КАК ИЗБАВИТЬ РЕБЕНКА ОТ ВРЕДНОЙ ПРИВЫЧКИ?
статья по теме

Булычёва Софья Евгеньевна

Привычки отличаются большой устойчивостью. В этом их ценность (если речь идет о полезных) и в то же время именно этим свойством определяют трудности, когда надо избавиться от нежелательной. К. Д. Ушинский писал по этому поводу: «Если бы для искоренения вредной привычки достаточно было одновременного, хотя самого энергического усилия над собой, тогда нетрудно было бы от нее избавиться... Но в том-то и беда, что привычка, установляясь понемногу и в течение времени, искореняется точно так же понемногу и после продолжительной борьбы с нею.
Сознание наше и наша воля должны постоянно стоять на страже против дурной привычки, которая, залегши в нашей нервной системе, подкарауливает всякую минуту слабости или забвения, чтобы ею воспользоваться».
Если у ребенка укоренилась нежелательная привычка, то прежде всего надо найти и постараться устранить ту причину, которая ее обусловила. «При искоренении привычки, — писал К. Д. Ушинский,— следует вникнуть, отчего эта привычка произошла, и действовать против причины, а не против последствий».
Вспоминается такой случай. Среднюю группу детского сада посещала девочка, которая имела привычку в момент волнения, будь то радость или огорчение, сжимать левой рукой кисть правой руки и одновременно подносить руки к лицу. Это была, безусловно, нервная девочка. Трудно сказать, каким образом возникла необычная привычка, но, как всегда у нервных детей, она быстро закрепилась. Воспитатель старалась в такие минуты переключить девочку на какое-нибудь интересное занятие. Но и само обращение к ней взрослого вызывало у девочки волнение. Посоветовали матери обратиться к врачу. Однако она решила действовать по-своему: строго-настрого приказала дочери прекратить подобные действия. Запрет, увы, не помог. Тогда мать стала бить девочку по рукам при повторении привычного жеста. В результате ребенок замкнулся, а привычка не только не исчезла, но еще более укоренилась. Боясь наказания, девочка не хотела уходить из детского сада. Только настойчивое требование воспитателя заставило мать обратиться к врачу. Укрепление нервной системы, которое по его рекомендации стала проводить мать, ласка и внимание со стороны родителей и воспитателя и развитие интересов помогли ребенку в течение года избавиться от этой привычки.
Одно из средств перевоспитания вредной привычки — замещение ее полезной. Малыш не знает, чем заняться. Надо приучать его находить себе дело, развивать интересы, дать ему возможность почувствовать радость достижений в овладении тем или иным умением.
Ребенок мусорит в помещении, на улице: бросает на пол бумажки от конфет, огрызки яблока, обрезки бумаги — приучайте его на улице использовать урну, укажите, как поступать в таких случаях дома. На первых порах не обойтись без напоминаний. Не менее важно, чтобы остальные члены семьи служили образцом в этом отношении, нужная привычка вскоре закрепится.
Выше уже отмечалось, что искоренение нежелательного — процесс постепенный, нередко более трудный и продолжительный, чем образование новой привычки. На первых порах надо помогать ребенку воздерживаться от нежелательного: напоминать, отвлекать, переключать внимание. Это поможет ему забыть нехорошую привычку.
Итак, осуждение вредных привычек, устранение причин, порождающих и укрепляющих их, и замещение положительными — вот основные пути, ведущие к искоренению нежелательного в поведении ребенка.
В тех случаях, когда малыш поступает в соответствии с требованиями взрослых вопреки своей привычке, он нуждается в одобрении. Если он стремится исправиться, его усилия надо поддержать добрым словом. Такое поощрение вызовет ещё большее старание и породит уверенность в своих силах. Однако поощрение не предполагает вознаграждения ребенка за то, что он поступил так, как требуют правила («Вот тебе конфетка!»). Это порождает нехорошую черту характера — торгашество.
Если ребенок не выполняет указаний, оставляет их без внимания, не проявляет даже попыток противостоять своей прежней привычке, он заслуживает порицания. Дети обычно очень чутко реагируют на изменение отношения старших и стараются вернуть их расположение, заслужить одобрение. Когда это не помогает, в исключительных случаях, приходится прибегать к наказанию. Но надо всегда помнить, что увлечение наказаниями отдаляет ребенка от родителей, порождает у него чувство отчужденности, жестокость. Запуганный наказаниями, малыш нередко продолжает делать недозволенное тайно. Ребенок нервничает, раздражается, а это в свою очередь благоприятная почва для образования нежелательных привычек. Опираясь на то положительное, что уже воспитано у ребенка, на его любовь и привязанность к воспитателю, родным и близким, стремление пользоваться их расположением, можно достичь гораздо большего в воспитании навыков и привычек, чем с помощью даже самых разумных наказаний.
Коля играет, сидя на коленях. Воспитатель стремится отучить его от вредной привычки. Но он не обращает внимания ни на замечания педагога, ни на бабушкины просьбы. Строит ли Коля гараж из песка на участке, прячется ли за кустиком от водящего, играя в прятки, или возит вагончики по железной дороге — все это он делает, опустившись на колени. Однажды в сырую погоду, когда Коля особенно сильно испачкал свои брюки, воспитатель, указав на результат его непослушания, попросила няню постирать их. И вот Коле оказалось не в чем идти на вторую прогулку. В этот день как раз была намечена экскурсия в парк. Но брюки не высохли, и пришлось Коле остаться в группе с няней. По возвращении дети делились впечатлениями о катании на каруселях, на качелях, и это, безусловно, произвело большое впечатление на мальчика. Уже на следующий день воспитатель с удовольствием заметила, что Коля, став на колени, тут же поднимается, отряхивает брюки. Ежедневно в конце дня стали отмечать состояние одежды каждого ребенка и одобрительно отзываться о том, что и у Коли теперь брюки чистые. По отношению к маленьким детям, до двух лет, вообще нецелесообразно прибегать к наказаниям. Ведь само-то непослушание малыша вызывается не столько нежеланием, сколько незнанием, как надо поступить в том или ином случае, неумением оценить, «что такое хорошо или что такое плохо», слабым развитием произвольного поведения, его импульсивностью, непосредственностью.
Часто взрослые пожинают плоды своих упущений в воспитании ребенка, когда он становится школьником: в ранце «жеваные» тетради, возвращается из школы с перемазанными чернилами руками и одеждой, в классе вертится за партой, плохо выполняет обязанности дежурного. Поэтому очень важно своевременно воспитывать у детей полезные и доступные навыки и привычки.

 

ЕСЛИ РЕБЕНОК ЗАБОЛЕЛ



Во время болезни, а иногда и в предшествующий заболеванию период меняется поведение ребенка: ухудшается общее состояние, ребенок плохо ест, отказывается от выполнения привычных действий. Особенно часто отмечается нарушение привычек у детей раннего возраста. Двух-, трехлетние дети, приученные к опрятности, могут проснуться мокрыми, или умеющие самостоятельно есть вдруг требуют, чтобы их покормили. Пятилетняя Таня проснулась в плохом настроении. Всегда такая шустрая, она с трудом поднялась, села в кроватке, не одевается. Мама напоминает ей, что надо торопиться в детский сад. Таня хнычет, просит, чтобы мама одела ее. Та недоумевает, отчего вдруг дочка раскапризничалась. Но времени для рассуждений совсем мало, мама начинает одевать дочку и замечает, что у нее жар. Оказывается, необычное поведение девочки вызвано недомоганием.
Возврат к старым привычкам, которые, казалось бы, давно забыты ребенком, объясняется тем, что условные связи, образующиеся в коре головного мозга при закреплении привычки, не разрушаются в процессе переучивания ребенка, а только угасают. Болезнь изменяет функциональное состояние коры головного мозга, в результате чего новые условные связи могут затормаживаться, а старые восстанавливаться. Неожиданная утрата ребенком уже упрочившихся привычек может быть сигналом заболевания.
Во время болезни ребенок нуждается в щадящем режиме, но не следует отказываться от режима совсем. Больной ребенок не должен, например, оставаться неумытым. Если состояние не позволяет ребенку встать, он может умыться, сидя в кровати, над тазиком. После выздоровления надо обратить внимание на восстановление тех привычек, которые не соблюдались в период болезни.
Однако болезнь не только тормозит укрепление порой с трудом приобретенных привычек, но и может порождать нежелательные. Поэтому делать скидки на болезнь и не выполнять то, к чему ребенок приучен, надо очень осторожно.
Иногда за вредные привычки принимаются симптомы болезни. Например, подергивания головой могут быть не только следствием неудачной прически, но и симптомом заболевания хореей. Если нет видимых причин для подобных движений, надо показать ребенка врачу.


Л.И.Каплан, "Посеешь привычку - пожнешь характер", М., 1980.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как избавить ребенка от вредной привычки"

«Как избавить ребенка от вредной привычки» — один из самых частых вопросов, с которым обращаются к психологу родители. Что же представляют собой вредные привычки и какова природа их происхождения? Мно...

"КАК ИЗБАВИТЬ РЕБЕНКА ОТ ВРЕДНОЙ ПРИВЫЧКИ?"

«Если бы для искоренения вредной привычки достаточно было одновременного, хотя самого энергического усилия над собой, тогда нетрудно было бы от нее избавиться..."  К. Д. Ушинский...

Как избавить ребенка от вредных привычек

В консультации даются рекомендации родителям как избавить ребенка от закрепившейся вредной привычки....

Буклет "Как избавить ребенка от вредных привычек"

Как избавить ребенка от вредных привычек. Что нужно детать и чего нельзя....

Консультация для родителей "Как избавить ребенка от вредной привычки?"

Консультация для родителей «Как избавить ребенка от вредной привычки?" Консультация для родителей «Как избавить ребенка от вредной привычки?»К детским вредным привычкам относятся: Ковыряние в нос...