Работа с родителями.
материал (старшая группа) по теме

Досова Ольга Юрьевна

Родительское собрание

Тема: «Использование проектного метода в организации познавательной деятельности дошкольников»

 

Основные вопросы:

  1. Метод проектов как один из методов обучения детей старшего дошкольного возраста
  2. Методы, доминирующие в проекте.
  3. Знакомство родителей с проектами, запланированными на учебный год.

4. Совместная деятельность родителей, детей и педагогов в процессе выполнения проекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Тема: «Использование проектного метода в организации познавательной деятельности дошкольников»

Основные вопросы:

  1. Метод проектов как один из методов обучения детей старшего дошкольного возраста
  2. Методы, доминирующие в проекте.
  3. Знакомство родителей с проектами, запланированными на учебный год.

4. Совместная деятельность родителей, детей и педагогов в процессе выполнения проекта

Модель нового образовательного учреждения ставит своей целью формирование целостной информационной культуры человека XXI века. Согласно этой модели, современное образовательное пространство ДОУ должно стать местом овладения разными культурными способами деятельности: приобретение предметной грамотности, освоение методологии исследований, получение навыков проектной культуры и работы в группе. А для этого необходимо, чтобы на смену существующему сегодня в отечественной педагогике и нацеленному на получение знаний подходу к образованию пришел компетентностно-ориентированный подход, который обеспечит индивидуализацию образовательного процесса, высокую мотивированность учащихся и более глубокое изучение практической области применения конкретного предмета.

Метод проектов – это один из методов обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, помогающей ребёнку сформировать уверенность в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через деятельность. Работая по методу проектов, воспитатель осуществляет педагогическое сопровождение ребёнка в деятельности по освоению окружающего мира.        

        Поисково – познавательная деятельность дошкольника направлена на результат, который получается при решении той или иной проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применять в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становиться бесценным достоянием ребёнка, соединяя в себе знания, умения и ценности.

        Метод проектов позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности, он также способствует развитию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать возникающие трудности и проблемы по ходу дела, общаться со сверстниками и взрослыми.

        В основе каждого проекта лежит какая-либо проблема. Этот метод основан, прежде всего, на личностно – ориентированном подходе к детям. Ведь темы проектов в основном рождаются именно из интересов детей.

        Большинство современных педагогов стремятся донести до детей готовые знания, которыми владеют сами. В этом случае роль взрослых сводиться к созданию условий для формирования у дошкольников интереса к предлагаемой теме.

        Я же, используя метод проектов, становлюсь организатором исследовательской деятельности детей, генератором развития его творческого потенциала. Так как проблема должна  исходить от детей; именно они должны задать тот ключевой вопрос, который станет впоследствии стержнем проекта. Проанализировав знания и опыт детей в определенной области, я придумываю прием стимуляции их познавательного интереса.

        В проектной деятельности процесс познания детей расширяется и углубляется. Иными словами, дети, получив результат и определённые знания, сознательно ставят новую познавательную задачу и проектируют способы её решения.

        Именно такой путь познания, на мой взгляд, наиболее естествен для ребёнка. Педагог не должен предлагать для изучения материал, не возбудивший познавательного интереса детей, он лишь помогает в исследовании того, что их заинтересовало. Ребёнку необходимо открыть для себя свойства предметов  и явлений в процессе самостоятельного изучения, которое должно проходить преимущественно в форме игры и труда. Так как в этих видах деятельности развивается вкус детей к самообучению и самосовершенствованию, знания приобретаются в процессе делания на основе индуктивного метода познания: от частного – к общему.

        По ходу реализации проекта воспитатель проживает целый ряд ролей: вдохновитель экспериментально – поисковой деятельности детей; специалист в различных областях знаний; консультант по нахождению источников информации; помощник в вопросах планирования и т.д. Такие образом, на фоне этой деятельности развивается и совершенствуется и сам воспитатель.

        Достаточно сложным является вопрос о степени самостоятельности детей при их участии в подготовке и разработке проекта -  какие задачи решает педагог, какие – сами дети, а какие разрешимы через сотрудничество. Это зависит от таких факторов, как возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, сложность выбранной темы, предыдущий опыт проектной деятельности детей, характер взаимоотношений в группе.

        Таким образом, использование метода проектов в организации познавательной деятельности дошкольников – принципиально иной подход к построению образовательного процесса, основанный на активной исследовательской позиции детей с учётом их личных интересов.

Метод, доминирующий в проекте

Исследовательские проекты, имеют структуру, приближённую к подлинным научным исследованиям. Они предполагают аргументацию актуальности темы, определения проблемы, предмета, целей и задач исследования. Обязательно проведение эксперимента. Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формулированием выводов и обозначением проблем на дальнейшую перспективу исследования.

Творческие проекты имеют структуру: определение потребности, исследование, обозначение требований к объекту проектирования, выработка первоначальных идей, выбор одной, планирование, оценка. Форма представления – изделие, видеофильм, праздник, энциклопедия, репортаж и т.д.

Приключенческие (игровые) проекты  предполагают, что участники принимают на себя определённые роли, обусловленные содержанием проекта. Ведущий вид деятельности детей в таких проектах – ролевая игра. Результаты не всегда возможно наметить в начале работы, они могут определиться лишь в конце проекта.

Информационные проекты – этот тип проектов, признанный научить учащихся добывать и анализировать информацию. Он может стать частью другого проекта.

Практико – ориентированные проекты – ориентированы на результат. Результатом может быть изделие, удовлетворяющее конкретную потребность.

Таким образом, существуют следующие виды проектов:

  1. исследовательско – творческий;
  2. игровой;
  3. информационно – практико – ориентированный;
  4. творческий (оформление проекта в виде детского праздника)

По длительности проекты бывают краткосрочные (1 – 2 недели) и долгосрочные (до года).

По числу участников проекты могут быть индивидуальные, парные и групповые.

Совместная деятельность родителей, детей и педагогов в процессе выполнения проекта

        Метод проектов предоставляет педагогу возможность успешного включения родителей в жизнь их детей в детском саду.

        Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остаётся актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса – поиск дальнейших путей сотрудничества, в равной степени необходимого как педагогам, так и родителям. Родителям – для того чтобы научиться понимать удивительный мир детства и собственно ребёнка, педагогам – чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Только вместе воспитатели и родители могут лучше узнать ребёнка, а узнав, направить общие усилия на его развитие.

        Большинство современных родителей – люди грамотные, читающие научно – популярную и публицистическую литературу по вопросам воспитания и развития детей. Даже имея довольно обширный запас теоретических знаний, они не всегда способны их грамотно применить. В педагогике, как и в медицине, важен принцип «Не навреди!»

        Но сегодня речь уже не идёт просто об обмене информацией между родителями и педагогами детских садов о развитии, успехах и трудностях дошкольника. Актуальным является включение семьи в жизнь ребёнка в детском саду. И здесь удачной находкой  оказался метод проектов. На сегодняшний день он получает все большее распространение в нашем ДОУ.

        Для метода проектов характерна групповая деятельность.

        Такая совместная проектная деятельность педагогов, родителей и детей способствует сплочению коллектива родителей. Они получают возможность познакомиться и узнать поближе интересы других семей и даже подружиться.

        Включение родителей в воспитательно – образовательный процесс будет вестись в детском саду по трем направлениям:

  1. Мероприятия, направленные на прямое участие родителей в педагогическом процессе, - «Встречи с интересными людьми»
  2. Мероприятия, направленные  на закрепление знаний, полученных детьми на занятиях.
  3. Мероприятия, направленные на формирование в сознании детей важного понятия «семья», что способствует решению проблем, связанных с их социализацией.

Мы будем привлекать Вас к проведению занятий.

        Выполненные проекты будут вывешиваться для ознакомления только после защиты их ребёнком.

Интересны проекты летнего отдыха дошкольников с семьёй. Проектирование летнего отдыха возможно, поскольку проектирование является важнейшим компонентом способа жизнедеятельности детей.

Среди фактов, оказывающих влияние на процесс проектирования летнего отдыха детей, на мой взгляд, являются:

  1. готовность воспитателя к коллективной деятельности по определению комплекса мероприятий, вносящих изменение в организацию летнего отдыха детей;
  2. участие руководства ДОУ в организационной поддержке проекта;
  3. привлечение семей воспитанников, ориентированных на партнерские отношения с ДОУ, к участию в проектировании детского отдыха детей;
  4. учет особенностей экосистемы края со своими законами, богатством видов флоры и фауны.

Готовясь к летнему  оздоровительному периоду, мне удалось перейти с детьми и родителями на новые партнёрские отношения, характерной чертой которых является стремление к доверию, реализации прав на творчество, свободу, развитие.

Необходимо отметить, что подобные проекты способствуют сближению родителей и детей, педагогов и родителей. Эмоциональное общение, участие в общем деле способствует сплочению коллектива взрослых и детей.

Таким образом, хотелось бы подчеркнуть, что, реализуя «метод проектов» в воспитательно – образовательной работе детского сада, можно достигнуть значительных успехов на пути налаживания контактов с родителями воспитанников, взаимопонимания и сотрудничества с ними. Главным здесь являются искренняя заинтересованность педагога, его творческий потенциал и умение увидеть, услышать и даже почувствовать, что интересно детям, куда они хотят «отправиться», какие  новые открытия свершить, а также стремление «заразить» интересами детей родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по повышению правовой компетентности родителей Методическое пособие для воспитателей и специалистов ДОУ по работе с родителями

Предлагаемое методическое пособие подготовлено с целью оказания  помощи педагогам дошкольных образовательных учреждений в работе с родителями по формированию у них правовой и педагогической...

Совместная работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Работа с родителями

Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс....

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников «Совместная эколого – оздоровительная работа с детьми и родителями»

Материал содержит методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников. Раскрывает цель, задачи и основные принципы работы с родителями по экологическому воспитанию детей д...

Работа с родителями. Статья: « Проектная деятельность в работе с родителями»

      Работу с родителями веду параллельно, с самого начала выявления ипривития детям интереса к музыке. По мере возможности изучаю условияжизни ребёнка; выявляю индивидуальные с...

Работа с родителями. Методические рекомендации по теме: «Работа с родителями»

Работа с родителями. Методические рекомендации по теме:«Работа с родителями»...

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...