Пальчиковая гимнастика для развитие ручной умелости
статья по теме

Ирина Викторовна Захаренко

 

Предлагаемые упражнения пальчиковых игр и упражнений с бумагой, шнурком, бусами, резинкой, спичками активизируют у детей работу мозга, способствуют развитию речи и помогают дош­кольникам подготовить руку к письму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovaya_gimnastika.docx15.15 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ: «ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РУЧНОЙ УМЕЛОСТИ»

Предлагаемые упражнения пальчиковых игр и упражнений с бумагой, шнурком, бусами, резинкой, спичками активизируют у детей работу мозга, способствуют развитию речи и помогают дошкольникам подготовить руку к письму.

Эти упражнения - замечательная возможность помочь нашим

воспитанникам:

- сделать рывок в развитии речи - улучшить произношение и обогатить лексику:

-подготовить руку к письму, что особенно важно для ребят, которые скоро пойдут в школу;

- предотвратить появление так называемого писчего спазма -частой беды начинающих школьников;

- развить внимание, терпение, так называемый внутренний тормоз - умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо:

- стимулировать фантазию, проявить творческие способности;

- играя, освоить начала геометрии, как на плоскости, так и в пространстве;

- научиться управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе «телесных координат», что предотвратит возможность возникновения неврозов;

- ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности невербального общения.

Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Как Вы помните, у новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Малыша можно даже немного приподнять. Однако эти «манипуляции» ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия еще не достигли высокого мозгового контроля, который позволяет впоследствии выполнять движения.

Значение хватательного рефлекса состоит в способности ребенка не выпускать предмет из рук. По мере созревания мозга, этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективней происходит эмоциональное, интеллектуальное развитие малыша.

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «Сороки-белобоки» и других) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

На кистях рук расположено множество акупунтурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.

По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка; среднего - на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца - на сердце.

В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают деятельность сердечнососудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.

В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.

Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Сорока-белобока», «Ладушки». Их значение до сих пор недостаточно осмысленно взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействие.

Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит - развивать речь ребенка. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозге формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Такую тренировку следует начинать самого раннего детства.

Исходя из оздоровительного воздействия на организм ребенка каждого из пальцев, помогайте ребенку координировано и ловко ими манипулировать; обращайте внимание на овладение ребенком простыми, но в то же время жизненно важными умениями - держать чашку, ложку, карандаши, умываться. Например, если в четыре года он не умеет доносить в пригоршне воду до лица - значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура.

Обнаружив отставание у ребенка, не огорчайтесь. Займитесь с ним пальчиковой гимнастикой. Терпения и удачи Вам в занятиях с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ: «ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РУЧНОЙ УМЕЛОСТИ»

Консультация для родителей и воспитателей. Пальчиковые упражнения способствуют развитию речи и помогают дош­кольникам подготовить руку к письму....

Программа кружковой работы по развитию ручной умелости: «Умелые ручки».

Дополнительная образовательная программа разработана с учетом интересов и запросов родителей в ДОУ, и предусматривает работу кружка по развитию мелкой моторики руки и подготовки ее к письму "Умелые ру...

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ: «ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РУЧНОЙ УМЕЛОСТИ»

Предлагаемые упражнения пальчиковых игр и упражнений с бумагой, шнурком, бусами, резинкой, спичками активизируют у детей работу мозга, способствуют развитию речи и помогают дош­кольникам подготовить р...

«ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РУЧНОЙ УМЕЛОСТИ»

Пальчикова гимнастика для развития ручной умелости...

Консультация для родителей "Ручной труд как один из видов занятий в детском саду, направленный на развитие ручной умелости у детей дошкольного возраста"

Занятия «Ручной труд» способствуют снижению утомляемости ребенка, повышают его работоспособность, активизируют мыслительные, психические процессы. Дети становятся более открытыми, раскрепо...