Консультация "Конструирование в жизни ребенка"
статья на тему

ВАРЛАШОВА ЮЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

 

Данная консультация расскажет вам о значении  конструирования в развитии ребенка, даст представление о том,  как познакомить  его с деталями констуктора , познакомит с особенностями конструирования на разных возрастных этапах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСТРУИРОВАНИЕ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ.

Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий, является конструирование, т.е создание из отдельных элементов чего- то целого.  Конструирование позволяет ребенку творить свой собственный неповторимый мир. Приглядитесь повнимательней к своему играющему ребенку - его игрушки не могут «жить» без домов, комнат, предметов мебели. Поэтому даже если у него нет конструктора, ребенок создает игровое пространство из того, что есть под рукой: мебели, диванных подушек, коробок, а также разнообразного природного материала.

Так что же такое конструирование - пустое развлечение или полезная, развивающая деятельность?

          Конструктивная деятельность, несомненно, важна в развитии психических процессов и умственных способностей ребенка.  В процессе конструирования ребенок легко усваивает многие знания, умения и навыки.

 1 Во- первых развиваются  пространственное мышление и конструктивные способности ребенка.   Малыш на практике не только познает такие  понятия как : право, лево, выше,  ниже, но и начинает понимать, как надо создать тот или иной объект.

2 Конструирование также способствует  развитию образного мышления : Ведь  ребенок, создавая конструкцию,  должен ориентироваться на некоторый образ того, что получится .

3 Поскольку  конструкторская деятельность предполагает анализ  постройки,  описание пространственного расположения  отдельных деталей , планирование своих действий, и отчета  о проделанных действиях-  развивается  также и речь ребенка, расширяется его словарный запас.

4 Работая с конструктором, малыш развивает мелкую моторику , глазомер  Все это крайне важно для дальнейшего развития мышления.

5 К тому же данный вид деятельности формирует такие качества  как усидчивость, внимательность , самостоятельность, организованность (умение планировать свою деятельность, и доводить начатое дело до конца)

6 А самое главное  конструирование предоставляет  большие возможности для  фантазии, воображения  и позволяет ребенку чувствовать себя творцом

Игры с конструктором полезны всем девочкам и мальчикам, совсем маленьким детишкам и школьникам.  Самым первым конструктором в жизни ребенка являются  простые кубики Их можно использовать уже в раннем возрасте. Вначале малышу достаточно 2-3 кубиков.  Позже  количество кубиков можно увеличить до 6-8 штук . Строительный набор ребенка 3- 4 лет необходимо дополнить новыми деталями (пластинами, кирпичами, призмами ). Приобщение к конструктивной деятельности начинайте с ознакомления детей с материалом. Пусть они сначала свободно манипулируют с деталями конструктором ,  после начните сооружать что-нибудь сами.  В этом возрасте ребенку необходим образец взрослого  и показ способов конструирования. Постепенно ребенок переходит к более самостоятельному выполнению элементарных  построек. (дорожек, домов, заборов, кукольной мебели)

К 3- 4  годам конструирование приобретает для ребенка новый смысл. В этом возрасте оно тесно связывается с сюжетными играми  поэтому,   дополнительно к набору строительных деталей, подберите  игрушки  соответствующие размеру деталей, машинки, куколки, животных. Это позволит ребенку обыгрывать постройки, да и строить для кого-то, ему будет гораздо интересней.                                                        Пользуясь игровыми приемами можно побуждать ребенка изменять привычные постройки по предложенным условиям.  Например, кукла "подросла", и ей нужен домик побольше; по мосту ездит очень много машин; как сделать его шире  река "разлилась", и мост необходимо переделать, сделать его длинней и т.п.  

Конечно, далеко не все получится сразу, потому родителям нужно быть очень терпеливым. Помощь взрослого  на данном возрастном этапе заключается в объяснении, с одновременным показом способа действия. Постепенно ребенок становится более опытным строителем с технической точки зрения и совершенствует свои способности с каждой новой идеей.

К четырем годам дети

  1. Могут различать и правильно называть основные детали ( куб, кирпич,  пластина, призма)
  2. Способны  решать простейшие  конструкторские задачи, изменяя постройки в высоту, ширину, заменяя или пристраивая детали.
  3. Способны последовательно обследовать образец постройки
  4. Сооружают простейшие предметные конструкции  по образцу и схеме.

Ребенку  4- 5 лет  стоит приобрести    деревянный строительный  набор,  состоящий из множества  деталей разнообразной формы: конусов, цилиндров , брусков и т.п. Данный вид конструктора  до сих пор не утратил своей актуальности. Благодаря простоте и разнообразным возможностям он интересен детям на протяжении всего дошкольного возраста.  Причем стоит заметить, что если для детей 3-4 лет привлекательны цветные детали, то дети постарше не обращают особого внимания на цвет, им интересней форма деталей.

Не стоит давать ребенку сразу все детали, лучше добавлять  их в игру постепенно. Знакомя ребенка с деталями конструктора, помните, что у некоторых деталей есть и «взрослые и «детские»  названия например цилиндр и труба, треугольная призма и крыша. Лучше сразу правильно называть детали, потому что «детские названия»- являются своего рода штампами   и   не позволяют ребенку увидеть  всех возможностей  использования данной детали. Например,  если ребенок называет  призму крышей, он может не видеть что эта деталь может быть использована в качестве горки, носовой части корабля и т.д.

Дети  4- 5 лет легко запоминают и называют основные  детали конструктора  

  1. куб,
  2. полукуб,
  3. кирпич,
  4. брусок,
  5.  призма,
  6.  цилиндр,
  7.  конус,

После того как ребенок научился узнавать и называть детали конструктора, усложните ему задачу,  попросите узнать их на ощупь (вставка «Волшебный мешочек»)              Важно также находить предметы, сходные по форме с деталями конструктора в  повседневной жизни. «Чайник по форме похож на цилиндр, а  стаканчик мороженого -  на конус». Это также расширяет  возможности использования различных деталей в постройках. Можно поиграть с ребенком в такую игру ( «Формы» вставка)

В этом же возрасте  можно познакомить детей  с графическим изображением деталей с разных сторон, так называемыми « следами» деталей. Для этого используют  игры « Открой замочек»,  « Найди следы», которые можно изготовить самостоятельно вместе с ребенком .

Использование подобных игр  позволит ребенку легче понимать схемы построек. А также подготовит более сложному виду деятельности - работе с контурными схемами построек. (заставка с занятия). При правильном обучении дети по контурной схеме, могут рассказать  из каких деталей создана постройка, как расположены детали в ней.( заставка занятия) и даже  самостоятельно создавать чертежи своих построек  с  разных позиций (спереди, сверху, и сбоку.)

В данном возрасте постройки детей  усложняются, дети строят различные дома, мосты,  вокзалы, станции метро, арки. Теперь дети могут конструировать по условиям, задаваемым взрослым  и по собственному замыслу, моделируя как реально существующие объекты, так и придуманные самими детьми.

К пяти годам дети

  1. различают и называют детали строительного материала( куб, пластина, кирпич, брусок, призма, цилиндр, конус )
  2. используют детали с учетом их конструкторских свойств ( форма, величина, устойчивость),
  3. конструируют, по образцу, схеме, условиям, собственному замыслу.
  4. последовательно обследуют образцы и сравнивают их со схемами 

К старшему дошкольному  возрасту конструирование становится самостоятельной деятельностью и интересно ребенку уже само по себе, как возможность создания чего-либо.  Постройки детей становятся более сложными и интересными, в них используется большее количество разнообразных строительных деталей. Зачастую они превращаются в сюжетные композиции (города, автозаправочные станции, сказочные королевства, зоопарк).  Созерцание готового результата собственных усилий вызывает у ребенка радость, эстетическое удовольствие и чувство уверенности в своих силах. Поэтому не разрушайте построек и не заставляйте детей каждый раз после игры непременно убирать все на место!!! Такие постройки ребенок может обыгрывать в течение нескольких дней.

 К этому возрасту у детей уже накоплен достаточный опыт в познании окружающей действительности, они способны дать элементарную эстетическую оценку различным архитектурным сооружениям. Очень важно поддерживать интерес ребенка к конструированию, обогащать его опыт,  привлекать внимание детей  к архитектурным и художественным достоинствам различных  сооружений  (церкви, театры, мосты,  башни, маяки).                                                                                

  Можно познакомить детей с различными видами построек :

  1. симметричные,
  2. асимметричные,
  3. горизонтальные,
  4. вертикальные,  
  5. постройки с пустотами,
  6. постройки с невидимыми деталями.
  7. Дети  учатся  описывать постройки по рисункам,   чертежам, фотографиям. Продолжается также строительство  построек по условиям выдвигаемым взрослым. Количество условий, предъявляемых к постройке, возрастает, до 3-5.

Таким образом, занимаясь конструированием, ребенок к концу дошкольного периода становится  настоящим пусть пока и юным архитектором

К шести – семи годам .

  1. Дети различают, называют, и используют все основные детали конструктора
  2. Выделяют зависимость строения  конструкции от ее практического назначения и создают постройки в соответствии с определенными условиями
  3. Отбирают нужные детали для выполнения той или иной постройки
  4. Варьируют использование деталей, конструируют, используя имеющийся материал
  5. Конструируют предметные и сюжетные композиции по образцу, условиям, теме, рисунку, фотографии, замыслу, схеме.

После всего, выше сказанного, остается только пожелать родителям познакомить и по возможности подружить ребенка с миром конструктора. Если ребенку не понравилось играть в один конструктор, предложите ему другой, помните, что конструкторов сейчас великое множество.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра в жизни ребенка. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребе...

Игра в жизни ребенка. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребе...

Консультация для воспитателей «Использование музыки при организации режимных моментов и проведении НОД в повседневной жизни детского сада и в жизни ребенка»

    Музыка в жизни ребенка входит через взрослое окружение и закладывает то, что потом будет служить его нравственным стержнем в течении всей жизни. Это своеобразная «школа чувств», к...

ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ИГРА В ЖИЗНИ ВЗРОСЛОГО, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА

Игра словно волшебная палочка, может изменить отношение ребенка ко всему, поможет включить в активную деятельность, а так же в ходе игры развивается речь....

Консультация для родителей «Семья на пороге школьной жизни ребенка. Как подготовить ребенка к школе? Как выбрать школу для ребенка?»

Маленький человек идет в школу. Волнуются все: и ребенок, и его родители, и педагоги. Каким будет его путь: трудным и тернистым или легким и радостным? Поддержат ли его на этой дороге, протянут ладони...