Психологическая готовность к школе
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Петрова Татьяна Владимировна

Это консультация в которой я рассматриваю психологическую готовность ребенка к школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultaciya_psihologicheskaya_gotovnost_k_shkole.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая готовность к школе - это качественное своеобразие интеллектуального развития ребёнка и некоторые особенности его личности, без которых невозможно успешно обучаться в массовой школе. Составители школьных программ, как правило, рассчитывают на наличие у детей определённого уровня интеллектуального и личностного развития. Поэтому определение этого уровня чрезвычайно важно при приёме ребёнка в школу.

Нервно- психические нарушения.

Особая группа детей, у которых с первых дней в школе возникают

различные проблемы,- дети с нарушением нервно-психического здоровья.

Такие дети выделяются уже в детском саду, до школы. Их обычно называют трудными, упрямыми, неуправляемыми. Всё поведение такого ребёнка основывается на эмоциях. Чрезмерно беспокойные, суетливые, плаксивые, драчливые, они постоянно кричат, сильно возбуждаются, долго не могут успокоиться, при малейшей неудаче обижаются, плачут, пускают в ход кулаки. Родители и воспитатели выбиваются из сил, требуя хорошего поведения, а положительных результатов добиться трудно.

Встречаются и такие дети, которые проявляют, наоборот, склонность к тормозным реакциям,- застенчивые до пугливости, нерешительные, робкие. Если такие дети не справляются с каким- либо заданием, то объясняют это тем, что оно было очень трудным, или тем, что « дети шумят». Всегда кто- то другой виноват в их неуспехе. В таких случаях ребёнок всё разбрасывает, отталкивает задание в сторону, отказывается его выполнять, ссылаясь на то, что оно не получается, что « болит голова» . Как родители, так и воспитатели в детском саду нередко считают эти особенности поведения избалованностью или « характером», проходящими недостатками детского возраста.

В большей мере вызывают беспокойство плохой сон детей, ночное недержание мочи, тики, вредные привычки. Но и в этих случаях родители не торопятся к врачу, воспринимая подобные рекомендации с обидой . Тем не менее именно в этих случаях речь идет о нарушениях нервно- психического здоровья, которые относятся к категории так называемых пограничных расстройств, то есть находящихся на грани нормы и болезни.

В возрасте 6-7 лет нарушения нервно-психического здоровья встречаются у 15- 20% детей. В подобных случаях родители должны проявлять особое внимание и беспокойство ещё задолго до поступления ребёнка в школу.

Все эти нарушения поведения- признаки неблагополучия, сигналы тревоги.

Нельзя сказать, что родители не обращают внимания на подобное поведение ребёнка, но каждый борется (и не в переносном, а в прямом смысле) с ребёнком так, как считает нужным, в соответствии со своими представлениями о необходимых требованиях к поведению. За советом к врачу обращаются очень редко, больше того, рекомендация показать своего ребёнка психоневрологу ( нередко об этом просят родителей воспитатели в детском саду, в дальнейшем и учителя в школе) вызывает бурную реакцию протеста, обиду. Родители согласны вести ребёнка к любому врачу, но только не к психоневрологу. Чаще всего такая непреклонность вызвана непониманием и страхом: вдруг поставят на учёт. узнают знакомые и т.д.

Короче честолюбие превыше всего, а страдает ребёнок. Даже попав на приём к психоневрологу, родители не торопятся рассказать врачу о своём беспокойстве, о нарушениях поведения ребёнка, а наоборот подчёркивают, что « это он сейчас разнервничался». А ведь за несколько минут приёма поставить диагноз очень трудно.

Так где же истоки нервных расстройств у детей?

Их много, и скорее всего здесь действует комплекс неблагоприятных факторов. Это могут быть и нарушения в течении беременности ( сильный токсикоз, повышение артериального давления, отёки, заболевания, приём различных лекарств, угроза выкидыша), и тяжёлые или длительные заболевания у ребёнка в раннем периоде развития, и черепно-мозговые травмы. А может быть, мама не смогла отказать себе во время беременности в курении или позволяла себе чуть-чуть выпить? Но именно во время беременности закладывается нервная система ребёнка, определяется её развитие. В обычных условиях дошкольной жизни образовавшийся в результате этого дефект деятельности мозга может быть не очень выражен, так как при небольших нагрузках на нервную систему он достаточно хорошо скомпенсирован. Однако вскоре после начала учёбы проявляется весь комплекс расстройств: повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, быстрая истощаемость, низкая неустойчивая работоспособность, сниженная продуктивность занятий. А отсюда и школьные проблемы.

Наиболее тяжёлыми для растущего организма являются неблагоприятные микросоциальные условия воспитания- конфликтные ситуации в семье, безнадзорность или, наоборот, излишняя опека и, безусловно, алкоголизм старших.

Многие отечественные и зарубежные исследователи отмечают, что алкоголизм родителей или отягощённая по алкоголизму наследственность является одной из основных причин нервно- психических нарушений у детей, так как в подобных случаях они постоянно находятся в конфликтной атмосфере, являются свидетелями аморального, ассоциативного поведения родителей.

Самым частым последствием воздействия всех этих неблагоприятных факторов на детский организм является раннее органическое поражение центральной нервной системы, которое и лежит в основе большинства пограничных нервно-психических расстройств.

Условия семейного воспитания, климат семьи, степень социального и психологического благополучия небезразличны для состояния нервной системы ребёнка. Однако мы часто об этом забываем, а когда с тревогой замечаем, что малыш стал раздражительным, беспокойным, непослушным, пугливым, ищем какие угодно причины, но только ни в коем случае не обвиняем себя.

Перечислим ещё раз факторы риска и какие нарушения в поведении могут рассматриваться как неблагоприятные:

- неблагоприятное протекание беременности и родов ( родовые травмы, асфиксия, стрессовые ситуации у мамы, тяжёлые заболевания у мамы в течение беременности) ;

- нарушения в кормлении, сосании, переваривании пищи;

- крикливость, беспокойство;

- недостаток отклика на звуки или чрезмерная реакция на звуки;

- недостаточность следящих движений глаз;

- задержка в развитии движений (сидение, стояние, ходьба);

- задержка в речевом развитии;

-нарушение сна;

-вялость, неловкость, гиперактивность;

- нарушения в состоянии здоровья.

А теперь сформулируем основные факторы риска в предшкольный период:

1. неспособность следовать инструкции (ребёнок не может сосредоточиться на задании, не понимает, с чего начать и что делать дальше, быстро отвлекается);

2. импульсивность, бесконтрольность поведения : (преобладание « хочу» над « можно»);

3. чрезмерная (бесцельная) двигательная активность (непоседливость, крикливость, настойчивая болтовня);

4. нарушение сна (беспокойный сон);

5. плохое развитие движений руки ( не любит рисовать, лепить, не умеет работать с мелкими деталями) ;

6. общая моторная неловкость;

7. нарушение темпа деятельности (очень медленно двигается, говорит, ест и т.д.), плохое чувство ритма, пассивность;

8. языковые проблемы (задержка речевого развития, повторы в речи, неровный темп речи и т.п.);

9. боязнь новых вещей, людей, новых ситуаций;

10.тенденция становиться более раздражительным в окружении незнакомых (взрослых, детей), стремление быть одному, трудность новых контактов;

11. нарушение в состоянии здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной   школьной готовности.    Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной   школьной готовности.    Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...

Педагогический проект «Мотивационная готовность как один их основных компонентов психологической готовности к школе»

Педагогический проект для старших дошкольников по формированию мотивационной готовности к школе посредством проектной деятельности....

Конспект выступления на родительском собрании в подготовительной к школе группе «Бабочки» «Психологическая готовность к школе»

В конспекте раскрывается значение термина "готовность к школьному обучению", описываются критерии, по которым она определяется....

Семинар-практикум с родителями детей подготовительной к школе группы на тему: "Проблемы предшкольной подготовки. Психологическая готовность к школе."

Данную методическую разработку можно использовать в работе с родителями будущих выпускников детского сада. Материал будет полезен педагогам ДОУ: воспитателям подготовительной к школе группы, педагогам...

"Психологическая готовность к школе. Работа педагога-психолога по подготовке детей к школе"

Выступление на родительском собрании (подготовительные группы)...

Родительское собрание "Готовность к школе" выступление педагога-психолога на тему: "Психологическая готовность к школе"

Время летит очень быстро, совсем скоро ребята пойдут в школу.Разные эмоции вызывает у нас мысль, о том, что ребятам скоро в школу....