Консультация для родителей "Развитие фонематического слуха"
методическая разработка по теме
Консультация для родителей "Развитие фонематического слуха"
Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, способный узнавать и различать звуки, составляющие слово. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное произнесение звуков. В случае фонематического недоразвития ребёнок смешивает звонкие и глухие, твёрдые и мягкие согласные, не различает свистящие и шипящие, «Р» и «Л», «Ц» и «Ч» и другие. С такими детьми обязательно занимается логопед. Если же коррекционная работа вовремя не начата, то ошибки эти затруднят развитие речи не только устной, но и письменной. Вот некоторые игры, способствующие развитию фонематического слуха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_fonematicheskogo_sluha.doc | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, способный узнавать и различать звуки, составляющие слово. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное произнесение звуков. В случае фонематического недоразвития ребёнок смешивает звонкие и глухие, твёрдые и мягкие согласные, не различает свистящие и шипящие, «Р» и «Л», «Ц» и «Ч» и другие. С такими детьми обязательно занимается логопед. Если же коррекционная работа вовремя не начата, то ошибки эти затруднят развитие речи не только устной, но и письменной.
Вот некоторые игры, способствующие развитию фонематического слуха.
Игра №1 «Кто больше»
Рассматривая с ребёнком картинки в книге, предложите ему найти среди них те, в названиях которых есть звук «Р» (звук «С» и другие). За каждое названное слово даётся поощрительное очко. Помогите ребёнку, если он затрудняется, назовите несколько слов сами, выделяя заданный звук голосом, увеличивая длительность его произнесения.
Игра№2 «Придумай больше»
Водящий, называет какой-нибудь звук, просит играющих назвать 3 слова, в которых встречается заданный звук. Играть можно, перекидывая мяч. Если задание выполнено верно, ведущий и игрок меняются ролями.
Игра №3 «Красный – белый»
Для игры нужно приготовить два кружка (например, красный и белый). Взрослый предлагает ребёнку внимательно вслушаться и определить, в каком слове есть условленный звук («Л», «Ш», например). Если в предлагаемом слове заданный звук есть, ребёнок поднимает красный кружок, если нет – белый.
Не забудьте поменяться во втором туре!
Игра №4 «Кто внимательнее»
Взрослый показывает картинки и называет их. Ребёнок внимательно вслушивается и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах. Например, в словах коза, заяц, роза, незабудка общий звук «З». Произносить этот звук в словах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно.
Игра №5 «Звенит - жужжит»
Выбирается водящий. Он предлагает играющим задумать слова со звуками «З» и «Ж». Затем просит произнести задуманные слова по очереди. Если в слове есть «З», ведущий констатирует: «Звенит». Если присутствует «Ж»: «Жужжит».
Игра №6 «Цепочки слов»
Это игра всем известных «городов». Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает своё слово. Образуется цепочка слов: АИСТ – ТАРЕЛКА – АРБУЗ…
Игра №7 «Отстукивание слогов» (телеграф)
Взрослый напоминает ребёнку, что каждое слово можно «отстучать» или «отхлопать» по количеству слогов: МА – ШИ – НА, БА – РА – БАН, ДОМ. Затем водящий громко и отчётливо называет слово. Играющий в ладоши отхлопывает это слово. Если ребёнок затрудняется, нужно «отстучать» это слово вместе с ним.
Игра №8 «Есть волшебные слова, скажешь слово - слышишь два»
Есть слова, в которых слоги можно поменять местами, получив при этом новое слово. Прислушайтесь, произнося быстро слова «Весна», «Сосна». Слышите, получаются слова «Навес», «Насос». У поэта А. Шибаева этому явлению посвящены такие строки:
- Зверёк, зверёк, куда спешишь,
Как звать тебя, малышка?
- Бегу в КА–МЫШ, КА–МЫШ, КА-МЫШ,
Я – МЫ-ШКА, МЫ-ШКА, МЫ-ШКА!
Отец работать научил
Смышлёного Данилку:
Отец КУ-ПИЛ, КУ-ПИЛ, КУ-ПИЛ
Данилке ПИЛ-КУ, ПИЛ-КУ, ПИЛ-КУ.
У меня, промолвил дед,
Ни забот, ни горя нет.
Захочу, отдохну,
Есть моложе руки,
Чуть КИВ-НУ, КИВ-НУ, КИВ-НУ
Мчаться ВНУ-КИ, ВНУ-КИ,ВНУ-КИ.
Говорит Ивану Ганка:
- Глянь-ка, БАН-КА, БАН-КА, БАН-КА!
- Где КА-БАН, КА-БАН, КА-БАН? –
Удивляется Иван.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Фонематический слух"
Мир, который окружает нас, полон звуков: речевых, шумовых, музыкальных. Многие дети не различают именно речевые. ...
Консультация для родителей "Фонематический слух-основа правильной речи"
Материал направлен на актуализацию развития правильной речи у дошкольников. Содержит игровые упражнения, направленные на формирование слухового внимания и фонематического слуха. Цель упражнений-...
Консультация для родителей «ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ – ОСНОВА ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ»
Рекомендации для родителей по организации совместной игровой деятельности по развитию речи ребенка....
Консультация для воспитателей: «Фонематический слух — основа правильной речи»
Консультация для воспитателей:«Фонематический слух — основа правильной речи»...
Консультация для воспитателей "Фонематический слух - основа правильной речи"
Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь. Очень важно научиться различать, анализировать и дифференцировать на ...
Консультация для родителей "Фонематический слух - основа правильной речи"
Консультация для родителей содержит игры, которые помогут развит фонематический слух дошкольников....
Консультация логопеда "Развитие фонематического слуха у детей с ОНР"
Консультация логопеда...