картотеки театральных игр
методическая разработка (старшая группа) по теме

Марущак Ольга Анатольевна

эти  картотеки  помогут  вам  организовать  театрализованную  деятельность  в  детском  саду

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека   дыхательных    упражнений.

Цель:    Развивать  правильное  речевое  дыхание,  тренировать  опору  дыхания

               и  свободу  звучания.

               Расширять  диапазон  и  силу  звучания  голоса.

 1.   «  Бумажный  кораблик »

         Детям  предлагается  сделать  бумажный  кораблик  и  поставить   его  на  гладкую  

           поверхность  стола.  Задача  заключается  в  том, чтобы « перегнать»  кораблик  с  

           одного   конца  стола  на  другой.

Вар:  можно  расставить 2-3   преграды  на  пути  кораблика  в виде  спичечных  коробков.

          Попробуйте  провести  кораблик,  не  задевая  преграды.

          Выдох  должен  быть  сильным, направленным  на  кораблик, но  плечи  и  шею  не  

          напрягать.

2.   Представьте,  что  к  вам  на  ладошку  упала  снежинка…

       Попробуйте  её  тихонько  сдуть.

       ( дети  делают  вдох  носом,  а  затем  длинный  выдох).

 

3.    А  теперь  представьте  себе,  что  снежинка  упала  на  ладошки,  на  плечи,  на  рукава

       одежды.  Сдуйте  их.

( дети  делают  носом  вдох  и  несколько  коротких  выдохов,  как бы  сдувая  с  себя  снежинки).

4.      Представьте,  что  вам  холодно,  ваши  руки  замерзли.  Как  вы  их  погреете? (дети  делают  поочередно  вдох  и  выдох,  направляя  теплый  воздух  на  ладошки).

5.     «Чудо – лесенка »

Ход  игры:  каждую  последующую  фразу  дети  произносят,  повышая  тон  голоса.

            Чу-до-ле-сен-кой  ша-га-ю,

            Вы-со-ту-я-на-би-ра-ю:

            Шаг-на-го-ры,

            Шаг-на-ту-чи…

            Не-ро-бе-ю, петь  хо-чу,

            Пря-мо  к  солн-цу-я-ле-чу!

6.   «  Игра  со  свечой »

Ход  игры:   детям  предлагают  сделать  бесшумный  вдох  через  нос,  затем  подуть  на  горящую

                     свечу,  стоящую  на  некотором    расстоянии. Задача  в  том,  чтобы  не  погасить  

                     свечу,  а  только  заставить  плавно « танцевать» пламя.  Выдох  делается  тонкой

                     упругой  и  плавной  струей  воздуха  через  плотно  сжатые  губы.

                     Первый  раз  упражнение  делается  с настоящей  горящей  свечой,  а  потом  можно

                     играть  с  воображаемым  пламенем.

-  2  -  

7.      «  Ветер »

        Дует  легкий  ветерок – ф-ф-ф…

        И  качает  так  листок – ф-ф-ф… ( выдох  спокойный)

        Дует  сильный  ветерок – ф-ф-ф…

        И  качает  так  листок – ф-ф-ф..   (активный  выдох)

        Осенние  листочки  на  веточках  сидят,

        Осенние  листочки  детям  говорят:

        Осиновый -   а-а-а….

        Рябиновый – и-и-и…

        Березовый  - о-о-о…

        Дубовый  - у-у-у…

8.      «  Шарик »

       Шарик  мой  воздушный.

       Какой  ты  непослушный!

       Зачем  ты  отвязался,

       Зачем  помчался  ввысь?

       Вернись  скорее, шарик!

       Вернись!

Поднять  руки  вверх – вдох,  медленно  опускать  вниз – длительный  выдох  с  произнесением  звука « Ш-ш-ш…».

9.        « Снежинки »

     Дети  берут  снежинки  на  ниточках  и  долго  дуют  на  них,  наблюдая  за  кружением

     снежинок.

         Кружатся  снежинки  в  воздухе  морозном.

         Падают  на  землю  кружевные  звёзды.

         Вот  одна  упала  на  мою  ладошку.

         Ой,  не тай,  снежинка,  подожди  немножко.

10.      «  Кошка  и  шарик »

    Дети  кладут  руки  на  живот  и  делают  через  нос  вдох,  стараясь  не  поднимать  плечи.  

     После  небольшой  задержки  дыхания  происходит  продолжительный  выдох  с

     произнесением  звука «ш».

                Надувала  кошка  шар,

                А  котёнок  ей  мешал:

                Подошел  и  лапкой – топ!

                А у  кошки шарик – лоп!

                Ш-ш-ш…

11.      « Пузыри »

            Эй,  мышонок,  посмотри,         ( хором,  звать  к  себе  помахивая  кистями,

            Мы  пускаем  пузыри:                  перед  тем, как  назвать  цвет  надо  сильно  надуть

            Синий, красный,  голубой.          щёки  и  быстро  выдохнуть,

            Выбирай  себе  любой!                обе  руки  вверх  развести  в  стороны)

-  3  -    

12.    «  Парус »

      Дети  после  спокойного  вдоха  продолжительно  произносят

      на  выдохе: « ф-ф-ф…»

             Помоги  мне,  ветерок,

             Паруса  надуй,  дружок,

             Пусть  плывет  кораблик  мой

             К  папе  с мамочкой  домой.

13.    «  Пчела »

            Пчёлка  гуди,  в  поле  лети.

            С  поля  лети,  медок  неси.

             Ж-ж-ж…  ам!

Вращать  перед  собой  указательными  пальцами,  продолжительно  произнося  на  выдохе  звук «ж».  В  конце  сделать,  активный  короткий  вдох  и  быстро  выдыхая  сказать: Ам!

14.     «  Дятел »

       Дети  на  выдохе  произносят  как  можно  дольше « д-д-д..»,  ударяя  кулачками  друг о друга.

15.     «  Радиоволны »

       За – зо – зу.                        (произносить  вопросительно,

       Зя – зё – зе – зю,                   утвердительно

       Зве – звя – зви,                      удивлённо

       Зву – зво – звы.                      Радостно)

Цель:  Развитие  эмоциональной,  выразительной  речи.

16.        «  Ёжик »

          Встретил  в  чаще  ёж  ежа.

          - как  погода,  ёж?

          -  свежа.

          И  пошли  домой  дрожа,

          Съёжась,  сгорбясь  два  ежа.

После  активного  вдоха  через  нос,  на  выдохе  произносится « пых, пых…»,  энергично работая  мышцами  живота.

17.       «  Мышка  принюхивается »

   Дети  делают  несколько  коротких  вдохов  через  нос, как  бы  вдыхая  воздух  маленькими  порциями,  затем   небольшая  задержка  дыхания,  после  короткой  следует  продолжительный  равномерный  выдох.

                                            Картотека   упражнений

на  развитие  интонационной

выразительности.

Цель:   Учить  пользоваться  интонациями, выражающими  разнообразные  

              эмоциональные  состояния.

              Формировать  умение  находить  ключевые  слова  в  отдельных  фразах  и

              предложениях  и  выделять  их  голосом.

1.     Исполнить  песенку  козы  из  сказки « Волк  и  семеро  козлят» то  от  лица

        Козы,  то  от  лица  Волка:

        Козлятушки, ребятушки,

        Отомкнитеся, отопритеся,

        Ваша  мать  пришла,

        Молочка  принесла…

2.    Произнести  следующие  стихи  то  удивительно,  насмешливо, то  недоумевая:

       Кумушка,  послушай !

       Вправду,  кроме  шуток,

       Открывают  школу

       Для  утят – малюток.

3.    Произнести  фразы:  « оторвали  мишке  лапу»,  « Побежал  ёж  по  комнате»,

       и  « это  моя  бабушка» -  так,  чтобы  каждый  раз,  благодаря  изменению  

       ударного  слова,  менялась  по  смыслу  и  вся  фраза.

4.     Предложить  ребенку  попросить  у  друга  игрушку  так, чтобы  всякий

        раз можно  было   определить,  с  каким  отношением  или  в каком  

        состоянии    он  её  попросил:  вежливо, нетерпеливо,  с  обидой,  умоляя,  

        радуясь.

5.  Предложить  ребенку  задавать  вопросы  от  лица  Михаила  Ивановича,

     Настасьи  Петровны  и  Мишутки  из  сказки  «три  медведя» так,  чтобы  

     слушатели  смогли  догадаться,  кто  из  медведей  спрашивает  и  как  они  

     относятся к  тому,  о  чем  спрашивают.

6.    Педагог  предлагает  детям сказать  фразу « Я  очень  люблю  свою  маму»  с  различными

      интонациями: нежно,  ласково,  гордо;  с  различной  силой  голоса:  тихо,  громко.

7.    Проговаривать  диалог  с  различными  интонациями.

      Реб:   Мёд  в  лесу  медведь  нашёл…

      Медведь: Мало  меду,  много  пчёл!

8.

1. Предложить  детям  пройти  по  камешкам  через  ручей от  лица  любого  персонажа   по  их  выбору.

2. Предложить  ребенку  от  лица  любого  персонажа  подкрасться  к  спящему  зверю (зайцу, медведю,  волку).

3. Предложить  ловить  бабочку  или  муху  от  лица  различных  персонажей.

4. Изобразить  прогулку  семейства  трех  медведей,  но  так,  чтобы  все  три  медведя  вели себя  и  действовали  по – разному.

Картотека  игр

на  развитие

ритмопластики.

«Ёжики»

Два притопа,

два  прихлопа,

ёжики, ёжики.              ( вращение  кистями)

Наковали, наковали     (кулачком по кулач-

                                                  ку)

Ножницы, ножницы.   (перекрещивание    

                                                рук)

Бег на месте,

Зайчики, зайчики          (прыжки)

Ну – ка, дружно,

Ну – ка, вместе               (пружинка)

Девочки – мальчики.

« Прогулка  в  лес »

Лыжи  весело  берем

И  по  снегу  все  пойдём.

По  сугробам  высоко

Ноги  поднимаем,

А  по  льду  совсем  легко,

Тихонечко  шагаем.

Мы  деревья  и  кусты

Змейкой  обойдём,

И  к  пушистой  ёлке

Вскоре  мы  придём.

Вился,  вился  белый  рой,

Сел  на  землю – стал  горой.

( движения  рук).



Предварительный просмотр:

Картотека  пальчиковых  игр

Цель:   развитие  мелкой  моторики  рук,  речи,  внимательности.

1. КАПИТАН
Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв. Проговаривая стишок, показывать, как лодка качается на волнах, а затем плавными движениями рук - сами волны. Потом по тексту стиха показать чайку, скрестив руки, соединив ладони тыльной стороной и помахать пальцами, сжатыми вместе. Выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок. Плавными движениями ладоней показать, как рыбы плывут в воде.

Я плыву на лодке белой
По волнам с жемчужной пеной.
Я - отважный капитан,
Мне не страшен ураган.
Чайки белые кружатся,
Тоже ветра не боятся.
Лишь пугает птичий крик
Стайку золотистых рыб.
И, объездив чудо-страны,
Посмотрев на океаны,
Путешественник-герой,
К маме я вернусь домой.


2. ДОМИК
Проговаривая этот стишок, сопровождайте его движениями рук. Пусть ребенок подражает Вашим действиям.
Под грибом - шалашик-домик, 
(соедините ладони шалашиком)
Там живет веселый гномик.
Мы тихонько постучим,
(постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки)
В колокольчик позвоним.
(ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены;
средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается).
Двери нам откроет гномик,
Станет звать в шалашик-домик.
В домике дощатый пол,

(ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу)
А на нем - дубовый стол. 
(левая рука сжата в кулак,
сверху на кулак опускается ладонь правой руки)
Рядом - стул с высокой спинкой.
(направить левую ладонь вертикально вверх,
к ее нижней части приставить кулачок правой руки
большим пальцем к себе)
На столе - тарелка с вилкой.
(ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх,
изображая тарелку, правая рука изображает вилку:
ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены
и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)
И блины горой стоят - Угощенье для ребят.

3. ГРОЗА

Капли первые упали,
(слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)
Пауков перепугали.
(внутренняя сторона ладони опущена вниз;
пальцы слегка согнуть и, перебирая ими,
показать, как разбегаются пауки)
Дождик застучал сильней,
(постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Птички скрылись средь ветвей.
(скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной;
махать пальцами, сжатыми вместе).
Дождь полил как из ведра,
(сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Разбежалась детвора.
(указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу,
изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони).
В небе молния сверкает,
(нарисуйте пальцем в воздухе молнию)
Гром все небо разрывает.
(барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)
А потом из тучи солнце
(поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)
Вновь посмотрит нам в оконце! 


4. БАРАШКИ
Ладони обеих рук опущены вниз. Локти разведены в разные стороны. Указательные пальцы и мизинцы обеих рук согнуты колечком и выдаются вперед, изображая рога барашков. Остальные пальцы прижаты к ладоням. Бодаться рогами, слегка ударяя согнутыми указательным пальцам и мизинцем одной руки об указательный палец и мизинец другой руки. 

Захотели утром рано
Пободаться два барана.
Выставив рога свои,
Бой затеяли они.
Долго так они бодались,
Друг за друга все цеплялись.
Но к обеду, вдруг устав,
Разошлись, рога подняв.
 

5. МОЯ СЕМЬЯ

Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой.
Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
Это - мама, Это - я,
Это - бабушка моя,
Это - папа, Это - дед.
И у нас разлада нет.
 

6. КОШКА И МЫШКА

Мягко кошка, посмотри,
Разжимает коготки.

(пальцы обеих рук сжать в кулак и положить на стол ладонями вниз;
затем медленно разжать кулаки, разводя пальцы в стороны, показывая,
как кошка выпускает коготки; при выполнении движений кисти рук
отрываются от стола, затем кулак или ладонь снова кладутся на стол)
И легонько их сжимает -
Мышку так она пугает.
Кошка ходит тихо-тихо,

(ладони обеих рук лежат на столе; локти разведены в разные стороны;
кошка (правая рука) крадется: все пальцы правой руки
медленно шагают по столу вперед. Мышка (левая рука) убегает:
пальцы другой руки быстро движутся назад).
Половиц не слышно скрипа,
Только мышка не зевает,
Вмиг от кошки удирает.
 

УЛИТКА

В домике она сидит,

Рожки высунув, молчит.

Вот улиточка ползёт

Потихонечку вперёд.

На цветочек заползёт,

Лепесточки погрызёт.

Рожки в голову втянула,

В домик спряталась, заснула.

Одна из рук - "цветочек". Она стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы полусогнуты, растопырены. Ладошка - чашечка цветка. Вторая рука - улитка. Большой, средний и безымянный пальцы соприкасаются кончиками. Указательный и мизинец вытянуты вперёд (рога улитки).
"Улитка" раскачивается из стороны в сторону.
Ползёт вперёд по столу.
"Улитка" заползает на "цветочек".
"Улитка" поочерёдно обхватывает пальцы ("лепесточки") второй руки ("цветочка").
Рука ("улитка") сворачивается в кулак ("втягивает рожки").
Вторая рука ("цветочек") закрывается, пряча "улитку" в "бутоне".




Предварительный просмотр:

Картотека    этюдов  

на  выражение  основных  эмоций.

Цель:   Учить  детей  передавать  образ,  настроение  мимикой,  жестами,  

             движениями.

1.       Зайчишка – трусишка                                                         6.    О  чём  поют  воробушки

          по  полю  бежал,                                                                         в  последний  день  зимы?

          в  огород  забежал,                                                                      мы  выжили! мы  выжили!

          морковку  нашел –                                                                      мы  живы,  живы  мы!

          сидит  и  грызёт.                                                                            ( радость)

            ( испуг)

2.      Маленький  кролик  по  имени  Кролик,                           7.   Яблоко -  стало  невкусным

         всех  нас  смеяться  заставил  до  колик.                                 Веселое – сделалось  грустным

         Прыгал  за  белкой,  за  уткой  скакал,                                     сахар – не  сладкий

         Лапкой  тюльпан  поднимал,  как  бокал.                                Соль – не  соленая

         Ах,  как  смешно  его  уши  торчали!                                       Дождик – не  мокрый

         Мы  хохотали  души  в  нём  не  чая,                                        трава  - не  зелёная

         Но на  опушке  заметив  лису,                                                   гром – на кого-то с неба  ворчит

         Он  подмигнул  нам  и  скрылся  в  лесу.                                 Мама  не  хочет  со  мной

            ( радость)                                                                                  разговаривать – мама  молчит…

3.      Медвежонку  лягушонок                                                     8.   Не  хочу  идти  я  в  сад,

         подарил  медку  бочонок!                                                          Там  гуляют  и  галдят,

        - ой,  спасибо,  дорогой,                                                              там  старушки  на  скамейке

         за  подарок, за  такой!                                                                 Неподвижные  сидят.

           (  восторг)                                                                                   не  хочу  идти  во  двор:

                                                                                                                там  работает  мотор.

4.      Мы  погреемся  немножко,                                                         Вот  уже  вторые  сутки

         мы  похлопаем  в  ладошки:                                                        в  нём  копается  шофёр

         ножки  тоже  мы  погреем,                                                          я  хочу  идти  домой,

         мы  попрыгаем  скорее.                                                               Там  приволье  и  покой,

         Рукавицы  мы  надели,                                                                там  мяукает  и  плачет,

         Не  боимся  мы  метели.                                                               Без  меня  котенок  мой.

         Мы  с  морозом  подружились,

         Как  снежинки  закружились,                                                9.   Закричали  все: «Ау!»

         Так!                                                                                                 Никто  не  отзывается,

                                                                                                                  Лишь  эхо  откликается.

5.      Цок, цок, цок, цок!                                                                         Наше  эхо  возвращается

         Я  лошадка  серый  бок!                                                                К  нам  тихо: « Ау! Ау!»

         Я  копытцем  постучу,                                                                   Эхо! Эхо!

          Если  хочешь,  прокачу!                                                                Вот  потеха.

          Посмотри,  как  я  красива,                                                           Это  эхо  каждый  раз

          Хороши  и  хвост  и  грива,                                                           передразнивает  нас.

          Цок, цок, цок, цок!

          Я  лошадка  серый  бок!  

- 2 –

10.     Три  веселых  братца                                                    16.     В  лес  пришел  волшебник  злой.  

        гуляли  по двору                                                                        Он  ужасный  и  большой.

       ( дети  двигаются  в  разных  направлениях)                           Он  руками  замахал,

        Три  веселых  братца,                                                                 и  зверей  заколдовал.

        Затеяли  игру:                                                                              Но  пришли  друзья - детишки

        (  останавливаются)                                                                    озорные  шалунишки,

        делали  головками:                                                                      стали  думать  и  решать,

        ник-ник-ник                                                                                 как  зверей  расколдовать.

        ( качают  головой  вправо, влево)                                             Чтоб  заклятье  злое  снять,

        пальчиками  ловкими                                                                  надо  музыку  позвать.

        чик-чик-чик

        (  стучат  пальчиками  о  пальчик)                                17.     У  зайчонка – акварели.

        делали  ладошками                                                                    Рисовал  он  две  недели,

        хлоп-хлоп-хлоп,                                                                         Волка  серого  портрет.

        топали  ножками                                                                        Волк  пришёл,  за  ним  в  обед,

        топ-топ-топ.                                                                                Постоял  перед  картиной,

                                                                                                              с  недовольной,  злою  миной,

11.     В  огороде  сиротливо                                                              зайцу  уши  натрепал

          пригорюнилась  крапива.                                                         И  еще  пообещал:

          Может,  кем  обижена?                                                             - то ли  будет  впереди,

          Подошел  поближе  я.                                                               Ну, заяц, погоди!

          А  она – то,  злюка,                                                    

          Обожгла  мне  руку.

                                                                                                18.       Лягушонок - забияка

12.      Что  за  скрип?  Что  за  хруст?                                             Хвать за  хвост  и  тащит  рака.

           Это  что  ещё  за  куст?                                                           Рак  грозит  ему  клешнёй:

           - как  же  быть  без  хруста,                                                    - не  шути, малыш,  со  мной!

            если  я – капуста?

13.      Мишка  пьет  горячий  чай,                                       19.        Ломтик  жёлтого  лимона  

           и  сосёт  конфетку.                                                                   Положу  скорее  в  рот

           Не  облейся  невзначай,                                                           положу  скорее  в  рот…

           Завяжи  салфетку.                                                                     – ой, теперь  наоборот!

                                                                                                                Ой, ой, ой! Ой, ой, ой!

14.       Тихо. Тихо. Тишина.                                                                 Кислый -  кислый  сок  такой!

            Кукла  бедная  больна,

            Кукла  бедная  больна,                                                20.        Я  возьму  себе  клубничку,

            Просит  музыки  она.                                                                Небольшую  невеличку.

            Спойте,  что ей  нравится,                                                         запах  нежный, ароматный,

            И  она  поправится.                                                                    Сок  клубники  сладкий -

                                                                                                                   Сладкий!

15.      Белка  с  ветки  в  свой  домишко

           перетаскивала  шишку.                                                21.        Вот  черешня  золотая,

           Белка  шишку  уронила,                                                            сладким  медом  налитая,

           Прямо  в  Мишку  угодила.                                                       Запах  нежный,  ароматный.

           Застонал,  заохал  Мишка:                                                         сок  черешни  сладкий, сладкий!

           - на  носу  вскочила  шишка!



Предварительный просмотр:

Картотека         скороговорок.

 

Цель:   Формировать  правильное  произношение, артикуляцию,  тренировать            дикцию. Учить  детей  быстро  и  чисто  проговаривать  труднопроизносимые  слова  и  фразы.

 1. Сшила  Саша  Сашке  шапку.

 2. Шла  Саша  по  шоссе  и  сосала  сушку.

 3. Везет  Сенька  Саньку  с  Сонькой  на  санках.

 4. Шесть  мышат  в камышах  шуршат.

 5. Сыворотка  из – под  простокваши.

 6. Оса  уселась  на носу,  осу  на  сук  я  отнесу.

 7. Шли  сорок  мышей, несли  сорок  грошей.

 8. Мышки  сушки  насушили, мышки  мышек  пригласили,  мышки  сушки  кушать  стали,  мышки  зубки  поломали.

 9. Щетинка – у чушки,  чешуя – у щучки.

10. Кукушка  кукушонку  купила  капюшон.

11. Слишком  много  ножек  у  сороконожек.

12. Испугались  медвежонка  еж  с ежихой  и  ежонком.

13. Жук,  над  лужею  жужжа,  ждал  до  ужина  ужа.

14. Жужжит  над  жимолостью  жук, зеленый  на  жуке  кожух.

15. Лежебока  рыжий  кот  отлежал  себе  живот.

16. Наш  Полкан  попал  в  капкан.

17. От  топота  копыт  пыль  по  полю  летит.

18.  Ткет  ткач  ткани  на  платок  Тане.

19. Бык  тупогуб,  тупогубенький  бычок,  у  быка  бела  губа  была  тупа.

20. Перепёл  перепёлку   и  перепелят  в  перелеске  прятал  от  ребят.

21. Сшит  колпак  не  по – колпаковски,  надо  колпак  переколпаковать,  перевыколпаковать.

22. Клала  Клара  лук  на  полку,  кликнула  себе  Николку.

23. Карл  у  Клары  украл  кораллы,  а  Клара  у  Карла  украла  кларнет.

24. На  дворе трава,  на  траве -  дрова.

25. Три  сороки – тараторки  тараторили  на горке.

26. Три  сороки,  три  трещотки,  потеряли  по  три  щетки.

27. У  калитки – маргаритки,  подползли  к  ним  три  улитки.

28. По  утрам  мой  брат  Кирилл  трёх  крольчат  травой  кормил.

29. Мокрая  погода  размокропогодилась.

30. Полпогреба  репы, полколпока  гороха.

31. Кот  ловил  мышей  и  крыс,  кролик  лист  капустный  грыз.

32.Улов  у  Поликарпа -  три  карася, три  карпа.

33. У Кондрата  куртка  коротковата.

34. Съел  Валерик  вареник, а  Валюшка -  ватрушку.

35. Пришел  Прокоп -  кипел  укроп, ушёл  Прокоп -  кипит  укроп,  как  при  Прокопе  кипел  укроп,  так  и  без  Прокопа  кипит  укроп.

36. Король – орел,  орел -  король.

37. Турка  курит  трубку,  курку  клюет  крупку.

38. Собирала  Маргарита  маргаритки  на  горе,  растеряла  Маргарита  маргаритки  на  дворе.

39. Бобр  добр  для  бобрят.

40. Гравер  Гаврила  выгравировал  гравюру.

41. Орел  на  горе,  перо  на  орле.

42. Повар  Павел,  повар  Петр. Павел  парил,  Петр  пек.

43.  В  аквариуме  у  Харитона  четыре  рака  да  три  тритона.

44. Еле-еле  Лена  ела,  есть  из  лени  не  хотела.

45. Милая  Мила  мылась  мылом.

46. Мы  ели-ели линьков  у  ели.

47. У  четырех  черепашек  по  четыре  черепашонка.

48. Вёз  корабль  карамель, наскочил  корабль  на  мель.

      И  матросы  две  недели  карамель  на  мели  ели.

49. Хохлатые  хохотушки  хохотом  хохотали.

50. В  перелеске  перепел, перепёлку  перепел.

51. Утром  присев  на  зеленом  пригорке,

      учат  сороки  скороговорки:

      картошка,  картонка, карета,  картуз,

      карниз,  карандаш,  карамель,  карапуз.

52. Сова  советует  сове,  спи  соседка  на  софе,

      на  софе  так  сладко  спится,  о  совятах  сон  присниться.

53. Как  на  утренней,  на  зорьке, два  Петра  и  три  Федорки,

      соревнуются  с Егоркой,  говорить  скороговорки.

54. Хорош  пирожок,  внутри  творожок.

55. Мышонку  шепчет  мышь,  ты  всё  шуршишь,  не  спишь.

      Мышонок  шепчет  мыши…шуршать я  буду,  тише.

56. Вырастил  Толя  тополь  за  полем,

      по  полю,  по  полю  шел  к  тополю  Толя.

57. Кричал  Архип,  Архип  охрип.

      Не  надо  Архипу,  кричать  до  хрипу.

58. Разорались  петухи, закачались  лопухи,

      громко  лает  пес  Трезор,  во  дворе  у  нас  раздор.

59. Зимним  утром  от  мороза,  на  заре  звенят  березы,

      все  озёра – зеркала,  из  зеленого  стекла.

60. Дед  Данил  делил  дыню -  дольку  Диме,  дольку  Дине.

61. Все  за  столом  сели,  со  стола  всё  съели:

      сметану  с  простоквашей,  с  овсяной  кашей.

62. Звезду  заметила  коза,  но  опустила  вниз  глаза.

      Известно,  звезды  не  достать…,  зачем  козе  о  них  мечтать.

63. Хитрую  сороку,  поймать  морока,  а  сорок  сорок -  сорок  морок.

64. Ходит  квочка  около  дворочка,  водит  деток  около  клеток.

65. Паша  тихо  шепчет  Мише,  Миша  шепота  не  слышит,

      Паша, громче  пошепчи, Мише  уши  полечи.

                                  Картотека  чистоговорок.

Цель:  Учить  детей  правильно  произносить  все  звуки,  отрабатывать  дикцию.

            Развивать  артикуляционный аппарат  ребенка,  речевое  дыхание,  учить          произносить  звукоподражательные  слова  с  различной  интонацией.

 Усядемся  на  пригорке,  да  расскажем  чистоговорки!

 Кто  хочет  разговаривать,  тот  должен  выговаривать,

 Все  правильно  и  внятно,  чтоб  было  всем  понятно!

1. Су-су-су, су-су-су

    белку  видели  в  лесу.

                                                              2. Бу-бу-бу, бу-бу-бу

                                                                  сидит  ворон  на  дубу.

3. Ой-ой-ой, ой-ой-ой!

    Зайке  холодно  зимой!

                                                              4. Жа-жа-жа, жа-жа-жа,

                                                                  есть  иголки  у  ежа.

5. Са-са-са,   вот  летит  оса.

                                                              6. Ша-ша-ша, ша-ша-ша,

                                                                  наша  каша  хороша!

7. Мяч  скучал  на  чердаке.

    Мячик  ищут  в  сундуке.

    Ищут, ищут  мячик
   девочка  и  мальчик.

                                                              8. Ши-ши-ши, ши-ши-ши,

                                                                  что-то шепчут  камыши.

                                                                  Ше-ше-ше, ше-ше-ше,

                                                                  Это  утка  в  камыше.

                                                                  Ша-ша-ша, ша-ша-ша,

                                                                  Выходи  из   камыша.

9. Мышки,  не  мешайте  кошке,

    ловить  мух  на  окошке.

    Кошка  муху  лапкой – хвать!

    Лучше  кошке  не  мешать!

                                                           10. До  города  дорога  в  гору,

                                                                 от  города – с  горы.

11. Пёстренькая сойка,  о  весне  мне  спой-ка-

      просит  заинька  косой.

      - Спой  мне  песню,  сойка,  спой!

- 2 -

12.     Ед - ед - ед- где  же  мой  велосипед?

          Да-да-да- быстрая  езда.

          Али-али-али- нажимаю  на  педали.

          Аль-аль-аль- быстро  мчусь  я  вдаль.

                                                                             13.  Жа - жа -жа

                                                                                    мы  нашли  в  лесу ежа.

                                                                                    Жу – жу - жу,

                                                                                    Подошли  мы  к  ежу.

                                                                                    Ужа - ужа - ужа,

                                                                                    Впереди  большая  лужа.

                                                                                    Жок - жок - жок,

                                                                                    Надень,  ёжик,  сапожок.

14.   Са-са-са – вот  идет  Лиса.

        Су-су-су – видим  мы  Лису.

        Сы-сы-сы – хвост  пушистый  у  Лисы.

        Са-са-са – Лисонька - краса.

        За-за-за – закрывай  глаза.

        Ся-ся-ся – вот  и  сказка  вся.

                                                                   

                                                                 15. Ла-ла-ла – на  цветке  сидит  пчела.

                                                                       Ул-ул-ул - ветерок  подул.

                                                                       Ала-ала-ала - пчёлка  крыльями  махала.

                                                                       Ила-ила-ила - пчёлка  мёд  носила.

16.    Са-са-са – прилетела  к  нам  оса.

         Су-су-су - мы  увидели  осу.

         Сы-сы-сы – испугались  мы  осы.

         Са-са-са - улетай  скорей,  оса.

         Ай- ай-ай - ты  нас  больше  не  кусай.

         Ой-ой-ой - побежали  мы  домой.

                                                                   17.   Да-да-да – наступили  холода.

                                                                           Да-да-да - превратилась  в  лёд  вода.

                                                                           Ду-ду-ду - поскользнусь  я  на  льду.

                                                                           Ду-ду-ду - я  на  лыжах  иду.

                                                                           Ды-ды-ды - на  снегу  есть  следы.

                                                                           Ди-ди-ди – ну, заяц,  погоди!

18.     Ба-ба-ба – на  крыше  есть  труба.

          Бу-бу-бу - надо  чистить  трубу.

          Бы-бы-бы - валит  дым  из  трубы.

- 3 -

19.        Ашу-ашу-ашу – нарядим  ёлку  нашу.

             Ишки-ишки-ишки - вот  золотые  шишки.

             Ош-ош-ош - шар  большой  хорош.

             Ша-ша-ша - ёлка  тоже  хороша.

                                                                    20.     Ра-ра-ра - погляди-ка,  детвора.

                                                                               Ря-ря-ря - взошла  красная   заря.

                                                                               Ре-ре-ре - растёт  рябина  на  горе.

                                                                               Ри-ри-ри - клюют  рябину  снегири.

21.        Са-са-са- кисонька – краса.

             Сы-сы-сы- есть  у  кисоньки  усы.

             Исы-исы-исы – молоко  у  кисы.

             Иса-иса-иса - бантиком  играет  киса.

                                                        22.  Ома-ома-ома - стоит  козлик  у  дома.

                                                               Оме-оме-оме - хорошо  в высоком  доме.

                                                               Ме-ме-ме – подойди-ка  ты  ко  мне.

                                                                Мот-мот-мот – не  ставь  копытца  на  комод.

23.         Од-од-од - мы  вскопали  огород.

              Ода-ода-ода – стоит  хорошая  погода.

              Да-да-да – растениям  нужна  вода.

              Ду-ду-ду – за водой я  пойду.

                                                            24.  Жу-жу-жу – я  границу  сторожу.

                                                                   Ши-ши-ши – зашуршали  камыши.

                                                                   Жу-жу-жу – я  в  дозоре  хожу.

                                                                    Ши-ши-ши – спите  сладко,  малыши.

25.         Ба-ба-ба – заиграла  труба.

              Бу-бу-бу – задудели  мы  в  трубу.

              Бе-бе-бе- я  играю  на  трубе.

                                                                  26. Ока-ока-ока – где  живет  сорока?

                                                                        Оки-оки-оки – не найти  гнездо  сороки.

                                                                         Ок-ок-ок – на, поклюй-ка  колосок!

                                                                          Ку-ку-ку – попить  лети  ты  на  реку.

                                                                          Ко-ко-ко - а  река – то   далеко!

 

 



Предварительный просмотр:

Картотека  речевых  игр  и  упражнений.

1.«Угадай, на чём играет Петрушка».

Задача: Упражнять детей в различении музыкальных инструментов по тембру звука.

Оборудование. Ширма, набор музыкальных инструментов, игрушка-заяц.

Ход игры. Педагог показывает несколько музыкальных инструментов, на которых «будет играть» Петрушка (3-4), называет их, извлекает звук («Вот как они звучат!»). «Петрушка будет вам играть, а вы скажете, на чём он играет. Если ответ верный – Петрушка выглянет из-за ширмы». Педагог убирает инструменты за ширму, где Петрушка «извлекает звуки», а дети определяют инструмент.

Примечание. Первоначально используются контрастные по звучанию инструменты из разных мелодических групп, затем более близкие по звучанию.

2. «Тихий и громкий дождик».

Задача: Учить различать и воспроизводить на деревянных кубиках или палочках тихое и громкое звучание.

Оборудование.  Деревянные кубики.

Ход игры. Педагог предлагает изобразить с помощью кубиков (палочек) дождик, но указывает на то, что дождик будет идти то сильнее, то тише. Значит, и звучать кубики (палочки) будут то громко, то тихо. «Слушайте, какой у меня дождик, и изобразите такой же». Педагог произвольно чередует тихое и громкое звучание.

Примечание. Первоначально педагог и дети имитируют дождь на кубиках, позднее педагог исполняет фортепианную пьесу Любарского «Дождик», а дети изображают дождь на кубиках.

3. «Музыкальные картинки».

Задача: Учить детей звукоподражанию на музыкальных инструментах.

Оборудование. Серия оформленных «музыкальных картинок», музыкальные инструменты.

Описание. В «серию» входит несколько карточек с названием (например, «Лягушка»), на которых помещена картинка для ребёнка, стихотворение и музыкальное сопровождение к импровизации ребёнка для педагога.

Ход игры. Педагог показывает ребёнку карточку, читает стишок и предлагает «озвучить» картинку при помощи музыкального инструмента.

 

4. «Ножки шагают и бегают».

Задача: Учить детей различать ритм шага  и бега.

Оборудование. Деревянные палочки.

Ход игры. Педагог предлагает детям «пойти погулять». «Палочками будем изображать свои шаги. Будто это не палочки, а  ножки. Ножки могут идти шагом, а могут бежать. Внимательно слушайте мои шаги и, чтобы не отстать и не убежать вперёд, шагайте или бегите так же.

Примечание. Когда игра достаточно усвоена, роль ведущего можно поручить ребёнку.

5. «Солнышко» (потешка).

         Солнышко, солнышко,                      

         Выгляни в оконышко.                        

         Твои детки плачут,                          

         По камушкам скачут.                        

Задача: Развитие ощущения метрической пульсации и координации.

-  2  -

Движение.

1, 2 строка – «пружинка» с хлопком,

3, 4 строка – лёгкие прыжки с одновременными хлопками в ладоши.

Варианты выполнения упражнения:

1.     дети воспроизводят ритм стиха в хлопках и на кубиках;

2.     декламация с движением;

 

6. «Зайцы и медведь».

Задача: узнавать музыку зайцев и медведя. Движением передать образ зверей.

Ход игры: дети изображают зайчиков и прыгают, стуча кубиками. Смена музыки – зайчики приседают (прячутся), медведь идёт и выстукивает на барабане ритм шагов.

 

7. «Солнышко и дождик» (муз. Косенко).

Задача: услышать и воспроизвести капли дождя и лучи солнца

а) в движении,

б) в игре на музыкальных инструментах.

Методика проведения:

1.  На музыку, изображающую дождь, дети выполняют «танец ладошек» (шлёпают ладошками одна об одну). На смену  музыки выполняют плавные движения, как нежные, тёплые «лучи солнца». Повтор – «танец ладошек».

2.  Импровизированный танец «Капелек и солнечных лучиков» с лентами голубого и оранжевого цвета. Совместное со взрослыми творчество.

3.  Дети сами выбирают музыкальный инструмент для изображения дождика и солнышка. Инструментальная импровизация в 3-х частной форме.

 

8. «Что делает Петрушка?».

Задача: на слух угадать, что звучит за ширмой (звенит колокольчик, брякают ключи, шуршит бумага, льётся вода и т.д.).

Оборудование: ширма, набор карточек с соответствующими предметами (картотека звуков), кукла Петрушка.

Методика проведения: педагог говорит детям: «Сейчас мы будем слушать и по звукам угадывать, что делает Петрушка за ширмой». Если дети угадывают, то Петрушка даёт соответствующую карточку, которая вставляется в окошко пособия.

 

9. «На что похож звук?».

Задача: знакомство детей с тембрами детских музыкальных инструментов, активизация ассоциативно-образного мышления при восприятии тембра.

Методика проведения: педагог знакомит детей с музыкальным инструментом, играет на нём, показывает приёмы игры и выразительные возможности инструмента. Дети слушают и пытаются представить, на что похож звук.

Детям предлагается поиграть на инструменте.

 

-  3  -

10. «Что как звучит?».

Задача: придумать звукоподражание часам, шагам, воде, молотку, мячу, кукушке, собаке, кошке, скрипу двери, звонку и т.д.

Методика проведения: сейчас мы попробуем проверить, что может изобразить наш голос. Как булькает вода? Как лает собака? И т.д.

 

11. «Кто вышел погулять?».

Задача: под музыку представить соответствующий образ и передать в движении.

Методика проведения: на лесную полянку вышли погулять животные. А какие – вам подскажет музыка. Послушайте, угадайте и изобразите, кто вышел погулять.

 

12. «Кто идёт?».

Задача: смоделировать и воспроизвести в хлопках или на деревянных кубиках шаги разных животных.

Методика проведения: звери оставляют на снегу, на песке следы. Давайте попробуем  нарисовать следы и изобразить, кто как ходит:

                    Топ-топ, топ-топ,

                    Это мишенька идёт.

                   Ти-ти-там, ти-ти-там,

                   Скачет зайка по кустам.

                   По дорожке ёж бежит

                  И листочками шуршит.

 

13. «Говорим по-разному».

Задача: воспроизведение небольшого стишка с разной динамикой голоса.

Методика проведения: сейчас мы будем читать стишки по-разному.

Тише мыши, тише мыши,                   p    

Кот сидит на самой крыше.

Мышка, мышка, берегись                  f

И коту не попадись!

На скамейке у окошка                       p

Улеглась и дремлет кошка.

Вот теперь мышам раздолье,          f

Быстро вышли из  подполья!

Разбрелись по всем углам,

Тащат крошки тут и там.

Кошка глазки открывает,               p

Кошка спинку выгибает.

Когти распускает…

Прыг! – побежала,                           f

Мышек разогнала!

 

Тише, тише, тише, тише.              p

Кто кузнечика услышит?

То тут, то там                               f

Кто-то скачет по кустам.

-  4  -

14. «Озвучим оркестром».

Задача: озвучивание музыкальными инструментами определённых сюжетов, стихов, рассказов, сказок.

Методика проведения: педагог читает текст, а дети с помощью музыкальных инструментов озвучивают тот или иной фрагмент сказки, стишка, выбирая инструменты в соответствии с содержанием.

15. «Музыкальный паровоз».

Задача: Учить определять характер музыки.

Оборудование: Пособие «Паровоз», детские музыкальные инструменты.

Описание: В пособие входит паровоз с вагончиком, изображённый на листе картона. На месте окошек в вагоне имеются кармашки, куда вкладываются карточки с символами, изображающими характер музыки (например, солнышко – весёлая, молния – страшная).

Методика проведения: Педагог показывает детям пособие, сообщает, что это не обычный, а музыкальный паровоз. В нём «едет» музыка. И в каждом окошке своя музыка – весёлая, спокойная, страшная (показывает карточки). После этого детям предлагается послушать музыку каждого окошечка и определить её характер, вложить соответствующую карточку.

Дети слушают небольшие пьески или музыкальные фрагменты соответственно возрасту.

 

16. «Кто вышел погулять?»

Задача: учить детей определять по характеру музыки животного, двигаться в соответствии с образом.

Методика проведения: дети распределяются на 4 группы, каждая занимает свой «домик» в одном из 4-х углов зала: медведь, лиса, зайчик, лошадка. Чья музыка начинает звучать, та группа двигается по залу  в соответствии с образом (двигательная импровизация).

После того, как все «звери» прогуляются один раз, под весёлую музыку лёгким бегом дети переходят в соседний домик против часовой стрелки. Таким образом, каждый ребёнок побывает в разных образах.

 

17. «Что ты, ёж?»

Задача: развивать координацию (движение и слово). Учиться выполнять боковой приставной шаг, сужать и расширять круг.

Методика проведения: Дети выполняют движения, стоя в кругу, произнося чётко текст.

   Что ты, ёж, такой колючий?       (2 приставных шага с «незнайкой»)

   Это я на всякий случай.                  (4 раза грозят пальчиком)

   Ведь в лесу мои соседи                    (сужение круга, 4 шага)

  Лисы, волки да медведи.                (расширение круга, 4 шага)

 

18. «Настали стужи».

Задача: учить детей читать стихи в ритме, сопровождая их движением; развивать ритм и координацию.

Методика проведения: дети сидят на стульях, выполняют ритмизацию текста с движениями.

 Наконец настали стужи.             4 хлопка

 Во дворе замёрзли лужи.              (будто шлёпают ладошками по льду)

 И, чирикая, детей                        («клювики»)

 Поджидает воробей.                (повороты головы вправо-влево  с кивком на 4 счёта)

 

-  5  -

19. «Зайчики и лошадки».

Задача: усвоить и воспроизвести ритм зайца и лошадки на музыкальных инструментах и в движении.

Методика проведения: дети сидят на ковре по кругу, у одной группы ложки. У другой – бубны.

1-я группа детей исполняет ритм зайца на бубнах, 2-я группа изображает ритм в движении (три прыжка, 3-й более долгий).

2-я группа исполняет ритм лошадки на ложках, 1-я группа – бег с высоким подниманием колен.

 

20. «Утята».

Задача: освоить равномерный ритм на барабане и глиссандо на металлофоне; выполнять ритмизацию текста с движением.

Методика проведения:

1) дети выполняют ритмизацию текста с хлопками, затем с движением.

2) добавляются барабан и металлофон, задания распределяются между группами детей.

  Вышли с мамой налегке                          шаг + игра на барабане

  Малые ребята.        

  И поплыли по реке                               «плывут» + глиссандо на металлофоне

  Жёлтые утята.

 

21. «Капли».

Задача: передать смену ритмической пульсации в движении.

Методика проведения:

Капли раз, капли два,

Капли медленно сперва –

Кап-кап, кап-кап,                              (ладошки-капельки)

Кап-кап, кап-кап.

Стали капли поспевать,          

Яркие листочки,                              пружинка с разворотом

Вкусные грибочки.                                       (4раза)

22. «Волк».

Задание: читать текст в ритме, сопровождая движением.

Через речку, через мост                              приставной шаг с пружинкой

Серый грозный волк идёт.     

Страшный  волк-волчи-ще,                       выбрасывание пальцев рук вперёд,

                                                                      раскрывая кулачки

Щёлк-щёлк, щёлк-щёлк.                              4 хлопка

                                                                     

Острые зуби-щи,                                        выбрасывание пальцев рук вперёд,

                                                                      раскрывая кулачки

Щёлк-щёлк, щёлк-щёлк.                              4хлопка

 

23. «День и ночь».

Задача: различать контрастную музыку и передавать это в движении.

Методика проведения: дети двигаются поскоками врассыпную (день). Смена музыки – садятся на корточки (ночь).  ( веселая  и  колыбельная )

24. «Сочиняем музыку».

Задача: развитие детского музыкального творчества (инструментальная импровизация на собственный сюжет).

Методика проведения: педагог предлагает ребёнку сочинить свою музыку о том, о чём он хочет.

 25. «Музыкальные зарисовки».

Задача: озвучивание музыкальными инструментами небольших сюжетов, стихов, рассказов, сказок.

Методика проведения: педагог читает текст, а дети с помощью музыкальных инструментов озвучивают тот или иной фрагмент сказки, стишка, выбирая инструменты в соответствии с содержанием.

26. «Хлопаем в такт».

Задача: чувствовать и воспроизводить в хлопках метрический пульс речи (стихов) и музыки.

Методика проведения: педагог читает стишок или исполняет музыкальную пьесу, дети улавливают и воспроизводят хлопками метрическую пульсацию.

27. «Шагаем под музыку».

Задача: почувствовать и передать в движении метрический пульс музыки.

Методика проведения: под звучащую музыку дети шагают сначала на месте, а затем по залу, передавая в шагах метрический пульс.

28. «Карусель».

Задача: передать ускорение и замедление темпа музыки медленным и быстрым  шагом.

Методика проведения: под музыку дети двигаются по кругу, держась за руки, передавая движением изменение темпа.

29. « Собачка  пляшет  и  спит»

Задача:  учить  детей  различать  жанр  колыбельной  и  плясовой  музыки.

Методика  проведения:  педагог  исполняет  колыбельную  или  плясовую,  дети  выполняют  соответствующие  движения:  колыбельная – « спят», ладошки  под  щёчку (собачка  спит), плясовая

- хлопки  в  ладоши (собачка  пляшет).

Вариант:  можно  использовать  картинки,  соответствующие  жанру  плясовой и  колыбельной.