Семья – главный фактор в гендерном воспитании детей.
статья по теме

Ведерникова Марина Леонидовна

Статья о роли семьи в гендерном воспитании детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_stati_2.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Семья – главный фактор в гендерном воспитании детей.

Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между "женскими" и "мужскими" профессиями.

Цели:

- развивать у дошкольника представление о себе и других людях как лиц физических и социальных со своими достоинствами и недостатками, типичными и индивидуальными особенностями;

- развивать чуткость и эмпатию, умение чувствовать и распознавать состояние и настроение окружающих людей. Вести себя в соответствии с ними, уметь управлять своими эмоциями и поведением ;

- обогащать знания о своей семье, роде, семейных реликвиях, традициях, знакомить с основными функциями семьи как психологической группы и социального института;

- углублять знания детей о содержании понятий «мальчик», «девочка», о делении всех людей на мужчин и женщин.

Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек , чтобы его определяли как женщину или мужчину .

         Актуальность гендерного воспитания  на данный момент огромна, т.к. направление программы гендерного воспитания учитывает и то, что современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку.

      Гендерное воспитание в ДОУ призывает к тому, что нам всем хочется, чтобы и мальчики демонстрировали не только несгибаемую волю и  мускулы. Мы также желаем, чтобы мальчики и мужчины по ситуации проявляли бы доброту, были бы мягкими, чуткими, умели демонстрировать заботу по отношению к другим людям, уважали  родных и близких. А женщины умели бы проявить себя, выстроить карьеру, но при этом не потерять свою женственность.

     Казалось бы, что гендерное воспитание в семье налажено с рождения.  Ведь, как только родители узнают пол своего будущего ребёнка, они начинают готовиться и морально и физически к появлению или мальчика, или девочки. Покупают  вещи по цвету, игрушки по полу. Но гендерное воспитание не имеет ничего общего со стереотипами: детские прогулочные коляски у мальчиков тёмные, а у девочек розовые.

      Разнополое воспитание в детском саду во многом будет опираться на индивидуальные особенности конкретного ребенка, зависеть от тех примеров поведения женщин и мужчин, с которыми маленький человечек постоянно сталкивается в семье. Многие родители указывают на этот воспитательный момент и считают, что больше ничего делать не нужно.  Дети и так скопируют автоматом каждый свою гендерную роль. Проблема состоит в том, что зачастую, современным детям сложно воспитать себя самим. Т.к., например, папа редко бывает дома, а мама ассоциируется сразу с двумя полами. Или же образец с папой вообще недоступен и масса других негативных нюансов существует.

Ребёнку для гармоничного развития его личности необходимы и мать, и отец в равной, степени.

Значение отца в формировании половой роли детей обеих полов заметно больше. Поскольку отец чаще оценивает детей и действует более решительно, то дети как бы более чувствительны по отношению к отцу. Они относятся с большим вниманием к тому, что он говорит и что он делает, чаще прислушиваются к его замечаниям и следуют рекомендациям. Таким образом, именно отец существенно влияет на их самосознание.

Отец и сыновья. Положительный воспитательный эффект наступает тогда, когда между сыном и отцом есть эмоциональная связь. Отсутствие отцовского влияния на мальчиков трудно чем-либо компенсировать. Отцы немало могут сделать, если будут' помнить, что мальчик - это будущий муж и отец.

Папа учит сына проявлять теплые чувства и заботу о мaмe, сестре, бабушке. Именно отец может и должен воспитывать в сыне чуткость: учить не обижать и не обижаться, не предавать, не делать больно, вести себя достойно мужчины. Он настраивает ребёнка на проявление доброты, внимания и сострадания. Отец способен увлечь сына техникой, научить мастерить, ремонтировать, передать ему свои интересы. Но при этом не забывать, что ребёнок - это личность со своим темпераментом, типом нервной системы, складом ума, характером и у него могут сформироваться свои интересы, но при этом мягко направлять ребёнка в «нужное русло».

Отец и дочери. Формированию половой роли дочерей отец помогает, выступая, как   представитель   противоположного   пола.   Большинство   отцов   относятся   к дочерям долее мягко и не особо настаивают на их самостоятельности, перекладывая, таким образом, воспитание девочки в материнские руки. Чаще папа восхищается дочкой и не видит их недостатков. Отец поддерживает женственное поведение дочери и соответствующие игры. С другой стороны, проявляя внимательное отношение к матери, отец помогает формированию в дочери женского начала.

Мама, и сынЧаще всего у них очень тесная психологическая и эмоциональная связь. Мама склонна защищать своего мальчика от любых «нападок.» (даже от строгих требований отца) – вне зависимости от того, справедливы они или нет. Для мамы её сын - самый лучший, самый умный, самый красивый, добрый и...самый, самый, самый. Строгость   отца   компенсируется   мягкостью   матери   и   ребёнок   развивается гармонично. Если мать эмоционально холодна, не проявляет  чувств к своему ребенку, то   ребёнок   пытается   любыми   способами   привлечь   её   внимание   -   капризами, плаксивостью, агрессивностью, кривлянием и т.п.

Если же, наоборот; возникает- гиперопека и мама «топит» ребёнка в своей заботе и любви, то вырастает женоподобный, инфантильный мальчик, «маменькин сынок», который более комфортно чувствует себя в женском обществе, не способный на решительные действия и принятие самостоятельных решений.

Мама и дочьМамы относятся к дочерям более требовательно, чем папы. Женская роль в семье и обществе более четкая, ясная, поэтому и ориентиры даются соответствующие - приобщение к ведению домашнего хозяйства, подготовка к роли матери, жены и т.п. Да и девочки лучше социализируются в нашем обществе и поэтому у них меньше проблем с поведением и самоопределением.

Отец ~ опора и зашита в семье. Отец идёт впереди, учит долгу перед родными и обществом. Он спокоен, рассудителен. Он учит любить женщину, уважать старость. Он воспитывает в детях самостоятельность, дисциплинированность, организованность, ответственность, чувство долга и чести.

Мать - любовь, доброта, хороший эмоциональный климат в семье. Мать создает атмосферу доброты, благожелательности, понимания, взаимоуважения, любви. К ней  можно прийти и рассказать о своих проблемах, слабостях, переживаниях и она выслушает, пожалеет, пожурит, поругает, обнимет, поцелует, прижмет к груди и даст чувство уверенности, защиты и силы для дальнейшего развития.

Целенаправленное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте,  повлияет на развитие личности существенно. И позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.

      Наиболее благоприятным возрастным периодом для начала гендерного воспитания является четвертый год жизни. Уже на четвёртом году жизни дети, чьё поведение соответствует правильному гендерному воспитанию, чувствуют себя отличающимися от противоположного пола.

     Самая большая роль гендерного воспитания в семье сводится к тому, чтобы мужчины, не  утрачивали способность играть правильную роль в семье, из главного добытчика не перевоплощались  бы  в главных потребителей и  не перекладывали бы лишь  на женские плечи воспитание детей.  Ну а женщины, в свою очередь, не становились бы просто существами вне пола.

     Сейчас многие дети ассоциируют свой пол именно с таким искажённым поведением: девочки становятся прямолинейными и грубыми, а мальчики перенимают  тип поведения женщин, которые их окружают и дома и в саду, поликлинике и т.д. Наблюдая за детьми можно заметить, что многие девочки лишены  нежности, чуткости и терпения, не умеют мирно разрешать конфликты. Мальчики же, наоборот, не пытаются постоять за себя, слабы физически, не выносливы и эмоционально неустойчивы.

      Современным маленьким рыцарям совершенно чужда хоть какая-то культура поведения по отношению к девочкам. Вызывает опасение и то, что содержание игр детей, например, в детском саду, демонстрирует модели поведения, не соответствующие полу ребенка. Из-за этого дети  не умеют договариваться в игре, распределять роли. Мальчики редко проявляют  желания прийти на помощь девочкам тогда, когда  нужна физическая сила, а девочки не стремятся помогать мальчикам там, где нужна тщательность, аккуратность, забота, вот такие игры по гендерному воспитанию.

Поэтому гендерное воспитание, которое расставит по полочкам родителям все особенности воспитания девочек и мальчиков очень актуально.

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по теме «Семья-главный фактор в становлении гендерной идентичности ребенка»

Новая технология воспитания с учетом гендерных особенностей детей раннего и дошкольного возраста....

Консультация «Семья- главный фактор в становлении гендерной идентичности личности»

Актуализация  иуточнение  знаний  родителей  о  гендерном  воспитание  использование генднрного  подхода  при  воспитание  ребенка  семье....

Консультация «Семья - главный фактор в становлении гендерной идентичности личности»

Актуализация и уточнение знаний родителей о гендерном воспитание, использование гендерного подхода при воспитании ребенка в семье....

«Семья-главный фактор в становлении гендерной идентичности ребенка»

Под гендерным воспитанием понимается развитие у детей определенных понятий, норм поведения ассоциирующихся с мужским или женским полом в рамках определенной культуры....

«Семья-главный фактор в становлении гендерной идентичности ребенка»

Под гендерным воспитанием понимается развитие у детей определенных понятий, норм поведения ассоциирующихся с мужским или женским полом в рамках определенной культуры....

«Семья- главный фактор в становлении гендерной идентичности личности"

«Семья-главный фактор в становлении гендерной идентичности ребенка»Цель. Актуализация и уточнение знаний родителей о гендерном воспитание, использование гендерного подхода при воспитании ребенка в сем...

Семья - главный фактор в становление гендерной индентичности ребенка.

«Семья — главный фактор в становлении гендерной идентичности ребенка» В последнее время ученые предлагают в воспитании детей обращать внимание не только на возрастные особенности, но и на их пол....