"Организация взаимодействия с родителями в группе комбинированной направленности"
статья по теме
Имея опыт работы с детьми с общим недоразвитием речи в группах комбинированной направленности для здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушениями устной речи) хочу отметить, что успех коррекционно-воспитательной деятельности определяется системой, направленной на логопедизацию всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_s_roditelyami.docx | 29.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Имея опыт работы с детьми с общим недоразвитием речи в группах комбинированной направленности для здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушениями устной речи) хочу отметить, что успех коррекционно-воспитательной деятельности определяется системой, направленной на логопедизацию всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей.
Единственный путь осуществления логопедизации - это тесное сотрудничество логопеда и воспитателя (при разных функциональных задачах и методах коррекционной работы).
Всю коррекционную работу с детьми я провожу совместно с учителем-логопедом.
Успешность, эффективность работы с детьми зависит также и от слаженного, хорошо организованного взаимодействия с родителями.
Потому организации сотрудничества с родителями я отвожу большую роль.
Чтобы наладить контакт, взаимодействие с родителями наметила в таких направлениях:
1) Создание благоприятного психоэмоциональоного климата во взаимоотношениях с родителями;
2) Профилактика и просвещение родителей по вопросам особенностей возрастного развития детей и особенностями развития психических процессов у детей с нарушениями речи;
3) Формирование положительных установок в сознании родителей.
При подготовке к зачислению в логопедическую группу проводится медицинское обследование. Родителям было дано понятие, что такое медико-педагогический консилиум. Ведётся разъяснительная работа о необходимости медицинского обследования детей.
Специфика моей работы в группе комбинированной направленности для здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушения устной речи) заключается;
-в постоянном совершенствовании артикуляционной тонкой и общей моторики;
-закреплении произношения поставленных логопедом звуков;
-в целеноправленной активизации отработанной лексики;
-в проведении упражнений в правильном употреблении сформированных грамматических категорий;
-в развитии внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном материале;
-в формировании связной речи.
Решение этих задач невозможно без помощи родителей, так как они являются равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса. В работе с родителями использую различные формы и методы педагогического просвещения.
В индивидуальных и групповых консультациях, беседах довожу до родителей важность и роль коррекционной работы с детьми с ОНР. Рассказываю о том, что необходимо вести эту деятельность не только в детском саду, но и дома, закреплять поставленные логопедом звуки.
Использую разнообразные методы и приёмы активизации родителей: вопросы в связи с излагаемым материалом, постановка проблем, предложения для обсуждения различных точек зрения, приведение примеров из литературных источников, имеющегося опыта работы, анализ педагогических ситуаций; решение педагогических задач, применение домашних заданий, проигрывание различных ситуаций, игровой тренинг.
Учитывая опыт родителей, выявляю их воспитательный потенциал. В своей практике не поучаю, а советую, размышляю вместе с ними, договариваемся о совместных действиях. Тем самым тактично подвожу к пониманию необходимости сотрудничества.
Так как специальными исследованиями установлено, что уровень развития речи находится в зависимости от степени дифференцированных движений рук пальцев рук. Поэтому речевое развитие рекомендуется стимулировать тренировкой движений пальцев рук. Особенно у детей с речевой патологией. Для этой цели предлагаю родителям подборку жанров народного фольклора (русских народных песенок, потешек, загадок для разучивания, изготовление в деятельности детей и родителей поделок, а также развитие тонкой моторики в изобразительной деятельности (лепке, рисовании, аппликации).
Провожу экскурсию по группе, в которой вниманию родителей представляю предметно-развивающую среду: логопедический уголок, уголок сюжетно-ролевых игр, физкультурный уголок, «Мы - спортсмены», книжный уголок, уголок природы и экспериментирования, уголок изобразительной деятельности, музыкальный уголок, уголок развивающих игр, уголок театрализованной деятельности, уголок государственной символики. Презентацию предметно-развивающей среды представляю на родительских собраниях, консультациях.
Большое значение в работе с детьми в группе комбинированной направленности для здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушениями устной речи) имеет оснащение логопедического уголка. Поэтому оборудованию логопедического уголка уделяю особое внимание.
Материал в уголке предназначен для развития всех сторон речи: лексико-грамматические категории, словаря, ЗКР, для развития дыхания и голоса, для связной речи и доступен как для самостоятельной деятельности детей, так и для совместной деятельности с педагогом. Хозяином уголка является крокодил Тотоша.
Это многофункциональная игрушка, которая предназначена для развития мелкой моторики рук. У Тотоши есть жилеты. Одевая в жилеты Тотошу дети имеют возможность оперировать с разными пособиями: липучками, застёжками, крючками, шнуровками, знакомиться с цветом и структурой различной ткани, развивать мелкую моторику рук.
При внесении игрушки в группу был использовани сюрпризный момент. Дети познакомились с игрушкой в ходе рассказывания логопедической сказки.
Для развития артикуляции в уголке есть наглядные фотографии с упражнениями. Здесь же расположены картотеки считалок, артикуляционных упражнений.
Имеются индивидуальные зеркала для занятий с логопедом. Отведена полка с пособиями для формирования правильного физиологического дыхания: султанчиками, воздушными шарами, ватными шариками. Данные пособия позволяют проводить с детьми дидактические игры и упражнения «Забей гол в ворота», «Прокати шарик», «Сдуй снежинку», «Надуй шар».
Для развития мелкой моторики рук предназначены дидактические пособия со шнуровками, трафареты, игры-пазлы, картотеки пальчиковых игр, логопедический коврик.
Для формирования правильного звукопроизношения есть речевой материал на автоматизацию поставленных звуков как в слогах, так и в текстах, модели звуков, схемы, дидактические игры, рабочие тетради на нужные звуки. Создана картотека чистоговорок, скоговорок, пословиц, загадок, а также картотека по народному фольклору: считалки, мирилки, дразнилки, утешалки. Подобраны картинки на автоматизацию, дифференциацию каждого звука.
Развитию грамматического строя речи способствует игротека: игры на грамматические категории, игры на словообразование.
Для развития связной речи подобраны предметные, сюжетные картинки, схемы и различный демонстрационный мат риал, который позволяет развивать речь детей, составлять предложения, придумывать рассказы, сказки.
Каждую неделю учебный материал в уголке обновляется и корректируется в соответствии с новой лексической темой. Иллюстрации, фотографии по теме выставляются на информационный стенд (магнитную доску), меняются и каждую неделю.
Создавая среду в группе я подготовила методические рекомендации для родителей о том, какая среда должна быть дома и как она может способствовать познавательно-речевому и творческому развитию детей в условиях домашнего пространства. Сюда входит подборка игровых упражнений, настолько-печатных игр, дидактического материала, перечень иллюстраций о животном и растительном мире и по ознакомлению с окружающим, т.е. тот материал, что позволил бы решать единые задачи познавательно-речевого развития, но в условиях семьи.
Одна из форм взаимодействия с семьёй - оказание образовательной помощи родителям. Разработку методических рекомендаций я считаю важным моментом в процессе продуктивного сотрудничества с семьёй и при их подготовке придерживаюсь следующих правил: рекомендации должны быть небольшие по объёму, конкретные. Они могут быть как общего плана, так и индивидуальные. Это позволяет осуществлять целостность педагогического процесса и согласованный подход взаимодействия взрослого с ребёнком.
Популярностью у родителей пользуется наша «Педагогическая гостиная», информация в которой посвящается наиболее актуальным проблемам логопедагогики. Для этого модернизировала родительский уголок, который стимулирует мотивацию родителей к педагогическим знаниям.
На папке-раскладушке помещаю памятки, тематические консультации, домашнюю игротеку с игровыми приёмами для речевого развития детей
В приёмной конате организую выставкудетских работ по различным лексическим темам.Родители ознакмливаются с продуктивной деятельностью детей по изобразительной деятельности: лепке, аппликации, рисованию. У каждого ребёнка имеется своя индивидуальная папка, в которой он помещает свои работы.
Доказала свою эффективность такая форма работы, как приглашение родителей в группу на логопедический час. Вовлекаясь в коррекционную работу, родители получают возможность развиваться вместе с детьми, повышать свою компетентность.
Во время «Дня открытых дверей» (два раза в год) родителям предоставляется возможность посетить группу и посмотреть проведение досугов и развлечений.
С удовольствием родители принимают участие в групповых смотрах - конкурсах, развлечениях и праздниках. Участвуют в изготовлении поделок, макетов, фотоальбомов при прохождении лексических тем.
В результате проводимых мероприятий родители стали проявлять более активный интерес к деятельности детей в группе, обращать внимание и корректировать речь не только в условиях детского сада, но и дома.
Таким образом, оснащённая предметно-развивающая среда в группе, правильно организованная система взаимодействия воспитателя с родителями воспитанников способствует успешному достижению поставленных целей и задач в группе комбинированной направленности.
Литература:
1. «Формирование партнёрских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ» З.А.Богомолова, статья в журнале «Дошкольная педагогика» № 2/ 2010 г.;
2. «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой - М.: Мозаика-Синтез, 2010.-304 с.;
3. « Развиваем способности дошкольников» Н.В.Микляева, Ю.Н. Родионова-
М.: ТЦ Сфера, 2010.-56 с.;
4. Осипова Л.Е.«Родительские собрания в детском саду»-
М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009.-128 с.;
5.И.В.Скосырева, В.И.Матвеева, Н.В.Лобанова «Речевой уголок в логопедической группе как часть предметно-развивающей среды», статья в журнале «Дошкольная педагогика» № 6/2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс с детьми и родителями средней группы комбинированной направленности "Пальчики-помощники" (Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста)
Мастер-класс с детьми и родителями средней группыкомбинированной направленности "Пальчики-помощники"(Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста)...
Перспективный план по работе с родителями подготовительной группы комбинированной направленности на 2018 - 2019 учебный год
Перспективный план по работе с родителями подготовительной группы комбинированной направленности...
Аналитическая справка по результатам анкетирования родителей в группе комбинированной направленности младшего дошкольного возраста (4-5 лет)
Анкетирование родителей по вопросам удовлетворенности деятельностью дошкольной организацией и педагогами...
Организация взаимодействия с семьями детей групп компенсирующей направленности
Мы привлекаем родителей к активному сотрудничеству, поскольку только в процессе совместной деятельности специалистов и семьи удается максимально помочь ребенку....
Конспект мероприятия по взаимодействию с родителями старшей группы комбинированной направленности Мастер- класс для родителей «Увлекательная и полезная игра Лего мозаика»
Конспект мероприятия по взаимодействию с родителями старшей группы комбинированной направленностиМастер- класс для родителей «Увлекательная и полезная игра Лего мозаика»...
Перспективный план работы с родителями детей группы комбинированной направленности 5-6 лет.
Перспективный план работы с родителями детей группы комбинированной направленности 5-6 лет....
Мастер-класс для родителей детей групп комбинированной направленности.
Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи. Эти игры приносят детям радость, развивают кисти рук, а через них – мышление, речь и внимание.Играя, ребёнок учится сопостав...