Готовность ребенка к школе.
статья (подготовительная группа) по теме

Злобина Тамара Павловна

Поступление   в  школу  - начало  нового этапа в  жизни  ребенка. Быть  готовым  к  школе не  значит уметь  читать, писать, считать. Это значит - быть  готовым  всему этому  научиться.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Психологическая готовность  ребенка к школе»

Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка. Вся система воспитания и обучения детей в детском саду была направлена на подготовку детей к школьному обучению.

Готовность к школе – что это такое?

Это уровень физического и психического развития  ребенка, при котором требования, предъявляемые в школе, не приведут к нарушению его здоровья и развития. Требования в школе завышенные, наличие различных программ, дополнительных занятий, факультативов – все это приводит к тому, что ребенок утомляется, не всегда может справиться с предъявляемой  нагрузкой, появляются различные невротические реакции.

Готовность к школе – это не отдельные знания и умения, а их определенный набор. Это как набор продуктов, без которых нельзя приготовить определенное блюдо. Пропорции разные, но все компоненты должны присутствовать.

Выделяют физическую и психологическую готовность. Физическая готовность – это, как правило, здоровье ребенка, наличие или отсутствие хронических заболеваний. Психологическая готовность включает

  1. Личностную готовность
  2. Интеллектуальную готовность
  3. Сформированность предпосылок к учебной деятельности
  4. Волевая готовность или произвольность
  5. Уровень развития зрительно-моторной координации

Личностная готовность – это отношение к  окружающему миру и к самому себе.

Отношение к школе: желание пойти в школу и желание учиться.

Отношение к сверстникам: доверие, авторитарное отношение, охотно ли общается.

Отношение к взрослым: уважение, доверие.

Отношение к себе: уверен ли в себе, хорош ли я.

Интеллектуальная готовность – определенный уровень познавательной деятельности, познавательной активности (любознательность, активность, пытливость). Это и количественный запас знаний (кругозор), но самое важное – это сформированность рече-мыслительных процессов. Умение сравнивать предметы и явления, видеть черты сходства и различия, выделять главное и второстепенное, устанавливать закономерности, умение целенаправленно наблюдать.


Волевая готовность – произвольность деятельности (неинтересно, но нужно).

Умение детей слушаться, выполнять определенные правила распорядка

Умение слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый. Ребенку нужно уметь понять и принять задание учителя. Необходимо сосредоточиться на инструкции.

Уровень зрительно-моторной координации – или слышит ли рука глаз. Мышцы руки должны быть достаточно крепкими. Должна быть хорошо развита мелкая моторика, чтобы ребенок мог правильно держать ручку, карандаш. Ребенок в процессе  обучения вынужден смотреть на предмет (доску) и списывать или срисовывать то, что в данный момент рассматривает. Важно, чтобы пальцы «слушали» информацию, которую им дает глаз. Детям легче рисовать, писать по памяти, чем с образца на доске. Внимание при списывании с доски раздваивается и трудно координировать движения глаза и руки. Как же это умение формируется? Помогут графические диктанты, только не под диктовку, как для развития волевой готовности, а копирование с образца. Это может быть копирование геометрических фигур, простых рисунков, схем, букв или цифр.

Шесть лет это тот возраст, в котором при благоприятных условиях воспитания, ребенок из дошкольника постепенно превращается в школьника. Наша  общая задача – помочь детям, чтобы этот период был менее болезненным для ребенка. Детский сад – это учреждение, где основным видом деятельности является игра. Поэтому и занятия по подготовке детей к школе проводятся в виде игр, с использованием игровых моментов и игровых упражнений.
Необходимо обратить особое  внимание на выбор образовательного учреждения, а самое главное – на учителя, который будет сопровождать ребенка в стране знаний первые годы обучения.