Консультация для родителей на тему: "Агрессивность в детском возрасте"
методическая разработка по теме
Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Что такое агрессия, каковы ее причины, какие существуют способы разрядки агрессивности и выражения гнева? Все это необходимо знать, чтобы оказать своевременную помощь агрессивному ребенку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultaciya_dlya_roditeley_agressivnost_v_detskom_vozraste.docx | 977.78 КБ |
Предварительный просмотр:
автономное учреждение «Дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей №2 «Рябинка» муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры городской округ город Радужный
Консультация для родителей
«АГРЕССИВНОСТЬ
В ДЕТСКОМ
ВОЗРАСТЕ»
Подготовила: Венза Т.В.,
педагог-психолог
Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агрессивного поведения детей.
Слово «агрессия» произошло от латинского «agressio», что означает «нападение», «приступ». В психологическом словаре приведено следующее определение данного термина: «Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)».
Агрессивность – это свойство личности, «выражающееся в готовности к агрессии». Таким образом, агрессия – это действие, агрессивность – готовность к совершению таких действий.
Виды агрессии:
Причины агрессивного поведения:
Все эти виды агрессии можно наблюдать у людей всех возрастов, а иногда они проявляются с самого раннего детства. На становление агрессивного поведения ребенка оказывают влияние многие факторы:
- Соматические заболевания или заболевания головного мозга.
- Огромную роль играет воспитание в семье (существует непосредственная связь между проявлениями детской агрессии и стилями воспитания в семье):
Социолог М. Мид доказала, что в тех случаях, когда ребенка резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. И наоборот, когда в общении с ребенком присутствуют мягкость, ребенок окружен заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются. Пренебрежительное, попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребенка также приводит к формированию у него агрессивных черт личности. Исследования показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим «ожиданиям» не устраняют это качество, а напротив, развивают в своем ребенке чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы.
- Большое влияние оказывает характер наказаний:
Раншбург И. и Поппер П. отмечают, что если ребенка строго наказывать за любое проявление агрессивности, то он учится скрывать свой гнев в присутствии родителей, но это не гарантирует подавления агрессии в любой другой ситуации.
- Дети часто используют агрессию и непослушание для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослого. Малыши, родители которых отличаются чрезмерной уступчивостью, неуверенностью, а иногда и беспомощностью в воспитательном процессе, не чувствуют себя в полной безопасности и также становятся агрессивными. Неуверенность и колебания родителей при принятии каких-либо решений провоцирует ребенка на капризы и вспышки гнева, с помощью которых дети могут влиять на дальнейший ход событий и при этом добиваться своего (стремление получить желанный предмет
- Ущемление достоинств другого с целью подчёркивания своего превосходства
- Защита и месть (в ответ на агрессию)
- Стремление быть главным
Поскольку поведение агрессивных детей часто является деструктивным и связанным с непредсказуемыми эмоциональными вспышками, проблема обучения ребенка приемлемым способам выражения гнева – одна из самых острых и важных проблем, стоящих перед взрослыми.
По мнению Вирджинии Н. Квинн (2000) существует четыре основных способа выражения гнева:
- Прямо (вербально или невербально) заявить о своих чувствах, при этом давая выход отрицательным эмоциям.
- Выразить гнев в косвенной форме, вымещая его на человеке или предмете, который представляется разгневанному неопасным. Не отреагировав сразу, человек рано или поздно может почувствовать необходимость выплеснуть гнев из себя. Но не на того, кто вызвал это чувство, а на того, кто «подвернется» под руку, кто слабее и не сможет дать отпор. Такое выражение гнева получило название переноса.
- Сдерживать свой гнев, «загоняя» его внутрь. В этом случае постепенно накапливающиеся отрицательные чувства будут способствовать возникновению стресса. Кэррол Изард публикует клинические данные, полученные Холтом, которые свидетельствуют о том, что если человек постоянно подавляет свой гнев, он более подвержен риску психосоматических расстройств. По мнению Холта, невыраженный гнев может стать одной из причин таких заболеваний, как ревматический артрит, крапивница, псориаз, язва желудка, мигрень, гипертония и др.
- Задерживать негативную эмоцию до момента ее наступления, не давая ей возможности развиться, при этом человек пытается выяснить причину гнева и устранить ее в кратчайший срок.
Многие авторы считают, что одним из лучших способов выражения гнева является прямое высказывание своих чувств человеку, который стал источником гнева.
Способы разрядки агрессивности и выражения гнева:
- Громко спеть любимую песню
- Пометать дротики в мишень
- Попрыгать на скакалке
- Используя «стаканчик для криков», высказать все свои отрицательные эмоции
- Налить в ванну воды, запустить в неё несколько пластмассовых игрушек и бомбить их мячом
- Пускать мыльные пузыри
- Устроить «бой» с боксёрской грушей
- Бег, физические нагрузки
- Быстрыми движениями руки стереть с доски
- Забить несколько гвоздей в бревно или доску
- Поиграть в «настольный футбол» (баскетбол, хоккей)
- Устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит»
- Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить
- Взять стопку листов плотной бумаги или картона и попытаться порвать их.
- Агрессивным детям зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому для данной категории детей будут полезны любые релаксационные упражнения. Для того чтобы приучить ребенка в момент «неприятной ситуации» не стискивать челюсти (что характерно для многих агрессивных детей), а расслаблять мышцы лица, можно использовать релаксационные упражнения. Интересные и эффективные упражнения можно найти в книге К.Фопеля «Как научить детей сотрудничать».
- Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают других способов выражения своих чувств. Задача взрослого – научить их выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. С этой целью можно в группе детского сада (или дома с ребенком) обсудить наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации.
- Одним из приемов работы с агрессивными детьми может стать ролевая игра.
Правила работы с агрессивными детьми:
1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.
2. Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.
3. Наказания не должны унижать ребенка.
4. Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.
5. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
6. Развивать способность к эмпатии.
7. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.
8. Учить брать ответственность на себя.
Однако, все перечисленные способы и приемы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Непоследовательность поведения родителей может привести к ухудшению поведения ребенка.
Шесть рецептов избавления от гнева
№ | Содержание | Пути выполнения |
1 | Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно |
|
2 | Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия |
|
3 | Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии |
или:
|
4 | В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить |
|
5 | Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев |
|
6 | К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть всевозможные нюансы и подготовить ребенка к предстоящим событиям |
|
Важно помнить, что агрессивность в определенных пределах необходима любому человеку. Агрессивность может служить способом самозащиты, отстаивания своих прав, удовлетворения желаний и достижения цели. Выраженная в приемлемой форме агрессивность играет важную роль в способности ребенка адаптироваться к обстановке, познавать новое, добиваться успеха. В то же время агрессивность в форме враждебности и ненависти способна нанести вред, сформировать нежелательные черты характера — либо задиры, хулигана, либо труса, не способного постоять за себя. И то, и другое негативно сказывается на чувствах ребенка, а в крайних случаях может привести к деструктивному поведению даже в отношении людей, которых ребенок любит.
Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается не в том, чтобы "приклеить ярлык", а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку…
Любовь, терпение и внимание к ребенку, его нуждам и потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими — вот что поможет вам, родители, наладить взаимоотношения с ребенком.
Список используемой литературы:
- Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия – СПб.: Питер, 1997. – 336 с.: ил. (Серия «Мастера психологии»)
- Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка: 3-е изд., испр. – СПб.: Союз, 1997. – 224 с.
- Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 154 с.
- Фопель К. как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.6 В 4-х томах. – М.: Генезис, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: «Агрессивный ребенок»
Консультация для родителей на тему:«Агрессивный ребенок»...
Консультация для родителей на тему : "Агрессивный ребенок"
Консультация для родителей на тему : "Агрессивный ребенок"....
Консультации для родителей на тему: «Агрессивный ребенок»
Детская агрессивность – признак внутреннего эмоционального неблагополучия, комплекс негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты.Источник: http://doshvozrast.ru/rabrod/...
Статья на тему: "Агрессивное поведение в детском возрасте"
Способы проявления агрессии в детстве различны для каждой стадии развития ребенка и имеют свои особенности с точки зрения свойств личности каждого ребенка его темперамента, чувствительности, силы нер...
Консультация для педагогов на тему: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что ...
консультация для родителей на тему :"Агрессивное поведение детей младшего дошкольного возраста"
Проблема агрессивности одна из центральных психологических и педагогических задач, так как, начиная уже с раннего возраста, современные дети проявляют ярко выраженную склонность к агрессии. Дошкольное...
Консультация для родителей на тему: « Агрессивное поведение детей в детском саду»
Консультация «Агрессивное поведение детей в детском саду»Цель: привлечь родителей к анализу семейной эмоциональной атмосферы, к тому, как она может влиять на эмоциональное самочувствие реб...