Развитие мелкой моторики
материал на тему
Мелкая моторика - тонкие движения пальцев рук. Взаимосвязь между развитием мелкой моторики и речевой функцией очевидна, поэтому для ребенка с речевыми нарушениями так полезны упражнения с мелкими деталями, бусинами, конструктором, а также пальчиковые игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
melkaya_motorika_1.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
Мелкая моторика – одна из важнейших функций. Детям с плохо развитой ручной моторикой бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой, счетными палочками. Они отказываются от лепки и аппликаций, не успевают за ребятами в группе детского сада на занятиях. Возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. С течением времени уровень развития сложнокоординированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения, оказывается недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности.
С незрелостью пальцевого гнозиса связывают и нарушения счетных операций. При овладении счетом, особенно на начальных этапах, большую роль играют внешние действия с использованием движений пальцев рук, которые помогают овладеть десятичным счетом, связанным с количеством пальцев на правой и левой руках. У детей с нарушениями ручной моторики задерживается овладение счетом и счетными операциями. В связи с этим развитие мелкой моторики является важным условием профилактики и коррекции дискалькулии.
Развитие ручной моторики осуществляется в несколько этапов:
- подготовительный;
- формирование статической организации движений;
- формирование динамической координации движений.
Для занятий по формированию ручной моторки можно дать следующие рекомендации:
- Поскольку развитие ручной умелости предполагает определенную степень зрелости мозговых структур, заставлять ребенка заниматься «через силу» неэффективно. Нужно начать с того уровня упражнений, который будет соответствовать возможностям ребенка.
- Выполнение упражнений должно быть регулярным.
- Время выполнений упражнений должно быть оптимальным, иначе внимание и интерес ребенка быстро иссякает.
- Повторение инструкции, проговаривание действий в процессе выполнения упражнений.
І ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Сущность данного этапа заключается в подготовке детей к овладению ручным праксисом: создание благоприятной атмосферы, желания, заинтересованности.
Детям двух лет и старше для развития мелкой моторики на подготовительном этапе можно предложить следующие игры:
- «Переложи игрушки». Ребенок сидит за столом, перед ним высокий сосуд и мелкие предметы (пуговицы, бусины и т.д.). Ребенок должен держать сосуд левой рукой, а правой бросать в него предметы. Затем то же самое ребенок выполняет другой рукой.
- «Забей мяч в ворота». Играющий сидит за столом, у него небольшой шарик. На другом конце стола – «ворота». Нужно прокатить мячик по столу так, чтобы он попал в ворота.
- «Перебираем крупу». Необходимы две пустые коробочки и одна – со смешанными гречкой и рисом, крупными и мелкими бусинками, картонными квадратиками и кружками и пр. Работая двумя руками, ребенок должен разделить смесь на две части.
- «Разорви лист по линиям». Лист бумаги произвольно расчерчивается на части. Нужно разорвать его руками точно по линиям. Можно также нарисовать на бумаге геометрические фигуры.
- «Шаловливый котенок». Заранее разматывается клубок ниток. Сначала правой, а затем левой рукой нужно смотать клубок.
- «Строитель». Для игры подойдут небольшие кубики, кольца от пирамидок. Ребенку дается задание собрать из мелких кубиков один большой, построить башню, домик, поезд, заборчик, машину и т. д.
- «Шофер». На столе раскладываются маленькие предметы (игрушки) на расстоянии 5 см друг от друга. Понадобиться также какой-нибудь деревянный или пластмассовый кружок. Передвигая кружок одним пальцем, нужно «объехать» все препятствия, ничего не задев. Играть попеременно разными пальцами.
- «Шнуровка». Берется большая карточка, на которой имеются отверстия. При помощи шнурка выполняются следующие задания: провести нитку через все отверстия по краю карточки; протянуть шнурок в каждое второе отверстие; провести шнурок только через дырочки, обведенные красным цветом и т.д.
- «Художник». Ребенок ставит локоть ведущей руки на стол, берет в руки «волшебную палочку» (указку, счетную палочку, карандаш). По просьбе взрослого «волшебная палочка» рисует по воздуху буквы, цифры, предметы, геометрические фигуры. Рука при этом остается неподвижной, работают только пальцы и кисть. Следить, чтобы «палочка» была зажата пальцами правильно и «рисунок» был похож.
ІІ ФОРМИРОВАНИЕ СТАТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЙ
Хорошую тренировку статических движений пальцев обеспечивают пальчиковые игры. Они очень эмоциональные, простые. Пальчиковые игры как бы отражают объективную реальность окружающего мира – предметов, животных, людей и т.д.
В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
К статическим относятся упражнения с изображением пальцами различных фигурок.
Второй этап включает следующие упражнения:
- «Флажок». Соединить четыре пальца вместе, большой опустить вниз. Тыльная сторона ладони обращена к себе.
- «Очки». Соединить в кольцо большой и указательный пальцы каждой руки. Приставить колечки друг к другу, поднести к глазам.
- «Бинокль». Большой палец каждой руки вместе с остальными образует кольцо. Посмотреть в «бинокль».
- «Стол». Левую ладонь сжать в кулак, поставить на стол, правую раскрыть и положить сверху.
- «Стул». Поставить на стол сжатый кулак правой руки, левую приставить к нему вплотную пальцами вверх, как спинку.
- «Бочка». Неплотно сжать руку в кулачок.
- «Птичка пьет из бочки». Поднести к «бочке» вторую руку, указательный палец опускать в отверстие и поднимать.
- «Гнездо». Соединить круглые ладони.
- «Птичка в гнезде». Соединить округлые ладони, большие пальцы спрятать вовнутрь.
- «Птенцы в гнезде». Обхватить все пальцы правой руки левой ладони.
- «Крыша». Кончики пальцев рук соединить в наклонном положении ладоней.
- «Мостик». Положение рук горизонтальное, кончики пальцев касаются друг друга.
- «Кораблик». Округленные ладони снизу плотно прижаты друг к другу и слегка приоткрыты сверху.
- «Скворечник». Кончики пальцев, вытянутые вверх, соединить, большие пальцы загнуть внутрь.
- «Болтливые человечки». Поставить на стол два кулака с поднятыми вверх большими пальцами.
- «Ворота». Кисти рук поставить на ребро, кончики пальцев соединить.
- «Летит оса». Пальцы сжать в кулак, один поднять вверх. Выполнять им вращательные движения. Повторить другими пальцами.
- «Зайчик». Указательный и средний пальцы поднять вверх и развести в стороны, остальные прижать к ладони.
- «Гусь». Поставить локоть на стол. Четыре пальца соединить вместе и слегка округлить. Расположить их и большой палец параллельно столу.
- «Петушок». Большой и указательный пальцы соединить. Остальные пальцы подняты вверх в полусогнутом положении один за другим.
- «Курочка». Большой и указательный пальцы соединить. Остальные пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении.
- «Улитка». Кулак правой руки прижат к столу ладонью вниз, указательный и средний пальцы разведены и выпрямлены вперед.
- «Улитка в домике». Положение правой руки то же. Левая рука лежит на тыльной стороне правой руки.
- «Кошка». Средний и безымянный пальцы соединить с большим, указательный и мизинец поднять вверх.
- «Мышка». Положение пальцев то же. Указательный и мизинец согнуть и прижать кончиками к среднему и безымянному
- «Лиса». Ладони прижать друг к другу. Согнуть вовнутрь мизинцы и указательные пальцы, большие поднять вверх.
Теневые игры
Еще одним занятием для развития статической организации движений пальцев рук является теневая игра, которая проводится в затемненной комнате.
Источник света освещает экран. Между экраном и источником света производятся движения руками, от которых падает тень. Теневая игра может сопровождаться короткими диалогами сценками.
Большой эффект в теневой игре достигается благодаря изменению расстояния от руки до источника света. Это дает возможность увеличивать или уменьшать размеры теневых фигур.
Упражнения для теневых игр:
- «Орел». Руки повернуть ладонями от себя, большие пальцы наложить друг на друга. Остальные пальцы соединить и вытянуть в стороны.
- «Рыбка». Ладони соединить, все пальцы, кроме указательных и больших вытянуть вперед. Указательные пальцы – в замке, большие направлены вовнутрь ладоней.
- «Волк». Ладони прижать друг к другу. Согнуть вовнутрь указательные пальцы, большие поднять вверх. Мизинцы соединить и отвести в сторону.
- «Лось». Локоть правой руки опирается на стол. Пальцы вытянуты и соединены. Тыльная сторона левой руки соприкасается с тыльной стороной правой руки. Пальцы левой руки полусогнуты и раздвинуты.
Также в теневых играх могут изображаться и другие предметы.
Примерные тексты теневых игр,
направленных на развитие мыслительной деятельности
и счетных операций.
Дети играют в теневой театр, изображают животных и одновременно решают математические задачки.
- Сосчитай животных.
Юля приехала в деревню к бабушке. У бабушки жили собака, кошка, двое гусей, две курицы и петух. Сколько всего животных было у бабушки?
- Сколько игрушек?
Скоро Новый год. Папа принес домой елку. Аня и Володя стали ее наряжать. Сначала Володя повесил маленький домик. Аня достала из коробки кораблик и рыбку и повесила их на елку. Володя прикрепил к ветке красный флажок. Потом Аня украсила елку фигурками животных: зайца, лисы, мышки. Володя добавил еще кошку и петушка. Сколько всего игрушек повесила Аня? Сколько Володя? Сколько всего игрушек ребята повесили на елку? Кто больше повесил игрушек? На сколько?
- Утро.
Проснулось солнышко и стало всех будить. Первый луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел : ку-ка-ре-ку! Второй луч упал на высокую скалу. Орел расправил крылья и полетел. Третий луч упал на зайчика. Передернул ушками зайчик и весело запрыгал по зеленому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак. Четвертый луч попал в улей. Выползла оса и полетела на поляну. Пятый луч попал в дом и добрался до постели маленького лентяя: светит ему прямо в глазки, а он повернулся на другой бок и опять заснул.
Кто проснулся третий по счету? Каким по счету проснулся орел? Кто проснулся после зайчика? И т.д.
ІІІ ФОРМИРОВАНИЕ ДИНАМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЙ
Данный этап предполагает выполнение «подвижных» пальчиковых игр с речевым сопровождением и с сопровождением счета, а также задания на развитие предметно-практической деятельности.
Подвижные пальчиковые игры:
1. «Человечки». (Движения указательного и среднего пальцев по поверхности стола)
Побежали вдоль реки
Пальцы наперегонки!
2. «Овощи».
Один, два, три, четыре!
Дети овощи лепили:
Лук, редиска, кабачок,
Огурец и чесночок.
(Сжимать – разжимать кулаки; соединять полусогнутые ладони обеих рук; все пальцы поочередно соединяются с большими пальцами обеих рук)
3. «Пальчики». (Сгибать пальцы по очереди, начиная с большого)
Большой пальчик сливы трясет,
Второй их собирает,
Третий в дом несет,
Четвертый высыпает,
Самый маленький – шалун
Все, все, все съедает.
4. «Дружные пальчики». (Пальцы одной руки, сжатые в кулак, медленно разгибаются по одному, начиная с мизинца. В конце игры они снова сжимаются в кулак, но большой палец кладется сверху).
Этот пальчик маленький,
Мизинчик удаленький.
Безымянный – кольцо носит,
Никогда его не бросит.
Ну, а этот – средний, длинный,
Он как раз посередине.
Этот – указательный,
Пальчик замечательный.
Большой палец, хоть не длинный,
Среди братьев самый сильный.
Пальчики не ссорятся,
Вместе дело спорится.
5. «Алые цветки ». (Ладони соединены в форме тюльпана. Пальцы медленно раскрываются, плавно покачиваются, затем они медленно закрываются). Кисти рук покачиваются.
Наши алые цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головками качают.
Упражнения на развитие предметно-практической деятельности
1. Составление фигурок из счетных палочек или спичек.
Ребенка просят выложить на столе сначала по образцу, затем по памяти и, наконец, самостоятельно, по представлению следующие фигуры:
Квадрат, треугольник, кубик.
Ваза, лодочка, юбочка, очки, лесенка, мельница, рыбка, пирамидка, флажок, звезда, мороженое.
Мост, качели, лейка, танк, лопата, коробка карандашей, ракета, пароход, грибок, горка.
Беседка, снежинка, кораблик, башня, песочница, самолет, кровать, телевизор.
2. «Сделай так же».
У логопеда – набор карточек с изображениями человечков в разных позах. У ребенка – палочки и маленький кружок. Выбрав одну карточку, взрослый показывает ее ребенку в течение нескольких секунд. Играющий должен запомнить положение человечка, а затем сложить из палочек и кружка такого же.
3. «Нитяные узоры».
Для работы необходимы тонкие веревочки. Ребенок по карточке-образцу должен выложить узор, петли, завязать узелки.
Развитию мелкой моторики способствуют задания:
- Изготовление бус;
- Собирание мозаики;
- Лепка;
- Аппликация;
- Обведение трафаретов с их последующей штриховкой;
- Работа с дошкольными прописями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики.Влияние мелкой моторики рук на развитие ребенка
Развитие мелкой моторики Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ...
Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...
Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.
Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...
Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики.
Я работаю по программе для детей с ОНР, содержание которой построено на основе адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада №20. Свою педагогическую д...
Методическая разработка. Мелкая моторика рук детей дошкольного возраста. Как развитие мелкой моторики влияет на развитие речи детей
Как известно, стимулятором речевого развития и развития мозговой деятельности выступает воздействие на мелкие мышцы рук. Учеными отечественной и зарубежной психологии доказано, что мелкая моторика и р...
Этапы развития мелкой моторики. Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей
Влияет ли развитие мелкой моторики рук на развитие речи у дошкольников? Каковы этапы развития мелкой моторики?...
Мелкая моторика. Приемы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.
Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное м...