Консультация
материал на тему
"Среда как средство социализации личности у дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sreda_kak_sredstvo.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Среда как средство социализации личности дошкольников.
Индивидуализация –это выделение
индивидуальных особенностей из
первоначального безразличия.
Ф.А.Брокгауз, И.А. Ефрон.
Проект индивидуализации предметно – пространственной среды ДОУ.
С целью индивидуализации предметно- пространственной среды и создания системы методической работы, направленной на повышение компетентности педагогов в социально-эмоциональном развитии детей, позволяющей взаимодействовать с ребенком на принципах личностно ориентированной модели, в МДОУ «Центр развития ребенка- д/с №11 «Рябинушка» г. Заринска Алтайского края был разработан проект. Инновационный подход заключается в том, что индивидуализация среды- это стержень, на который педагоги могут «нанизывать» используемые в настоящее время образовательные технологии:
исследовательскую (проблемно- поисковую) : модель «обучение через
открытие»,
коммуникативную (дискуссионную): наличие дискуссий,
представляющих различные точки зрения по изучаемым вопросам, их
сопоставление, поиск лучшего варианта решения;
- Имитационного моделирования (игровую): моделирование жизненно
важных профессиональных затруднений в образовательном
пространстве и поиск путей их решения;
- психологическую: самоопределение педагога по выполнению той ли иной образовательной деятельности;
- деятельностную: способность ребенка проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом
- рефлексную: осознание ребенком деятельности, того, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены и что он чувствовал при этом.
Разработка индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка является главной идеей проекта. Такой маршрут немыслим вне предметно- пространственной среды. Пространство дошкольного учреждения- это единая система педагогической деятельности, обеспечивающая индивидуальную траекторию развития каждого воспитанника.
Проектируя и создавая, систематически преобразовывая предметно -пространственную среду, направленную на обеспечение индивидуальной траектории ребенка, педагог постоянно учитывает особенности его развития, определяет свою роль в ней относительно каждого воспитанника. Сильный в интеллектуальном развитии ребенок не нуждается в объяснении задач, действий, результатов деятельности. в этом случае воспитатель выбирает роль консультанта, а затем наблюдателя. Для ребенка нужно многократное объяснение, совместное выполнение действия, показ, рассказ, воспитатель выступает в роли активного помощника, соучастника до тех пор, пока ребенок в этом нуждается. Такой способ взаимодействия педагога с ребенком ориентирует каждого из них на успех, радость достижения, а значит, и на продвижение вперед, поскольку именно успех и радость достижения создают уверенность в силах, заставляют многократно возвращаться к достигнутому, т.е. совершенствоваться.
Таким образом, целью проекта стал создание единой предметно -пространственной среды, обеспечивающей индивидуальную траекторию развития ребенка как показателя профессиональной компетентности воспитателя дошкольного учреждения.
Использование компонентов предметно-пространственной среды.
Идеи, предложенные по ходу реализации проекта, нашли воплощение в оформлении предметно- развивающей среды всех помещений ДОУ.
Концепция, согласно которой группа имеет свое название и соответствует ему стиль оформления, легла в основу дизайнерских разработок по оформлению приемной групповых помещений. Например, в ней размещены визитные карточки с фотографиями детей и педагогов. На личном шкафчике каждого дошкольника написано его любимое имя, внутри кабинки – данные ого родителей, контактный телефоны.
С целью индивидуализации педагогического процесса используются следующие компоненты детской субкультуры. В каждой группе есть стенд или уголок с фотографиями детей и обозначением дня их рождения. Его можно дополнить гороскопом, названием сезона, месяца, числа. В приемных некоторых групп размещаются желания детей ко дню рождения, новому году, записанные с их слов воспитателем или самим ребенком (6-7 лет). В группе оформляется «Уголок именинника», атмосфера которого создается с помощью красочного стула именинника, «Паровозика желаний», персональной именинной посуды, чудесного мешочка для подарков и. т.д.
Рубрику «Я умею, я люблю, хочу научиться» заполняются со слов ребенка и раскрывают его интересы и возможности. Отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течении дня можно благодаря рубрике «Мое настроение». В специально организованные уголки помещаются фишки или магниты в соответствии с настроением дошкольников. Дети учатся определять не только свое настроение, но и своих товарищей. Так, в группах младшего возраста ребенок может различить три состояния настроения: плохое, хорошее и отличное, а в старших группах- значительно больше.
В группах старшего возраста в творческой форме (на листочках, цветочках и.т.п.) воспитатели совместно с ребенком фиксирует его достижения, например, дошкольник научился завязывать шнурки, рисовать домик. Для этого заполняется рубрика «Я молодец, я научился».
Накопленные в течении месяца достижения ребенка и представленные в рубрике «Панорама добрых дел» стимулирует желание дошкольника присоединяться к интересам и деятельности сверстников.
Главная идея дизайнерских разработок по оформлению игровых и спальных комнат групповых помещений состоит в том, что группы должна принадлежать детям, а значит, необходимо отразить их интересы. Иными словами, группа должна быть насыщена постоянными и временными компонентами детской субкультуры, помогающими дошкольникам глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности сверстников, освоить социальные роли и взаимоотношения, партнерство, уяснить ценности окружающего мира и адаптироваться в социальном мире.
Каждая группа индивидуальна и своеобразна. Педагог наполняет ее, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого ребенка и коллектива в целом. Так, в группе, где преобладающее количество мальчиков, больше машин, конструкторов, предметов для двигательной активности.
Маленькие творческие мастерские и островки наполнены разнообразным, стимулирующим деятельность ребенка материалом, развивающими играми.
В каждой группе есть игры- самоделки, изготовленные дошкольниками совместно с родителями и воспитателем.
В игровых комнатах для детей есть карта- путеводитель с игровым кубиком и наоборот разнообразных карточек по всем видам детской деятельности. Например, в группе «Морячки» дети путешествуют по островкам «Остров размышлений», «Эко-знайка», «Поиграй-ка», «Остров Самоделкина», «Здоровей-ка», «Остров Робинзона» ( уголок уединения).
Коробочка «Деловые хлопоты» заполнена бейджиками с надписью роли, которую сегодня ребенок исполняет: «гардеробщик», «эколог», «главный строитель», и.т.д. поручения такого рода позволяют принимать непосредственное участие в ежедневной работе в группе, представляют возможность почувствовать свою значимость и уникальность.
Материалы в группе также могут воплощаться во временных компонентах детской субкультуры, т.е. присутствующих периодически, например, коллекциях, газетах, выставках, мини - музеях, оформленных совместно с родителями, продуктах детской деятельности, полученных в результате реализации проектов (книжках – малышках, альбомах, фотоальбомах, макетах).
Коллекционирование - доступный детям вид деятельности, учитывающий их индивидуальные интересы и удовлетворяющий потребности в «собирательстве сокровищ». В процессе коллекционирования ребенок учится систематизировать и изучать собираемые предметы. Педагог помогает с поиском новых экспонатов, информации в книгах и энциклопедиях, организацией посещения музея. Представляя детям чью-либо коллекцию, рассказывая о ней, он вызывает у сверстников интерес к созданию собственной. Коллекции могут быть представлены открытками, иллюстрациями, предметами неживой природы, муляжами, игрушками и др.
Центральный элемент, организующий предметную среду для игры с мелкими игрушками,- макет. Он выводит способность к сюжету сложению на новый уровень, содействует общему развитию дошкольников, раскрывает творческие способности, подчеркивает индивидуальность.
Помимо создания коллекций дети могут поочередно оформлять свои мини- музеи по интересующей теме или проекта. В подготовке и оформлении материалов принимают участие родители.
Детям открыты и доступны все базисные компоненты единой предметно -пространственной среды ДОУ (коридоры, вестибюли, другие функциональные помещения).
Стена «Наша жизнь, наши успехи» используется для демонстрации личных достижений воспитанников в городских, краевых конкурсах, выставках рисунков дошкольников, посещающих кружки, тематических фотовыставок с изображением необычного, значимого для ребенка событиях, разнообразных выставок- конкурсов детских работ, выполненных в нетрадиционной технике (карвинг, бумажная пластика и.т.д.).
Постоянно действующая выставка творчества (картины, вышивка др.) родителей, родственников ребенка развивает его и вызывает чувство гордости за свою семью.
Территория ДОУ – отличное место для детской субкультуры. Песочные мозаичные панно включают в себя такие компоненты, как «секретики» в песке, строительство домиков из веток, палок. На первых порах воспитатели выкладывают мозаику вместе с дошкольниками, но дети достаточно быстро осваивают технику и создают собственные композиции, которые на протяжении всего лета украшают участки детского сада.
Вылепленные руками воспитателей скульптуры обитателей морей и океанов расширяют не только кругозор детей, но и поле из деятельности. Они используются дошкольниками для двигательной активности, подвижных и сюжетных игр.
С помощью педагогов воспитанники перемещаются по территории детского сада и выбирают интересный для них вид деятельности, объединяются в разновозрастные микрогруппы.
Дети старшего дошкольного возраста имеют право выбрать понравившийся им объект и взять над ним шефство (например ухаживать за растением, следить за чистотой скульптур).
Организованная таким образом личностно ориентированная среда в помещениях и на территории ДОУ стимулирует общение, любознательность, способствует развитию у детей таких жизненно необходимых социальных навыков, как инициативность, самостоятельность, творчество.
Среда группы, организованная с учетом индивидуализации пространства жизни ребенка, отличается динамизмом. Дети чувствуют себя компонентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками
Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...
Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна
Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....
Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Дистанционная консультация для родителей. Консультации.
Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....