Консультация "Конструирование в жизни ребенка"
статья на тему
Данная консультация расскажет вам о значении конструирования в развитии ребенка, даст представление о том, как познакомить его с деталями констуктора , познакомит с особенностями конструирования на разных возрастных этапах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultaciya_dlya_roditeley_konstruirovanie_v_zhizni_rebenka.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСТРУИРОВАНИЕ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ.
Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий, является конструирование, т.е создание из отдельных элементов чего- то целого. Конструирование позволяет ребенку творить свой собственный неповторимый мир. Приглядитесь повнимательней к своему играющему ребенку - его игрушки не могут «жить» без домов, комнат, предметов мебели. Поэтому даже если у него нет конструктора, ребенок создает игровое пространство из того, что есть под рукой: мебели, диванных подушек, коробок, а также разнообразного природного материала.
Так что же такое конструирование - пустое развлечение или полезная, развивающая деятельность?
Конструктивная деятельность, несомненно, важна в развитии психических процессов и умственных способностей ребенка. В процессе конструирования ребенок легко усваивает многие знания, умения и навыки.
1 Во- первых развиваются пространственное мышление и конструктивные способности ребенка. Малыш на практике не только познает такие понятия как : право, лево, выше, ниже, но и начинает понимать, как надо создать тот или иной объект.
2 Конструирование также способствует развитию образного мышления : Ведь ребенок, создавая конструкцию, должен ориентироваться на некоторый образ того, что получится .
3 Поскольку конструкторская деятельность предполагает анализ постройки, описание пространственного расположения отдельных деталей , планирование своих действий, и отчета о проделанных действиях- развивается также и речь ребенка, расширяется его словарный запас.
4 Работая с конструктором, малыш развивает мелкую моторику , глазомер Все это крайне важно для дальнейшего развития мышления.
5 К тому же данный вид деятельности формирует такие качества как усидчивость, внимательность , самостоятельность, организованность (умение планировать свою деятельность, и доводить начатое дело до конца)
6 А самое главное конструирование предоставляет большие возможности для фантазии, воображения и позволяет ребенку чувствовать себя творцом
Игры с конструктором полезны всем девочкам и мальчикам, совсем маленьким детишкам и школьникам. Самым первым конструктором в жизни ребенка являются простые кубики Их можно использовать уже в раннем возрасте. Вначале малышу достаточно 2-3 кубиков. Позже количество кубиков можно увеличить до 6-8 штук . Строительный набор ребенка 3- 4 лет необходимо дополнить новыми деталями (пластинами, кирпичами, призмами ). Приобщение к конструктивной деятельности начинайте с ознакомления детей с материалом. Пусть они сначала свободно манипулируют с деталями конструктором , после начните сооружать что-нибудь сами. В этом возрасте ребенку необходим образец взрослого и показ способов конструирования. Постепенно ребенок переходит к более самостоятельному выполнению элементарных построек. (дорожек, домов, заборов, кукольной мебели)
К 3- 4 годам конструирование приобретает для ребенка новый смысл. В этом возрасте оно тесно связывается с сюжетными играми поэтому, дополнительно к набору строительных деталей, подберите игрушки соответствующие размеру деталей, машинки, куколки, животных. Это позволит ребенку обыгрывать постройки, да и строить для кого-то, ему будет гораздо интересней. Пользуясь игровыми приемами можно побуждать ребенка изменять привычные постройки по предложенным условиям. Например, кукла "подросла", и ей нужен домик побольше; по мосту ездит очень много машин; как сделать его шире река "разлилась", и мост необходимо переделать, сделать его длинней и т.п.
Конечно, далеко не все получится сразу, потому родителям нужно быть очень терпеливым. Помощь взрослого на данном возрастном этапе заключается в объяснении, с одновременным показом способа действия. Постепенно ребенок становится более опытным строителем с технической точки зрения и совершенствует свои способности с каждой новой идеей.
К четырем годам дети
- Могут различать и правильно называть основные детали ( куб, кирпич, пластина, призма)
- Способны решать простейшие конструкторские задачи, изменяя постройки в высоту, ширину, заменяя или пристраивая детали.
- Способны последовательно обследовать образец постройки
- Сооружают простейшие предметные конструкции по образцу и схеме.
Ребенку 4- 5 лет стоит приобрести деревянный строительный набор, состоящий из множества деталей разнообразной формы: конусов, цилиндров , брусков и т.п. Данный вид конструктора до сих пор не утратил своей актуальности. Благодаря простоте и разнообразным возможностям он интересен детям на протяжении всего дошкольного возраста. Причем стоит заметить, что если для детей 3-4 лет привлекательны цветные детали, то дети постарше не обращают особого внимания на цвет, им интересней форма деталей.
Не стоит давать ребенку сразу все детали, лучше добавлять их в игру постепенно. Знакомя ребенка с деталями конструктора, помните, что у некоторых деталей есть и «взрослые и «детские» названия например цилиндр и труба, треугольная призма и крыша. Лучше сразу правильно называть детали, потому что «детские названия»- являются своего рода штампами и не позволяют ребенку увидеть всех возможностей использования данной детали. Например, если ребенок называет призму крышей, он может не видеть что эта деталь может быть использована в качестве горки, носовой части корабля и т.д.
Дети 4- 5 лет легко запоминают и называют основные детали конструктора
- куб,
- полукуб,
- кирпич,
- брусок,
- призма,
- цилиндр,
- конус,
После того как ребенок научился узнавать и называть детали конструктора, усложните ему задачу, попросите узнать их на ощупь (вставка «Волшебный мешочек») Важно также находить предметы, сходные по форме с деталями конструктора в повседневной жизни. «Чайник по форме похож на цилиндр, а стаканчик мороженого - на конус». Это также расширяет возможности использования различных деталей в постройках. Можно поиграть с ребенком в такую игру ( «Формы» вставка)
В этом же возрасте можно познакомить детей с графическим изображением деталей с разных сторон, так называемыми « следами» деталей. Для этого используют игры « Открой замочек», « Найди следы», которые можно изготовить самостоятельно вместе с ребенком .
Использование подобных игр позволит ребенку легче понимать схемы построек. А также подготовит более сложному виду деятельности - работе с контурными схемами построек. (заставка с занятия). При правильном обучении дети по контурной схеме, могут рассказать из каких деталей создана постройка, как расположены детали в ней.( заставка занятия) и даже самостоятельно создавать чертежи своих построек с разных позиций (спереди, сверху, и сбоку.)
В данном возрасте постройки детей усложняются, дети строят различные дома, мосты, вокзалы, станции метро, арки. Теперь дети могут конструировать по условиям, задаваемым взрослым и по собственному замыслу, моделируя как реально существующие объекты, так и придуманные самими детьми.
К пяти годам дети
- различают и называют детали строительного материала( куб, пластина, кирпич, брусок, призма, цилиндр, конус )
- используют детали с учетом их конструкторских свойств ( форма, величина, устойчивость),
- конструируют, по образцу, схеме, условиям, собственному замыслу.
- последовательно обследуют образцы и сравнивают их со схемами
К старшему дошкольному возрасту конструирование становится самостоятельной деятельностью и интересно ребенку уже само по себе, как возможность создания чего-либо. Постройки детей становятся более сложными и интересными, в них используется большее количество разнообразных строительных деталей. Зачастую они превращаются в сюжетные композиции (города, автозаправочные станции, сказочные королевства, зоопарк). Созерцание готового результата собственных усилий вызывает у ребенка радость, эстетическое удовольствие и чувство уверенности в своих силах. Поэтому не разрушайте построек и не заставляйте детей каждый раз после игры непременно убирать все на место!!! Такие постройки ребенок может обыгрывать в течение нескольких дней.
К этому возрасту у детей уже накоплен достаточный опыт в познании окружающей действительности, они способны дать элементарную эстетическую оценку различным архитектурным сооружениям. Очень важно поддерживать интерес ребенка к конструированию, обогащать его опыт, привлекать внимание детей к архитектурным и художественным достоинствам различных сооружений (церкви, театры, мосты, башни, маяки).
Можно познакомить детей с различными видами построек :
- симметричные,
- асимметричные,
- горизонтальные,
- вертикальные,
- постройки с пустотами,
- постройки с невидимыми деталями.
- Дети учатся описывать постройки по рисункам, чертежам, фотографиям. Продолжается также строительство построек по условиям выдвигаемым взрослым. Количество условий, предъявляемых к постройке, возрастает, до 3-5.
Таким образом, занимаясь конструированием, ребенок к концу дошкольного периода становится настоящим пусть пока и юным архитектором
К шести – семи годам .
- Дети различают, называют, и используют все основные детали конструктора
- Выделяют зависимость строения конструкции от ее практического назначения и создают постройки в соответствии с определенными условиями
- Отбирают нужные детали для выполнения той или иной постройки
- Варьируют использование деталей, конструируют, используя имеющийся материал
- Конструируют предметные и сюжетные композиции по образцу, условиям, теме, рисунку, фотографии, замыслу, схеме.
После всего, выше сказанного, остается только пожелать родителям познакомить и по возможности подружить ребенка с миром конструктора. Если ребенку не понравилось играть в один конструктор, предложите ему другой, помните, что конструкторов сейчас великое множество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра в жизни ребенка. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребе...
Игра в жизни ребенка. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребе...
Консультация для воспитателей «Использование музыки при организации режимных моментов и проведении НОД в повседневной жизни детского сада и в жизни ребенка»
Музыка в жизни ребенка входит через взрослое окружение и закладывает то, что потом будет служить его нравственным стержнем в течении всей жизни. Это своеобразная «школа чувств», к...
ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ИГРА В ЖИЗНИ ВЗРОСЛОГО, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА
Игра словно волшебная палочка, может изменить отношение ребенка ко всему, поможет включить в активную деятельность, а так же в ходе игры развивается речь....
Консультация для родителей: « Роль семьи в жизни ребенка»Консультация для родителей: « Роль семьи в жизни ребенка»
Консультация для родителей: « Роль семьи в жизни ребенка»...
Консультация для родителей «Семья на пороге школьной жизни ребенка. Как подготовить ребенка к школе? Как выбрать школу для ребенка?»
Маленький человек идет в школу. Волнуются все: и ребенок, и его родители, и педагоги. Каким будет его путь: трудным и тернистым или легким и радостным? Поддержат ли его на этой дороге, протянут ладони...