Кризис 3-х лет
методическая разработка по теме
Журнал для родителей "Мамина школа", номер о кризисе 3-х лет и о его преодолении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krizis_3-h_let.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Кризис 3-х лет
Ребенок 2,5-3 лет – это активный, подвижный карапуз, который ради достижения поставленной цели готов на все. Он живет эмоциями, ему принадлежат все предметы, находящиеся в поле зрения. Любит родителей, очень хочет быть хорошим, но ВТО же время борется за свою свободу и независимость, отстаивает свое право быть личностью. Он бунтует против авторитарного метода воспитания, против сложившейся ранее системы отношений в семье, его голос – за эмансипацию своего Я. Происходит ломка старых и становление новых качеств личности ребенка, сопровождающиеся «семизвездием симптомов» кризиса3 лет.
«Семизвездие симптомов» кризиса 3-х лет по Эльзе Келер
Первый – ярко выраженное проявление негативизма, стремление делать все наоборот. Ребенок отказывается от прогулки, любимых сладостей, поступая наперекор своим собственным ощущениям и желаниям, отрицая все, что предлагает ему взрослый.
Второй – упрямство, которое следует отличать от настойчивости. Добивается своего только потому, что он так захотел. Если он пожелал надеть футболку поверх кофты, то никакие логические доводы не убедят его изменить решение.
Третий – строптивость. Постоянное недовольство всем, что предлагает мама, отказ от всего, что он послушно делал раньше. Слово «неть» становится основным ответом на любое предложение взрослого.
Четвертый – своеволие. Хочет все делать сам, борется за свою самостоятельность: может по полчаса застегивать пуговицы на кофте или безуспешно пытаться завязать шнурки, вызывая недовольство и раздражение вечно спешащих родителей.
Остальные три симптома встречаются реже и имеют второстепенное значение.
Пятый – бунт против окружающих. Постоянно ссорится со всеми, ведет себя агрессивно: бросает мятую бумагу или кубики в пришедших гостей. на проявление внимания со стороны прежде любимой тети отвечает: «Уходи, ты плохая!» И т.п.
Шестой – обесценивание ценностей. Может называть родителей бранными словами, резко меняет отношение к любимым игрушкам, замахивается на них, отказывается играть с ними.
Седьмой – деспотичное подавление окружающих. Стремится добиться удовлетворения любых своих желаний, проявляет ревность, агрессию к младшим и старшим членам семьи, требует постоянного внимания к себе.
В отношениях с предметами ребенок все больше стремится к самостоятельности, не терпит опеки взрослого. Наблюдается острая, аффективная реакция на критику в свой адрес, обида на самое невинное замечание. Обостренная чувствительность к своим неудачам часто выражается в излишней стыдливости, застенчивости, смущении. Малыша тяготят его неумелость, неловкость, а малейший успех вызывает бурную радость, желание поделиться ею с окружающими.
За проявлениями кризиса скрывается положительная тенденция в развитии ребенка. Если родители уважительно относятся к его мнению, дают возможность проявить самостоятельность при решении непринципиальных вопросов, положительно оценивают его личность, указывая на недостатки поведения, формируют уверенность в их любви и заботе, подбадривают при неудачах и ценят достижения, то кризис протекает сглажено и не вызывает проблем.
Кризис трех лет
Привыкание к детскому саду совпадает с кризисным моментом в психическом развитии ребенка. К трем годам родители начинают замечать серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Улыбка умиления на лицах родителей сменяется выражением озадаченности, растерянности и некоторого раздражения. Многие не знают, что в это время происходит очень важный для ребенка психический процесс: это первое яркое выражение своего «Я», это его попытка самостоятельно отдалиться от матери, удлинить психологическую «пуповину», научиться многое делать самому и как-то решать свои проблемы. Без психологической сепарации (отделения) от родителей ребенку сложно будет найти себя в этой жизни, выработать механизмы психологической адаптации и гибкого поведения в различных ситуациях.
Кризисы развития – это относительно короткие (от нескольких месяцев до года-двух) периоды в жизни, в течение которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень. Кризисы бывают не только в детстве (1 год, 3 года, 7 лет, 13 лет), так как личность человека развивается непрерывно. При этом всегда происходит смена периодов: относительно длительных и спокойных - стабильных и более коротких, бурных – критических, то есть кризисы – это переходы между стабильными периодами.
Взрослые способны понять, что с ними происходит, зная закономерности личностного развития. С появлением каких-то новых качеств, взрослые могут сознательно утвердиться в них или примириться с новым личностным качеством.
Для детей же собственное ближайшее прошлое и будущее непонятно, остается абстракцией. Современные семьи малочисленны, дети находятся в одновозрастных детских коллективах. Находясь преимущественно среди взрослых и сверстников, ребенок не чувствует и не видит, что с ним скоро будет, не понимает, что с ним происходит, не может оценить свое поведение, регулировать свои поступки и выражение эмоций.
Родители не должны пугаться остроты протекания кризиса, это вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребенка в самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности и адаптивных способностей.
И, наоборот, внешняя «бескризисность», создающая иллюзию благополучия, может быть обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих возрастных изменений.
Таким образом, не надо пугаться кризисных проявлений, опасны проблемы непонимания, возникающие в этот момент у родителей и педагогов.
Можно ли, действуя грамотно, смягчить появления кризиса?
Как помочь ребенку выйти из него, не вынося в душе негативные качества: ведь упрямство – это крайняя степень проявления воли, необходимого для ребенка качества; капризность – демонстрация собственной значимости для других, ощущение своего «Я»; эгоизм – в здоровом виде чувство «самости», собственное достоинство; агрессивность – крайняя форма чувства самозащиты; замкнутость - неадекватная форма проявления здоровой осторожности, то есть необходимых для выживания в обществ качеств. Ребенок должен вый ти из кризиса с набором положительных качеств, главная задача родителей и педагогов – не допустить закрепления их крайних проявлений.
«Семизвездие симптомов» кризиса 3-х лет
по Эльзе Келер
Первый – ярко выраженное проявление негативизма, стремление делать все наоборот. Ребенок отказывается от прогулки, любимых сладостей, поступая наперекор своим собственным ощущениям и желаниям, отрицая все, что предлагает ему взрослый.
Второй – упрямство, которое следует отличать от настойчивости. Добивается своего только потому, что он так захотел. Если он пожелал надеть футболку поверх кофты, то никакие логические доводы не убедят его изменить решение.
Третий – строптивость. Постоянное недовольство всем, что предлагает мама, отказ от всего, что он послушно делал раньше. Слово «неть» становится основным ответом на любое предложение взрослого.
Четвертый – своеволие. Хочет все делать сам, борется за свою самостоятельность: может по полчаса застегивать пуговицы на кофте или безуспешно пытаться завязать шнурки, вызывая недовольство и раздражение вечно спешащих родителей.
Остальные три симптома встречаются реже и имеют второстепенное значение.
Пятый – бунт против окружающих. Постоянно ссорится со всеми, ведет себя агрессивно: бросает мятую бумагу или кубики в пришедших гостей. На проявление внимания со стороны прежде любимой тети отвечает: «Уходи, ты плохая!» И т.п.
Шестой – обесценивание ценностей. Может называть родителей бранными словами, резко меняет отношение к любимым игрушкам, замахивается на них, отказывается играть с ними.
Седьмой – деспотичное подавление окружающих. Стремится добиться удовлетворения любых своих желаний, проявляет ревность, агрессию к младшим и старшим членам семьи, требует постоянного внимания к себе.
Что необходимо знать родителям
о детском упрямстве и капризности:
- Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.
- Как правило, фаза эта заканчивается к 3,5-4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная.
- Пик упрямства приходится на 2,5-3 года жизни.
- Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
- Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
- В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых – до 19 раз!
- Если дети по достижении 4 лет все еще продолжают часто упрямиться и капризничать, то вероятнее всего речь идет о «фиксированном» упрямстве, истеричности, как удобных способах манипулирования ребенком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия.
Что могут сделать родители?
- Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.
- Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
- Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее его взбудоражат.
- Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
- Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.
- Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!» Ребенку только этого и нужно.
- Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка и т.д.)!», «А что это там за окном ворона делает?» - подобные отвлекающие маневры заинтригуют капризулю, он успокоится.
Мамина школа
Журнал для заботливых родителей
Тема номера: Кризис трех лет
и как его преодолеть
- Кризис трех лет
- «Семизвездие симптомов»
- Детское упрямство и капризность
- Рекомендации
Нам кажется недостаточным оставить тело и душу детей в таком состоянии, в каком они даны природой, - мы заботимся об их воспитании, чтобы хорошее стало много лучшим, а плохое изменилось и стало хорошим.
Лукиан
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СИМПТОМЫ КРИЗИСА 7 ЛЕТ И МЕТОДЫ СГЛАЖИВАНИЯ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ КРИЗИСА В ВОСПИТАНИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ1. ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА И ПРОЯВЛЕНИЕ КРИЗИСА 7 ЛЕТ1.1. ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА В 7 ЛЕТ1.2. ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ1.3. СОД...
От кризиса до кризиса
Принято считать, что «критические» годы бывают только у взрослых, например кризис среднего возраста. Однако и у детей существуют кризисные периоды, которые им нужно помочь преодолеть. Кто...
Статья для родителей " Кризис трех лет. Кризис - это важный этап в психологическом развитии ребенка
Кризис трех лет. Кризис — это важный этап в психологическом развитии ребенкаКризис - это важный этап в психологическом развитии ребенка.Возраст с 2, 5 до 3 лет в психологии называют кризисом 3 ле...
Кризис в дошкольном возрасте. Кризис 3-х лет. Методические рекомендации родителям и педагогам.
Причины возникновения, особенности протекания,а таже рекомендации родителям и педагогам по преодолению кризиса трёх лет....
Консультация для родителей группы детей раннего возраста от 2 до 3 лет на тему: «О кризисах в развитии детей: кризис трёх лет» в форме аукциона идей.
Надеюсь, благодаря такой форме проведения консультации родители поймут, что знать о том, что такое кризис трех лет, и что стоит за внешними проявлениями маленького капризули и буяна, нужно обязательно...
«Кризис 3-х лет» или «кризис самостоятельности»
Кризис 3-х лет !...
Консультация для родителей "Кризис семи лет. Основные симптомы. Как правильно общаться с детьми в период кризиса"
В материале дается описание кризисных проявлений детей семи лет. Предложены меры по продуктивному взаимодействию взрослых с детьми, переживающими кризис....