Консультации для родителей
материал (младшая группа) по теме

Серебрякова Елена Юрьевна

       Консультация для родителей на тему: «Прогулка с ребенком»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultaciya_dlya_roditeley_na_temu.docx33.06 КБ

Предварительный просмотр:

       Консультация для родителей на тему: «Прогулка с ребенком»

 Семья играет важную роль в формировании личности человека. Воспитать своего ребенка - великое искусство, так как сам процесс воспитания – это непрерывная работа сердца, разума, воли родителя. Приходится повседневно искать пути подхода к ребенку, думать над разрешением конкретных ситуаций, возникших в общении. Здоровый микроклимат семьи зависит от атмосферы дружбы, доверия между взрослыми. Помочь правильному развитию физического и психического здоровья ребенка помогут совместные прогулки.  Ребенок по своей природе активен и любознателен, он легко впитывает все, что видит и слышит вокруг, ему передается настроение взрослых. Общение с малышом на природе позволит нам научить его сердечности, заботливости, развить и обогатить речевые навыки, привить желание трудиться, ухаживать за животными и птицами.  Такие прогулки надолго остаются в памяти у детей. С особой силой запечатлеваются посещение любимых мест в разное время. Дети видят природу в разные сезоны года, наблюдают за её изменениями, глубже и полнее чувствуют её своеобразие и прелесть. Яркие впечатления, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю его жизнь. Поэт К. Симонов в стихотворении «Родина» пишет:

Ты вспоминаешь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал,

Ты вспоминаешь Родину – такую,

Какой ее ты в детстве увидал.

 По крупице рождается чувство любви к местам, где родился, рос. Это первые ростки большого чувства любви к Родине. Маленькие дети открыты и простодушны. Если родители сделают вместе с ребенком кормушку и повесят ее, то ребенок, выходя гулять, будет напоминать взять крошки для птиц, с упоением и восторгом он будет наблюдать за их пиршеством, а в его сердце укрепится чистота и нежность. Учите ребенка разделять радость других. Малыш еще не способен быть счастливым от того, что другим хорошо. Важно чтобы наши дети были не только потребителями, но и творцами радости других. Надо учить ребенка всматриваться, вслушиваться, смотреть и видеть. Чтобы ребенок не вырос потребителем, с раннего детства надо вырабатывать привычку к труду. Дети четырех лет с удовольствием помогают убирать грабельками листья, сажать лук, фасоль, собирать овощи, расчищать дорожки от снега, счищать его со скамеечек. Осенью, весной вместе с ребенком можно посадить во дворе рябинку, ребенок привяжет тонкий ствол к колышку. «Какой из него работник? Только мешается под ногами» - говорит отец Васи, а вот папа Алеши доверил сыну подносить колышки, подержать шнур. Для организации детского труда на прогулке советуем приобрести железную лопатку для перекопки грядки (заранее вскопанной взрослым). Деревянную лопатку (диаметр ручки 2 см; лоток 12х14, длинна черенка1 м, грабельки на 7 зубьев. Используя жизненные ситуации, взрослые подбадривают ребенка, поощряют. Оценка детского труда исключительно позитивная.  В выходные дни, когда взрослые могут выделить больше времени для общения с ребенком, можно совершить целевые прогулки на луг для наблюдения за насекомыми, луговыми травами, лекарственными растениями. Незабываемые впечатления получит ребенок от экскурсии к водоему. Здесь он кроме сведений о жителях водоема, растениях, в теплое время года узнает о свойствах воды, песка, затеет вместе со взрослыми постройку из влажного песка. Дети замечают плавающих улиток, лягушек. Отталкиваясь от обсуждений увиденного, постройте дальнейшее общение с ребенком. Задавайте как можно чаще вопрос «Как ты думаете? Почему? »… Внимательно выслушивайте его умозаключение, развивайте и углубляйте его стремление познавать, предполагать. У любознательных родителей растут любознательные дети. Экологическую грамотность развивают опыты и эксперименты. Благодаря им появляется способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы, умозаключения. Подвергайте исследованиям объекты живой и неживой природы семена, растения, животных, человека. Всегда помните о гуманности по отношению к исследуемому объекту. Очень важно выработать понимание уникальности, неповторимости живых существ и неживых предметов природы. Важно донести понимание, что человек занимает позицию более сильной стороны по отношению к природе, и поэтому обязан быть покровителем. Должен беречь, и заботится о ней, противостоять безнравственным поступкам других людей. Пусть вашим девизом будет «Наблюдай, но не навреди! » Это главное условие сохранение нашего общего дома – Земля, и ее детей.

       

      Педагогические условия  формирования 

           культурно-гигиенических навыков 

 Для ребенка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры - потребность, привычка. Обучение гигиеническим навыкам начинается со знакомства с предметами личной гигиены: полотенце для лица и рук, полотенце для тела, полотенце для ног, банная простынка, небольшая расческа (по руке малыша) с тупыми зубчиками, стаканчик для полоскания рта, зубная щетка, носовые платки, щеточка для мытья ногтей, мочалка для тела.

     Гигиеническое воспитание после года направлено на приобщение ребенка к следующим гигиеническим навыкам:

 - мыть руки перед едой и после каждого загрязнения;

 - умываться после ночного сна и после каждого загрязнения;

 - принимать ежедневно гигиенический душ перед ночным сном, а летом и перед дневным сном;

 - мыться с мылом и мочалкой (через два дня на третий);

подмываться перед сном и после сна, если малыш проснулся мокрым;

    - полоскать рот после приема пищи (с 2 лет);

    - пользоваться зубной щеткой (с 2 лет);

    - пользоваться носовым платком по мере надобности в помещении и на прогулке (самостоятельно с 2,5 лет);

     - пользоваться расческой, стоя перед зеркалом (с 1,5-2 лет);

     - ухаживать за ногтями с помощью щеточки (с 2,5 лет);

     - не брать грязными руками пищу (под контролем взрослого на протяжении всего раннего детства);

    - мыть ноги перед сном.

    Любую гигиеническую процедуру с маленьким ребенком следует проводить аккуратно, осторожно, чтобы не испугать его, не вызвать неприятных ощущений. И никогда, даже тогда, когда ваш малыш научится самостоятельно выполнять ту или иную процедуру, не оставляйте его без присмотра. Приступая к гигиенической процедуре, заранее продумайте все действия, расположите необходимые предметы так, чтобы ими свободно можно было пользоваться, не тратя время на их поиски, не отвлекаясь. Например, готовясь к купанию, продумайте, где поставить кувшин, куда положить мыло, на какой крючок повесить полотенце. Проверьте температуру воды, уберите все лишние предметы из ванной комнаты.

    Для проведения гигиенических процедур с ребенком создайте все необходимые условия:

- разместите крючок для полотенца на уровне роста (но не глаз!) ребенка;

- подставьте к умывальнику скамеечку, стоя на которой он сможет достать кран;

- прикрепите ручку-держатель к стене, чтобы ребенок мог держаться за нее обеими руками при подмывании, мытье ног, принятии гигиенического душа;

- положите коврик (решетку) в ванной, предотвращающий скольжение.

  Предметы, которыми ребенок будет пользоваться самостоятельно, следует подобрать с учетом его возрастных возможностей. Размер мыла должен соответствовать руке ребенка; полотенце и петелька на нем должны быть такими, чтобы малыш одним движением мог снять и повесить его; стаканчики для зубной щетки и полоскания рта должны быть устойчивыми, удобными и безопасными; расческу следует выбрать с тупыми зубчиками, чтобы не повредить нежную кожу малыша, а ее размер должен соответствовать его руке.  Предметы личной гигиены ребенка должны быть красочными, располагающими к запоминанию. Годовалый ребенок способен находить свое полотенце, которое всегда висит в определенном месте и имеет какой-либо красочный ориентир (рисунок на ткани, аппликация, вышивка и т.п.). Удобная организация условий для гигиенической процедуры должна побуждать ребенка к активности, самостоятельным действиям.

 

Учим умываться 

  

•  Завернуть рукава одежды ребенка.

• Проверить температуру воды.

• Намылить ладони малыша до образования пены, потереть ими друг о друга. Можно поиграть: «Чьи это лапки? Лапки-царапки? Нет, это ручки! Чьи это ручки? Да, моей внучки (дочки)!» и т.п.

• Смыть мыло под струей воды, побуждая малыша к самостоятельным действиям.

• Вымыть лицо, называя каждую его часть. Учить сморкаться: зажимая то одну, то другую ноздрю, предложить с усилием «выдуть» струю воздуха.

• Еще раз обмыть водой руки ребенка.

• Закрыть воду.

• Снять полотенце, привлекая малыша к участию в этом.

• Насухо вытереть лицо и руки, называя части тела и лица, которые вытираются.

• Предложить посмотреть в зеркало: «Вот какой ты стал чистенький и красивый!».

   При умывании взрослый называет все действия, которые происходят перед глазами ребенка («Это водичка. Вот как бежит водичка. Какая водичка? Теплая, прозрачная, резвая, быстрая, ласковая. Это мыло. Какое мыло? Красивое, гладкое, скользкое. Ой, ой! Хочет убежать. Нет, мы не дадим тебе, мыло, убежать!»).  Во втором полугодии взрослый, придерживаясь последовательности действий, побуждает ребенка к посильной самостоятельности. Очень важно с 1 года 6 месяцев учить малыша самостоятельно пользоваться полотенцем, вытирать насухо руки. Его возросшая активность требует частого мытья рук. Помните: если при этом их не вытирать насухо, очень скоро может образоваться «грубая» кожа (т.н. «цыпки»), трещинки и т.п.

 

Учим пользоваться полотенцем 

 

Предложить ребенку 

• Снять полотенце с крючка.

• Положить его на одну руку, затем «спрятать» под него вторую руку.

• Ровно держа полотенце посередине, поднести его к лицу, наложить на него, прижимая, касаться каждой части лица.

• Насухо вытерев лицо, освободить одну руку из-под полотенца и вытирать ее движениями руки, спрятанной под ним.

• Поменять руки местами.

     Все действия следует сопровождать оживленным разговором с малышом. А в конце, предложив показать ручки и пальчики Зайке, Мишке, спросить: «Какие теперь ручки?». Ответить: «Сухие, чистые!». Затем прочитать потешку

 «Мальчик-пальчик»:

Мальчик-пальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел!

При чтении потешки побуждать малыша показывать поочередно каждый пальчик.

Если взрослый наберется терпения, то в 1 год 8 месяцев (в 2 года) малыш будет сам мыть и вытирать руки.

 

 

 

 

 

Учим пользоваться носовым платком 

• Знать назначение носового платка. Не использовать его как предмет игры.

• Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению.

• Находить носовой платок в кармане платья, кофты, рубашки, пальто и т.п.

• Самостоятельно доставать платок из кармана и побуждать к его использованию (в случае необходимости обращаться за помощью).

• Постепенно формировать умение разворачивать и сворачивать платок, аккуратно класть его в карман.

• Обращать внимание на чистоту носового платка.

                               Учим пользоваться расческой 

• Знать свою расческу и место, где она лежит.

• Показать функциональное назначение расчески и формировать навык ее использования.

• Учить спокойно относиться к процедуре причесывания, повторять ее по мере надобности (после сна, после прогулки, после пользования головным убором и т.п.).

• Позволять ребенку проявлять самостоятельность, исходя из его желания («Я сам!»).

• Переносить навык использования расчески в игровую ситуацию (с куклой), повторяя знакомое действие в сюжетно - отобразительной игре.

• Исключить возможность пользования чужой расческой.

                              Учим пользоваться зеркалом 

  

• Знать, что такое зеркало и его функциональное назначение (причесываться перед зеркалом, рассматривать свою одежду и т.д.).

• Учить спокойно, с интересом рассматривать себя в зеркале, не трогая его руками.

•Подводить малыша к зеркалу, обращать его
  внимание на чистоту одежды и лица.

 

 Если у ребенка плоскостопие

Если у ребенка плоскостопие

Под плоскостопием принято понимать деформацию стопы, заключающуюся в уменьшении ее сводов в сочетании с патологическим изменением положения пятки и контрактурой переднего отдела стопы.

Причинами роста числа детей, страдающих плоскостопием, являются врожденная патология (11,5% от всех дефектов стопы), перенесенный рахит, некоторые нервные заболевания, лишний вес, травмы ног и неадекватная физическая нагрузка. Но чаще всего дело не в нарушении режима двигательной активности, а в ношении нерациональной обуви.

 

Функции стопы

Стопы претерпевают изменения на протяжении всей жизни человека, но наиболее интенсивное формирование сводов идет в первые 7 лет. Далее критическими для сохранения формы и функции стоп будут периоды быстрого росте ребенка, приходящиеся на школьные годы, периоды гормональной перестройки. Стопа выполняет три важные биомеханические функции: рессорную, балансировочную и толчковую. Рессорная функция – в смягчении толчков при ходьбе, беге, прыжках. При плоскостопии точки более резко передаются на суставы нижних конечностей, позвоночник, что способствует ухудшению условий функционирования жизненно важных органов и систем.Балансировка – регуляция позы человека при движении. При плоскостопии положение костей и суставов меняется, связочный аппарат деформируется, поэтому у ребенка нарушается координация движений, устойчивость.Толчковая функция – сообщение ускорения телу при движениях – самая сложная функция стопы, так как в ней используется и рессорность, и балансировка. Особенно это заметно при беге и прыжках. Дети, страдающие плоскостопием. Могут предъявлять жалобы на повышенную утомляемость ног, боли в стопах, голенях при беге, длительной ходьбе и к концу дня. Возможно, появление головных болей после двигательных нагрузок как следствие снижения рессорной функции стоп. У детей, имеющих значительную степень плоскостопия, наблюдается щлепающая походка с разведением носков в стороны, при стоянии – стремление поставить стопу на наружный край, неравномерный износ обуви: быстрее изнашивается внутренняя часть.

 Какую обувь носить?

Рациональной (ортопедически верной) для дошкольника является обувь, плотно охватывающая, но не сдавливающая ногу, с жестким задником, фиксирующим пятку в верном положении, каблуком высотой 0,3-0,5 см и гибкой подошвой. Не рекомендуется носить резиновую обувь, валенки, мягкие тапочки, чешки – они не держат свод стопы. Босохождение показано только по неровной поверхности (гальке, песку, траве). С глубокой древности на востоке известна еще одна функция стопы, не имеющая прямого отношения к биомеханике. Стопа – это область, богатейшая нервными рецепторами и являющаяся «энергетическим окном» организма.

 Как лечить?

Основной метод – лечебная гимнастика, которая назначается с целью укрепить мышцы, удерживающие свод стопы, нормализации патологически измененного мышечного тонуса, улучшения подвижности в суставах стоп и координации движений и оздоровления организма в целом. Приведенные далее упражнения помогут вашим детям избавиться от плоскостопия или предупредить его появление.

Упражнения в ходьбе

«Маляр»

Потолок у нас высок, тянемся прилежно, мы побелим потолок краской белоснежной.

Ходьба на носочках, руки вверх, сгибание-разгибание костей в лучезапястном суставе.

«Пингвины»

Ходят важные пингвины по холодной белой льдине, и неясно, почему им не скользко никому.Ходьба на пятках, руки прижаты к туловищу, кисти параллельны полу.

«Мишка»

Мы коричневому мишке принесли на ужин шишки, тут как начал он реветь: «Я не белка, я – медведь! Не нужны мне ваши шишки, мед на ужин нужен мишке!» Ходьба на наружном крае стоп, пальцы ног согнуты, пятки в стороны.

«Кошка»

Кошка за мышкою хитро крадется, видно несладко мишке придется.  Ходьба на носочках в плуприседе, мягко пружиня.

Упражнения сидя на стуле

«Гусеничка»

Сгибая пальцы, продвигать стопы вперед, не поднимая пяток над полом. Изображаем ползущую гусеницу.

«Молоточки»

Молоточки стучат, строим домик для зайчат. Поднять стопы на носки, опуская, стукнуть пятками об пол.

«Художник»

Вытянуть носки стоп, изобразить макание кисти в краску, «рисовать» на полу различные фигуры, не опускаясь на пятки.

«Обезьянка»

Рассыпать на полк каштаны, желуди или крупные пуговицы. Ребенок сгребает их в кучку, удерживая стопы на наружном крае, а затем перекладывает в коробку, зажимая между подошвами.

«Гнездышко»

Коробку карандашей высыпать на пол и предложить ребенку переложить их в кучку, по одному поднимая их с пола пальцами стоп, как птичка по прутику строит себе гнездо.

Упражнения с палкой

«Раскатываем тесто»

Катать палочку по полу подошвенной частью и наружными краями стоп.

«Снегирек»

Сел на ветку снегирек, дунул ветер, он продрог. Крепко зацепиться пальцами стоп за гимнастическую палку и удерживать 10-15 секунд.

«Вини Пух»

Поставить палку вертикально, руки на верхнем конце, развести колени в стороны и изображать лазание по дереву попеременными шагами, ставя стопу на палку подошвенной частью сбоку.

«Переправа»

Ходьба по палке:

1)  серединой стопы приставными шагами боком;

2) пальцами по палке, пятками по полу, как медведь переправляется через ручеек к малиннику.

Упражнения с массажным мячиком 

«Ежик»

Ежик, ежик, не сердись, круглым боком повернись, не боюсь твоих колючек, обниму тебя получше. Катать мяч одной и другой ногой по очереди, двумя ногами, сжимать между подошвами.

«Помощник»

Захватить пальцами стопы небольшой лоскуток ткани, приподняв ножку над полом, изображать вытирание пыли.

«Сидячий футбол»

Мама или папа садятся с ребенком на пол напротив друг друга и перекатывают мяч (диаметром около 20 см), толкая его ногами.

«А ну-ка, отними!»

Связать в кольцо в толстую веревку, сесть как в «Сидячем футболе», зацепившись пальцами, перетягивать к себе.

Очень полезны при плоскостопии водные закаливающие процедуры. Они не только улучшают местное кровообращение, но и оздоравливают организм в целом. Налейте в один таз воду температурой 38 градусов (для соматически здоровых детей), а в другой – температурой 18 градусов. На дно таза положите гальку и предложите ребенку перекладывать ее в таз с прохладной, полностью опуская стопы до дна. Температурный контраст для ослабленных детей должен быть мягче – 38-28 градусов. Стопы насухо вытирают или дают высохнуть, усиливая закаливающий эффект.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...