Для родителей
материал (старшая группа) по теме
Домашнее семейное чтение с детьми старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
« Домашнее семейное чтение с детьми старшего дошкольного возраста».
Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой - это процесс становления в нём личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось ещё во времена Ярослава Мудрого, а если обратиться к мировой цивилизации, то и значительно раньше. Но многовековая история этого вопроса была связана со взрослым человеком или с юношей, отроком. И только совсем недавно стали чаще говорить о дошкольнике – читателе, изучать его особенности, задумываться над принципами отбора книг для детского чтения, следить за воздействием их на читателя не только в момент чтения.
Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник.
Ребёнок – дошкольник является своеобразным читателем. Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения – всё это во власти взрослого. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребёнок настоящим, увлечённым читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнёт случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребёнка.
Процесс чтения должен занимать не менее 30 минут в день (в зависимости от возраста ребёнка) и не иметь никаких других задач, кроме задачи глубокого постижения текста. Он должен быть хорошо продуманным, систематическим, тесно связанным с семейным чтением, несущим интеллектуальную и эмоциональную нагрузку. Всё это поможет сформировать устойчивый интерес ребёнка к литературе.
Общаясь с ребёнком, необходимо выработать модель его поведения при чтении художественной литературы. Прежде всего нужно научить ребёнка слушать. Это достигается не призывами к послушанию и слушанию, а подбором интересной, доступной ребёнку литературы, неспешным выразительным чтением, умением почувствовать и учесть эмоциональное состояние малыша.
После чтения текса необходимо немного помолчать, оставить ребёнка наедине с услышанным, дать просмотр для работы воссоздающего воображения.
Ребёнок дошкольного возраста не в состоянии самостоятельно разобраться в смысле, а тем более в нюансах текста. И чтобы его эмоции стали «умными» (Л. Выготский), необходимо помочь ему в анализе, обдумывании прочитанного, необходимо, если потребуется, скорректировать его восприятие.
Также надо помнить о том, чтобы в библиотеке малыша были книги разного типа отражения действительности: не только сказки, но и реалистическая литература, не только проза, но и поэзия.
Часто в построении сюжета детских произведений большая роль отводится игре, игрушкам, занимательному, неординарному случаю. Маленький человек познаёт мир играя. Однако в его библиотеке должны быть не только игровые, развлекательные, но и серьёзные книги, заставляющие трепать от радости, наполняющие детское сердце болью, включающие в сопровождение происходящему в книге. Это нужно для того, чтобы ребёнок с детства понимал многоликость мира, чтобы развивался весь спектр его чувств, чтобы он не привыкал к восприятию жизни как сплошной игры и радости. В библиотеке малыша должны быть познавательные книги, заставляющие его мыслить, развивающие его интеллект.
Не следует беспокоиться о том, что дети не всё усваивают, не всё понимают и запоминают сразу. Литература, как вид искусства, оказывает латентное воздействие на маленького читателя, и результаты этого воздействия проявятся в будущем, но при условии неформального, искреннего отношения к делу взрослого человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для родителей "Права, обязанности, функции родителей", "Десять заповедей родителей"
Статья о правах, обязанностях и функциях родителей. Закон Российской Федерации об образовании....
Советы родителям Заповеди для родителей – Советы и правила для родителей
Советы родителям Заповеди для родителей –Советы и правила для родителей 1.Изучайте особенности своих детей. Принимайте их такими, какие они есть, с их достоинствами и недостатками, цените и...
Родительское собрание для родителей подготовительной группы «Детский сад и родители – равноправные партнеры» («Дети и родители на школьном старте»).
Цель: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадаптации ребен...
Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ Инструкция для родителей по охране жизни и здоровья детей
Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком Наступает время отпусков. До места отдыха придется добираться на машине, на поезде, .....
собрание для родителей КВН с родителями "Взаимодействие ДОУ с родителями по патриотическому воспитанию через проведение совместных мероприятий
Родительсое собрание нетрадиционной формы ...
Интеллектуальный клуб для родителей на тему: «Инновационные формы работы с родителями по педагогическому просвещению родителей в вопросах развития математических представлений дошкольников»
игровые задания для родителей по ФЭМП...
Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».
В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...