Основные правила культурного поведения, которые должны быть сформированы у дошкольника 4-5 лет.
классный час (средняя группа) на тему
В этом собрании речь идет о культуре поведения дошкольников, об этикете и нормам поведения со взрослыми любьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moyo_roditelskoe_sobranie.docx | 26.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Задачи:
- Предложить родителям взглянуть на причины негативного поведения;
- Дать понять, что нравственные и гуманные качества, культура поведения закладываются в детстве и огромную роль в воспитании этого направления играет семья;
Да, вежливое слово, как добрый волшебник, дарит настроение, радует и даже лечит людей.
Сегодня мы поговорим о простых вещах, с которыми сталкиваемся ежедневно и иногда не придаём должного значения. Хотя, по сути, эти мелочи мешают нам быть счастливыми и правильно воспитывать наших детей.
Многих родителей поражает поведение их детей в подростковом возрасте. Был вроде нормальный ребёнок и вдруг грубит, хлопает дверью…
Нравственность подростка зависит от того, как его воспитывали в годы детства, что заложили в его душу от рождения до 10-11 лет.
Родители для ребёнка – это зеркало, всё, что он видит в отражении, именно это он хочет воплотить в жизни.
Если мы плохо относимся, например, к своим родителям, того же нужно ждать от своих детей. В нашей повседневной жизни мы, пожалуй, больше всего страдаем от недостатка культуры в людях (внешнее проявление культуры – вежливость, и культуры внутренней).
Много лет создавались людьми правила поведения, этикета – цель которых была кроме нравственных качеств доброты, чуткости, сердечности, прививать чувство меры и красоты в манерах поведения. В одежде, разговоре, приёме гостей и сервировке стола – словом во всём, с чем мы входим в общество.
Насколько важным было выполнение этих правил, говорит тот факт, что 200-300 лет тому назад отдельные нормы поведения приравнивались к законам и несоблюдавших их граждан наказывали.
Существуют ли в наше время секреты воспитания культуры поведения? Об этом и пойдёт сегодня разговор. И надеемся, что вместе мы найдём ответы на многие вопросы.
Основные правила культурного поведения, которые должны быть сформированы у дошкольника 4-5 лет.
- Умение считаться в игре с желаниями и намерениями других детей, играть вместе общими игрушками, уступать.
- Регулярно участвовать в труде, в умении приготовить столы к завтраку, обеду.
- Детей нужно научить соблюдению правил культурного поведения в автобусе, в общественных местах.
- У детей должна быть воспитана привычка всегда говорить правду.
- Важной задачей, приобретающей на этой возрастной ступени является формирование взаимоотношений с взрослыми и сверстниками: вежливое внимательное отношение к взрослым, умение дружно играть с детьми, защищать слабого, обиженного.
- Необходимо научить детей поддерживать порядок в комнате. В игровом уголке. Правило: «Каждой вещи – своё место».
Конечно же, одним из главных компонентов в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер является личный пример взрослых, то есть вас, родителей. Именно вы авторитет для ребёнка. И именно с вас, в первую очередь, он берёт пример во всём.
Представьте такую ситуацию:
Мама забирает ребёнка из детского сада. Они одеваются в раздевалке. Одевшись, мама говорит: «Иди, попрощайся с воспитателем». Ребёнок, заглядывая в группу, говорит до свидания. И мама с ребёнком отправляются домой.
- Как вы думаете, всё ли правильно было сделано со стороны привития ребёнку правил культуры поведения? (Нет, мама тоже должна была попрощаться с воспитателем и оставшимися детьми).
- Ребёнок усваивает родную речь так называемым «материнским способом», подражая близким, поэтому так важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета. Вот что писал выдающийся педагог А.С. Макаренко о роли примера взрослых, окружающих ребёнка: «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы разговариваете с другими людьми и говорите о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь, читаете газеты – всё это для ребёнка имеет большое значение».
- Необходимо избавить ребёнка от грубостей, исключить из семейного обихода бранные, тем более нецензурные слова.
Мне хочется прочитать вам стихотворение Себастьяна Бранта
«О дурном родительском примере»
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому:
Родители пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них все то, чему их учит.
Теперь вести себя прилично
Не в моде стало, и обычно
И женский пол, себя позоря,
Стал срамословить в разговоре.
Мужья — пример для жен своих,
А дети учатся у них:
Там, где аббат не враг вина,
Вся братия пьяным-пьяна!
Что говорить, — спокон веков
Полно на свете дураков!
Не волк воспитывал овец,
Походку раку дал отец.
Когда родители умны
И добродетельно скромны,
То благонравны и сыны.
Попался как-то Диогену
Какой-то пьяный совершенно,
Впервые встреченный юнец
«Сынок, — сказал ему мудрец, —
Ты, вижу, весь в отца родного:
Бьюсь об заклад — он раб хмельного!"
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.
Родители – первые проводники малыша в понимании и усвоении нравственных требований, помогающие ему приобретать социальный опыт. То, что посеяно родителями в семье, будет произрастать всю жизнь. А «сеют» родители главным образом с помощью личного нравственного примера. Воспитание строится на примере жизни отца и матери, оно всегда активно, независимо от того, говорят в семье о морали и нормах поведения или нет.
Воспитание ребенка не должно пониматься как регламентирование его поведения и чтение ему нравственных проповедей. Очень важно, чтобы ребенок как можно раньше почувствовал реальность чужого страдания и сопереживал ему, чтобы умел любить, жалеть, прощать, помогать. Задача родителей – создавать и постоянно поддерживать в своей семье атмосферу любви и доброты, милосердия и взаимопомощи.
В наши дни произошла, если можно так сказать, подмена понятий. Иногда приходится слышать нечто подобное: «Мальчик из благополучной семьи. Мама – экономист преуспевающей компании. У папы свой бизнес. Как же этот ребенок мог так ужасно поступить?» Но благополучие семьи определяется не ее материальным положением, а высоким уровнем внутрисемейной нравственности, когда взрослые члены семьи всем своим поведением (а не нравоучениями) воспитывают у детей чуткость, отзывчивость, сопереживание.
А сейчас давайте проверим, воспитаны ли наши дети.
(игра с фишками)
Если ребёнок выполняет данное правило, то вы кладёте на стол фишку красного цвета; если не всегда выполняет или не совсем правильно – жёлтого цвета; если не выполняет совсем - синего цвета.
- Ребёнок умеет мыть руки, причём моет их всегда перед едой, после посещения туалета. Умеет вытираться развёрнутым полотенцем.
- Аккуратно складывает одежду.
- Всегда пользуется носовым платком по мере необходимости. Зевает и высмаркивается бесшумно.
- Вежливо обращается с просьбой завязать шапку, застегнуть пальто,
- Благодарит за оказанную помощь.
- Умеет вовремя извиниться и говорит это слово с нужной интонацией, чувством вины.
- Не указывает пальцем на окружающих, на предметы.
- Не вмешивается в разговор без надобности, в случае срочной просьбы, соответственно правилам, извиняется.
- При встрече приветливо здоровается,
- Прощаясь, всегда говорит «до свидания».
- Может играть дружно с другими детьми, уступает свои игрушки.
- Не бросает на улице, в помещении бумажки, обёртки и т.д.
- Не говорит матерных слов.
- Не обижает птиц, животных.
Посмотрите на фишки, их цвета помогут вам решить, над чем следует поработать с детьми, используя испытанные практикой примеры, похвалу и упражнения.
Но всегда помните, что у ребёнка может быть и своё мнение, свой взгляд на отдельные вещи, и на весь мир в целом. Уважайте это!
(игра с салфетками)
Вот видите, выполняя одно и то же задание, мы получили совершенно разные результаты. Так и ребёнок, слушая вас, может понять и сделать всё совсем не так, как хотите этого вы. Помогите ему разобраться, сделать правильные выводы. Научите его!
А сейчас прошу вас, уважаемые родители, ответить на вопросы.
- Следует ли говорить «Будь здоров», если кто-то чихнул? (Оказывается: если кто-то чихнул или с ним произошла другая подобная неловкость, лучше всего не обратить на это внимание).
* В каких случаях нужно говорить «вы», в каких «ты»? (Если двухлетний малыш говорит взрослому «ты», в его устах звучит это даже мило, то с четырёх лет дети уже должны, обращаясь к взрослому, говорить ему «вы» и называть по имени и отчеству, кроме близких родных).
* Как нужно принимать подарки? (Завёрнутый подарок нужно развернуть, рассмотреть и поблагодарить того, кто его принёс: ему ведь тоже интересно, понравился ли подарок).
* В каких случаях следует говорить «извините» и «простите»? Оказывается, если провинность незначительная, нужно говорить «извините», если же очень виновны – то «простите».
* Можно ли показывать пальцем на какой-нибудь предмет или на человека?
Если вы хотите обратить внимание на какой-нибудь предмет, то показывать нужно всей ладонью. Что касается различных жестов, это вообще очень серьёзная тема. Например, в Болгарии, кивок головой означает, что человек не согласен с чем-то, то есть он говорит «Нет», а покачивание головой подтверждает согласие.
Воспользуйтесь советами, которые вы сегодня услышали, и вы увидите, как измениться мир вокруг. И это не из области фантастики, потому что всё в наших руках.
Воспитан ли мой ребёнок? Не стыдно ли за него в обществе? Присущи ли ему чуткость, внимательность, предупредительность? На эти вопросы у каждого будет свой ответ сегодня, завтра, спустя многие годы и зависеть он будет от нашего желания и умения.
Общаясь с ребенком, не забывайте подавать ему примеры доброты.
Что такое доброта? На этот вопрос ответ прочитаем в толковом словаре Ожегова: «Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».
Доброта – это очень сложное и многогранное качество личности. В книге выделено семь основных «ступеней» доброты.
Дружелюбие – открытое и доверительное отношение к людям.
Честность – искренность и правдивость в поступках и мыслях.
Отзывчивость – готовность помогать другим людям.
Совесть – нравственная ответственность за свои поступки.
Сострадание – сочувствие, сопереживание, умение чувствовать чужую боль.
Благородство – высокая нравственность, самоотверженность.
Любовь – глубокое сердечное чувство, высшая степень положительного отношения.
Не секрет, что многие молодые родители полагают, что в ребенке надо воспитывать не доброту, а сильный характер, который поможет ему в жизни. По мнению таких взрослых, сегодня выживает и процветает тот, кого отличают себялюбие, напористость, умение отстаивать свои интересы любой ценой.
Подобная педагогическая позиция, когда доброта противопоставляется «агрессивным» качествам личности, ошибочна и вредна не только для общества, но и для самих детей, независимо от того, растет в семье мальчик или девочка. Настоящие волевые качества не только не исключают доброты, отзывчивости и чуткости, но в значительной мере должны предопределяться ими. В противном же случае из человека вырастает жестокосердный эгоист.
Воспитывать в ребенке доброту и чуткость нужно с такой же, если не с большей, настойчивостью и последовательностью, как и силу воли. И самое главное – воспитать доброту можно только добром.
Советы родителям в воспитании детей
1. Никогда не воспитывайте в плохом настроении.
2. Ясно определите, что вы хотите от ребенка и объясните ему это. А также узнайте, что он думает по этому поводу.
3. Представьте ребенку самостоятельность, не контролируйте его каждый шаг.
4. Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и его отдельные поступки – не одно и то же.
5. Дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него. Несмотря на его оплошности.
6. Родитель (воспитатель) должен быть твердым, но добрым.
Одна из заповедей в воспитании детей – ребенок должен быть добрым, щедрым, уметь делится с друзьями, с большой радостью отдавать, чем брать. В заключении хочется всем родителям сказать пожелания из стихотворения А. Татьяничевой.
«Я желаю, чтобы с вами
Людям было веселей,
Чтобы добрыми глазами
Вы смотрели на людей,
Чтобы были справедливы
И в решениях мудры.
К людям будете добры вы –
Люди будут к вам добры!».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад на родительском собрании "Основные правила культурного поведения, которые должны быть сформированы у дошкольника 4-5 лет"
Доклад на родительском собрании на тему: «Основные правила культурного поведения, которые должны бытьсформированы у дошкольника 4-5 лет» Сегодня мы поговорим о простых вещах, с которыми ста...
Основные правила культурного поведения, которые должны быть сформированы у дошкольника 4-5 лет.
Информация для родителей...
«Основные правила культурного поведения, которые должны быть сформированы у дошкольника 4-5 лет»
Воспитание культуры поведения надо начинать с создания вежливой, терпимой, сочувственной и ласковой семейной атмосферы. И плюс к этому, учитывая возраст детей, начинать его воспитание надо с создания ...
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Основные правила культурного поведения, которые должны быть сформированы у дошкольника 4-5 лет»
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ....
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Основные правила культурного поведения, которые должны быть сформированы у дошкольника 4-5 лет»
Умение считаться в игре с желаниями и намерениями других детей, играть вместе общими игрушками, уступать.Регулярно участвовать в труде, в умении приготовить столы к завтраку, обеду.Детей нужно научить...
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Основные правила культурного поведения, которые должны быть сформированы у дошкольника 4-5 лет»
Умение считаться в игре с желаниями и намерениями других детей, играть вместе общими игрушками, уступать.Регулярно участвовать в труде, в умении приготовить столы к завтраку, обеду.Детей нужно научить...