — изменение отношения окружающих ребенка в семье и учебном заведении. Комплексный подход - - необходимое условие успеха. Тесное сотрудничество детского сада и семьи включает следующие условия:
- постоянный обмен информацией;
- выработку единых принципов в отношении ребенка: система «вознаграждений», помощь и поддержка взрослых, участие в совместной деятельности.
Программа «вознаграждения» обязательно должна включать следующие моменты:
1. Каждый день перед ребенком ставится определенная цель, которую он должен достичь.
2. Усилия ребенка при достижении этой цели всячески поощряются.
3. В конце дня поведение ребенка оценивается в соответствии с достигнутыми результатами.
4. Родители и педагоги обязательно сообщают друг другу о достижениях ребенка.
5. При значительном улучшении в поведении ребенок получает давно обещанное вознаграждение.
Примерами поставленных целей для ребенка-дошкольника могут быть следующие: помощь родителям по дому, примерное поведение, хорошее выполнение поручений в детском саду и дома, активное и плодотворное участие на занятиях и в играх и т. д. В разговоре с ребенком избегайте директивных высказываний. Дайте ребенку почувствовать, что он делает полезное для всей семьи дело, что на него надеются, что никто кроме него не сможет выполнить то или иное поручение. Старайтесь избегать одергиваний. Система поощрений вырабатывается на основе знаний родителями потребностей и интересов своего ребенка. Примеры: вечерний просмотр телевизора на полчаса дольше положенного времени, приготовление любимого десерта, поездка, посещение каких-либо мероприятий, покупка долго ожидаемой вещи или игрушки и т. д. Но если вы что-то пообещали ребенку, а он выполнил необходимое поручение, вы обязаны сделать обещанное!
При неудовлетворительном поведении рекомендуется легкое наказание. Но оно не должно быть немедленным и неизбежным (словесное неодобрение, временная изоляция от общения, лишение «привилегий»).
Рекомендуется написать список того, что родители ожидают от ребенка в плане поведения. Можно его нарисовать и в доступной форме объяснить ребенку, при.этом стараться как можно реже использовать частицу «не» (вместо «не кричать» — «вести себя тихо» или «разговаривать спокойно»). После составления и обсуждения этого списка родители и педагоги следят за неукоснительным выполнением ребенком этого списка и немедленно поощряют за его выполнение. От физического наказания следует отказаться.
И родителям, и ребенку необходимо научиться таким психотерапевтическим методикам, как визуализация, медитация, аутогенная тренировка;
- Визуализация: мысленное слияние с воображаемым предметом, картиной или процессом. Это создает эффект для восстановления умственного и физического равновесия.
2. Медитация: погружение в состояние спокойной сосредоточенности.
3. Аутогенная тренировка: сознательное управление некоторыми функциями организма. Достижение — мышечное расслабление. Саморасслабление для гиперактивного ребенка — это позитивный опыт самоконтроля и своеобразная игра.
Неоценимое положительное влияние на детей оказывает общение с домашними животными. У родителей появляется возможность научить ребенка быть ответственным за свои действия и за жизнь другого, быть самостоятельным.
Родителям детей с СДВГ следуют обязательно знать, что:
- Этот ребёнок не умственно отсталый, т.к. у детей с СДВГ интеллект, как правило, выше среднего уровня.
- Этот ребёнок – не психически больной, так как его проблемы лежат глубже исключительно поражения мозга и изменений нервной системы.
- Этот ребёнок не невоспитанное создание, над которым нет нужного надзора родителей. Выявление таких детей – не дань моды, а потребность современного общества.
- Этот ребёнок – не новый метафизический феномен, поэтому отнеситесь с изрядной долей скепсиса к теориям вроде «детей Индиго».
Литература.
- Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В.В.Юстицкий. – СПб.: Питер,1999.
- Заваденко Н.Н. как понять ребёнка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. – М.: Школа – Пресс, 2001.Брязгунов И.П. Непоседливый ребёнок / И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова. – М.: Издательство института психотерапии, 2001.
- Широкова Г.А. Справочник педагога – психолога ДОУ – Ростов н/Д: Феникс, 2011.
- Гульянц Э.К. Детско – родительские отношения, как фактор развития личности ребёнка //Индивидуакльные и стилевые характеристики личности: сборник научных статей / Э.К. Гульянц, Г.А. Широкова; под ред. Т.Ю. Синченко, В.Г. Романенко. – Ростов н/Д: ЮРГИ, 2002.
- Гонеев А.Д. Оновы коррекционной педагогики / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева. – М.: Академия, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
как надо вести себя родителям с гиперактивным ребенком
КАК НАДО ВЕСТИ СЕБЯ РОДИТЕЛЯМ С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЕНКОМ ♦ Если гиперактивность обусловлена болезнью, необходимо строго выполнять все предписания врача и правильно дозировать ...
КАК НАДО и НЕ НАДО вести себя родителям с ребенком, когда он впервые начал посещать детский сад
Вашему вниманию предоставлен ряд советов, которые помогут более успешно адаптироваться ребенку, когда он впервые начал посещать детский сад...
Консультация для родителей "Как надо вести себя родителям с маленьким упрямцем"
Консультация для родителей "Как надо вести себя родителям с маленьким упрямцем"...
Консультация для родителей на тему: Как надо вести себя родителям с ребенком, который начал заикаться
Первые признаки заиканияЗаикание чаще возникает у детей в возрасте от 2 до 5 лет.1. употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и);2. повторение первых слогов или целы слов в начале фразы...
Детские страхи. Как надо и как не надо вести себя родителям ребенка, испытывающим страх.
Консультация для родителей....
Как надо вести себя родителям с гиперактивным ребенком
В статье представлены рекомендации родителям гиперактивных детей(игры, занятия и т.д.)...