Воспитание сказкой
материал по теме
Предварительный просмотр:
Воспитание сказкой
Вы любите сказки?Хотите с удовольствием и волнением погрузиться в
мир волшебства и чудес?Почувствовать себя вдали от житейской суеты
и трудностей,как в хорошей сказке?
Тогда не бойтесь потратить ваше драгоценное время,вспомните,как наши
предки посвещали вечерние часы сказке.И разве только дети были их слушателями?Я приглашаю вас в гости к сказке,где вы окунетесь в ореол
тайны и волшебства!
Вы удивлены,что я,воспитатель,работающий по программе,направленной
на развитие интелектуальной сферы детей,не пригласила вас в клуб «Что?
Где?Когда?А предложила вам войти в мир сказки,полной волшебства,неожиданностей,переживаний,чудесных превращений!
«Спокойствие,только спокойствие»,как говорит герой знаменитой сказки
Астрид Линдгрен «Малыш и карлсон».Я уверена,что любой педагог вдумчиво работающий с детьми дошкольного возраста,понимает,что развитие интелекта,безусловно,важный процесс,но воспитание в детях доброты,любви к ближнему,умение сочувствовать и сопереживать,ува-
жение к окружающим людям-процесс очень значимый.
Не будем забывать,что человек-существо социальное.Поэтому его надо научить не только читать и писать,но и взаимодействовать с другими людьми так,чтобы чувствовать себя комфортно в обществе.
Замыкаясь на телевизорах,компьютерах,современные дети стали меньше
общаться со взрослыми и сверстниками,стали менее отзывчивами к чувствам других людей и поэтому не умеют гармонично взаимодействовать сами с собой и окружающими.
А ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу.
Поэтому есть основание предполагать ,что работа ,направленная на развитие эмоционально-нравственной сферы ребенка актуальна и важна.
И я ей уделяю особое внимание.
В результате поиска технологии,позволяющей развивать эмоционально-нравственную сферу ребенка дошкольного возраста ,я познакомилась с
методом сказкотерапии ипришла к выводу,что это именно то,что нужно мне и детям.
Сказкотерапия-метод,использующий сказочную форму для интеграции личности,расширение сознания и совершенствования взаимодействия
с окружающим миром.
Основной принцип этого метода -духовное,целостное развитие личности
ребенка,забота о его душе.Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания ребенка словами представить окружающую жизнь,людей,их поступки,
судьбы и в самое короткое время показать,к чему приводит тот или иной поступок героя.Сказка дает возможность за несколько минут «примерить»
на себя и пережить чужую судьбу,чужие чувства,радости и горести.
Это уникальная возможностьпроиграть жизненные ситуации без ущерба
для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами образовательной работы с детьми.
Что как не сказка ,позволяет развивать творчество и фантазию ребенка?
Сказка дает слушателю побывать в таких вымышленных ситуациях,каких
нет и быть не может в окружающем мире.Сказка способна перед каждым
из нас открыть дверцу,за которой свои и чужие радости и горести становятся осезаемыми,понятными,доступными для ума и сердца.
Чужая душа перестает быть «потемками»,а своя душа преобретает непре-
вычные качества и свойства.
Отчего у ребенка,а то и у взрослого бегут слезы?
Сказка дает детям необходимую гамму переживаний,создает особенное,
ни с чем несравнимое настроение,вызывает добрые и серьезные чувства.
Привлекательность сказок для развития личности ребенка заключается в
следующем:
1Отсутствие в сказках дидактики,нравоучений.
2Неопределенность места действия и главных героев.
3Образность и метафоричность языка,кладезь мудрости.
4Победа добра,психологическая защищенность.
5 Наличие тайны и волшебства.
Опыт подсказывает: «Что посеешь,то и пожнешь».
Поэтому сказки должны быть эмоционально-экологичны,бережливы по
отношению к хрупкому душевному миру ребенка,не нести мрачности и
тревожности.Главное -не навредить сказкой.
Слушая сказку,ребенок сопереживает происходящему,анализирует собы-
тия и поступки героев,самостоятельно решает эстетические задачи,усвае-
вает нравственные нормы.Именно через сказки,обращенные к сердцу
ребенка ,он получает глубокие знания о человеке,его проблемах и способах их решения.Даже когда действующие лица в сказке кажутся неправдоподобными.
Истенные же сказки все же исполнены огромного жизнеутверждающего смысла.Вспомним,как в реальной жизни люди сталкиваются с добром и злом.Форма восприятия этих понятий для взрослого не является образной.
Мысли ребенка в такой форме существовать не могут,им необходима игра
воображения,образность.Наше понятие о добре предстает в сказке в виде
богатыря,рыцаря,принца,воплощающего силу и храбрость,в виде доброй волшебницы или феи,всегда готовой прийти на помощь.
Однажды,спустя два месяца после работы сдетьми над сказкой «Бременс-
кие музыканты»,во время одевания на прогулку два мальчика поссорились между собой,так как каждый хотел занять свободное место на скамейке.
Никто не хотел уступать.Какова же была радость,когда неожиданно один
из них сказал: «Дружба всего дороже!»,после чего конфликт был исчерпан.
В старинных сказках и историях повествуется о внутренних эмоциональ-
ных переживаниях героев ,а не о внешних событиях,и действия часто протеворечат обычной реальности.Но это только на первый взгляд.
Например,махнула царевна,убегающая от злого волшебника,рукой,и выстроился мост через реку.Если бы говорилось,что царевна нарубила кучу дров,притащила груду кирпичей и работала месяц,чтобы сотворить себе путь к спосению,то сказка лишь бы правдиво и научно описала внешние факты. «Таких мостов никогда не бывает!»-скажет взрослый.
Но если вспомнить,что в сказке повествуется о внутренних переживаниях
то можно понять ее правдивое содержание буквально.
Ребенок ,услышав и представив подобные образы,легко учится понимать
внутренний мир героев,сопереживать им,верить в силы добра,обретает уверенность в них и себе.
Сказки ни в коей мере нельзя рассматривать только как интересное время
преровождение,приятное,доступное ребенку занятие,напротив ,они-существенный механизм развития в ребенке тонково понимания внутрен-
него мира людей,способ снятия тревоги и воспитания уверенности в своем будущем.С помощью сказки можно метафорично воспитывать ре-
бенка,помогать преодолевать негативные стороны его формирующие личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание сказкой. Русская народная сказка "Гуси-лебеди" средняя группа
Нравственное воспитание. "Как аукнется, так и откликнется"...
Воспитание сказкой. Украинская народная сказка "Колосок" средняя группа
Нравственное воспитание. "Труд кормит, а лень портит"...
Воспитание сказкой. Русская народная сказка "Лиса и рак" старшая группа
Нравственное воспитание. "Мал, да удал"...
Воспитание сказкой. Русская народная сказка "Лиса и кувшин" старшая группа
Нравственное воспитание. "За вину умный винит себя, а глупый - другого..."...
Воспитание сказкой. Русская народная сказка "сказка об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке" старшая группа
Нравственное воспитание. "Как проживёшь, так и прослывёшь"...
Комплекс занятий по нравственному воспитанию "Сказка греет, сказка лечит, сказка учит жить"
комплекс занятий...
Воспитание сказкой. Роль сказки в воспитании и развитии детей
Статья посвящена важности сказки в развитии и воспитании ребенка. Описаны цели, задачи, основные моменты организации работы по знакомству со сказкой дома и в детском саду....