КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
учебно-методический материал по теме
Говоря об агрессивности дошкольников надо помнить, что источник ее - не только индивидуально-возрастные особенности, но и социальный фактор среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultacii_dlya_roditeley.docx | 20.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема агрессивности в дошкольном возрасте
«Я не ударил Катьку. Просто делал
гимнастику руками. Вот и задел ее случайно».
(Топя К., 4 года)
Наконец-то Вы примирились с кризисом и упрямством в ожидании лучших времен, и вдруг... снова подводные рифы.., еще хуже кризиса и упрямства в тысячу раз.
Малыш преподносит Вам новые сюрпризы, И где только взять выдержку и терпение, чтобы эти сюрпризы принять.
Вчера он потребовал для игры хрустальную вазу, взял нож, чтобы подточить карандаш... Вы начали объяснять ему, что это нельзя. А он, не слушая объяснений, как закричит, как затопает ногами... Весь покраснел, волосы стали мокрыми... Залился слезами и бросился на пол...
А сегодня, когда сестра не разрешила ему самому налить в стакан чай, - он как набросится на нее, дернул за косу и начал царапаться, словно котенок, выкрикивая злые слова.
Все в доме возбуждены и очень встревожены. Никто не знает, как надо вести себя с ним; наказывать или не обращать на это внимание. И как вообще теперь относиться ко всем его просьбам и пожеланиям.
Дать вазу - тотчас же разобьет, дать нож - порежется, а кипятком - просто обварится. Все запретишь - станет неуправляемым. Как быть? Что делать? И есть ли выход из этого тупика?
Конечно, есть, и наиболее простой в тех случаях, когда такое поведение малыша лишь только связано с его возрастными особенностями, а не с какими-то психическими отклонениями. Но прежде чем отыскать его, попробуем разобраться, с чем связана агрессивность ребенка? Не удивляйтесь - именно агрессивность. И ничего ужасного в этом нет, когда она проявляется под влиянием сопутствующих ей обстоятельств. Любой из нас, даже самый воспитанный, в ответ на конфликтную ситуацию, опасность, обиду и нескрываемую враждебность может стать агрессивным. Но взрослым дано управлять своими эмоциями и прятать их где-то в себе, в глубине. Ребенку в 3 года еще невозможно свое недовольство запрятать в себе. Он весь нараспашку. Он просто не может свое поведение еще регулировать социальными нормами и волевыми усилиями. Его не заботит, как будет он выглядеть в глазах окружающих, так бурно высказывая свое недовольство при Вашем отказе немедленно сделать все то, что он хочет. Ему непонятна невыполнимость желания. Он искренне убежден, что справится сам. А Вы ограничиваете это желание и тоже убеждены: он с этим не справится, он еще мал...
Так зреет конфликт, и разрядка его - агрессия малыша. И вот он кричит, визжит и кусается, дерется не только с детьми, но даже со взрослыми.
Как стыдно, как неудобно... И Вы начинаете «сражаться» с ним, чтобы добиться победы. Ругаете, даже бьете, пусть тоже почувствует боль.
Запомните, воспитание — это не поле боя. И, став родителями, Вам прежде всего необходимо знать, что в раннем возрасте один из главных путей познания мира - обычное подражание, и подражает ребенок взрослым, вы бьете его, он Вам отвечает, считай, что это дозволено. А может, вообще драчливость у малыша возникла как подражание.
Наверное, однократные попытки агрессивного поведения встречаются у многих детей. От Вас зависит, чтобы попытка не превратилась в закономерность. Поэтому станьте на минутку психологом. Вспомните, что в 3 года ребенок эмоционально лабилен и не стремится любыми путями к цели, он может менять ее, лишь бы было на «что», особенно если отвлечь его чем-то ему интересным. А это возможно придумать всегда.
К примеру, он просит хрустальную вазу. Как только он выскажет это желание, не превращайте его в невосполнимое. А лучше разочарованно, махнув на вазу рукой, взять ее со стола и поднести к нему, искренне сетуя, что она тяжела, велика и с ней невозможно играть. Как только малыш прикоснется к ней, верните ее на стол и тут же без промедления, не давая ему опомниться, переключите его желание в новое русло. Возьмите карандаши вместе с ним нарисуйте другую вазу, вырежьте ее и превратите в новую игрушку, придумывая на ходу какую-нибудь занимательную историю про эту вазу. Подхватывай Ваши мысли и фантазируя вместе с Вами, малыш забудет о настоящей вазе и прежнем своем желании.
Когда же вместо «отвлекающего манева» звучит категоричное «нет» и весь Ваш вид подчеркивает несостоятельность его желаний, ребенок полон обиды, считая, что Вы относитесь к нему, как к маленькому. И он отстаивает свои права любой ценой. Он выделяет и фиксирует именно это желание и превращает его в самую большую необходимость для данного момента. Теперь все Ваши отвлекающие мероприятия запоздалы и не помогут.
В 3 года агрессивное поведение ребенка - это не чистая агрессивность, скорее, это разновидность реакции протеста против взрослых, И если Вы за это накажете малыша - реакция протеста нарастает. Теперь все будет делаться «назло», конфликт затянется.
Когда же Вы не выдержите и сдадитесь, ребенок быстро сообразит, каким путем достиг победы. И стиль такого поведения закрепится надолго. Поэтому не забывайте о «золотой середине».
В 3 пода Ваш малыш способен «атаковать» обидчика не рассуждая, немедленно, в четыре-пять ребенок, прежде чем лезть в драку, способен обмениться и выразить протест. Он контролирует уже эмоции и чувства, учитывая нормы окружающей среды.
Теперь малыш способен агрессивность направить в игровую форму: он то солдат, стреляющий в противника, то вдруг милиционер, преследующий грабителя. Он понимает, что агрессивность причиняет боль другим, и весь свой гнев на близких взрослых и детей пытается перевести в игру.
В 5-6 лет агрессивный характер поведения - уже как специфическая форма взаимоотношения ребенка с другими окружающими его людьми, особенно со сверстниками, свидетельствуя о нарушении социальных контактов с ними.
И снова надо задуматься: почему? Виноваты ли только насмешки детей или это связано с глубинными пластами отношений в семье? Что тревожит и беспокоит ребенка? Или это просто гиперактивность?
А может быть, Ваша любовь носит только «оценочный» характер: он б Вам, когда хорош, красив и умен. Такая любовь подрывает веру ребенка в искренность Вашей любви. Он хочет, чтобы Вы любили его со всеми недостатками.
Говоря об агрессивности дошкольников, надо помнить, что источник ее как в индивидуально-возрастных особенностях ребенка, так и в социальных факторах среды.
Как фиксированная форма поведения, агрессивность закрепляется тогда, когда малыш не ощущает со стороны родителей ни нежности, ни любви и мечтает хоть каким-то способом привлечь внимание к себе.
Если Ваш ребенок агрессивен, лишний раз задумайтесь, действительно ли все благополучно у Вас в семье
Когда все благополучно, постарайтесь вспомнить, не было ли романтичных проявлений чувств у дочери к отцу, у сына к матери. Может, это просто скрытое соперничество детей к родителям: дочки к матери, сына к папе.
Если в это время у Вас родился второй ребенок, задумайтесь, не в этом ли первопричина всего. Может быть, Ваш первенец почувствовал себя уже ненужным семье. Ведь все дети с трех лет способны на чувства и страсти... на зависть, ревность... и неадекватным поведением выплескивают все наружу. Ревность тоже порождает агрессию.
Обязательно пронаблюдайте, как играет малыш со сверстниками, не третируют ли они его бесконечными насмешками, ранящими самолюбие, особенно когда ребенок единственный и не умеет дать сдачи. Как правило, беспомощны только первенцы.
Если агрессивное поведение у малыша появилось после поступления в дошкольное учреждение, то ищите источник там.
КАК НАДО
вести себя родителям с агрессивным ребенком
Первым делом нащупать все болевые точки в семье.
Нормализовать семейные отношения.
Ликвидировать все агрессивные формы поведения среди близких, помня, что ребенок, подражая, видит все.
Принимать ею таким, какой он есть, и любить со всеми недостатками.
Что-то, требуя от ребенка, учитывать возможности ею, а не то, как Вам хотелось бы это видеть.
Попытаться погасить конфликт еще в зародыше, направляя интерес ребенка в другое русло.
Дать понять ему, что он любим, даже если вдруг в семье появился новорожденный.
Научить его общению со сверстниками, уделяя максимум внимания при поступлении в детский сад.
При драчливости ребенка главное — не разъяснить, а предотвратить удар.
Помнить, что и слово может ранить малыша.
Понимать ребенка!
КАК НЕ НАДО
вести себя родителям агрессивным ребенком
Постоянно внушать ему, что он плохой. Помните, что отрицательная оценка взрослых формирует отрицательную самооценку у малыша и затрудняет его общение с внешним миром.
Негибкими воспитателями мероприятиями загонять ребенка в угол, ожесточая его.
Использовать агрессивные методы воспитания и наказания (шлепки, угол, ремень). Не забывайте, что агрессивность — это следствие враждебности, а воспитательные мероприятия — не орудия сражения.
Позволять ребенку даже нарочно стрелять во взрослых игрушечным пистолетом.
Учить мучить домашних животных.
Преднамеренно разжигать романтические чувства к одному из родителей.
Все время подчеркивать и напоминать, что новорожденный лучше ею.
Культивировать вражду между ним и сверстниками.
Оскорблять достоинство малыша грубыми словами.
Не любить ею или любить только «оценочной» любовью.
Когда нет видимых причин для агрессии малыша, обратитесь к психологу и психоневрологу.
Ситуация для родителей
Четырехлетний Дима очень любит телевизор и может целыми часами вместе с папой смотреть любые кинофильмы, где совершаются насилия и грабежи. Но мама почему-то недовольна этим и постоянно запрещает папе включать такие передачи. А Диме не понятно, почему. И он, как папа, обижается на маму и даже вечером, шутя, навел внезапно на нее вдруг дуло пистолета, который папа купил ему в «Детском мире». Но вместо того, чтобы понять шутку, мама Димы выхватила пистолет из его рук и выбросила в мусоропровод. А папа ей доказывал, под громкие рыдания ребенка, что это — издевательство над сыном, что мальчики не могут вырасти без пистолетов, насилие — у них в крови. И это главное, что отличает настоящего мужчину.
- Правильно ли поступила мама Димы?
- Правильно ли рассуждает папа Димы?
- Что бы предприняли Вы в подобной ситуации?
МБДОУ «Лямбирский д\с №2 «Родничок»
Консультация для родителей.
«Агрессивность в дошкольном возрасте»
Подготовила: воспитатель
Шаброва. О.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....
1.Консультация для родителей «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми» 2.Консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности».
Как привлечь детей к театральным играм.Игры....
Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...
Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей
«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...