консультация "Уважайте законы развития"
материал по теме
Рекомендации родителям о развитии детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultaciya_uvazhayte_zakony_razvitiya.docx | 19.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительская энциклопедия.
УВАЖАЙТЕ
ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ!
- Наблюдая за развитием ребёнка, не делайте поспешных выводов.
Учитывайте, что внешние проявления не могут сразу открыть нам всей картины особенностей внутреннего мира малыша. Призовите на помощь всю свою проницательность и объективность.
«Какой он легкомысленный! Ничем не интересуется по-настоящему…» - склонны мы сетовать порой, глядя на легко загорающегося, но и легко отвлекающегося ребёнка; он и минуты, кажется, не в состоянии усидеть на месте; постоянно вступает в лёгкие конфликты с другими детьми; игрушки у него в руках долго не живут… Но присмотримся повнимательнее, уловим особенности темперамента малыша, найдём возможность увидеть, как он решает задачи, которые перед ним возникают… И быть может, мы увидим, что он всё схватывает буквально на лету. Надо лишь, учитывая избыток энергии, которой он обладает, более терпеливо приучать его к дисциплине – прежде всего внешней, тогда с ней придёт и внутренняя дисциплина, дисциплина чувств и мыслей.
А вот полная противоположность – неуклюжий, медлительный, малообщительный малыш; он «тугодум» настолько, что вы недалеки от подозрения, не отстаёт ли он в умственном развитии. Не спешите! Вы же лучше других знаете, какой богатый запас слов у малыша, как интересно он может порой – когда разговорится – рассказать об увиденном или услышанном; вы не раз отмечали, что все поручения он выполняет тщательно и добросовестно… Так что, скорее всего, вы придёте к выводу, что картина его развития как бы смазывается из-за впечатления, которое производят некоторые черты его темперамента.
Итак, не будем принимать на веру внешние формы поведения, постараемся смотреть глубже.
- Желая «поправить» те или иные черты в поведении ребёнка, не стремитесь «ломать» их.
Вот тот же медлительный ребёнок. Мы уже поняли, что интеллектуальное развитие его идёт нормально, но всё же медлительность его нас продолжает в некоторых случаях тревожить: малыш не поспевает за товарищами, не укладывается в режим. Понятно, хотелось бы, чтобы он учился действовать побыстрее.
Простое потарапливание ничего не даст. «Понукание», а тем более угрозы наказать приведут лишь к обиде и протесту. Надо, чтобы малыш именно учился действовать быстрее – с вашей помощью.
Прежде всего, важна опора на собственные интересы ребёнка. Что больше всего привлекает вашего сына, вашу дочь? От этого и отталкивайтесь в своих усилиях: «Если ты успеешь одеться до того, как зазвенит будильник, я успею прочитать тебе новую сказку», «Сумеешь быстро убрать игрушки – останется время посмотреть мультфильм», «Закончишь еду вместе со всеми – будешь мне помогать посуду мыть, но ждать я тебя не смогу».
Но мало возбудить желание делать всё быстрее – надо вместе с тем учить ребёнка выполнять свои повседневные дела наиболее рациональным способом.
Медленно и плохо одевается? Тщательно покажите «последовательность» операций, пусть сначала ваш малыш одевается медленно, но правильно. Призвав на помощь часы, устройте соревнование с минутной стрелкой – сокращайте время на одевание по минуте в день, пока не дойдёт до приемлемой нормы.
Не забывайте хвалить детей за быстроту. Пусть даже она пока относительная – важен сам факт продвижения вперёд. И пусть об успехах малыша знают все в семье.
Скорее всего, вашему медлительному ребёнку трудно включаться в игры, занятия. Поэтому бессмысленно просто сказать ему: «Строй!», «Рисуй!» Лучше дать спокойный и конкретный совет-указание: «Хочешь рисовать лес? А где у тебя будут расти деревья?», «Ты начинаешь строить дом? Давай первый этаж сложим вместе».
Не только начать, но и прекратить занятие малышу трудно. Не стоит резко прерывать ребёнка: «Сейчас же кончай игру и отправляйся обедать!» Дайте ему какое-то время для того, чтобы он мог переключиться: «Скоро будем обедать, понемногу заканчивай игру». А раздражённо торопить ребёнка, устраивать ему нагоняй за то, что он не выполнил ваше распоряжение так быстро, как вам хотелось бы, совершенно недопустимо.
Вероятно, полезны будут медлительному малышу игры, в которых приходится соревноваться на скорость («Кто больше за минуту соберёт спичек с пола?», «Кто быстрее уложит кубики в коробку?»). Надеемся, вы постараетесь, чтобы ребёнок проигрывал не чаще, чем вы.
Таким образом, главная ваша линия: не стараться превратить медлительного ребёнка в стремительного (и тем более не употреблять для этого совершенно бессмысленные «крутые меры»), а постараться ввести его медлительность в приемлемые рамки добрым словом, советом, игрой.
Мы подробно говорили лишь об одной черте, могущей вызвать беспокойство родителей. Можно было, конечно, взять и любую другую. Но тактика воспитания в главном, что мы и хотели подчеркнуть, всегда одна.
- Старайтесь подавить в себе родительское честолюбие.
Ваше желание видеть своего ребёнка хорошо развитым вполне естественно, его можно только приветствовать.
Но мы всё-таки позволим себе сделать одно предостережение. Порой успехи ребёнка оказываются важными, прежде всего, не для него самого, а для его родителей. Случаи, когда малыш становится «предметом гордости», не столь уж редки.
При внимательном рассмотрении, однако, оказывается, что развитость ребёнка не что иное, как «натасканность» в каком-то умении, а общее умственное развитие его, уровень развития нравственных черт оставляют желать много лучшего. Пренебрежём совсем уж фельетонными ситуациями – «Сашенька, покажи гостям, как ты умеешь читать стихи!» - и обратим внимание на то, что довольно часто родители всерьёз, с большой самоотдачей (или сами, или с помощью специалистов) занимаются ранним развитием отдельных специальных способностей и умений малыша, но делают это в ущерб всему остальному. Причём тут возможны колебания «моды». Прежде мы слышали о желании растить «вундеркиндов» главным образом в области музыкального и изобразительного творчества. Сейчас не редкость увлечение родителей спортивной специализацией. У части родителей отчётливо наблюдается стремление развивать ребёнка прежде всего интеллектуально…
Возможно, было бы неправильно утверждать, что подобные родительские усилия всегда связаны именно с честолюбием. Готовы признать, что в некоторых случаях всё это делается «ради самого ребёнка», в твёрдой уверенности, что именно так возможности его будут проявлены наилучшим образом…
И всё же скажем ещё раз: если вы помните о необходимости гармоничного развития, вы не станете, пользуясь податливостью, пластичностью психики ребёнка-дошкольника, искусственно культивировать в нём «ранние способности». Никогда не будете упускать из виду, что дошкольное детство – это возраст, в котором закладываются, прежде всего, некоторые общие основы личности человека.
Об этом вы должны заботиться в первую очередь. Другого времени не будет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"...
Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"...
Наблюдать законы развития ребенка и действовать в соответствии с ними!
Метод Монтессори нельзя отнести к конкретному времени или стране. Сегодня, когда ученые всего мира исследуют феномен жизни, многие ортодоксальные дисциплины эволюционировали и стали " науками жиз...
ТРИЗ. Задания на знание законов развития систем
Красочные интересные задания на закрепление знаний и умений применять законы развития систем....
Семинар «Применение современных психолого – педагогических технологий, основанных на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде»
Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам применения современных психолого - педагогических технологий....
Семинар Тема: «Применение современных психолого – педагогических технологий, основанных на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде»
Данный материал актуален для старших воспитателей ДОО....
Консультация для родителей."Законы развития мозга. Что важно знать родителям."
Законы развития мозга. Что важно знать родителям....