Дорога, ребенок, безопасность...
материал (старшая группа) по теме
Родительское собрание о том, как обеспечить безовасность ребенка на дороге.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_rebyonok._doroga._bezopasnost.docx | 35.8 КБ |
Предварительный просмотр:
МАТЕРИАЛЫ
РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
ТЕМА: «ДОРОГА, РЕБЕНОК, БЕЗОПАСНОСТЬ»
Воспитатель:
Киселева В. В.
г.Киренск
ПЛАН СОБРАНИЯ
«ДОРОГА.РЕБЕНОК.БЕЗОПАСНОСТЬ»
- ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ВОСПИТАННИКОВ «ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА» (ПО МОТИВАМ СКАЗКИ Л.ВОЛКОВА «ВОЛШЕБНИК ИЗУМРУДНОГО ГОРОДА»)
- КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ НА ДОРОГЕ
- ФАКТОРЫ, ПРОВОЦИРУЮЩИЕ УЧАСТИЕ ДЕТЕЙ В ДТП
- УРОКИ ДОРОЖНОЙ АЗБУКИ
- ДВИЖЕНИЕ С РЕБЕНКОМ
- ПРАВИЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
- ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ
- ПО ДОРОГЕ В ДЕТСКИЙ САД
- ВИКТОРИНА «УМНИКИ И УМНИЧКИ»
- СТИХОТВОРЕНИЕ
- ДЕФИЛЕ
Подготовка к собранию:
-ПЛАКАТЫ (цитаты)
-ВЫСТАВКА ПОСОБИЙ И ИГР ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
-ФОТОСТЕНД ВОСПИТАННИКОВ «ШКОЛА ДОРОЖНЫХ НАУК»
-ВЫСТАВКА СОВМЕСТНОГО ТВОРЧЕСТВА РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ «ДОРОГА И МЫ»
-ПАМЯТКИ для родителей
-ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ
«Дети наши на свет родились,
Чтобы радостно жить.
Чтобы вместе играть, чтобы крепко дружить
Чтоб улыбки друг другу
Дарить и цветы
Чтоб всегда исполнялись в их жизни мечты»
Да, наши дети рождены именно для этого, а всегда ли так бывает, не омрачится ли жизнь трагедией – это во многом зависит от нас, взрослых.
Тема сегодняшней встречи «Дорога. Ребенок. Безопасность».
Не случайно поднимается эта тема. Среди всех участников дорожного движения самым подвижным и непредсказуемым участником дорожного движения является ребенок. Из общего количества погибших детей подавляющее большинство - дети дошкольного и младшего школьного возраста.
Сегодня мы постараемся ответить на вопросы: Что мы понимаем под словом ПДД? Как научить ребенка правилам безопасного поведения на дороге? Какие факторы провоцируют участию детей ДТП? Вспомнить элементарные правила дорожной азбуки.
Почему же дошкольники часто подвергаются несчастным случаям на дороге?
В силу своего психофизиологического развития. Это связано с особенностями их высшей нервной деятельности: незрелостью и непостоянством, быстрым истощением нервной системы, преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.
Дети не обладают теми же предпосылками для обучения безопасному поведению при движении на транспорте и дороге, как взрослые. Дети дошкольного возраста не разбираются в дорожных знаках, правилах дорожного движения, в разметке дорог, в возможностях транспортных средств. Они не обладают способностьювзрослых и детей старшего возраста оценивать скорость и расстояния. Слух и зрение детей развиты в недостаточной степени. Они, в частности, не могут переместить свой взгляд с близких объектов на дальние и наоборот с такой же скоростью, как взрослые. Им трудно определить, с какой стороны поступают звуковые сигналы. Небольшой рост ребенка не позволяет ему получить полный обзор дорожного движения, что естественно для взрослого человека. Способность осуществлять одновременно несколько действий развита в недостаточной степени у ребенка младшего возраста. Дети не обладают способностью делать выводы общего характера из своего обучения, т.е. они не могут перенести, например, правила правильного перехода дороги с того места, где они этому научились, на все другие места, где они должны переходить дорогу.
Рост ребенка - серьезное препятствие и для своевременного обнаружения его водителем на дороге. Из-за стоящего транспортного средства, стоящей группы пешеходов, сугробов снега он не виден водителю, который находится на дороге.
Дети иначе, чем взрослые, переходят проезжую часть дороги. Так, взрослые, подходя к проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают создавшуюся ситуацию, а дети же начинают наблюдение, только подходя к краю проезжей части.
Стремление играть в любых ситуациях объясняет непредсказуемость или импульсивность поведения детей. На них большое влияние оказывают эмоции. Радость, удивление, интерес к чему-либо заставляют их забыть об опасности, которой они могут быть подвергнуты при переходе проезжей части.
Потребность детей в движении, которая преобладает над осторожностью, недооценка обстановки, недостаточные знания об источниках повышенной опасности на дороге, а иногда и просто интерес к окружающей его обстановке могут привести к печальным последствиям.
Дети по-разному реагируют на различные виды транспортных средств. При приближении большого грузовика, автобуса, трамвая, даже если они движутся с небольшой скоростью, ребенок не рискует пересекать проезжую часть дороги, но недооценивает опасность небольших размеров - легковых автомобилей и особенно мотоциклов, которые приближаются с высокой скоростью. Порой они считают, что автомобиль можно остановить мгновенно.
Все перечисленные психофизиологические особенности ребенка говорят о том, что невозможно приспособить поведение детей к условиям дорожного движения только путем обучения, к ним нужен особый подход при сообщении знаний о правилах безопасного поведения на дороге.
Дети дошкольного возраста никогда не бывают нарушителями правил дорожного движения сознательно. Их неожиданное появление на дороге, столкновение с другими пешеходами, шумное поведение в транспорте - это наглядное проявление возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Следовательно, по своим психофизиологическим особенностям ребенок дошкольного возраста сам, сознательно выполняя все правила и требования правил для пешеходов, перейти правильно безопасно проезжую часть не может.
Можно выделить ряд факторов, способствующих участию детей в ДТП:
- рассеянное внимание;
- забывание правил поведения на улице;
- снижение обзора во время непогоды из-за зонта, поднятого воротника капюшона;
- плохое состояние дорожного покрытия;
- эмоциональное состояние;
- отвлечение внимания от транспортных средств, представляющих опасность
- более узкий угол зрения, чем у взрослого человека: у 6-летнего ребенка в 10 раз меньше, чем у взрослого, и составляет в горизонтальной плоскости всего 20-22°, а в вертикальной - 12-15°. Рост угла зрения продолжается до 20 лет;
- время реакции ребенка (время от начала обнаружения опасности до
действия) значительно больше, чем у взрослого человека. Так, у взрослого оно составляет 0,6-0,8 с, а у дошкольника 1,3-1,5 с; - чем опаснее ситуация, тем медленнее и неправильнее принимает ребенок решение, он теряется;
- клетки коры головного мозга легко истощаются, у ребенка быстро наступает состояние утомления и рассеянности;
- отсутствие контроля взрослых (появление одного ребенка на дороге должно привлечь внимание всех участников дорожного движения и восприниматьсяими как чрезвычайное происшествие).
Ситуации, в которых дети наиболее уязвимы:
- переход проезжей части дороги;
- посещение магазинов и образовательных учреждений;
- подвижные игры около дорог;
- езда на велосипедах, самокатах, коньках, лыжах в опасных местах у дорог;
- игры с наступлением темноты;
- ослепление фарами;
- зимнее состояние дорожного покрытия;
- яркое солнце и белый снег создают эффект бликов, ребенок как бы «ослепляется»;
- буксирующее рядом с ребенком транспортное средство;
- несвоевременный выход в образовательное учреждение. Ребенок должен выйти заранее из дома, особенно, если ему надо переходить проезжую часть.
Важно привить устойчивые навыки безопасного поведения ребенка в любой дорожной ситуации.
Отличное знание правил само по себе не гарантирует малышу безопасности на дорогах. Конечно, изучение правил - дело нужное, но главная задача не в этом. Суть заключается в том, чтобы привить ребенку устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации и привить ему положительное отношение к решению этой задачи.
Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.
Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым языком, без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача взрослых - доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом не исказив их содержания.
Навыки и привычки, которые ребенок приобретает в дошкольном возрасте, помогут ему несколько позже приобрести знания.
Навык - это способность ребенка в процессе дорожного движения выполнять отдельные действия автоматически, без специально направленного внимания, хоть и под контролем сознания, путем многократного повторения.
Привычка - сложившийся способ поведения, осуществление которого в отдельных ситуациях приобретает для человека характер потребности. Привычки могут складываться как в результате своих наблюдений и опытов, так и в результате вое питания других лиц. Они могут иметь как положительное отношение к модели своего поведения, так и отрицательное.
Модель поведения ребенка на дороге должна характеризоваться навыком, а отношение к выполнению правил безопасного движения должно стать положительной привычкой: переходя проезжую часть, убедиться в отсутствии транспортных средств слева и справа, в отсутствии ограждения дороги и разделительной полосы, а затем переходить проезжую часть. Отрицательное отношение к выполнению правил безопасного движения становится привычкой переходить проезжую часть в любом месте как при наличии транспортных средств слева и справа, так и при наличии ограждений проезжей части и газонов на ее разделительной полосе.
Знания - это совокупность усвоенных ребенком сведений, необходимых для безопасного движения по дороге. Нужный для ребенка объем знаний предусмотрен действующими программами для дошкольных и общеобразовательных учреждений и приобретается в процессе обучения. Однако, обладая только знаниями, ребенок не может безопасно ходить по дороге. Для этого ему нужно владеть специальными навыками и положительными привычками, которые он может получить только у своего первого воспитателяили родителя, способных, используя свои знания, дать эти навыки и привычки.
Навыки, привычки и знания развиваются, закрепляются и совершенствуются в течение всей жизненной деятельности человека. По мере взросления и накопления опыта уровень подготовленности ребенка к безопасному поведению на дороге растет.
Все навыки и привычки, а затем и знания, связанные с дошкольником и его поведением на дороге, формируются под влиянием взрослых, а положительные привычки в первую очередь под влиянием воспитателей, учителей, грамотных и серьезных родителей, для которых безопасность ребенка не безразлична.
Особую сложность представляет развитие мыслительных (умственных) навыков. От того, насколько развиты мыслительные навыки, зависят скорость и точность оценки дорожной обстановки и прогноза ее развития, что необходимо для своевременного принятия модели поведения. Ни друзья, ни улица, порой и родители не в состоянии развить мыслительный навык. Только опытный, владеющий методикой и знаниями воспитатель способен привить ребенку этот мыслительный навык. Хорошо развитые умственные навыки обеспечивают быстрое и точное выполнение правил безопасного поведения на дороге. Они помогают поступить правильно в сложной дорожной обстановке, избежать возникновения ДТП.
Пешеход, а следовательно и ребенок, непрерывно сталкивается с ситуациями, сходными с теми, которые он уже встречал раньше и исход которых ему известен благодаря предыдущему опыту. Чем больше сохранилось в памяти ребенка таких стандартных ситуаций-ассоциаций, тем большую безопасность он способен себе обеспечить.
Однако стандартных ситуаций очень много, и на их систематизацию в памяти уходит несколько лет- Знакомство ребенка с дорожной ситуацией, с транспортом как элементами окружающей его среды имеют свою специфику. Он не может ее«попробовать», а для него важен личный опыт. ДТП нельзя смоделировать с участием ребенка. Однако очень важно заранее обучить ребенка безопасному поведению на дороге. Здесь личный опыт должен быть заменен опытом, накопленным обществом. Развитию таких мыслительных навыков способствует внедренное в дошкольных учреждениях ситуационное обучение, овладев которым, только воспитатель способен выработать у ребенка мыслительный навык.
Ситуационное обучение заключается в систематизации и анализе типичных дорожно-транспортных ситуаций, в результате которых произошли или могут произойти ДТП. Цель ситуационного обучения - приучить ребенка предвидеть опасные ситуации, правильно их оценивать и прогнозировать их развитие, вырабатывать решения предупреждающие попадание ребенка в ДТП или уменьшающие тяжесть их последствий.
Дети в процессе учебы должны наблюдать за реальной обстановкой на дороге или воспроизводимой на макете. В Финляндии, Швеции и других странах есть специальные автобусы, на которых дети выезжают на дорогу и вместе с воспитателем анализируют дорожную обстановку.
В наших условиях при выходе на дорогу или при занятиях на макете под руководством воспитателя дети учатся узнавать опасную ситуацию, ее основные признаки, объяснять наиболее вероятное развитие ситуации, вырабатывать решения, предупреждающие ДТП.
Для анализа опасной ситуации воспитатель использует разнообразные технические средства: макеты, альбомы, слайды, кинофильмы, видеомагнитофоны. Наибольший эффект дает ситуационное обучение, когда оно проводится параллельно с изучением Правил дорожного движения.
Правила являются нормативным (юридическим) актом, который устанавливает, что пешеход должен или чего не должен делать на дороге. На вопрос, как действовать пешеходу, чтобы выполнять требования правил, там ответа чаще всего нет. К тому же даже хорошие знания правил не спасают пешехода от возможных грубых ошибок, что подтверждает статистика ДТП!
Задача взрослого - дать ребенку необходимые навыки безопасного поведения на дороге в опасных дорожно-транспортных ситуациях, позволить ему увидеть и осознать реальную опасность на дороге и возможность избежать ее.
Формирование соответствующей модели поведения, положительного отношения к выполнению правил безопасного поведения на дороге - главная задача воспитателя. При этом только он имеет возможность действовать следующими приемами:
- использовать свой и родительский авторитет и нежелание ребенка огорчить их своим поведением;
- показать возможные последствия лично для ребенка;
- использовать игровую ситуацию для введения ребенка в роль культурного пешехода с положительными привычками;
- активизировать его творческуюсаморегуляцию;
- развивать его мыслительные (умственные) навыки.
К пяти годам у ребенка появляется прирожденное социальное чувство. Он уже личность со своими целевыми установками. Дети имеют великолепное образное мышление, образную память, фантазию и творческое воображение. Дошкольнику легче, чем школьнику, внушить важность таких - мотивовправильного поведения на дороге, как:
- «Это нужно для меня»;
- «Это нужно для сохранения авторитета мамы, папы, воспитателя»;
- «Я буду хорошим пешеходом»;
- «Я буду хорошим примером для других».
Как видим, у дошкольника есть потенциальные возможности усвоить новые правила дорожного движения и уменьшить вероятность попадания его в ДТП. Использовать эти возможности - задача воспитателя.
Проблема обеспечения безопасности детей на дорогах чрезвычайно важна и очень многообразна. Задача обучения воспитателем детей далеко не однозначна и не проста. Она включает в себя:
- педагогическое умение привить ребенку устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации;
- знание собственно предмета «Правила дорожного движения» и понимание его не только охранительной, но и нравственной сущности;
- знание психофизиологических и возрастных особенностей детей
Роль семьи в воспитании у детей навыков дисциплинированного поведения
Семья - это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества.
Ф. Адлер
Родители должны дать ребенку не только навыки полезной деятельности в предстоящей ему жизни, но и навыки, как эту жизнь сохранить, как остаться живым и здоровым в окружающей человека внешней среде, в том числе и в дорожно-транспортной среде, очень динамичной, в-которой ситуации быстро меняются.
Ребенка нет дома, и у матери болит душа: все ли благополучно? Только бы ничего не случилось! Эта извечная человеческая боязнь случая в наше время особенно обоснованна, потому что за последние годы количество несчастных случаев на дорогах, связанных с детским травматизмом, постоянно растет. В семье не жалеют времени на то, чтобы поиграть с ребенком, научитЁ читать или рисовать, но редко находят пять минут в день и даже в неделю, чтобы обучить ребенка правилам безопасного поведения на дороге, уберечь его от несчастного случая.
Шведский родитель утверждает: «Если мой ребенок не будет знать таблицы умножения, то вероятность того, что это приведет к травме или гибели ребенка, практически равна нулю. Но если он не будет знать правил безопасного поведения на дорогах, то вероятность того, что это приведет к травме или гибели ребенка, очень большая». В этой стране и в других странах мира постоянно проводятся научные исследования по вопросам влияния обучения в семье и в школе на безопасное поведение ребенка. Первый экзамен в своей жизни во многих странах Европы ребенок сдает в первом классе по Правилам дорожного движения с вручением ему в торжественной обстановке удостоверения пешехода. Очевидно, поэтому в Финляндии, Швеции, Англии единицы погибших детей в год, а в нашей стране - тысячи. Не говорите, что это маленькие страны - у них количество автомобилей в десятки раз больше, чем в нашей.
Роль семьи, мамы, папы, бабушки, дедушки, старших, братьев и сестер в воспитании ребенка трудно переоценить. С точки зрения ребёнка все, что делают, особенно мама и папа, - правильно и лучше не бывает. Родители для ребенка в возрасте до 7 лет являются образцом поведения, и только более взрослые дети начинают критически оценивать поведение членов своей семьи. Именно в возрасте до 7 лет, когда родители ребенка еще водят его по улице за руку, систематическая, повседневная тренировка в движении, с постоянным личным примером, всех членов семьи (об этом папа или мама обязаны напоминать другим членам семьи) могут создавать положительные или отрицательные привычки в правилах поведения на дороге. Об этом должны помнить все, когда они с ребенком делают первый шаг на проезжую часть дороги.
Любой член семьи с ребенком, которого он держит за руку, или ребенок держится за их сумку, может перебегать проезжую часть в неположенном месте или на красный сигнал светофора. О том, что произошло нарушение правил, взрослый знает, а ребенок или не знает, или предупреждает взрослого: «А нам воспитательница говорила, что по красному сигналу светофора переходить проезжую часть нельзя». В любом случае он в своем сознании эту дорожную ситуацию зафиксирует. Если можнос папой (мамой, дедушкой, бабушкой или старшим братом) - значит, так можно вообще; если ничего не случилось при этом переходе, значит, ничего никогда не случится. И еще хуже, если так сделали мама или папа - значит, так надо делать всегда. Все члены семьи этого ребенка,
ПОМНИТЕ!
Вы закладываете отрицательное отношение и отрицательные привычки нарушать правила безопасного поведения на дороге — основу возможной будущей трагедии.
По своим психофизиологическим особенностям дошкольник сам, даже сознательно выполняя все правила для пешехода, ходить по дороге и переходить проезжую часть не может. Однако жизнь диктует свои условия, и родители, под давлением обстоятельств, вынуждены отпускать его одного. В этом случае один из членов семьи, держа ребенка.за руку, проходит весь маршрут и объясняет порядок его прохождения. Затем ребенок должен взрослого члена семьи провести по маршруту в детский сад и обратно, а взрослые должны слушать ребенка, который поясняет и указывает на то, как надо идти. После этого несколько раз ребенок ходит сам, но под визуальным контролем взрослого. Ребенок при этом не должен знать, что за ним ведется контроль.
Все эти действия не дают абсолютно никаких гарантий, что все будет хорошо, но такая целенаправленная деятельность родителей создает в них хоть какую-то уверенность в безопасности ребенка. Кроме того, родитель может себе сказать: «Я сделал все, чтобы мой ребенок безопасно ходил самостоятельно».
Предлагаем памятки родителям по обучению детей безопасному поведению на дороге. Эти советы написаны для тех родителей, которые готовы преодолеть привычную недооценку угрозы детского травматизма привычную веру в то, что с его ребенком несчастного случая не произойдет, и которые готовы выделить хоть немного времени для обучения своих детей безопасному поведению на дороге и для самостоятельного изучения правил.
Уважаемые родители! Не жалейте времени на обучение детей законам дорог.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание «Дорога. Ребенок. Безопасность»
Цель: организация совместной деятельности родителей и учителей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, повышения культуры участников дорожного движения.Задачи: Побудить родит...
Родительское собрание "Дорога. Ребенок. Безопасность".
Не случайно поднимается эта тема. Среди всех участников дорожного движения самым подвижным и непредсказуемым участником дорожного движения является ребенок. Из общего количества погибших детей подавля...
Семинар - практикум с педагогами на тему: "Дорога. Ребенок. Безопасность."
Семинар - практиукм с педагогами на тему "Дорога. Ребенок. Безопасность."...
Отчет о проведении мероприятия по ПДД «Дорога. Ребенок. Безопасность»
В рамках тематической недели по ПДД с родителями воспитанников всех возрастных групп прошло родительское собрание на тему «Дорога. Ребенок. Безопасность». Целью такого мероп...
Викторина для детей старших групп «Дорога. Ребенок. Безопасность»
Закрепление знаний о правилах дорожного движения и дорожных знаках...
Консультация для родителей по ПДД «Дорога. Ребенок. Безопасность»
Консультация для родителей по ПДД «Дорога. Ребенок. Безопасность»...