РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ.
статья (старшая группа) на тему
Данная статья предназначена родителям, у которых существуют трудности в воспитании детей с общим недоразвитием речи. Так же статья будет полезна и родителям, которые заблаговременно заботятся об эффективном и разностороннем развитии речи своих детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendacii_roditelyam.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЙ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ.
К сожалению, в настоящее время появилось большое количество детей, у которых имеется то или иное логопедическое заключение. Да и неравнодушных родителей детей раннего возраста, обеспокоенных своевременным развитием своих чад, встречаешь всё чаще.
С самого рождения ребенок находится в тесной связи с матерью. Именно она является главным «первооткрывателем» окружающего его мира. Разговаривая с ребенком, мама меняет тон, интонацию и тембр своего голоса, играет эмоциями. Если вы думаете, что ребенок слишком мал, чтобы что-то понимать - вы ошибаетесь. С этого начинается знакомство с речью, именно с этих составляющих второй сигнальной системы человека. Согласно взглядам большинства эмбриофизиологов, уже на ранних стадиях онтогенеза, еще в период эмбрионального развития, закладывается предварительная способность к восприятию звуков человеческой речи, к фонематическому слуху. Именно фонематический слух играет главенствующую роль в развитии процесса речи. Но для его развития до должного уровня необходимо сначала развить слуховое внимание и правильное восприятие речи. При речевых нарушениях работу по коррекции правильного звукопроизношения необходимо начинать так же с развития этих составляющих. А так как дети больше всего любят играть, то и задания лучше предлагать в виде игр. Вот несколько примеров, которые помогут в повседневной жизни, играя, достичь желаемых результатов.
Что звучит? Для игры используются музыкальные игрушки или настоящие музыкальные инструменты (барабан, молоточек, колокольчик, маракасы, бубен и т.д.), ширма. Взрослый показывает, как звучат эти инструменты, называет их и просит повторить их названия и испробовать самим их звучание. Затем взрослый за ширмой воспроизводит попеременное звучание инструментов. После каждого прослушивания взрослый спрашивает детей:«Что звучит?». Игра повторяется до тех пор, пока дети не будут с легкостью узнавать играющие инструменты.
«Послушай внимательно». Ребенку предлагаются известные ему предметы: карандаш, чашка с водой, ножницы, пустая чашка, лист бумаги. Взрослый объясняет, что ребенку предстоит на слух определить, что он услышит, и рассказать о том, что делает взрослый. Ребенок отворачивается спиной ко взрослому и предметам. Взрослый шуршит бумагой, скомкивая ее, переливает воду из одной чашки в другую, режет бумагу ножницами, рвет ее, стучит ножницами о чашку, стучит карандашом о чашку, водит карандашом по бумаге. После каждого воспроизведения действия взрослого, ребенок рассказывает то, что он услышал. Если ребенок испытывает трудности, можно повторить звучание с опорой на зрение. Упражнение проводится до стойкой дифференциации звучаний.
«Помолчим-послушаем». Ребенку предлагается помолчать и внимательно послушать, что происходит вокруг. Тем самым ребенок сосредотачивает свое внимание на слуховых ощущениях. Затем он должен будет назвать то, что он услышал. Это может быть смех какого-то ребенка, звук мотора машины, ремонт соседей, скрип двери, кашель человека, лай собаки и т.п.
Таких игр можно придумать целое множество. Для последовательной работы для достижения цели по развитию слухового внимания и фонематического восприятия, а так же фонематического анализа и синтеза очень хочется порекомендовать книгу Ткаченко Т.А. «Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа.». А.– СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. – 32 с.
Что важно знать еще, для того что бы коррекция осуществлялась своевременно и шла верным курсом. Помимо фонематического слуха параллельно необходимо уделять серьезное внимание грамматическим формам, обогащению словаря ребенка и его связной речи. На протяжение всего дня родители, бабушки, дедушки, старшие дети, т.е. все, кто окружает ребенка, должны уделять постоянное внимание собственной речи. Именно высказывания окружающих являются образцом для правильного развития всех сторон детской речи. Поэтому необходимо следить за грамотностью своих высказываний.
Такое общение должно стать постоянным, во всех режимных моментах и во всех совместных видах деятельности с ребенком. Например, вы готовите на кухне ужин. Позовите ребенка помочь вам. При этом не молчите, озвучивайте свои действия, спрашивайте у ребенка названия предметов. Тем самым, легко и непринужденно вы будете работать над развитием предметного словаря и другой лексики, над классификацией предметов. При этом контролируйте себя: четко проговаривайте окончания слов, помогите ребенку услышать изменение звучания слов в различных контекстах, правильно употребляйте грамматические формы (например:* Это ложка; нет ложки; ищу ложку; думаю о ложке; рисую ложку. Папа рисовал, а Катя рисовала и т.д.);
Полезным будет привлекать внимание детей к пониманию и правильному использованию пространственных предлогов в речи. Например, «положи половник на стол, возьми тарелку со стола, поставь кастрюлю под стол, убери салфетку за тарелку» т.д.);
Будет более интересным для ребенка и всех членов Вашей семьи совершенствование грамматического строя речи, если использовать такие речевые игры (например, игра «У меня оранжевая морковь, а что у те6я…», желтая тыква, 4 желтых лимона, 6 зеленых яблок, 6 зеленых огурцов, 5 бумажных салфеток).
Пусть ребенок примет участие в самом процессе приготовления пищи. Привлеките его внимание к качественному составу, продуктам, из которых готовится блюдо («Какой мы будем готовить сегодня обед? Что можно приготовить из картофеля? – пюре, жаренный картофель, пирожки, запеченный картофель, вареники и т.д. Её можно сварить, пожарить, испечь, сначала ее нужно почистить»). Оцените вкусовые качества: «Какая еда?» - вкусная, сладкая, горькая, горячая, холодная; цвет: зеленый, жёлтый.
Для достижения цели по формированию связной речи неоценимую роль сыграет рассказ ребенка о процессе приготовления ужина вместе с мамой кому-либо из вашей семьи. Поддержите вашего сыночка или дочку. Пусть общение доставит удовольствие ребенку. Не перебивайте его, выслушайте и похвалите. Но помните, что реакция Вашего ребенка может быть различной: от быстрой до очень медленной, от чрезмерно веселой и бурной до очень унылой, грустной. Но это не причина бросать поставленные цели, не останавливайтесь. Наоборот, необходимо сделать из этого выводы, и в дальнейшем учитывать личностные особенности своего ребенка. Попробуйте прочувствовать своего ребенка, привлечь свою интуицию. Постарайтесь понять, каково может быть ребенку в дальнейшем, если не помочь ему сейчас. Ведь проблемы не уйдут сами собой, они имеют тенденцию накапливаться как снежный ком. Помните об этом. Главное не забывайте - общение с ребенком должно проходить на высоком эмоциональном подъеме, не вызывать отвращения и негативных эмоций.
Желаю Вам и Вашим детям успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ.
Данная статья предназначена родителям, у которых существуют трудности в воспитании детей с общим недоразвитием речи. Так же статья будет полезна и родителям, которые заблаговременно заботятся об эффек...
Рекомендации родителям воспитывающий детей с ОВЗ
Семья – это первый социальный институт в жизни ребенка. Именно здесь складываются его первые представления о человеческих ценностях, характере взаимоотношений между людьми, формируются нравственные ка...
рекомендации родителям воспитывающим детей с нарушением зрения
В рекомендациях предлагается краткое описание некоторых , встречающихся наиболее часто встречающихся у детей заболеваний органов зрения и трудности возникающие у ребёнка в связи с этим ....
Рекомендации родителям, воспитывающих детей с ОВЗ
Советы родителям...
Практические рекомендации родителям,воспитывающим детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, по проведению логопедического самомассажа
Практические рекомендации родителям,воспитывающим детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, по проведению логопедического самомассажа...
Рекомендации родителям, имеющих детей с речевой патологией.
Рекомендации родителям, имеющих детей с речевой патологией.Как правило, на первый план для родителей выходят речевые трудности. Часто от родителей можно слышать: «мой ребенок не говорит&raq...
Консультация для родителей «Рекомендации родителям, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи»
Даны рекомендации родителям, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи, в целях повышения уровня компетентности родителей в вопросах воспитания детей с нарушением речи....