КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Формирование сенсорных эталонов с помощью использования игр с мозаикой»
материал по теме
В предложенной методике развития тонкой моторики у дошкольников с особыми образовательными потребностями использованы идеи, приемы, упражнения из разных источников, однако она является не компилятивным обобщением, а системой, позволяющей эффективно осуществлять коррекцию двигательных нарушений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
figury.doc | 189 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Формирование сенсорных эталонов с помощью использования игр с мозаикой»
Мозаика «Кружок», Мозаика «Овал» и «Геометрическая мозаика»,
Для мозаики «Кружок» необходимы следующие детали из плотного цветного картона: большой полукруг диаметром 50 мм (красный - 1 шт., желтый - 4 шт.); маленький полукруг диаметром 30 мм (желтый - 2 шт., красный - 8 шт.); большой круг диаметром 50 мм (желтый, белый, красный, зеленый - по 1 шт.); средний круг диаметром 40 мм (зеленый, красный, белый - по 1 шт.); маленький круг диаметром 30 мм (зеленый - 5 шт., красный - 2 шт., белый - 3 шт.); полоска длиной 45 мм (зеленая - 8 шт., белая - 2 шт.).
Для детей 3 лет изготавливаются образцы, соответствующие размерам деталей мозаики. Ребенок первоначально выкладывает изображение непосредственно на образце, выбирая деталь с учетом цвета и размера. Если он справляется с заданием, можно предложить ему выкладывать изображение на листе бумаги или на столе.
Мозаика «Кружок» (рис. 1)
Для мозаики «Овал» необходимо изготовить следующие детали: большой овал (желтый, красный, оранжевый, белый, коричневый — по 1 шт.); маленький овал (красный, белый, желтый, зеленый - по 2 шт.); удлиненный овал (коричневый — б шт., белый — 4 шт., зеленый -3 шт., желтый - 3 шт., красный - 2 шт.); круг (желтый, красный, оранжевый, белый, коричневый - по 1 шт.); треугольник (желтый - 1 шт., красный - 2 шт., оранжевый — 2 шт., коричневый - 5 шт.).
Содержание игры с мозаикой «Овал» и порядок ее освоения такие же, как в игре «Кружок».
«Геометрическая мозаика» предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Знакомство с ней начинается с повторения геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, круг, треугольник). Затем детям предлагают выложить фигуры на образце. Эта мозаика намного сложнее, чем предыдущие. Ребенок должен не только выбрать нужную по форме и размеру деталь, но и понять, как надо ее повернуть, чтобы она попала в контур (образцы соответствуют размерам деталей мозаики).
В комплект «Геометрической мозаики» входят квадрат со стороной 20 мм (по 3 шт. каждого цвета); прямоугольник со сторонами 28 и 20 мм (по 3 шт.); крут диаметром 20 мм (по 3 шт.); полукруг диаметром 20 мм (по 3 шт.); треугольники с катетом 40 мм (по 2 шт.); с катетом 28 мм (по 2 шт.); с катетом 20 мм (по 4 шт.); черные палочки (5 шт.). Все фигуры разного цвета - красного, желтого, синего, зеленого, черного, белого, коричневого.
Первый блок.
Развитие тактильных ощущений
и кинестетического компонента
двигательного акта
Вначале ребенка необходимо обучить приемам самомассажа рук. Самомассаж - один из видов пассивной гимнастики, его необходимо проводить ежедневно, желательно два-три раза в день. Самомассаж оказывает тонизирующее действие на центральную нерв-тую систему, улучшает функции рецепторов, проводящих путей. Самомассаж начинается с легкого растирания подушечек пальцев в направлении от кончиков к ладони одной руки, затем другой. Далее проводится растирание ладони сначала одной руки от середины к краям большим пальцем другой руки. После чего следует комплекс движений.
• «Пунктиры». И.п. - подушечки четырех пальцев правой руки установлены у оснований пальцев левой руки с
тыльной стороны ладоней.
Движениями назад-вперед («пунктирами») смещаем кожу, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу. То же на другой руке.
- «Пыла». И.п. - левая рука (кисть и предплечье) лежит на столе ладонью вверх. Ребром правой ладони имитируем пиление по всей поверхности левой в направлении вверх - вниз. То же для другой руки.
- «Утюжок». И.п. - то же. Правой рукой поглаживаем, растираем, разминаем левую. То же для другой руки.
- «Каток». И.п. - то же. Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигаем вверх - вниз по ладони левой, разминая ее. То же для другой руки.
- «Буравчик». И.п. - то же. Фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки производим движения по типу «буравчика» на левой ладони. То же для другой руки.
- «Краб». И.п. - то же, пальцы расставлены. Сгибаем указательный и средний пальцы правой руки и фалангами пощипываем пальцы левой. То же для другой руки.
- «Согреем ладошки». Сильно потираем руки.
- «Спиральки». Каждый палец левой руки поочередно, начиная с мизинца, кладется на четыре пальца правой руки Большим пальцем правой руки делаем спиралевидные движения по пальцу левой снизу вверх от основания к подушечке. То же для другой руки.
Упражнения, направленные на развитие тактильных ощущений и кинестетического компонента двигательного акта.
- «Горячо - тепло - холодно». Ребенок должен на ощупь сравнить степей нагрева предметов (грелка - лед - мягкая игрушка - металлическая ложка...
- «Найди, из чего сделано?». Ребенок в начале ощупывает три-пять игрушек различной фактурной поверхность:- затем кусочки материалов, из которых: они сделаны. Необходимо соотнести на ощупь игрушку и материал, из которого она сделана.
- «Пальчиковый бассейн». В большую коробку с бортиками высоте* 7-8 см насыпать горох (фасоль, гречневую крупу, рис..) и поместить в нее сколько предметов, различных в форме и величине и знакомых ребенку. Ребенок должен опустить кисти руки в «бассейн», найти предметы, ощупать и узнать их.
4 «Волшебный мешочек».
Ребенок: должен на ощупь угадать, что лежит в мешочке:
а) бытовые предметы (карандаш, монета, кольцо...);
б) мелкие игрушки;
в) геометрические фигуры различной величины и фактуры (из бархатной бумаги, плотной фольги);
5-«Волшебный мешочек» (усложненный вариант). Ребенку предлагается
ощупать предмет одной рукой, затем выбрать с открытыми глазами из нарисованных предметов такой же;
б) самостоятельно нарисовать такой же предмет;
в) выбрать среди других такой же предмет сначала одной, затем другой рукой.
Второй блок.
Развитие кинетического
компонента двигательного акта
Движения кистями рут. Выполняются по образцу, производятся сначала одной, потом другой рукой, затем двумя руками одновременно.
1. Катать теннисный мячик по наклонной плоскости ладонью.
2. Сжимать резиновые игрушки, клизму (можно наполненную водой),
направляя воздушную струю в ту или другую сторону.
- Ударять по подвешенному к потолку воздушному шару кулаком, ладонью, указательным пальцем.
- «Веселые маляры>>. Локти опираются на стол, пальцы вытянуты и плотно прижаты друг к другу; движения производятся кистями вверх - вниз.
- «Трусливый зайка». Локти опираются на стол, указательный и средний пальцы вытянуты и раздвинуты, остальные плотно прижаты к ладони; движения производятся кистями вверх - вниз.
6. «Курочка пьет воду». Локти опираются на стол, все пальцы вытянуты и собраны в «клювик»; движения производятся кистями вверх - вниз.
7- «Гусь». Локти опираются на стол, большой и указательный пальцы вытянуты и плотно прижаты друг к другу, остальные прижаты к ладони; движения производятся кистями вверх - вниз.
8. «Петушок». Локти опираются на стол, большой и указательный пальцы образуют «клювик», остальные уложены на указательный палец; движения производятся кистями вверх - вниз.
9- «Погладим котенка». Локти опираются на стол, пальцы вытянуты и плотно прижаты друг к другу; движения производятся кистями влево - вправо.
10. «Коза бодатая». Локти опираются на стол, указательный палец и мизинец вытянуты и раздвинуты, остальные плотно прижаты к ладони; движения производятся кистями влево - вправо.
- «Флажок». Локти опираются на стол, пальцы плотно прижаты к ладони, большой оттопырен и направлен вверх; движения производятся кистями влево- вправо.
- «Хорошо - плохо». Локти опираются на стол, пальцы плотно прижаты к ладони, большой оттопырен и направлен вверх («хорошо»), затем вниз («плохо»).
13. «Осы». Локти опираются на стол, указательный палец вытянут, остальные плотно прижаты к ладони; движения производятся кистями по кругу.
Движения пальцами рук. Выполняются по образцу, производятся сначала одной, затем другой рукой, потом двумя руками одновременно.
- «Жук». Локти опираются на стол, указательный палец вытянут, остальные плотно прижаты к ладони; производятся движения указательным пальцем по кругу (жук летит). Аналогичное упражнение проводится другими пальцами.
- «Змея». Локти опираются на стол, указательный палец вытянут, остальные плотно прижаты к ладони, указательным пальцем производятся движения, имитирующие змею. Аналогичное упражнение проводится с другими пальцами.
3- «Зайчик». Локти опираются на стол,
указательный и средний пальцы вытянуты вверх, остальные плотно прижаты
к ладони; движения производятся вытянутыми пальцами (зайчик шевелит ушками).
4- «Коза». Локти опираются на стол, указательный палец и мизинец вытянуты и направлены вперед от себя, остальные плотно прижаты к ладони; движения производятся вытянутыми пальца
ми (коза бодается).
- «Козлик». Локти опираются на стол, большой палец и мизинец вытянуты и направлены вперед от себя, остальные плотно прижаты к ладони; движения производятся вытянутыми пальцами (козлик бодается).
- «Кошка». Локти опираются на стол, указательный и мизинец вытянуты и слегка согнуты, средний и безымянный плотно прижаты большим к ладони; движения производятся вытянутыми пальцами (ушки шевелятся).
- «Бочонок». Локти опираются на стол, пальцы, кроме большого, плотно прижаты друг к другу и смыкаются с ладонью; движения производятся большим пальцем (бочонок открывается -закрывается).
«Цветок». Локти опираются на стол, пальцы плотно прижаты друг к другу, ладонь направлена вверх, пальцы медленно раскрываются.
9- «Лягушка». Локти опираются на стол, указательный и мизинец согнуты и оттянуты назад, средний и безымянный плотно прижаты к ладони, большой приложен к ним горизонтально; движения производятся указательным пальцем и мизинцем (лягушка спит -проснулась).
- «Крокодил». Локти опираются на стол, указательный и мизинец согнуты и оттянуты назад, средний и безымянный вытянуты вперед, большой прижимается к ним снизу (пасть); движения производятся вытянутыми пальцами (крокодил ест).
- «Улитка». Положить руки на стол, поднять указательный и средний пальцы, остальные плотно прижать к столу. Поднятые пальцы двигаются (улитка шевелит рожками).
- «Сова». Локти опираются на стол, указательный, средний и безымянный согнуты так, чтобы подушечки были прижаты к основанию пальцев, большой палец и мизинец оттопырены в стороны. Ими производятся движения (сова летает).
Дополнительно могут использоваться перебирание круп, пуговиц, бусинок и т.д., шнуровка, работа с пластилином, глиной, ножницами, оригами.
Упражнения, выполняемые двумя руками совместно.
- «Ковшик». Обе ладони соединены ребрами на столе, кончики пальцев левой и правой рук соприкасаются, большие пальцы прижаты к ладоням.
- «Пароход». Обе ладони соединены ребрами на столе, кончики пальцев левой и правой рук соприкасаются, большие пальцы оттопырены вверх {труба парохода).
- «Гнездо с яйцами». Обе руки соединены в том же положении, что и в предыдущем упражнении, но большие пальцы опущены внутрь.
4- «Крыша дома». Локти опираются на стол, ладони направлены вверх, пальцы обеих рук плотно прижаты и соприкасаются подушечками, кисти максимально раздвинуты.
5. «Скворечник». Локти опираются на стол, ладони направлены вверх, пальцы обеих рук немного согнуты и соприкасаются подушечками, большие пальцы загнуты внутрь ладоней.
6. «Очки». Локти опираются на стол, пальцы обеих рук собраны в кольцо и соединены.
7- «Ворота». Локти опираются на стол, ладони направлены вверх, подушечки среднего и безымянного обеих рук соединены, указательные и мизинцы выпрямлены, большие плотно прижаты к указательным.
8. «Мостик». Локти опираются на
стол, средние, безымянные и мизинцы
обеих рук плотно прижаты и соединяются горизонтально подушечками, указательные вытянуты вверх, большие
прижаты к ним.
9. «Корни». Локти опираются на стол,
ладони прижаты тыльной стороной,
пальцы опущены вниз.
- «Мельница». Локти опираются на стол, ладони направлены вверх, пальцы обеих рук вытянуты и переплетены. Движения производят вытянутыми пальцами, не расцепляя их {мельница работает).
- «Корзинка». Ладони направлены к себе, пальцы обеих рук переплетены вовнутрь ладоней, большие пальцы замкнуты в кольцо.
- «Колокольчик». Локти опираются на стол, ладони направлены вверх, пальцы обеих рук переплетены, средний палец правой руки опущен вниз (язычок колокольчика).
Третий блок.
Развитие динамической
координации движений
Движения выполняются сначала поочередно то одной, то другой рукой, затем двумя руками одновременно.
1. «Кулачок». Рука лежит на столе тыльной стороной. Поочередно сжимаем в кулачок пальцы, начиная с больше
го, и разжимаем, начиная с мизинца.
- «Здравствуй, пальчик». Локти опираются на стол, все пальцы поочередно: прикасаются к большому подушечками (здороваются).
- «Человечек бегает». Указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные прижаты к ладони большим пальцем. Выпрямленные пальцы передвигаются по столу.
- 4- «Бинокль». Локти опираются на стол. Ладони подняты вверх, большие пальцы соединены горизонтально. Остальные, начиная с указательного, поочередно приставляются к большим движения рук могут быть как одновременные, так и последовательные) до образования «бинокля».
5- «Мишка косолапый». Все пальцы, кроме среднего, стоят на столе, средний согнут и приподнят вверх (голова мед
ведя). Движение производится поочередно большим и указательным пальца
ми - безымянным и мизинцем (имитируется походка медведя).
6. «Игра на рояле». Ладони лежат на столе в позе пианиста (пальцы слегка согнуты). Производится попеременное постукивание первым - вторым, первым - пятым пальцами.
7- «Краб». Ладони направлены вниз, пальцы переплетены вовнутрь, большие направлены к себе. «Краб» движется по столу влево-вправо путем поочередной перестановки большого пальца правой руки - остальных пальцев правой руки - большого пальца левой руки - остальных пальцев левой руки.
Четвертый блок. Развитие реципрокной координации движений
- «Стул». Локти опираются на стол. Левая ладонь поднята вертикально вверх, пальцы плотно сжаты. Правая рука согнута, и кулак приставлен к нижней части ладони левой руки, затем положение рук меняется.
- «Стол». Левая рука согнута, пальцы собраны в кулак, ладонь ребром стоит на столе. Правая рука выпрямлена, накрывает сверху левую. Затем положение рук меняется.
- «Указатель». Локоть левой руки опирается на стол, ладонь повернута к себе, пальцы сложены в кулак, большой палец отставлен в сторону. Правая рука выпрямлена, ладонь вниз, пальцы плот-50 прижаты. Пальцы правой руки прикасаются в горизонтальном положении к основанию мизинца левой руки. Затем соложение рук меняется.
- «Птенцы». Левая рука лежит на столе ладонью вверх, пальцы прижаты и выпрямлены вверх. Правой рукой обхватываем пальцы левой. Затем положение рук: меняется.
5- «Прятки». Локти опираются на стол, ладони прижаты тыльной стороной. Левая ладонь сжата в кулак и находится сзади правой (прячется), ладонь правой руки выпрямлена. Затем положение рук меняется.
- Рисование. Одной рукой рисуются круги, другой квадраты.
- Имитация игры на рояле, гитаре, балалайке, скрипке и т.д.
В предложенной методике развития тонкой моторики у дошкольников с особыми образовательными потребностями использованы идеи, приемы, упражнения из разных источников, однако она является не компилятивным обобщением, а системой, позволяющей эффективно осуществлять коррекцию двигательных нарушений. Методику можно использовать самостоятельно и в качестве начального этапа коррекционной работы с дошкольниками с особыми образовательными потребностями. Известно, что развитие тонкой моторики способствует улучшению функционального состояния корковых мозговых структур, развитию речевой деятельности. Поэтому, начиная коррекционные мероприятия с данного раздела, логопед может повысить эффективность своей работы в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей. «Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников в условиях семейного воспитания с помощью разных информационных источников»
Даны родителям рекомендации по использованию разных информационных источников (художественной литературы, музыкальных произведений, периодических изданий, интернет - ресурсов) по формированию основ зд...
консультация для родителей " Формирование логического мышления детей с помощью блоков Дьенеша"
Одним из высших по уровню развития является логическое мышление.Наиболее эффектимным пособием для развития логического мыщления являются логические блоки Дьенеша для подготовки мышления детей ...
Консультация для родителей ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Ознакомление с величиной является одной из задач сенсорного и умственного воспитания детей раннего дошкольного возраста. Умение ребенка научиться выделять величину, давать ей соответствующие наз...
Консультация для родителей :«Формирование сенсорных представлений у детей дошкольного возраста».
Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем возрасте ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах ...
Консультация для родителей по сенсорному развитию "использование «сенсорных коробок»
Использование «сенсорных коробок»...
Консультация для родителей "Формирование сенсорных представлений у детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей "Формирование сенсорных представлений у детей дошкольного возраста"...
Консультация для родителей «Формирование сенсорных представлений у детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей...