КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РАДОСТЬ ОБЩЕНИЯ С ПРИРОДОЙ»
материал (старшая группа) по теме

Надёжкина Ирина Александровна

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

«РАДОСТЬ ОБЩЕНИЯ С ПРИРОДОЙ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon radost_obshcheniya_prirodoy.doc51 КБ

Предварительный просмотр:



Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №66»
















КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ


«РАДОСТЬ ОБЩЕНИЯ С ПРИРОДОЙ»















                                               








Саранск 2010


                                     Тема: «Радость общения с природой»

                              (Экологическое воспитание дошкольников)

                 _____________________________________________________



     Наша планета Земля – это дом человечества, где люди живут, трудятся, где находятся жизненно необходимые для них ресурсы, где течет неиссякаемый источник их здоровья и вдохновения.

    Ребенок появляется на свет полностью беспомощным. И взрослые, сначала его родители и близкие, затем педагоги начинают приучать это крохотное существо жить в окружающем мире. С каждым годом мир ребенка расширяется, становится разнообразнее. И, как поведет себя, этот маленький человек, в этом мире во многом зависит от нас, взрослых; от воспитания, которое получит ребенок в семье, обществе.

    В этой связи, в настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей.  А любое воспитание, как мне представляется - будь то экологическое, эстетическое, нравственное должно стать воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли и поступки.

   Одной из главных целей воспитания в современном обществе является формирование культуры поведения и социальной ответственности за все то, что нас окружает, т.е. за природу, которая в свою очередь, сама является неиссякаемым источником воспитания через ее многообразие и красоту.

Именно, красота природы в любом уголке планеты, где живет человек, рождает в нем чувство любви к Родине, дому своему, матери, людям.

     В течение многих лет приоритетным направлением нашего дошкольного учреждения является экологическое воспитание и образование детей дошкольного возраста. Более двадцати парциальных программ посвящено этой проблеме.

Мы же используем в своей работе такие программы, как комплексную программу «Детство», региональную программу «Валдоня», «Методику экологического воспитания детей дошкольного возраста» С.Н.Николаевой, дополнительно используем программу С.М.Рыжовой «Наш дом – природа», а также современные


                                                                                                                                      2. методики и технологии. В каждой программе или технологии наиболее полно раскрывается раздел экологического воспитания. Одно из важнейших условий формирования эколого – краеведческих представлений у детей – непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями  природы родного края.

     Экологическое воспитание подразумевает, прежде всего, воспитание желания и умения общаться с природой. Умение общаться с природой в повседневной жизни – это прямой путь к сохранению и укреплению здоровья. А способность эмоционально воспринимать природу, радоваться проявлениям ее красоты и неповторимости – залог нравственного здоровья. Чем большее место природа занимает в жизни ребенка, тем легче и плодотворнее проходит воспитательный процесс в дошкольном возрасте.

     Как же сделать так, чтобы дети могли ВИДЕТЬ и СЛЫШАТЬ: нежность весны, торжественность зимы, хрупкость заиндевевшей травинки …

В.А Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый ребенок открывал в нем для себя что – то новое, чтобы был исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

     Систематические наблюдения в природу учат дошкольников быть внимательными. Вышли ребята на прогулку и сразу заметили на земле коричневые, маленькие чешуйки. Рассматриваем их и рассказываю детям, что спали зимой в теплых шубках маленькие блестящие листочки и, вот пришла весна разбудила их и т.д. Стараюсь подвести детей к простейшим выводам. Растения, которые растут на участке детского сада,  в парках, скверах дают малышам богатейший познавательный материал, а педагогу – возможности для реализации полноценного экологического воспитания.

     Утром, встречая детей у ворот, не упускаю случая обратить внимание на красоту, которая нас окружает: солнце своими лучами будит природу,


                                                                                                                                        3.

 раскрашивает небо в разноцветные цвета…, просыпаются птицы, цветы, бабочки… А вечером, на прогулке наблюдаем, как садится солнце за тучку. Наблюдаем за летними дождями, за блестящей на солнышке паутинкой, за созреванием фруктов и овощей…

     Малыши боятся грома, стараюсь доступно объяснить им и это явление природы, используя произведения художественной литературы, фольклора. В данном случае помогают стихотворные строки В.Орлова:

           «Туча – тучу повстречала, туча – туче прокричала…

             Бились тучи целый час.

             Слезы сыпались из глаз…» Дети внимательно слушая это стихотворение, улыбаются и каждый раз в непогоду говорят: «Это тучки снова ссорятся, а небо хмурится».

     Осенью собираем разноцветные листья, рассматриваем резные листья клена и березки, учимся находить сходства и различия, подбираем сравнения – кленовый лист похож на «гусиную лапку». А березовый листок « как золотая монетка».. Сушим цветы, листья, собираем интересные, удивительные веточки, а зимними вечерами составляем панно из осенних листьев и цветов. Дети старательно занимаются флористикой, находят креативное решение своих замыслов. В этот момент вспоминаются слова В.А.Сухомлинского о том, что «ум ребенка – на кончиках его пальцев. От пальцев идут тонкие ручейки, которые питают источник творческой мысли…» Стараюсь поощрять их выдумку, творчество, радуюсь их успеху и учу других радоваться, если у кого – то получилось красиво, подбадриваю неуверенных в себе детей. Ведь так утверждается личность ребенка: «Я это сделал сам!»

Научить детей любить и ценить природу – дело не из легких. И основные задачи, которые решает воспитатель, знакомя дошкольников с природой это:

  1. Дать представления детям о том, что в природе множество живых существ, причем очень хрупких и нуждающихся в заботе и внимании;

 

                                                                                                                                   4.

  1. Формирование познавательного интереса к окружающему миру.

Существуют различные формы работы по ознакомлению дошкольников с природой  и прирордными явлениями: «прокладывание» экологических троп, разработка маршрутов и тем экскурсий и экологических прогулок, туристических походов; оформление календарей природы; организация и проведение выставок, смотров – конкурсов детских работ; экологических праздники, досуги, специально организованные занятия, беседы и многое другое.

     Однако ничто не заменит ребенку тех «наглядных пособий»,  которыми располагает сама природа. Поэтому важно продумывать организацию работы, при которой своим воспитанникам мы даем возможность наблюдать за природой, играть в природе, исследовать природу, использовать полученные знания не только на занятиях.  Конечно, такую работу необходимо проводить на прогулке. Это могут быть и наблюдения за природными объектами, проведение экскурсий, занятий не только по ознакомлению с природой, но и по математике (например, «Веселый счет», где дети считают овощи, или цветы, упражняются в согласовании числительного с существительным), по развитию речи, где можно использовать дидактическую игру «Догадайся». Ребенку дается задание образовать прилагательное от существительного или составить описательный рассказ по схеме о любимом овоще, растении и т.д.; по рисованию («Загадки», где дети рисуют овощи по предложенным схемам нетрадиционными техниками); а также  дидактические игры (например, «С какой ветки детки?»), подвижные игры и т.д.

    Большое значение имеет чтение художественной, научно – популярной литературы, фольклор. Полученные знания закрепляются у детей в повседневной жизни, тем самым поддерживается познавательный интерес у детей.


                                                                                                                            5.

    Конечно, существует многообразие средств экологического воспитания. Но,  в настоящее время,  одно из наиболее современных и эффективных является проектный метод. Мы также используем его в своей работе. Он позволяет нам устанавливать взаимосвязи, взаимозависимости окружающего мира, формирование многообразных представлений о различных явлениях природы; систематизировать и группировать объекты природы, воспитывать чувство ответственности, сопричастности, бережного отношения к результатам коллективного труда.

     Одним из таких проектов, над которым мы сейчас работаем в группе, является проект «Познаем. Чувствуем. Творим» Данный проект предполагается осуществить в несколько этапов. Как и любая творческая работа, работа над проектом позволяет решать проблему осуществления наглядности, доступности, интегративности, научности. Способы ее решения нам подсказывают игры, детские фантазии, неповторимое детское творчество.

     Результатом работы по воспитанию у дошкольников основ экологической культуры является установленная тесная связь с родителями воспитанников.

     Наблюдая за своими воспитанниками, я каждый раз убеждаюсь, что радость общения с природой делают их жизнь эмоционально богаче.

     Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию окружающего мира, используя современные методы и приемы, мы, взрослые способствуем активному развитию у детей таких качеств, как ДОБРОТА,ТЕРПЕНИЕ, ТРУДОЛЮБИЕ, МИЛОСЕРДИЕ…

И если, эти черты, заложенные в детстве, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойными за нашу планету Земля и молодое поколение. Подтверждение сказанному выше, стихотворные строки В.Орлова

            «Нас в любое время года учит мудрая Природа...»


                                                                                                                             6.


Используемая литература:

  1. Николаева С.Н. «Экологическое воспитание дошкольников».
  2. Н.Верзилин «Растения в жизни человека».  Ленинград. Детгиз , 1989.
  3. Н.Моисеев «Экология человека глазами математика» Москва, «Молодая гвардия», 1998.
  4. Пьер Агеес «Ключ к экологи».  Ленинград, Гидрометеоиздат, 1999 .
  5. Лаптев И.Д. «Надежды зеленого дома» Москва, «Детская литература», 1996.
  6. Журнал «Ребенок в детском саду».  № 4/2000 .




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Радость общения с природой

«Радость общения с природой».    В настоящее время как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Любовь к природе надо прививать детям с самого раннего во...

«Радость общения с природой»

В настоящее время как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Я глубоко убеждена, что прививать детям любовь к природе надо с самого раннего детства. Малыши восторгают...

«Радость общения с природой»

В настоящее время как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Я глубоко убеждена, что прививать детям любовь к природе надо с самого раннего детства. Малыши восторгают...

«Радость общения с природой»

В настоящее время как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Я глубоко убеждена, что прививать детям любовь к природе надо с самого раннего детства. Малыши восторгают...

Консультация для родителей детей 5-7 лет "Радость общения с природой"

Поход выходного дня может стать основой воспитания осознанного отношения к своему здоровью, экологической культуры ребёнка. Идея узнать и полюбить свой родной крвй будет способствовать формированию бе...

методические рекомендации для родителей "радость общения с природой"

Методические рекомендации для родителей«Радость общения с природой».В настоящее время как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Любовь к природе надо прививать...